Научная статья на тему '2017. 02. 004. Паскье Д. Театральные зрители: обучение социальной роли. Pasquier D. spectateur de theatre: l’apprentissage d’un role social // sociologie de l’art. - p. , 2015. - n 1. - p. 177-192'

2017. 02. 004. Паскье Д. Театральные зрители: обучение социальной роли. Pasquier D. spectateur de theatre: l’apprentissage d’un role social // sociologie de l’art. - p. , 2015. - n 1. - p. 177-192 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
105
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТР / ЗРИТЕЛИ / АКТЕРЫ / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ушкова Е.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 02. 004. Паскье Д. Театральные зрители: обучение социальной роли. Pasquier D. spectateur de theatre: l’apprentissage d’un role social // sociologie de l’art. - p. , 2015. - n 1. - p. 177-192»

тается на периферии сюжета, однако создатели нескольких фильмов обвиняют администрацию Буша в жестокой политике по отношению к мусульманам в США, а также притеснении арабов в Ираке и Афганистане. В фильмах отражаются и другие межнациональные конфликты: мусульман и индусов, арабов и евреев, конфликты внутри исламского мира.

Особо стоит упомянуть, что все герои испытывают искреннее сожаление о произошедших событиях. Это грусть добрых, маленьких людей, бессильная грусть и грусть злая, требующая возмездия.

Позиция автора состоит в том, что нельзя винить людей за принадлежность к определенной религии или национальности, а также обобщать нацию. Как показано в фильмах, люди разных культур могут найти общий язык, несмотря на разное прошлое, а разная вера не делает их врагами.

Ю.О. Кондрашова

2017.02.004. ПАСКЬЕ Д. ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЗРИТЕЛИ: ОБУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ.

PASQUIER D. Spectateur de theatre: L'apprentissage d'un role social // Sociologie de l'art. - P., 2015. - N 1. - P. 177-192.

Ключевые слова: театр; зрители; актеры; социальная роль.

В статье Доминика Паскье (Национальный центр научных исследований, г. Париж) рассматриваются современные нормы поведения зрителей в театре как следование социальной роли, их соблюдение как выражение уважения к труду актеров, причины и формы отступления от них.

По мнению автора, «большинство культурных практик претерпели десакрализацию и рутинизацию» [с. 179]. И на фоне общего смягчения поведенческих норм, связанных с потреблением культурных благ, современные нормы поведения театральных зрителей выглядят исключением. Так, сегодня получила широкое распространение практика чтения и прослушивания музыки в транспорте; аудиовизуальная культура сосредоточилась в домашних условиях, взаимодействие с ней происходит в условиях телесной раскованности и характеризуется отсутствием концентрации внимания; кинематограф смягчает требования к поведению зрителей; современные музыкальные концерты поощряют слушателей дви-

гаться. При этом театральные зрители по-прежнему уважительно относятся к четким правилам этикета (приходить до спектакля, садиться на определенное место, не двигаться и не разговаривать во время спектакля, реагировать и аплодировать только в определенные моменты) и следуют им.

Подобное поведение театральных зрителей - исторически относительно недавний феномен, произошедший в направлении, обратном общему движению к непринужденности в потреблении культуры. Вплоть до ХУШ-Х1Х вв. зрители не отличались дисциплинированностью и нередко тиранили актеров. Во время представления они, как правило, разговаривали, окликали других - в общем, не стремились ограничивать себя никоим образом. Исследование С. Пруста1 показало, что подчинение зрителей нормам поведения происходило поэтапно: удаление публики со сцены, сидячее положение («усаживание» зрителей) в зале на время просмотра, выключение света в зале, требование к публике молчать в течение действия спектакля. Он рассматривает этот процесс как утверждение специфики сцены, а работу, которая была произведена над телом зрителя, как приучение к новым нормам поведения, распространяемым образованным средним классом. Если до этого шиканье, свист, демонстрация пренебрежительного отношения к актерам и спектаклю были выражением чувства превосходства большинства зрителей над актерами, то в настоящее время кардинальная смена социального статуса актера поставила его в привилегированное положение.

Центральный вопрос исследования Паскье: «Как современные зрители воспринимают этот нетипичный культурный опыт?» [с. 180]. Применялся метод интервью; выборка составила 80 театральных зрителей, проживающих в разных регионах Франции. Вопросы затрагивали такие темы, как отношение к ограничениям, налагаемым их положением зрителей; восприятие поведения других зрителей; особенности опыта присутствия на живом театральном спектакле; контакт между зрительным залом и актерами.

При всем разнообразии ответов мнения респондентов совпали по двум пунктам: уважение к актерам во время представления и

1 Proust S. La domestication du corps du spectateur // Rites et rythmes de l'œuvre. - P.: L'Harmattan, 2005. - P. 101-116.

общее принятие норм поведения в театральном зале. В первой части статьи автор рассматривает, как зрители аргументируют такое отношение. Ощущение сопричастности к происходящему на сцене, контакт между актерами и публикой, уважение к актерскому труду указывались как та особенность театрального жанра, которая заставляет ценить его по сравнению с другими формами культуры. Зрители отмечали соблюдение театрального этикета как необходимое условие для возникновения эмоционального накала во время спектакля. С этой точки зрения представление может рассматриваться как ситуация взаимодействия между актерами и зрителями, при этом задача зрителей - «гармонизировать» свое поведение с поведением остальных присутствующих в зале и на сцене. Ответы зрителей свидетельствовали о восприятии возникающих во время спектакля отношений с актерами как о контракте, согласно которому они несут некие обязательства, заключающиеся в должном поведении.

Анализ записей театральных спектаклей показал1, что во время представления зрители обычно контролируют свои реакции, пытаясь их подстроить под реакции других людей. Так, они старались откашливаться в моменты между сценами, когда драматизм действия был снижен. Отдельные смешки как ответ на происходящее на сцене, если не получали поддержки зала, тут же прекращались либо - при получении этой поддержки - продолжались и усиливались, перерастая в хохот. То есть важно, чтобы зрители «правильно», в данном случае единообразно, интерпретировали то, что происходит на сцене и в зале. Таким образом, отмечает автор, для того чтобы «всем вместе быть публикой в зале, необходимо, чтобы индивидуально каждый зритель выполнял работу, подстраиваясь под других зрителей, и уделял внимание - постоянное, согласованное и солидарное - действиям актеров» [с. 185]. Паскье, отсылая нас к теории Ирвинга Гофмана2, проводит сравнение театрального зала со сценой, где каждый играет свою роль, с тем чтобы поддерживать то понимание ситуации, которое согласуется с пониманием других зрителей. Актеры также прислушиваются к

1 Broth M. Agents secrets: Le public dans la construction interactive de la représentation théâtrale. - Stockholm: Elanders, 2002. - (Acta universitatis Upsaliensis; Studia romanica Upsaliensia).

2

Goffman E. La présentation de soi. - P.: Minuit, 1973.

реакциям зрительного зала, интерпретируют их и выкладываются в зависимости от публики и наличия контакта с ней.

Вторая часть статьи посвящена отступлениям от принятых в театре норм поведения и восприятию этих отступлений другими зрителями и актерами. Даже если интериоризация зрителями норм поведения состоялась, их не всегда легко соблюдать, что чаще всего связано, как показывает исследование, с отсутствием интереса к спектаклю. В этом случае могут возникать физиологические реакции, которые не всегда возможно контролировать (движения, ерзанье, кашель). Другие зрители и актеры подразделяют такие реакции на «отступления от правил, нарушающие взаимодействие [между залом и сценой], и на приемлемые, поскольку те относятся к практикам "кулис", в смысле, который вкладывал в этот термин Гофман» [с. 181].

Допускавшиеся прежде негативные замечания наравне с освистыванием актеров, забрасыванием их чем-либо во время спектакля, как правило, оцениваются как недопустимые. Большинство опрошенных сочло правильным держать свое мнение о спектакле при себе во время действия с тем, чтобы не помешать представлению. При этом в отдельных экспериментальных театрах это правило не действует, а молодежная публика иногда не следует предписанным кодексам поведения. Некоторые опрошенные замечали, что поведение в театре сегодня несколько натянуто, воспитание мешает выражению чувств, а театр стал элитарным.

Однако большинство зрителей считает возможным использовать нерадикальные поведенческие стратегии, призванные обойти нормы и отреагировать на неудачный, с их точки зрения, спектакль. Так, чтобы разорвать подразумеваемый договор с другими зрителями и актерами, используются две допустимые стратегии: заснуть на своем месте и уйти во время антракта. Обе они были оценены опрошенными как корректные формы проявления отсутствия интереса, и, по утверждению большинства респондентов, они им следуют. Поэтому, отмечает автор, «существует этика самоконтроля, достаточно сильная, чтобы превалировать над личным восприятием произведения. Публику объединяют в большей степени кодексы вежливости, чем эмоции» [с. 189].

Проведенное исследование показало, что зрители ценят исключительность театральных практик. И хотя порой они нарушают

кодекс поведения в театре, они признают приоритет сцены над залом и уважают театральные ритуалы. Более того, «зрители действуют как [единая] команда описанных Гофманом социальных акторов.., даже если кто-то из них лично не получает удовольствия от спектакля» [с. 190].

В заключение автор напоминает, что сохранению описанных практик способствует определенный социальный состав театральной публики, особенно ее постоянной части, представляющей собой большинство зрительных залов. Публика, состоящая преимущественно из людей с высшим образованием, защищает особые, «просвещенные» театральные практики. В то же время Паскье предполагает, что данные практики делают театральное искусство элитарным и препятствуют его доступности широким социальным массам. Ведь, пишет автор, во времена, когда театр не навязывал поведенческих норм, он в большей мере привлекал представителей самых разных социальных групп.

Е.Л. Ушкова

2017.02.005. ХАУСОН Т. ЗОМБИ, МАШИНЫ ВРЕМЕНИ И МОЗГИ: НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА СТАЛА РЕАЛЬНОСТЬЮ В ИМ-МЕРСИВНЫХ ТЕАТРАХ.

HOWSON T. Zombies, time machines and brains: Science fiction made real in immersive theatres // Thesis Eleven. - Thousand Oaks (CA), 2015. - Vol. 131, N 1. - P. 114-126.

Ключевые слова: иммерсивный театр; научная фантастика; Punchdrunk; театральное объединение «Республика воображения» (The Republic of the Imagination, или TROTI).

Статья британской исследовательницы Тери Хаусон (Школа творческих исследований и медиа, Бангорский университет) посвящена новому направлению в театральном искусстве - иммер-сивному (от англ. immersive - создающий эффект присутствия) театру. Опираясь в том числе на собственный опыт работы в подобном театре, автор анализирует роль и место иммерсивного жанра в рамках современной культуры. Помимо этого, она показывает, каким образом возможно и насколько эффективно взаимодействие жанров перформанса и научной фантастики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.