Научная статья на тему '2017. 02. 005. Хаусон Т. Зомби, машины времени и мозги: научная фантастика стала реальностью в иммерсивных театрах. Howson T. zombies, time machines and brains: Science fiction made real in immersive theatres // thesis eleven. - thousand Oaks (Ca), 2015. - Vol. 131, n 1. - p. 114-126'

2017. 02. 005. Хаусон Т. Зомби, машины времени и мозги: научная фантастика стала реальностью в иммерсивных театрах. Howson T. zombies, time machines and brains: Science fiction made real in immersive theatres // thesis eleven. - thousand Oaks (Ca), 2015. - Vol. 131, n 1. - p. 114-126 Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
102
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИММЕРСИВНЫЙ ТЕАТР / НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА / PUNCHDRUNK / ТЕАТРАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "РЕСПУБЛИКА ВООБРАЖЕНИЯ" (THE REPUBLIC OF THE IMAGINATION / ИЛИ TROTI)
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 02. 005. Хаусон Т. Зомби, машины времени и мозги: научная фантастика стала реальностью в иммерсивных театрах. Howson T. zombies, time machines and brains: Science fiction made real in immersive theatres // thesis eleven. - thousand Oaks (Ca), 2015. - Vol. 131, n 1. - p. 114-126»

кодекс поведения в театре, они признают приоритет сцены над залом и уважают театральные ритуалы. Более того, «зрители действуют как [единая] команда описанных Гофманом социальных акторов.., даже если кто-то из них лично не получает удовольствия от спектакля» [с. 190].

В заключение автор напоминает, что сохранению описанных практик способствует определенный социальный состав театральной публики, особенно ее постоянной части, представляющей собой большинство зрительных залов. Публика, состоящая преимущественно из людей с высшим образованием, защищает особые, «просвещенные» театральные практики. В то же время Паскье предполагает, что данные практики делают театральное искусство элитарным и препятствуют его доступности широким социальным массам. Ведь, пишет автор, во времена, когда театр не навязывал поведенческих норм, он в большей мере привлекал представителей самых разных социальных групп.

Е.Л. Ушкова

2017.02.005. ХАУСОН Т. ЗОМБИ, МАШИНЫ ВРЕМЕНИ И МОЗГИ: НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА СТАЛА РЕАЛЬНОСТЬЮ В ИМ-МЕРСИВНЫХ ТЕАТРАХ.

HOWSON T. Zombies, time machines and brains: Science fiction made real in immersive theatres // Thesis Eleven. - Thousand Oaks (CA), 2015. - Vol. 131, N 1. - P. 114-126.

Ключевые слова: иммерсивный театр; научная фантастика; Punchdrunk; театральное объединение «Республика воображения» (The Republic of the Imagination, или TROTI).

Статья британской исследовательницы Тери Хаусон (Школа творческих исследований и медиа, Бангорский университет) посвящена новому направлению в театральном искусстве - иммер-сивному (от англ. immersive - создающий эффект присутствия) театру. Опираясь в том числе на собственный опыт работы в подобном театре, автор анализирует роль и место иммерсивного жанра в рамках современной культуры. Помимо этого, она показывает, каким образом возможно и насколько эффективно взаимодействие жанров перформанса и научной фантастики.

Как отмечает Т. Хаусон, иммерсивный спектакль создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки, превращая того, наравне с актерами, в полноправного участника происходящего. Театр «вовлечения» предполагает динамическую игру, основанную на непосредственном взаимодействии исполнителя и ауди-тории1. Причем работа ведется не только с сознанием и воображением зрителя, но и буквально со всеми органами его чувств. Почти с порога посетитель иммерсивного театра оказывается в пространстве, наполненном историческими ассоциациями и особыми деталями сценического оформления. В любой момент актеры могут начать с ним контактировать - пригласить на танец, предложить надеть маску или завязать глаза, отвести в другую комнату, дать какую-нибудь вещь и т.п. Кроме того, зрителям предоставляется возможность свободно бродить по просторным специально подготовленным залам; иногда их - всех вместе или каждого отдельно - ведут определенным маршрутом.

Т. Хаусон констатирует, что научная фантастика в силу специфичности жанра не слишком «включена» в театральный контекст; как правило, это связано с трудностями адекватного воспроизведения вымышленной - футуристической - реальности. Однако использование сегодня новых технологий в методах исполнительского искусства и режиссуры облегчило задачу создания подходящей фантастической среды на сцене [с. 114-116].

Пионерами жанра иммерсивного театра принято считать лондонскую труппу РипекФипк (в пер. с англ. «пьяный Панч»2), которая известна своими крупномасштабными спектаклями, погружающими зрителя в пространство эпических, захватывающих воображение картин.

Автор статьи кратко описывает некоторые научно-фантастические спектакли, сыгранные актерами Рипекйтипк.

1 См. подробнее, например: Hill L., Paris H. Performing proximity: Curious intimacies. - L.: Palgrave Macmillan, 2014; Machon J. Immersive theatres. - L.: Palgrave Macmillan, 2013.

2 Панч - персонаж английского народного театра кукол, по характеру схож с русским Петрушкой. Панч обычно изображается в виде горбуна с острым крючковатым носом и в остроконечном колпаке. Он плут, весельчак и драчун. - Прим. реф.

Так, за основу сюжета спектакля «Крушение Элизиума» (The Crash of the Elysium; 2011-2012) взят культовый сериал компании BBC «Доктор Кто» об инопланетном путешественнике во времени. Спектакль ориентирован на молодежную аудиторию, потенциальным представителям которой отводится роль помощников Доктора в его миссии по спасению Земли. За время, отведенное на спектакль (60 мин.), зрители решают множество задач и практически постоянно находятся в движении.

Другой спектакль - «И спустилась тьма» («...and darkness descended»; 2011) - создан в преддверии выхода зомби-шутера1 «Сопротивление 3» для игровой приставки Sony PlayStation и ориентирован на более зрелую аудиторию. Несмотря на свою непродолжительность (всего 15 минут), эта постановка достаточно насыщенна. Место проведения - пространство под арками крупнейшего в Лондоне железнодорожного вокзала Ватерлоо. Участникам спектакля отведена роль выживших после Апокалипсиса. Они путешествуют с факелами в руках по темным, зловещим коридорам, пытаясь выполнить предложенные им задания [с. 116-117].

Театр Cerebellium (искаж. от лат. Cerebellum - мозжечок) -результат научного и творческого сотрудничества театрального объединения «Республика воображения» (The Republic of the Imagination, или TROTI) и Бангорского университета - был создан в 2012 г. Т. Хаусон, будучи докторанткой Бангорского университета, принимала активное участие в постановках Cerebellium в качестве актрисы и зрителя. В частности, ею и ее коллегами был поставлен спектакль, посвященный этической стороне проблемы создания искусственного интеллекта.

По описанию автора статьи, спектакль «Проект К, или Кевин» проходит в университетской лаборатории, которая превращена в лабиринт сенсорных иллюзий, способных обмануть мозг; зрители приглашаются в лабораторию по одному. Тогда как актеры-исследователи, учащиеся и сотрудники университета демонстрируют осуществляемый ими «проект К», целью которого является выращивание искусственного мозга, обладающего сознанием и личностью. В свою очередь зрителям предлагается занять место

1 Шутер (от англ. shooter - «стрелок») - жанр компьютерных игр, получивший в просторечии название «стрелялка». Зомби-шутер - игра, перед пользователем которой ставится цель сражаться с зомби. - Прим. реф.

жюри и оценить этичность данного проекта, высказавшись за его продолжение или закрытие [c. 118-119].

Рассуждая об отличительных признаках иммерсивного спектакля, Хаусон выделяет особую реалистичность происходящего (даже в самых фантастических сюжетах), что сближает данное направление с видео- и компьютерными играми1. По словам автора, у зрителя, погруженного в мир иммерсивного перформанса, создается впечатление, что подобное может произойти с ним и за пределами «зала», а значит, в случае столкновения с, допустим, событиями зомби-апокалипсиса, он будет в состоянии преодолеть все препятствия. В то же время часть зрителей, напротив, может испытать разочарование, почувствовав свою неспособность выжить в страшном «антиутопичном» мире [c. 121-122].

Подводя итоги, Т. Хаусон отмечает, что научно-фантастические сюжеты наиболее полно раскрываются именно в постановках иммерсивного театра. По ее мнению, это прежде всего обусловлено многонаправленностью феномена иммерсивности, выражающегося в одновременном воздействии на человека посредством нескольких каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние). К тому же зритель в этом случае не остается пассивным наблюдателем актерской игры, а становится активным участником происходящего действа. Таким образом, убеждена автор статьи, иммерсивный театр, создавая эффект полного погружения в сценическую реальность, позволяет зрителю существенно расширить границы своего жизненного опыта [с. 124].

М.А. Ядова

2017.02.006. ГАМЛИЭЛЬ Т. ПРИЗРАКИ И ГАБИТУС: УСТОЙЧИВАЯ ГЕГЕМОНИЯ В ИЗРАИЛЬСКОМ ТЕАТРЕ. GAMLIEL T. Ghosts and habitus: The lasting hegemony in Israeli theatre // Ethnography. - L., 2016. - Vol. 17, N 2. - P. 168-189.

1 Hoggins T. Punchdrunk and Resistance 3 present «.. .and darkness descended», Waterloo Station Arches: Review // The Telegraph. - L., 2011. - Sept. 5. - Mode of access: http://www.telegraph.co.uk/culture/theatre/theatre-reviews/8742127/Punchdrunk-and-Resistance-3-present-...and-darknessdescended-Waterloo-Station-Arches-review. html [Accessed 01.02.2017.]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.