Республика Беларусь, г. Минск, ФМО БГУ,
кафедра международных экономических отношений, аспирант
ARTICLE INFO
ABSTRACT
Received 8 October 2017 Accepted 15 October 2017 Published 7 November 2017
проведен обзор деятельности компании Airbnb, Inc. на международном уровне (история создания, темпы роста, современное состояние); дано краткое описание основным потребителям услуг Airbnb, Inc. -миллениалам; приведены примеры регулирования деятельности Airbnb, Inc. на национальном уровне в разных регионах мира; обозначены перспективы развития.
KEYWORDS
экономика совместного
потребления,
Airbnb,
Inc.,
международный гостиничный сектор, шеринговая платформа, краткосрочная аренда жилья,
налоговое регулирование,
международная
конкуренция
© 2017 The Author.
В современной практике международного гостиничного бизнеса конкуренция со стороны компаний, построенных на принципах экономики совместного потребления1 (Airbnb, Inc и др.) определяет устойчивую тенденцию быстрых темпов роста доли рынка арендного жилья в мировой индустрии гостеприимства.
Компания Airbnb, Inc. может предложить более 4 млн вариантов размещения [1] в более 65 000 городах мира (более 190 стран) [2]. На сегодняшний день она является лидером среди участников рынка, предлагающих услуги по краткосрочной аренде жилья посредством шеринговых платформ по всему миру (HomeAway, Inc.; Couchsurfing International, Inc. и др.). Airbnb оценивается в сумму (более 30 млрд. долл. США), почти равную капитализации гигантов гостиничного бизнеса Hilton и Hyatt, вместе взятых, и предлагает к сдаче большее количество комнат, чем Marriott после слияния со Starwood [3].
В 2008 г. Брайан Чески и Джо Геббиа, выпускники школы дизайна Род-Айленда, решили, что могут немного подзаработать, если поселят в своих квартирах участников конференции по промышленному дизайну — на надувных кроватях. Чтобы прорекламировать свое предложение они сделали сайт Airbedandbreakfast.com. Считается, что именно тогда и зародилась шеринговая экономика в современном ее понимании. В 2009 году создатели Airbnb попали в бизнес-акселератор Y Combinator в Кремниевой долине; компания получила $600 000 посевных инвестиций от Sequoia Capital [4]. Проект развивался медленно, столкнулся с массой проблем, одной из которых было социальное неприятие самой идеи сдавать свое жилье незнакомцам.
В 2009 г. через сайт было продано 100 000 ночей. В следующем году он стал международным, и число заказов выросло в 7 раз. В 2011 г. количество бронирований через
1 Экономика совместного потребления имеет множество синонимов: «долевая экономика», «шеринг-экономика» (от англ. sharing economy), «экономика доверия» и т.п. Она представляет собой ситуацию, при которой потребители делятся друг с другом активами (т. е. имуществом, услугами и др.) бесплатно или за определенную символическую плату посредством использования различных интернет-платформ (сервисов). Несомненное преимущество sharing economy - гораздо более высокая эффективность использования ресурсов. Зачастую потребителям удобнее платить за временный доступ к продукту или услуге, чем владеть ими, так как это позволяет сэкономить деньги, время и пространство.
сайт достигло 2 млн. ночей, в 2012 г. - 15 млн ночей (1,5 % от общего количества проданных ночей в гостиничной индустрии США с января по ноябрь 2012 г.) [4]. С тех пор компания никому не уступает свой статус лидера этого рынка. К сегодняшнему дню сервисом ЛкЬпЬ воспользовались больше 160 миллионов гостей по всему миру [2].
Л1гЬпЬ, используя брокерскую модель, предоставляет площадку для совершения сделок и некоторые услуги вроде клиентской поддержки, приема платежей и страховки для владельцев жилья. Размер платы составляет 3 % с арендодателя и от 6 % до 12 % с арендатора в зависимости от стоимости объекта.
По данным на август 2017 г. наибольшее количество предложений на платформе ЛкЬпЬ приходится на США (660 тыс. предложений), Францию (485 тыс.), Италию (340 тыс.), Испанию (245 тыс.) и Великобританию (175 тыс.) [5]. Распределение количества зарегистрированных в Л^ЪпЪ объектов по городам мира представлено в табл. 1.
Таблица 1. Ведущие города мира по количеству предложений по аренде жилья на платформе ЛкЬпЬ, август 2017 г.
Город Количество объектов для проживания, ед.
Лондон 62 141
Париж 57 051
Нью-Йорк 38 745
Рио-де-Жанейро 33 705
Рим 25 635
Барселона 23 174
Токио 19 693
Сидней 18 690
Берлин 18 599
Лос-Анджелес 17 358
Источник: составлено автором по данным [6].
В момент возникновения экономики совместного потребления считалось, что отчетливо выраженная социальная составляющая является ее отличительной особенностью. Платформы по краткосрочной аренде жилья должны были способствовать социализации. Ожидалось, что общение с хозяином поможет путешественникам лучше узнать его город и страну. На практике же, как показывают исследования, в проектах, построенных на принципах совместного потребеления, большую роль играет экономический аспект: потребители предпочитают сервисы, которые делают жизнь удобнее и позволяют экономить, тем, которые подчеркивают свою социальную миссию. Так, 63 % предложений на АтЬпЬ дают возможность снять квартиру или дом целиком, без хозяина; 34 % - отдельную комнату; и лишь 3 % - место в комнате [7]. В последнее время наблюдается роста доли отдельных комнат в общем количестве предложений, что объясняется введением ограничений в некоторых государствах на сдачу в аренду домов целиком, без хозяина.
При этом 47 % всех предложений ЛкЬпЬ приходится на апартаменты, 39 % - частные дома, осташаяся доля - на замки, виллы и иные специализированные виды средств размещения.
Проект ЛкЬпЬ, начавшийся с идеи «потребитель потребителю», со временем превратился в конкурента традиционным средствам размещения - гостиницам. Так, около 70 % предложений Л1гЬпЬ - это студии, комнаты на 1 или 2 гостей. Это факт заставляет гостиницы задумываться о необходимости принятия во внимание роли и значения Л1гЬпЬ в международном гостиничном практике [7].
Следует отметить, что миллениалы - люди в возрасте 19-36 лет - составляют 60 % клиентов Л1гЬпЬ. Это объясняется рядом причин. Во-первых, представители этого поколения путешествуют на 23 % чаще, чем люди старших поколений, и готовы тратить на путешествия больший процент от своего дохода [8]. Во-вторых, согласно данным компании СигаМе, 30 % миллениалов хотят, чтобы их путешествия отличались от опыта их сверстников [9]. По их мнению, лучший способ получить новый опыт от путешествий и узнать страну — общаться и проводить время с местными жителями, есть в местных ресторанах, находить места, неизвестные широкому кругу людей. К слову, желание этого поколения получить большее количество услуг за те же деньги и способствовало во многом развитию шеринговых сервисов, представленных сегодня практически всех сферах жизни [10].
Принимая во внимание тот факт, что миллениалы к 2025 г. составят 75 % от общего количества потребителей и путешественников во всем мире [11], можно предположить, что экономика совместного потребления продолжит свое развитие и в будущем.
Согласно данным отчета Bank of America Merrill Lynch, предложения по аренде жилья, представленные на шеринговой платформе Airbnb, в большей мере расположены за пределами США, т.е. за пределами страны основания компании, что свидетельствует о высокой степени ее развития на международном уровне. Так, в октябре 2015 г. на долю Европейского региона приходилось 42 % предложений, 36 % - на долю Америки, 22 % - на долю остальных регионов мира [12].
В настоящее время компания намерена расширить свое присутствие в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, в котором проживает около 60% всех миллениалов в мире. Из 4 млн. предложений по аренде жилья, представленных на площадке Airbnb, лишь 15 % приходится на долю стран Азии [13].
Развитие мировых шеринговых компаний сталкивается с рядом проблем при ведении бизнеса в этом регионе мира. К примеру, мобильное приложение для поиска и вызова такси Uber запустило свои услуги на материковом Китае в 2014 г. Однако уже в 2016 г. бизнес был продан местному конкуренту Didi Chuxing в обмен на миноритарный пакет акций.
В Китае у Airbnb есть примерно 100 тыс. предложений - меньше, чем у одного из главных конкурентов - портала Tujia.com (более 400 тыс. объектов зарегистрированной недвижимости). Несмотря на данный факт, руководство компании Airbnb делает ставку на свой опыт функционирования на международном уровне, чего нет у местных компаний, и на желание сосредоточиться на дифференциации своего бренда.
Компания Airbnb, учитывая опыт других глобальных брендов в вопросе правил использования товарного знака, в марте 2017 г. зарегистрировала в Китае новое название -Aibiying, что означает «встречать друг друга с любовью». Оно гораздо легче для произношения на китайском языке [13]. В материковом Китае компания зарегистрировала свою торговую марку в двух различных версиях - романизированной форме китайского языка пиньинь и на северокитайском.
Определенные сложности ожидают компанию Airbnb при выходе на рынок Сингапура, что обусловлено наличием условия по минимальному сроку аренды продолжительностью в три месяца.
В отличии от Китая и Сингапура, в Японии был одобрен законопроект, позволяющий домовладельцам сдавать в краткосрочшую аренду свои квартиры (не более 180 ночей в год) и получать плату с жильцов, что фактически означает, что японское правительство дало разрешение на развитие шеринговой платформы Airbnb на территории своего государства.
Власти Японии пошли на шаги, снимающие административные препятствия деятельности Airbnb, из-за туристического бума, в результате которого в стране ощущается нехватка мест в гостиницах [14]. Более того, в 2019 г. в стране ожидается проведение Кубка мира по регби, в 2020 г. - Олимпийских игр. Правительство страны усилия к тому, чтобы к 2020 году увеличить количество посетителей до 40 миллионов [14], что требует обеспечение средствами размещения в достаточном количестве.
По данным Airbnb Япония является одним из 10 лидирующих рынков (52000 предложений). В этой стране в 2016 г. сервисом воспользовалось 5 млн человек (около 20 % от общего числа туристов, посетивших страну); вклад в японскую экономику составил 920 млн йен (8,3 млрд. долл.) [15].
Вместе с тем, в Южной Корее, несмотря на то, что правительство г.Сеула на законодательном уровне закрепило поддержку инициатив и компаний, основанных на принципах совместного потребеления, компания Airbnb не получила должного развития. Более того, от нее потребовали удалить все «нелегальные» предложения - практически 70 % всех объявлений по стране, а также предъявили ряд других претензий со стороны корейского правительства [16]. Следует отметить, что в стране функционирует аналог Airbnb - BnBHero, который повторил даже предыдущий вариант дизайна сайта американской компании. Однако компания не представлена на международном уровне, что не составляет высокой конкуренции для Airbnb.
Стремительное развитие и экспансия Airbnb вызывает неоднозначную реакцию у регулирующих органов многих стран, в том числе в самой Америке.
В некоторых европейских и американских городах власти ограничивают деятельность Arnbnb. В мае 2016 г.Берлин ввел запрет на краткосрочную аренду апартаментов, что подкосило бизнес Airbnb и его конкурентов. В октябре 2016 г. правительство г. Нью-Йорка ввело большие штрафы для тех, кто сдает квартиры в краткосрочную аренду. От Берлина до Барселоны и Сан-Франциско власти вводят против Airbnb санкции. Компания, понимает, что противостояние с властями обойдется ей слишком дорого, и пытается приспособить свою
бизнес-модель к их требованиям. Так, на двух крупных рынках, в Лондоне и Амстердаме, Airbnb начал запрещать владельцам недвижимости сдавать дома на более короткий или, наоборот, более длительный срок, чем разрешают власти, несмотря на ограничение выручки ресурса. В Нью-Йорке и Сан-Франциско компания запрещает владельцам давать больше одного объявления о сдаче недвижимости. То есть фирма отходит от своей первоначальной позиции, в соответствии с которой именно владельцы, а не интернет-ресурс отвечают за исполнение местных законов [3].
В некоторых странах Европы деятельность Airbnb не ограничивается временными рамками срока аренды, но определенные действия со стороны правительства все же предпринимаются. Так, в 2017 г. магистрат г.Прага запустил сайт на четырех языках (чешский, английский, немецкий и французский) с рекомендациями по предоставлению жилья через шеринговые платформы, в том числе посредством платформы Airbnb (налоговое регулирование, регистрация предпринимательской деятельности, оплата туристического сбора и т.д.).
По подсчетам магистрата, ежегодно город теряет 120 млн. крон (5,4 млн. долл.) на неоплаченных налогах. По объему предложений Airbnb в Праге уже вышел на один уровень с гостиничным сектором. Согласно анализу правительства, этот сервис в чешской столице имеет годовой оборот в размере 2,2 млрд. крон, несмотря на то, что на рынке представлены многочисленные сервисы-конкуренты: Flipkey, HomeAway, House Trip, Vacation Rentals и Vrbo.
В 2016 г. услугами Airbnb в Чехии воспользовались 710 000 иностранных туристов, что на 59 % больше, чем в 2015 г. Всего сервис предлагает 15 900 вариантов размещения в Чехии, из них 72 % (11 500 предложений) приходится на г. Прага [17].
Таким образом, мы видим, что некоторые страны не поддерживают развитие Airbnb на своей территории (Южная Корея, Китай, Сингапур, Испания, Нидерланды, Германия и др.) по причине защиты национальных производителей услуг и нежелания делить возможные экономические выгоды с иностранной компанией. Другие страны, например Япония, наоборот поощряют развитие шерингового сервиса с целью обеспечения высокого уровня развития инфраструктуры, необходимой для размещения иностранных туристов, устанавливая более лояльные требования по налоговому регулированию, стандартам качества, вопросам безопасности.
Летом 2016 г. Airbnb заявила о создании Samara — дизаин-лаборатории, которая займется строительством сети коммьюнити-центров. Первый из них появится в пос. Йосино в Японии. В доме, построенном по концепту дизайнеров Airbnb, разместятся выставка, центр для туристов, места для ночлега. Для компании это не отель, а площадка для встречи местных жителей и путешественников [18]. В ноябре 2016 г. стало известно, что компания запускает журнал о путешествиях, призванный вдохновлять читателей на новые путешествия.
Таким образом, масштабность (квартиры, дома, виллы, замки и т. д.) и многонаправленность (услуги по аренде жилья, строительство коммьюнити-центров, издание журнала о путешествиях) деятельности компании Airbnb свидетельствуют об успехе модели краткосрочой аренды жилья по всему миру, построенной на принципах экономики совместного потребления. Не владея ни одним отелем, она стоит дороже сетей Hilton и Marriott (капитализация 23,9 и 18,8 млрд дол. США соответственно) [18].
По мнению экспертов Организации экономического сотрудничества и развития, органам государственного управлениям следует приступить к переосмыслению действующих законов с тем, чтобы включать в них элементы экономики совместного потребления, которые четко не вписываются в существующие нормативы, и исследовать последствия, которые они могут нести для сферы налогообложения. Принимая новые вызовы, правительствам необходимо найти способ стимулирования инновации, одновременно поддерживая расширение и развитие туризма в целом [19, с. 89].
Конкуренция с компаниями, построенными по принципу экономики совместного потребления, которые также в наличии имеют миллионы средств размещения разного ценового диапазона по всему миру любого типа и на любой сегмент рынка, изначально ставит прочих участников рынка в неравные условия и лишает возможности привлечения иностранных гостей, используя традиционные методы управления. Изучение изменении поведенческих особенностей потребителей, последствии интеграции информационных технологии в повседневную жизнь людей и возможного прогнозирования их дальнейшего развития, создание кардинально новых форм и концепции средств размещения, поиск и создание новых каналов продвижения и продаж, обеспечение кадровым ресурсом, обладающим определенным набором компетенции и уникальных знании, — все это составит основу действии по обеспечению
конкурентоспособной позиции участников международного рынка гостиничных услуг в условиях глобальной конкуренции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Trusted Airbnb Data [Electronic resource] // AirDNA. - Mode of access: https://www.airdna.co/research (date of access 27.10.2017)
2. A look at Airbnb & Short term rentals [Electronic resource] // AirDNA. - Mode of access: https://drive.google.com/file/d/0B7pllk0x1zPpaExxUURFRk5XSG8/view (date of access 28.10.2017)
3. Совместное потребление как новая экономическая модель [Электронный ресурс] // Ведомости. - Режим доступа: http://kp.vedomosti.ru/artide/2017/02/15/677751-shema-novogo-vremeni (дата доступа 05.09.2017)
4. Экономика будущего: как сервисы вроде Airbnb меняют потребительские привычки [Электронный ресурс] // Forbes. - Режим доступа: http://www.forbes.ru/tehnologii/internet-i-svyaz/233876-ekonomika-budushchego-kak-servisy-vrode-airbnb-menyayut-potrebite (дата доступа: 01.09.2017)
5. Countries with the most Airbnb listings as of August 2017 [Electronic resource] // Statista. - Mode of access: https://www.statista.com/statistics/742786/countries-with-the-most-airbnb-listings/ (date of access: 30.10.2017)
6. Number of Airbnb listings in select major cities worldwide as of September 2017 [Electronic resource] // Statista. - Mode of access: https://www.statista.com/statistics/752498/airbnb-number-of-listings-in-major-cities-worldwide/ (date of access: 30.10.2017)
7. 2015 in Review - Airbnb Data for the USA [Electronic resource] // AirDNA. - Mode of access: http://blog.airdna.co/2015-in-review-airbnb-data-for-the-usa/ (date of access: 30.10.2017)
8. 4 Ways Millennials Are Changing The Face Of Travel [Electronic resource] // HuffPost. -Mode of access: https://www.huffingtonpost.com/sarah-clark/4-ways-millennials-are-ch_b_10503146.html%20 (date of access: 01.09.2017)
9. Infographic: How Millennials Are Reshaping the Travel Industry [Electronic resource] // Curalate. - Mode of access: https://www.curalate.com/blog/millennials-travel-industry/ (date of access: 05.09.2017)
10. У миллениалов меньше средств, чем у поколения X. Вот почему появляются шеринговые сервисы [Электронный ресурс] // Rusbase. - Режим доступа: https://rb.ru/opinion/sharing-dlya-millenialov/ (дата доступа 20.09.2017)
11. Airbnb and The Rise of Millennial Travel. Report. November 2016 [Electronic resource] // Airbnbcitizen. - Mode of access: https://www.airbnbcitizen.com/wp-content/uploads/2016/08/MillennialReport.pdf (date of access: 09.09.2017)
12. Airbnb: Deep dive with data from AirDNA [Electronic resource] // AirDNA. - Mode of access: https://app.hubspot.com/presentations/511704/view/1438939?accessId=a64d0b (date of access: 30.10.2017)
13. Сооснователь Airbnb - о планах покорить Азию и отдыхе за $18 за ночь [Электронный ресурс] // BBC. Русская служба - Режим доступа: http://www.bbc.com/russian/features-41071879 (date of access: 27.10.2017)
14. Япония дает "зеленый свет" Airbnb [Электронный ресурс] // РАПСИ - Режим доступа: http://rapsinews.ru/international_news/20170609/278892881.html#ixzz4x67pYy9x (date of access: 30.10.2017)
15. Japan gives the green light for home sharing and short-term rentals [Electronic resource] // Airbnbcitizen. - Mode of access: https://japan.airbnbcitizen.com/japan-gives-the-green-light-for-home-sharing-and-short-term-rentals/ (date of access: 26.09.2017)
16. Сеул захватывает новая волна экономики совместного потребления - только Uber и Airbnb в ней места нет [Электронный ресурс] // RUSBASE - Режим доступа: https://rb.ru/story/sharing-city-seoul/ (date of access: 27.08.2017)
17. Заработал официальный сайт с рекомендациями по Airbnb и другим сервисам в Чехии [Электронный ресурс] // Информационный портал о Чехии 420on.oz - Режим доступа: http://420on.cz/news/people/54920-zarabotal-ofitsialnyy-sayt-s-rekomendatsiyami-po-airbnb-i-drugim-servisam-v-chehii (дата доступа: 18.10.2017)
18. Соловьев, А. Почему Airbnb стоит дороже Hilton и Mariott / А. Соловьев [Электронный ресурс] // Forbes. — 23.08.2016. — Режим доступа: <http://www.forbes.ru/kompanii/internet-telekom-i-media/326807-pochemu-airbnb-stoit-dorozhe-hilton-i-mariott>. — Дата доступа: 07.12.2016.
19. OECD Tourism Trends and Policies 2016. — Paris: OECD Publishing. — 2015. — 384 p.