Научная статья на тему '2017. 02. 004. Шейфеле Л. З. , беркетт Т. Первые три года общественной лаборатории: выученные уроки и направления движения. Scheifele L. Z. , Burkett T. The first three years of a community Lab: lessons learned and ways forward // Journal of Microbiology & Biology education. - 2016. - Vol. 17, n 1. - p. 81-85. - Mode of access: http://dx. Doi. Org/10. 1128/jmbe. V17i1. 1013'

2017. 02. 004. Шейфеле Л. З. , беркетт Т. Первые три года общественной лаборатории: выученные уроки и направления движения. Scheifele L. Z. , Burkett T. The first three years of a community Lab: lessons learned and ways forward // Journal of Microbiology & Biology education. - 2016. - Vol. 17, n 1. - p. 81-85. - Mode of access: http://dx. Doi. Org/10. 1128/jmbe. V17i1. 1013 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА ГРАЖДАН / ДВИЖЕНИЕ "СДЕЛАЙ-САМ-БИО" / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЛАБОРАТОРИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гребенщикова Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 02. 004. Шейфеле Л. З. , беркетт Т. Первые три года общественной лаборатории: выученные уроки и направления движения. Scheifele L. Z. , Burkett T. The first three years of a community Lab: lessons learned and ways forward // Journal of Microbiology & Biology education. - 2016. - Vol. 17, n 1. - p. 81-85. - Mode of access: http://dx. Doi. Org/10. 1128/jmbe. V17i1. 1013»

ряться Писанием». Согласно официальному заявлению этой церкви о науке, «человечество создано по образу Божию; всякое теоретизирование, которое минимизирует этот факт и все теории эволюции, отрицающие творческую активность Бога, отвергаются».

Само по себе каждое из этих назначений Трампа вызывает тревогу; в целом же они выглядят как часть более широких усилий по разрушению института науки и лишению ее участия в дебатах о публичной политике. Все эти назначения играют на руку ложному восприятию науки как всего лишь политизированного инструмента «элит». Наука - это такая область человеческой жизни, из которой систематически удаляются предвзятость и предрассудки; сегодня же именно эти силы привлекаются для того, чтобы разрушить науку США. Активно противостоять этой опасной тенденции, по мнению автора, должны не только ученые. Это касается каждого, кого волнуют свобода, здоровье, благополучие и безопасность, а также состояние планеты, которую получат следующие поколения.

Б.Г. Юдин

2017.02.004. ШЕЙФЕЛЕ Л.З., БЕРКЕТТ Т. ПЕРВЫЕ ТРИ ГОДА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЛАБОРАТОРИИ: ВЫУЧЕННЫЕ УРОКИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ.

SCHEIFELE L.Z., BURKETT T. The first three years of a community lab: Lessons learned and ways forward // Journal of microbiology & biology education. - 2016. - Vol. 17, N 1. - P. 81-85. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1128/jmbe.v17i1.1013

Ключевые слова: наука граждан; движение «сделай-сам-био»; общественные лаборатории.

Высокая специализации современных научных исследований возвела большие барьеры между учеными и неспециалистами. Движение «сделай-сам-био» (DIY-bio) направлено на устранение этих препятствий и предлагает любителям разнообразные виды деятельности, в том числе в лабораториях.

Авторы статьи описывают деятельность общественной лаборатории BUGSS1, организованной в 2012 г. Общественные лабора-

1 BUGSS: Baltimore Under Ground Science Space. - Mode of access: www. bugssonline.org

тории предоставляют энтузиастам оборудование, реагенты, организуют разнообразные проекты, для которых большое значение имеет коллективный опыт. Однако, по мнению авторов, было бы заблуждением рассматривать лабораторные сообщества энтузиастов как конкурентов научным коллективам.

Сообщества «сделай-сам-био» различаются по целям и видам деятельности. Некоторые из них сосредоточены на научно-исследовательских задачах (например, в проекте «Светящееся растение» был введен ген люциферазы в резуховидку Таля (Arabidopsistha-liana)), другие занимаются разработкой недорогих технологий («Открытая ПЦР») или обеспечением широкого доступа к передовым технологиям, таким, например, как технология редактирования генома CRISPR. Некоторые группы фокусируются на образовании или служат инкубаторами для предпринимателей в области биотехнологий. При этом разные виды деятельности не являются взаимоисключающими, а часто сочетаются, в том числе и с коммерческими проектами.

Традиционно лабораторные сообщества развиваются из группы людей с общими интересами, которые организуются демократическим «восходящим» способом. BUGSS было учреждено как некоммерческая организация. Ее долгосрочное стратегическое планирование осуществляет Совет директоров, а координацию ежедневного управления - Исполнительный комитет. Органы управления были созданы для защиты первоначальных финансовых вложений учредителей, решения проблем биологической и химической безопасности и защиты, а также вопросов, связанных с восприятием общественностью биохакинга. Деятельность BUGSS регламентируют устав и коллективный договор.

Авторы статьи отмечают, что нормативно-правовое регулирование деятельности таких организаций, как BUGSS, пока разработано слабо. Тем не менее BUGSS учитывает в своей деятельности требования Управления по охране труда и промышленной гигиене (OSHA) и Агентства по охране окружающей среды (EPA). В Совет директоров был включен консультант по технике безопасности, защите окружающей среды и безопасности биотехнологической промышленности, был также разработан ряд документов, отвечающих нормативным требованиям государственных и федеральных агентств.

Одной из сложных проблем, возникающих перед общественными лабораториями, является поиск надежной модели финансирования, которая позволила бы покрыть начальные расходы, ежемесячную арендную плату, коммунальные услуги, а также расходные материалы. Несколько лабораторий, в том числе «Biocurious» и «Labs Counter Culture Labs», успешно использовали возможности краудсорсинга таких проектов, как «Kickstarter». Другие, подобно BUGSS, полагаются на средства и ресурсы учредителей. Независимо от того, из какого источника организация получает финансирование, ей необходимо выжить до момента, когда доход сможет покрыть ее расходы, а момент этот может наступить через месяцы и даже годы.

Созданию BUGSS предшествовали многочисленные консультации и разработка бизнес-плана. Несмотря на то что реальная ситуация оказалась отличной от предполагаемой, разработанный бизнес-план позволил определить правильное направление развития организации. А, по мнению авторов, присутствие в Совете человека с опытом ведения бизнеса могло бы предотвратить некоторые грубые ошибки, допущенные на ранних стадиях развития BUGSS.

Основные источники дохода сообщества - членские взносы (ежемесячные платежи, которые дают право использовать определенное количество расходных материалов и реагентов), обучение, пожертвования и гранты. Гранты - основной ресурс финансирования, однако большинство грантовых организаций имеют ограничения, связанные с налоговым Кодексом. Получение налогового статуса заняло у организации почти год и стало одной из важнейших задач, которую необходимо было решить.

Основные виды деятельности BUGSS - публичные лекции, курсы и проекты ее членов. Для многих людей лекции, тематика которых охватывает иммунологию, синтетическую геномику, биоинформатику и биоэтику, являются первым шагом на пути к движению. Публичные лекции дают возможность исследователям объяснять общественности последствия своей работы.

Курсы позволяют новичкам овладеть базовыми и передовыми лабораторными методами. Как правило, слушателями становятся профессионалы в различных областях - инженерном деле, праве, искусстве и т.д. BUGSS предлагает два основных курса - по моле-

кулярной и синтетической биологии и по SD-печати, - необходимых для работы в лаборатории. Однако большинство слушателей посещают курсы нерегулярно, что мешает им хорошо освоить лабораторные навыки. Членские взносы покрывают лишь часть затрат на стандартные реагенты и химикаты, остальные расходы компенсируют сами любители. При этом авторы выделяют две проблемы. Во-первых, членам BUGSS может не хватать технических навыков для проведения экспериментов. Чтобы исправить это, разработаны курсы, по окончании которых бывшие студенты сами могут выступать в качестве учителей. Во-вторых, идеи проектов возникают постоянно, но некоторые требуют доработки с учетом доступных ресурсов и имеющегося уровня разработанности. Последнее обстоятельство является важной и сложной задачей, поскольку речь идет о быстроразвивающихся областях, в которых постоянно растет объем литературы. В результате в сообществе приняли решение сосредоточиться на двух проектах, которые соответствуют тематике курсов, - создании датчика загрязнения окружающей среды с помощью синтетической биологии и биопринтинге.

Авторы статьи убеждены, что восприятие «сделай-сам-био» как сообщества скрытых гаражных хакеров, занимающихся противозаконными исследованиями, далеко от реальности. Деятельность большинства биохакеров проходит в лабораторных сообществах, которые уделяют внимание проблемам риска и биобезопасности. Эти объединения могут быть важным связующим звеном между наукой граждан и органами, обеспечивающими общественную безопасность, а также между учеными и общественностью. Особое значение подобное взаимодействие имеет для превентивных решений социально значимых проблем, возникающих на переднем крае биологии.

Е.Г. Гребенщикова

2017.02.005. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ «НАУКИ ТОЛПЫ» / ШЕЛИГА К., ФРЕЗИКЕ С., ПУШМАН Ц., ФЕХЕР Б. Setting up crowd science projects / Scheliga K., Friesike S., Puschmann C., Fecher B. // Public understanding of science. - 2016. - Vol. 1. -P. 1-20. - D0I:10.1177/0963662516678514.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.