Научная статья на тему '2017. 02. 013. Эдельман Б. Дж. , джерадин Д. Эффективность и кратчайший путь: каким должно быть регулирование деятельности таких компаний, как Airbnb и Uber? Edelman B. G. , Geradin D. еfficiencies and regulatory shortcuts: how should we regulate companies like Airbnb and Uber? // Stanford technology law review. - 2016. - vol. 19, n 2. - p. 293-328. - mode of access: https://journals. Law. Stanford. Edu/sites/default/files/stanford-tech nology-law-review/print/2016/04/19-2-4-edelman-geradin-final. Pdf'

2017. 02. 013. Эдельман Б. Дж. , джерадин Д. Эффективность и кратчайший путь: каким должно быть регулирование деятельности таких компаний, как Airbnb и Uber? Edelman B. G. , Geradin D. еfficiencies and regulatory shortcuts: how should we regulate companies like Airbnb and Uber? // Stanford technology law review. - 2016. - vol. 19, n 2. - p. 293-328. - mode of access: https://journals. Law. Stanford. Edu/sites/default/files/stanford-tech nology-law-review/print/2016/04/19-2-4-edelman-geradin-final. Pdf Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОГРАММНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / РЫНОК / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АРЕНДА АПАРТАМЕНТОВ / ТРАНСПОРТНЫЙ СЕРВИС / ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ / UBER / AIRBNB / США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 02. 013. Эдельман Б. Дж. , джерадин Д. Эффективность и кратчайший путь: каким должно быть регулирование деятельности таких компаний, как Airbnb и Uber? Edelman B. G. , Geradin D. еfficiencies and regulatory shortcuts: how should we regulate companies like Airbnb and Uber? // Stanford technology law review. - 2016. - vol. 19, n 2. - p. 293-328. - mode of access: https://journals. Law. Stanford. Edu/sites/default/files/stanford-tech nology-law-review/print/2016/04/19-2-4-edelman-geradin-final. Pdf»

Основным принципом использования в Российской Федерации радиочастотного спектра является право доступа к нему всех пользователей, но с учетом государственных приоритетов. Следующий принцип - конверсия радиочастотного спектра; он связан с положением о том, что регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства, которое в качестве одного из основных принципов установило приоритет своих собственных интересов. Еще один принцип - прозрачность и открытость процедур распределения и использования радиочастотного спектра.

В целях развития современных инфокоммуникационных услуг на базе LTE-технологий авторы предлагают принять единый комплексный законодательный акт в виде инфокоммуникационно-го кодекса, регулирующего данные услуги и устанавливающего особенности правовой регламентации смежных отношений с учетом специфики данной отрасли.

Н.В. Крысанова

2017.02.013. ЭДЕЛЬМАН Б.Дж., ДЖЕРАДИН Д. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ: КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАКИХ КОМПАНИЙ, КАК AIRBNB И UBER?

EDELMAN B.G., GERADIN D. ЕГйаепаез and regulatory shortcuts: How should we regulate companies like Airbnb and Uber? // Stanford technology law review. - 2016. - Vol. 19, N 2. - P. 293-328. - Mode of access: https://journals.law.stanford.edu/sites/default/files/stanford-tech nology-law-review/print/2016/04/19-2-4-edelman-geradin-final.pdf.

Ключевые слова: правовое регулирование; программные платформы; рынок; информационные технологии; аренда апартаментов; транспортный сервис; перевозка пассажиров; Uber; Airbnb; США.

Статья Бенджамина Эдельмана (адъюнкт-профессора Гарвардской школы права) и Дамиена Джерадина (профессора права Тильбургского университета, Школы права Университета Джорджа Мэйсона и практикующего юриста) посвящена проблематике правового регулирования деятельности, которая осуществляется на

основе новых программных платформ, связывающих потребителей с неформальными перевозчиками и арендодателями апартаментов.

Авторы предостерегают от чрезмерного увлечения термином «sharing» (распределение, совместное пользование) применительно к такого рода деятельности. Например, такой сервис, как Airbnb, с помощью которого осуществляется краткосрочная аренда апартаментов, рекламируется как позволяющий хозяевам разделить свой дом с гостями, а транспортный сервис Lyft характеризует себя как «ridesharing». С одной стороны, это отражает некоторые аспекты такой деятельности, в частности - использование одного ресурса для нескольких целей - и для личных нужд собственника, и для извлечения дохода. С другой стороны, этот термин может ввести в заблуждение, поскольку, как правило, отношения, возникающие на основе таких платформ, краткосрочны, и основным источником повышения эффективности такой деятельности является оптимизация структуры отношений на рынке.

Функционирование программных платформ осуществляется с использованием современных информационных технологий (сайтов, мобильных приложений). Это позволяет непосредственно связать услугодателей с потребителями, экономя на посредниках. Стоимость поиска партнера снижается. В значительной степени эту задачу выполняют сами стороны сделки. Транспортные сервисы Uber и Lyft экономят за счет того, что не надо тратиться на диспетчеров и специальное оборудование. В случае с арендой апартаментов упрощение непосредственного общения между клиентом и ус-лугодателем дает возможность обговорить все детали и специальные пожелания. Транспортные платформы позволяют пассажиру увидеть изображение водителя и транспортного средства, а водителю - изображение пассажира, благодаря чему им легче найти друг друга на месте. Пассажир, кроме того, может отследить передвижения автомобиля, если тот опаздывает. Подобные удобства характерны и для иных областей, в которых находят применение программные платформы, построенные по принципам Uber: Handy -услуги по домашней уборке, Instacart - закупка и доставка еды на дом, Medicast - медицинское обслуживание на дому, Shyp - упаковка и транспортировка, YourMechanic - ремонт автомобилей. Все взаимодействие участников сделок (поиск, переговоры, платеж, оценка оказанной услуги) осуществляется через платформы. Про-

граммные платформы способствуют более полному вовлечению ресурсов в коммерческий оборот, их эффективному использованию и избежанию простоев.

Благодаря программным платформам стало возможным объединение пассажиров, которые перемещаются по одному маршруту независимо друг от друга, для совместной поездки на одной машине и экономии. Как правило, программные платформы позволяют также прибегать к удобным способам оплаты, предусматривают механизмы формирования репутации участников рынка и разрешения споров. В результате на рынке появляются услуги, которые раньше не были доступны, а цены снижаются.

Авторы высказывают предположение, что программные платформы стимулируют инвестирование, хотя у этого процесса есть, видимо, и другая сторона - потенциальное уменьшение инвестиций в традиционный гостиничный бизнес и традиционные перевозки в такси.

Теоретически деятельность на основе программных платформ может вызывать некоторые вопросы в сфере конкуренции, однако если даже какие-то программные платформы начинают доминировать в своей сфере, ограничений доступа к ним не наблюдается, равно как и препятствий к тому, чтобы традиционные игроки на рынке продолжали работать по-старому. Кроме того, сейчас программными платформами пользуются и традиционные участники рынков, например, некоторые отели выставляют свои номера на Airbnb. В ряде высокотехнологичных сфер случается, что одна фирма приобретает временную или постоянную монополию, которая часто объясняется необходимостью технологической совместимости. Однако для функционирования программных платформ это не характерно. Например, у Uber существует множество клонов.

Вместе с тем, как отмечают авторы, в некоторых аспектах деятельность традиционных участников рынка оказывается эффективнее. Например, один сотрудник отеля, не покидая рабочего места, заселит десятки постояльцев, в то время как каждому владельцу апартаментов придется в индивидуальном порядке встречать каждого гостя, чтобы передать ему ключи. Однако и тут развитие технологий может все изменить, например, технологий дистанционного разрешения доступа в помещение.

Деятельность по оказанию услуг на основе программных платформ не укладывается в рамки современных требований о лицензировании, сертификации, страховании, поэтому в некоторых юрисдикциях они встречают сопротивление. Например, Uber был запрещен по крайней мере в 10 странах, в трех его функционирование приостанавливалось (в том числе в шести американских городах), а во Франции его топ-менеджеры даже столкнулись с уголовным преследованием.

По мнению авторов, лицензионные и тому подобные требования часто не имеют ничего общего с обеспечением интересов потребителей, а приносят пользу только действующим игрокам рынка, ограждая их от конкуренции. В качестве примера неоправданных ограничений они приводят французский Закон от 1 октября 2014 г. № 2014-1104 о такси и управляемых водителем транспортных средствах, получивший известность как «Loi Thévenoud», который установил запрет на геолокализацию пользователями (в том числе с помощью смартфона) транспортных средств с водителями до момента заказа; обязал водителей возвращаться на базу после рейса, если на момент высадки пассажира у них нет заказа (т.е. запретил водителям перемещаться в те места, где наиболее вероятно получить заказ), и обязал информировать пассажира о стоимости поездки в момент заказа (что несовместимо с типичными механизмами ценообразования на программных платформах). Uber обратился в Конституционный суд Франции, который признал неконституционным лишь третье ограничение.

В некоторых случаях правовое регулирование не имеет своей непосредственной целью затруднить использование программных платформ, но фактически приводит к такому результату. Например, Административный кодекс Вашингтона требует, чтобы транспортные средства, оказывающие услуги по перевозке по заказам пассажиров, были забронированы не позднее, чем за 15 минут до посадки пассажира, что препятствует исполнению более срочных заказов (с. 307-308). Авторы отмечают, что таких примеров немного и становится все меньше.

Разумно не запрещать оказание услуг на основе программных платформ и не усложнять его чрезмерными ограничениями, которые лишат потребителей выигрыша от их достоинств, а сосредоточиться на исправлении дефектов рыночного механизма. Тем

более практика показывает, что, несмотря на запреты, потребители продолжают пользоваться услугами, оказываемыми на основе программных платформ, таким образом, результатом запретов становится только снижение авторитета закона и усложнение разрешения конфликтов между участниками рынка.

За запреты или максимальные ограничения деятельности с использованием программных платформ в первую очередь выступают, стремясь обезопасить себя от конкурентов, старые участники рынков, работающие по традиционным схемам. Чтобы не ставить их в невыгодное положение, разумно убирать излишние ограничения для всех - и для них, и для программных платформ, считают авторы. Технологическое развитие все равно рано или поздно заставит вернуться к этому вопросу.

Правовое регулирование должно быть сосредоточено на «слабых местах рынка», чтобы защитить клиентов, а также третьих лиц, не являющихся клиентами, интересы которых могут пострадать от деятельности по оказанию услуг с помощью программных платформ (например, пешеходов и соседей). В этом контексте авторы рассматривают вопросы надлежащего страхования ответственности водителей и правового значения согласия соседей для сдачи апартаментов в краткосрочную аренду.

Проблему авторы также видят в информировании клиентов о качестве и безопасности услуг. Они подробно останавливаются на системе формирования рейтингов апартаментов и водителей на платформах Airbnb и Uber и заключают, что такие рейтинги способны хорошо отражать качества, заметные в ординарных ситуациях среднему потребителю, однако они не учитывают скрытых недостатков, в результате которых потребителям может быть причинен вред. Для того чтобы обезопасить потребителей от таких рисков, было бы допустимо введение минимальных стандартов.

Еще одна проблема - обеспечение обслуживания уязвимых категорий потребителей. Например, в Нью-Йорке таксистам запрещено дискриминировать пассажиров по признаку расы или в связи с инвалидностью или отказываться везти пассажира в какой-нибудь район города. Программные платформы могут обходить эти запреты, поскольку решения принимаются децентрализованно.

Человек, который открыл приложение Uber, может получить ответ, что машины в окрестностях вообще отсутствуют, и тогда

ему придется ждать или отказаться от поездки. Эта проблема могла бы быть решена, если бы вызов в любом случае переадресовывался ближайшей машине.

Традиционные перевозчики создают условия для пассажиров-инвалидов, например, определенная доля автомашин парка бывает приспособлена к перевозке пассажиров в креслах-каталках, и дополнительные расходы на эксплуатацию таких машин распределяются между всеми пассажирами. Программные платформы обычно не предоставляют таких возможностей.

Аналогичные требования соблюдают отели, определенная часть номеров в которых должна быть доступна для кресел-каталок и резервироваться для инвалидов. В системе Airbnb имеются апартаменты, куда возможен доступ на креслах-каталках, однако никаких гарантий размещения в них нет, поскольку хозяева не несут соответствующих обязанностей.

Авторы видят два пути решения этой проблемы. Первый -возложить на программные платформы в целом такие же обязательства по обслуживанию инвалидов, как и на традиционные таксопарки и отели. Они могли бы привлекать водителей и хозяев апартаментов с соответствующим оборудованием обещанием бонусов, расходы на выплаты которых ложились бы на всех участников. Второй вариант - делегирование решением публичной власти обслуживания инвалидов определенным операторам, которые будут существовать за счет налогов, уплачиваемых всеми услугода-телями соответствующей сферы, либо за счет общих налогов.

Еще одной проблемой является уплата налогов на услуги, оказываемые через программные платформы. В некоторых юрис-дикциях на платформы возложены обязанности сбора налогов. Например, Airbnb собирает и уплачивает налоги в 16 американских городах.

В целом авторы считают, что не следует чрезмерно регулировать деятельность на основе программных платформ, но, с другой стороны, они не могут существовать вне закона, и условия оказания услуг в соответствующей сфере экономики не должны неоправданно различаться для тех, кто использует программные платформы, и для тех, кто работает по-старому.

Е.Г. Афанасьева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.