Научная статья на тему 'Современные формы хорового исполнительства: к вопросу о развитии хорового искусства на рубеже XX - XXI веков'

Современные формы хорового исполнительства: к вопросу о развитии хорового искусства на рубеже XX - XXI веков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1799
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHORAL PERFORMANCE / CONDUCTOR AND CHOIRMASTER / CHOIR / TRADITIONS AND INNOVATIONS / AESTHETICS OF MUSIC PERFORMANCE / MASS CULTURE / ARTISTIC SYNTHESIS / PERFORMANCE FORMS AND TECHNIQUES / INSTALLATIONS / HAPPENING AND PERFORMANCE ART / IMMERSIVE OPERA / VISUALIZATION / WIDE PUBLIC / ХОРОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ДИРИЖЕР-ХОРМЕЙСТЕР / ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ / ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ЭСТЕТИКА / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / СИНТЕЗ ИСКУССТВ / ФОРМЫ И ПРИЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ / ИНСТАЛЛЯЦИИ / ХЭППЕНИНГ / ПЕРФОРМАНС / ИММЕРСИВНАЯ ОПЕРА / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ШИРОКАЯ ПУБЛИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Степанова Н. Ю.

В статье рассматриваются трансформации, характерные для хорового исполнительства на рубеже XX XXI столетий. Автор исследует пути развития хорового искусства в контексте изменений социокультурной среды и предпочтений современного слушателя. На конкретных примерах анализируется процесс расширения сценического пространства, синтеза искусств, авторских трактовок. Рассматривается соотношение традиций и новаций в области сценических и технических форм, приёмов и средств исполнения, а также сценического существования коллектива. Прослеживается взаимодействие хоровой академической музыки с массовой культурой, влияние гендерных, национальных и коммуникативных факторов на данный процесс. Подчеркивается необходимость при сохранении академической направленности в хоровом исполнительстве активно использовать инструментарий, включающий визуализацию, новые формы исполнения, широкий спектр технических средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY FORMS OF CHORAL PERFORMANCE: DEVELOPMENT OF CHORAL SINGING ON THE CUSP OF THE 20TH AND 21ST CENTURIES

The article focuses on transformations typical for choral performance at the turn of the 21st century. The author investigates the trends of choral art in view of sociocultural changes and contemporary audience preferences. Through certain examples development of scenic environment, artistic synthesis and author's interpretations is analyzed. Traditions and innovations in scenic and technical forms, techniques and means of performance, as well as choral members' stage presence, are discussed. The author traces the amalgamation of choral traditionalism-oriented music with the mass-mediated one, with its being impacted by national, gender and communication factors. It is stressed that the traditionalist orientation in choral performance should involve such tools as visualization, new forms and a wide range of technical means.

Текст научной работы на тему «Современные формы хорового исполнительства: к вопросу о развитии хорового искусства на рубеже XX - XXI веков»

References

1. Vojtik I.A. Muzykal'nyj proektv dopolnitel'nom obrazovanii kak forma povysheniya kvalifikacii prepodavatelej po vokalu. Problemyiperspektivysovremennojnauki: sb. materialov 13 MNPK. CNS «Mezhdunarodnye nauchnye issledovaniya», Moskva: I SI (International scientific investigations). 2016: 46 - 50.

2. Voytik I.A., Shatskaya O.V. Metodological foundations of teaching practict support of vocal training. Scientific Discussion. 2016; Vol 1, No 2. Praga, Czech Republic, ISSN 3041-4245. 2016: 45 - 49.

3. Kraevskij V.V. Metodologiya pedagogicheskih issledovanij: metod. posobie dlya pedagogov-issledovatelej. Samara: PGPL. 1994.

4. Maryahin S.V. Pedagogicheskoe proektirovanie individual'noj obrazovatel'noj traektorii buduschego specialista MChS Rossii. Problemy upravleniya riskami v tehnosfere. 2012; T. 21; № 1: 144 - 151.

5. Bespal'ko V.P. Pedagogika iprogressivnye tehnologiiobucheniya. Moskva, 1995.

6. Slastenin V.A. i dr. Pedagogika: uchebnoe posobie pod red. Slastenina V.A., 3-e izdanie, Moskva, 2002.

7. Serikov V.V. Obuchenie kak vid pedagogicheskoj deyatel'nosti. Moskva: Akademiya, 2008.

8. Hutorskoj A.V. Praktikum po didaktike i sovremennym metodikam obucheniya. Sankt-Peterburg: Piter, 2004.

9. Vojtik I.A. Tvorcheskij muzykal'nyj proekt kak organizacionnaya forma pedagogicheskih uslovij povysheniya kvalifikacii pedagogov v oblasti pevcheskogo iskusstva. Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. Samara. Materialy 6 MNTK. 2015; 11: 5 - 7.

10. Vvedenskij V.N. Kompetentnost' pedagoga kak vazhnoe uslovie uspeshnosti ego professional'noj deyatel'nosti. Innovacii vobrazovanii. 2003; 4: 21 - 29.

11. Urovni i kriterii professionalizma: problemy formirovaniya sovremennogo professionala. Sibir'. Filosofiya. Obrazovanie: Nauchno-publicisticheskij al'manah. Pod redakciej Dmitrievoj M.A., Druzhilova S.A. Vyp. 2000 (4). Novokuzneck: Izd-vo Instituta povysheniya kvalifikacii, 2001: 18 - 30.

12. Rezikova O.V. Optimizaciya processa povysheniya kvalifikacii pedagogov-muzykantov na sovremennom 'etape. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2013.

Статья поступила в редакцию 07.05.19

УДК 37

Stepanova N.Yu., senior lecturer, Department of Choral Conducting, Gnesins Russian Academy of Music (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

CONTEMPORARY FORMS OF CHORAL PERFORMANCE: DEVELOPMENT OF CHORAL SINGING ON THE CUSP OF THE 20TH AND 21ST CENTURIES.

The article focuses on transformations typical for choral performance at the turn of the 21st century. The author investigates the trends of choral art in view of socio-cultural changes and contemporary audience preferences. Through certain examples development of scenic environment, artistic synthesis and author's interpretations is analyzed. Traditions and innovations in scenic and technical forms, techniques and means of performance, as well as choral members' stage presence, are discussed. The author traces the amalgamation of choral traditionalism-oriented music with the mass-mediated one, with its being impacted by national, gender and communication factors. It is stressed that the traditionalist orientation in choral performance should involve such tools as visualization, new forms and a wide range of technical means.

Key words: choral performance, conductor and choirmaster, choir, traditions and innovations, aesthetics of music performance, mass culture, artistic synthesis, performance forms and techniques, installations, happening and performance art, immersive opera, visualization, wide public.

Н.Ю. Степанова, доц. каф. хорового дирижирования, Российская академия музыки имени Гнесиных, г. Москва, E-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ХОРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА: К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ХОРОВОГО ИСКУССТВА НА РУБЕЖЕ XX - XXI ВЕКОВ

В статье рассматриваются трансформации, характерные для хорового исполнительства на рубеже XX - XXI столетий. Автор исследует пути развития хорового искусства в контексте изменений социокультурной среды и предпочтений современного слушателя. На конкретных примерах анализируется процесс расширения сценического пространства, синтеза искусств, авторских трактовок. Рассматривается соотношение традиций и новаций в области сценических и технических форм, приёмов и средств исполнения, а также сценического существования коллектива. Прослеживается взаимодействие хоровой академической музыки с массовой культурой, влияние гендерных, национальных и коммуникативных факторов на данный процесс. Подчеркивается необходимость при сохранении академической направленности в хоровом исполнительстве активно использовать инструментарий, включающий визуализацию, новые формы исполнения, широкий спектр технических средств.

Ключевые слова: хоровое исполнительство, дирижер-хормейстер, хоровой коллектив, традиции и новации, новые технологии, исполнительская эстетика, массовая культура, синтез искусств, формы и приемы исполнения, инсталляции, хэппенинг, перформанс, иммерсивная опера, визуализация, широкая публика.

Хоровое искусство в XX столетии отличается характерным для музыкальной культуры необычайным ускорением, находящим свое отражение в новых ритмах, новых звучаниях, новом образе музыкального мышления, оно становится составляющей научно-технической революции.

Традиции исполнения хоровой музыки, её содержание, носящее обобщённый коллективный характер, устанавливают определенную статичную модель существования хора в сценическом пространстве. Основой новой образности и новой поэтики в искусстве 70-х годов XX в. становится стремление приблизиться к человеку, показать его личностные и душевные свойства крупным планом. Возрастает роль хора в современном композиторском творчестве. Композиторы специально пишут музыку к отдельным спектаклям театра. Так, Г Свиридов пишет музыку к трагедии А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» (Малый театр, 1973 г), А. Шнитке - к драме Ф. Шиллера «Дон Карлос», Э.Денисов - к спектаклю «Преступление и наказание» по роману Ф. Достоевского (Москва, Театр им. Моссовета, Театр на Таганке), С. Слонимский - к спектаклю «Тихий Дон» по М. Шолохову (Ленинградский БДТ) [1 - 8].

Появляется понятие камерный хор. Развитие камерного хорового исполнительства связано, прежде всего, с небольшим количеством участников, преимущественно высококвалифицированных дирижеров-хормейстеров. В качестве примера приведем Московский камерный хор (1974), Воронежский камерный хор (1976 - 1997), Камерный хор Московской консерватории (1972), Камерный хор Смольного собора (1991), Оренбургский муниципальный камерный хор (1993) и др. Такой коллектив обладает большой мобильностью, а также большим творческим потенциалом - наличие таких условий приводит к певческой манере эмоциональной и психологической глубины с тонкой и филигранной отделкой деталей.

На этой основе формируется новая исполнительская эстетика, рождение интересных и разнообразных решений: нетрадиционная расстановка хора и игровое противопоставление его групп, театрализация исполнения и отказ от условности сценической рампы, вплоть до включения зрительного зала в художественное «пространство сотворчества». Так, к примеру, ставились Маленькая кантата из оперы «Не только любовь» Р Щедрина, «По буквари» В. Рубина, хоры «Груняша» и «Скажу маменьке» И. Ельчевой Московским камерным хором.

Молодое и динамичное искусство камерных хоров привело к воплощению тенденции синтеза искусств - хорового с театральным, инструментальным, киноискусством и т. д., а также к переосмыслению традиционных жанров: хор включается в симфонию, балет («Ярославна» Б. Тищенко, «Икар» С. Слонимского), оркестровая партия в опере («Мертвые души» Р. Щедрина), хор в драматических спектаклях. Широкое распространение получает жанр хоровой концерт. Принципиальная новизна жанра определяется оригинальной авторской трактовкой. Например, усиление роли речевого интонирования и инструментализации (использование хора как вокального оркестра «Концерт памяти А.А. Юрлова», 3 пьесы из «Детского альбома» Г Свиридова, «Вокализы» В.Салманова, «Вечерняя музыка» В. Салманова и др.).

В начале 80-х годов впервые появляется понятие хорового театра. Ещё А.А. Юрлов, являясь руководителем Республиканской академической русской хоровой капеллы (с 1973 г. его имени) стал использовать разнообразные формы исполнения фольклорных произведений и вводит ряд новаций в расстановке, новых приемах исполнительства.

Хоровой театр - явление актуальное и достаточно популярное. Хоровой театр Бориса Певзнера появился в 1991 году. Труппу театра составляют певцы-ак-

теры (8 - 12 человек), все они солисты, выступающие и с собственными концертными программами. Опираясь на традиции камерного пения, театр исполняет музыкальные миниатюры. Идея концерта в лицах зародилась ещё в пору работы с Новосибирским хором. Правда, тогда это были только попытки создания сценических штрихов: выход на сцену под собственное пение, продуманность появления и смены солистов, перегруппировка хористов, характерные движения и жесты, выразительная певческая интонация, мимика, позволяющая артистам найти близкую дорогу к слушателю (исполнение «Сибирских песен» В. Калистратова).

Позднее дирижёр обратился к старинной игровой традиции кводлибета (кводлибет (от лат quod libet - что угодно) - шуточное произведение, «склеенное» из разнообразных популярных мелодий и текстов (или их отрывков), чаще всего многоголосное. Были распространены в основном в Германии (В. Шмель-цель), представляют переходную форму от cantus firmus к полифонии в немецкой музыке), исполняя сочинения Баха, Ланге. На этой основе и возник жанр музыкального представления - «Концерт в лицах».

Репертуар обусловлен тяготением к воплощению на театральных подмостках хоровых концертов, рапсодий, сюит, т.е. музыкальных циклов, объединенных внутренним сюжетом, единым художественным «стержнем» (цикла Ф. Шуберта «Прекрасная мельничиха», М. Броннера «Долгое возвращение» - сюжеты и сцены из жизни еврейского местечка). Известен Театр хоровой музыки п/р Л. Лицо-вой, основанный в 1991 году. В состав театра входит смешанный хор, мужской хор «Victoria», концертный детский хор.

В этом же направлении работает «Концертно-театральная капелла Москвы им. В. Судакова» п/р А. Судакова. Коллектив был создан В.А. Судаковым в 1992 году, и в его состав входит вокальный ансамбль и камерный инструментальный состав. Такой состав исполнителей ведет к традициям XVIII века, когда зародилось понятие капеллы как ансамбля, объединяющего певцов и инструменталистов. Основной творческой целью Капеллы является поиск современных сценических форм и приемов исполнения, при сохранении традиций академического пения. Все это призвано привлечь внимание к академической музыке и найти отклик у обширной слушательской аудитории. Репертуар коллектива обширен: от произведений классики различных эпох и стилей до современных сочинений и обработок в эстрадном направлении. Особенностью сценического существования коллектива является хореография - движения, которые сопровождают академический вокал.

«Хор Турецкого» начинал своё существование как хор духовной музыки при Московской синагоге (1989 г. - Еврейский камерный хор). В 2003 году хор становится арт-группой «Хор Турецкого». По количеству участников коллектив представляет собой мужской ансамбль солистов (10 человек), где присутствуют голоса от тенора-альтино до баса-профундо. Наличие мужского состава берет своё начало от хоровых традиций исполнения в синагоге. За годы существования хора репертуар меняется от произведений a'cappella до концертов, представляющих собой шоу: разветвленные проекты с элементами классики, эстрады, фрагментами поп-музыки и джаза, фольклора и хореографии. Сейчас в коллективе появился новый проект - женский ансамбль «Сопрано 10», насчитывающий 10 человек.

XXI век принес с собой много нового как в жизнь, так и в мироощущение людей. Эклектика стала образом жизни; любое явление рассматривается одновременно с разных, а порой и взаимоисключающих точек зрения. Эклектическое восприятие мира не могло не отразиться на искусстве. Коллаж проник во все жанры: появились фотомонтаж и полистилистика в музыке, полиэкранные фильмы и синтез анимации и реальности в кино; в живописи, архитектуре и скульптуре сочетаются абстрактность и реализм, возникли инсталляции и перфоманс. Музыкальная классика выходит из концертных залов в открытое пространство, это является характерной особенностью современной культуры - в академическое искусство проникает реальная действительность. В массовой культуре утверждается название «open-air». Истоки появления новой формы можно проследить в недрах авангарда XX века. Отсюда пришли так называемые «арт-практики» (хэппенинг, перформанс), предназначавшиеся для узкой элитарной аудитории. В наше время «арт-практики» несут в себе более доступный характер, ориентируясь на широкую аудиторию (Хэппенинг подразумевает включение зрителя в процесс исполнения, раскрепощение в действии публики, может носить импровизационный характер. В отличие от перформанса действие заранее не планируется. Перформанс создается по сценарию, с привлечением немузыкальных предметов, носит зрелищный, театральный, часто неожиданный характер.). Появилось множество произведений на стыке искусств. «На сегодняшний день, <...> как практикой, так и научным сообществом признана полная диффузия массового и элитарного, их постоянное взаимовлияние и массовое взаимоперетекание» [5, с. 7].

Иерархия музыкальных жанров значительно трансформировалась - с точки зрения слушательских предпочтений. «На смену опере - одному из самых популярных жанров XVII-XIX вв. - пришли новые сферы зрелищного ис-

Библиографический список

кусства - эстрадное шоу, мюзикл, кинематограф. <...> В то же время, помимо резкого разграничения академической и массовой музыки, следует говорить о прямо противоположной тенденции, а именно - их сближении, взаимном контакте [2]. Классическая музыка активно взаимодействует с массовой культурой в целом (эстрадные аранжировки, ремейки, использование классической музыки в качестве материала для творческой переработки; область прикладной, бытовой музыки (реклама и др.)). «Классическая музыка своим присутствием в звуковом ландшафте современности примиряет технический прогресс с закономерностями развития культуры, обеспечивая их пространственный синтез. <...> Технический прогресс не только колоссально увеличивает аудиторию классической музыки, но и позволяет приобщаться к ней с максимальным комфортом» [4, с. 24 - 25].

Достаточно популярны «Грандиозные концерты в Москве», где огромный состав исполнителей - хор и симфонический оркестр - представляют программу известных классических шедевров в сопровождении лазерного шоу (Москва, «Крокус Сити Холл»). Исполнение таких великих шедевров, как «Реквием» Моцарта, может сопровождаться проекциями великих полотен Микеланджело (проект «Звучащие полотна» в Евангелическо-Лютеранском Кафедральном Соборе Святых Петра и Павла, Москва) [4]. Возникает понятие иммерсивная опера (Им-мерсивность - от англ. immersive - создание эффекта присутствия и погружения). Рассчитанная на небольшое количество зрителей, она проходит в камерных пространственных условиях, где зрителям предлагается поучаствовать в самом действии. Так, опера П.И. Чайковского «Пиковая дама» с большим успехом идет в иммерсивном формате в старинной усадьбе Гончарово-Филипповых (Москва, Яузская улица, д. 1/15) с камерным составом исполнителей (солисты, хор и оркестр из 30 музыкантов). Каждый спектакль рассчитан лишь на 54 посетителя (в соответствии с числом карт в классической колоде) [1; 2].

На государственном уровне проходят массовые празднества с участием хора. На праздничном концерте «День славянской письменности и культуры» на Красной площади был собран тысячный хор участников, который состоял из любительских, профессиональных, учебных, детских хоровых коллективов [3]. Это явление стало уже традицией, далее был собран детский хор России, представляющий большой сводный детский хор детей со всей страны. В значимые даты календаря, такие как День города Москвы и 9 мая, на Красной площади проходят постановочные концерты с участием хора, танцевальных коллективов, солистов театров и эстрады.

Все эти современные формы проведения праздников ведут к стиранию резких граней академически обособившихся сфер исполнительства, к образованию новых синтетических форм музицирования, к разностороннему развитию личности музыканта-исполнителя. Главной составляющей музыкально-художественного произведения становится визуализация. От первых примеров применения этого элемента - марлевых экранов на премьере А.Н. Скрябина «Прометей: Поэма огня» в Карнеги-Холле (США) 20 марта 1905 г. (на них отображались всполохи разного цвета в соответствии со световой партитурой), до современных огромных светодиодных и проекционных экранов, соединённых с передающими видеокамерами, лазерных установок, устройств для создания специфических световых эффектов [4; 5; 6]. Развитие новых технологий в области визуальных устройств позволяет образовывать сложные пространственно-графические световые проекции. Например, в 2016 году в Зале Церковных соборов в Храме Христа Спасителя проходило мультимедийное фольклорное шоу «Троица. Ожившая история» Представление объединило в себе танцы, хоровое исполнение, «ожившую» проекцию картин из Третьяковской галереи - всё это в сопровождении оркестра народных инструментов.

Тем самым в современной культуре хоровая музыка находится в тесном взаимодействии с другими видами и формами музыкального исполнительства, порождая хоровое «микширование», в котором принимает участие «драматический театр, академическое и народное хоровое исполнительство, мюзикл, эстрада, массовые празднества» [7, с. 340]. Следует отметить, что работа современного хормейстера сопряжена с опасностью столкнуться с двумя крайностями - делая акцент на решении технических проблем и «заигрывание» с публикой с помощью визуально эффектного действа. Необходимо помнить, что в обоих случаях не происходит раскрытия глубинного образа музыкального произведения [8, с. 142].

Таким образом, наши исследования показывают, что в современных тенденциях хорового исполнительства наблюдается синтез различных видов искусств. При сохранении академического хорового исполнительства все составляющие этого процесса - визуализация, использование новейших технических средств, поиск новых форм исполнения призваны воздействовать на сферу массового музыкально-эстетического воспитания и приобщения к хоровому искусству широкой публики в условиях динамично меняющейся современной социокультурной среды.

1. В Москве прошла мировая премьера иммерсивной оперы «Пиковая дама». РИА новости. Available at: https://ria.ru/20171002/1505998853.html

2. Денисов А.В. Классика в пространстве эстрады - социальные аспекты диалога академической и массовой культур. Социология музыки. Available at: http://mconf. blogspot.com/2007/11/blog-post_178.html

3. День славянской письменности и культуры - 2014. Available at: http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/57928/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.