ДЕНЬГИ. ФИНАНСЫ. КРЕДИТ
2017.01.020. МАЙЛС Д. ШВЕЙЦАРСКАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА С ЕС. MYLES D. How Switzerland's financial sector copes outside the EU single market // The Banker. - L., 2016. - 09.09. - Mode of access: http://www.thebanker.eom/W orld/Western-Europe/Switzerland/How-Swi tzerland-s-financial-sector-copes-outside-the-EU-single-market
Ключевые слова: Швейцария; ЕС; банки; регулирование банковской деятельности; швейцарская модель взаимоотношений с ЕС.
Эксперт английского журнала «Banker» Д. Майлс рассматривает взаимоотношения между швейцарским банковским сектором и ЕС, а также перспективы проникновения швейцарских банков на рынок Союза и превращение Швейцарии в Европейский финансовый центр.
Особая швейцарская модель взаимоотношений с ЕС (Швейцария не является членом ЕС), отмечает С. Хоффманн, руководитель Ассоциации швейцарских банкиров (Swiss Bankers Association, SBA), практически не распространяется на банковский сектор страны. Швейцария заключила более 120 двусторонних соглашений с ЕС по отдельным секторам экономики, но ее попытки заключить соглашение о финансовых услугах (financial services agreement, FSA) в начале 1990-х годов натолкнулись на упорное сопротивление со стороны Брюсселя. Причиной тому, считает Д. Майлс, было нежелание руководства ЕС распространять преимущества Союза на страну, которая не является его членом.
Двусторонние соглашения в рамках ЕС традиционно не являются эффективными - они требуют постоянной корректировки и взаимной адаптации. В связи с такими событиями в ЕС, как «брек-зит» и введение иммиграционных квот, возможность FSA представляется еще более недостижимой, чем когда-либо. Вместо дан-
ного соглашения швейцарские банки и их дочерние отделения избрали следующие четыре способа проникновения на единый европейский рынок: получение паспортных прав1 на деятельность дочерних банков и отделений в ЕС; признание соответствия швейцарских стандартов контроля над банками стандартам ЕС -«признание идентичности» (equivalence recognition); оказание трансграничных услуг; ведение пассивных банковских операций по привлечению средств иностранных клиентов (reverse solicitation). До сих пор швейцарские методы были вполне успешными, однако в последнее время реформы в ЕС и «нападки глобального сообщества на практику соблюдения банковской тайны» стали факторами ослабления способности швейцарских банков обслуживать иностранных частных лиц.
Паспортные права. Подобно американским и японским банкам, крупные швейцарские банки имеют отделения и дочерние банки во многих странах Европы. Предпочтительной страной базирования швейцарских частных банков, таких как «Pictet», «Julius Baer», «Vontobel», является Великобритания. Швейцария занимает одно из первых мест по масштабам инвестиционного банкинга. В 2014 г. 26,4% всех инвестиций из европейских стран в финансовый сектор Великобритании приходились на долю Швейцарии (с. 3). Наиболее крупные инвестиционные операции осуществляются «Credit Suisse» и UBS. По уровню доходов эти банки входят в число 10 крупнейших инвестиционных банков мира. Структура валовых доходов банковского сектора Швейцарии в 2013 г. была следующей: частный банкинг - 49%, розничный - 29, корпоративный - 15, управление активами - 6, инвестиционный - 2% (с. 4).
Надзорные требования к банкам состоят в обеспечении соответствия их деятельности стандартам ЕС. Основной путь по укреплению позиций швейцарских банков в Европе - это признание надзорными банковскими органами ЕС швейцарских пруденциальных
1 Паспортные права (passporting rights) - это права, законодательно предоставляемые всем членам Европейского экономического пространства (European economic area, EEA), создавать дочерние предприятия и осуществлять трансграничные операции в любой стране ЕЕА. - Прим. реф.
требований к банкам соответствующими (идентичными) стандартам Евросоюза1.
Как отмечает автор, получить «признание идентичности» -совсем не простое дело. Оно может быть инициировано либо ЕС, либо страной-членом; причем контроль над процессом принятия решения осуществляется исключительно органами ЕС. Сложности связаны также с тем, что требования ЕС различны по отношению к разным странам и инструментам регулирования. В настоящее время Швейцария ожидает решения о присоединении к «Директиве по регулированию процессов управления альтернативными инвестиционными фондами» (Alternative investment fund managers directive, AIFMD) и к «Правилам регулирования инфраструктуры европейского финансового рынка» (European market infrastructure regulation, EMIR)2. Автор считает маловероятным, что первая из директив оправдает надежды швейцарских частных банков, обслуживающих частных клиентов с высоким уровнем дохода. Она открывает доступ на рынок для институциональных инвесторов и корпораций, но, что касается обслуживания отдельных состоятельных клиентов, то в рамках Директивы эта категория, скорее всего, «растворится в более широкой категории - розничные клиенты... Вы можете быть очень богатыми, но при этом рассматриваться как массовый розничный клиент. Это создает проблему для швейцарских банков, ориентированных на управление международными активами частных клиентов» (с. 6).
Трансграничные банковские услуги. Для доступа на рынок ЕС швейцарские банки могут использовать старый способ, а именно, следовать правилам, предусмотренным для стран - членов Евросоюза. Именно так поступали швейцарские банки традиционно до того, как появились паспортные права и «признание идентичности». Однако с 2000 г., когда национальные регуляторы усилили
1 Швейцария включена в список третьих стран, чьи надзорные требования к банкам и инвестиционным компаниям признаны Еврокомиссией соответствующими (идентичными) стандартам ЕС в сфере регулирования капитала. - Прим. реф.
AIFMD, распространяющаяся в основном на хеджевые фонды и фонды венчурного капитала, дает возможность руководителям фондов выходить на рынок профессиональных инвесторов. EMIR регулирует внебиржевую торговлю деривативами, облегчает операции по трансграничному клирингу. - Прим. реф.
давление на банки третьих стран, возросла степень риска трансграничных услуг этих банков. Проблема осложняется отсутствием единой системы авторизации иностранных банков в рамках ЕС. В некоторых странах от них требуется соблюдение национальных правил защиты прав потребителей, тогда как в других для ведения банковской деятельности необходимо использовать местного посредника, контролирующего вопросы налоговой отчетности и найма работников.
Кроме Великобритании ключевыми странами базирования швейцарских банков в ЕС являются Германия и Люксембург. Либеральный режим доступа отмечается также в Австрии и в меньшей степени в Италии. Бельгия и Франция - это страны с особо ограничительным режимом. Изучение правил доступа и функционирования на европейских рынках - весьма сложная для швейцарских банкиров задача, требующая, в частности, больших затрат времени. Для решения этой задачи и облегчения трансграничной деятельности швейцарские финансовые агентства во главе с 8БЛ инициировали кооперационные соглашения с местными надзорными органами. Первое из таких соглашений было подписано банком «БаИи» с регулирующим агентством Германии в 2008 г., однако до сих пор в полной мере оно не применяется (с. 8).
Причастность к единому рынку традиционно считается неоспоримым преимуществом ЕС. Но термин «единый рынок», считает автор, не соответствует сути этого феномена, особенно в том, что касается финансовых услуг. На словах, дочерний банк или отделение, получившее лицензию и находящееся под надзором регулятора страны базирования, может осуществлять трансграничные услуги в пределах всего Евросоюза без каких-либо дальнейших процедур по авторизации. В реальности, однако, как свидетельствуют руководители швейцарских банков, все обстоит иначе. Единый рынок отнюдь не всегда единый; в большей мере он фрагмен-тированный, поскольку в каждой стране надзорные органы предъявляют свои требования, не считаясь с полученными банком правами в другой стране. Например, швейцарский инвестиционный продукт, получивший одобрение со стороны германского финансового регулятора, нуждается в перерегистрации, когда он попадает, например, на итальянский рынок. Подобные моменты негативно влияют на возможность расширения швейцарского экспорта фи-
нансовых услуг на едином европейском рынке. Тем не менее Швейцария не отказывается от заключения двусторонних соглашений со странами Евросоюза, особенно со странами-соседями - Австрией, Францией и др.
Пассивные рыночные операции по привлечению средств клиентов. Швейцарские банки могут полностью игнорировать правила для членов ЕС, если они пользуются давно устоявшимся в Европе принципом «пассивной свободы услуг» (passive freedom of services), суть которого заключается в следующем: если какой-либо индивид, корпорация или институциональный инвестор из страны ЕС непосредственно обращается в банк на территории Швейцарии, то он имеет те же права, что и швейцарский клиент. Такой путь проникновения на рынки ЕС давно используется швейцарскими банками. Однако автору данный метод представляется сомнительным и требующим тщательного анализа, поскольку возникает ряд вопросов: например, как осуществлять контроль над операциями клиента? насколько велика в данном случае вероятность коррупции?
В долгосрочном аспекте данная стратегия не является жизнеспособной. По словам С. Хоффманна, «необходимо активно работать на рынке, учитывая запросы не только существующих, но и будущих клиентов. Если ограничиться только методом «reverse solicitation», то можно потерять конкурентоспособность» (с. 9). Кроме того, реализация этой стратегии затруднена, поскольку Швейцария подписала общемировые стандарты автоматического обмена информацией. С 2018 г. швейцарские банки должны раскрывать счета иностранных клиентов налоговым властям стран происхождения клиентов.
Принцип сохранения банковской тайны всегда был основой для превращения Швейцарии в крупнейший мировой центр по управлению богатством. Поскольку это преимущество постепенно уходит, Швейцария не может больше полагаться на пассивный рыночный банкинг. Проблема усложняется тем, что сильный швейцарский франк создает стимул к продвижению частных банков и институтов управления активами на иностранные рынки (с. 9).
Возможность использования прецедента «брекзита» в интересах Швейцарии. Швейцарские банки, занимающиеся управлением высокодоходных активов (крупные корпоративные и инве-
стиционные банки, а также частные), в наибольшей степени заинтересованы в более либеральном доступе на рынок ЕС. Рассматривая факторы, которые могут способствовать этому, автор отмечает феномен «брекзита», так как модели взаимоотношений с ЕС у Великобритании и Швейцарии схожи. Большое значение будут иметь результаты переговоров Великобритании об условиях выхода и последующей конфигурации отношений с Евросоюзом. Если этой стране удастся добиться от ЕС определенных преференций в период после «брекзита», то третьи страны, включая Швейцарию, смогут извлечь из этого выгоду.
Е.Е. Луцкая
2017.01.021. ДЕРМИН Ж. ЦИФРОВОЙ БАНК И ДЕЗОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКА: ОЩУЩЕНИЕ ДЕЖАВЮ.
DERMINE J. Banque numérique et désorganisation du marché: un sentiment de déjà-vu? // Rev. de la stabilité financière. - P., 2016. -Avril. - P. 19-28.
Ключевые слова: традиционные банки; цифровые технологии; банковские инновации; высокотехнологичные финансовые компании.
Автор, профессор французской бизнес-школы INSEAD (Фонтенбло, Франция), рассматривает угрозы, которые возникают из-за внедрения цифровых технологий в банковское дело.
В последние годы энергичный выход на рынок банковских услуг высокотехнологичных компаний (так называемых fintechs) породил волну апокалипсических предсказаний о скором исчезновении традиционных банков. Нынешние обсуждения влияния цифровых технологий на банки создают ощущение дежавю, указывает автор. В последние 35 лет подобные предсказания возникали не раз. В частности, в 1980-е годы, когда появилась возможность обслуживания клиентов по телефону, многие опасались, что телефонные операторы вытеснят традиционных финансовых посредников; в 1990-е годы в связи с дерегулированием рынков облигаций и акций думали, что на смену финансированию через посредников придет прямое финансирование; в начале 2000-х годов казалось, что проникновение Интернета в банковский сектор приведет к отказу клиентов от посещения банковских отделений в пользу об-