Научная статья на тему 'Банковские системы России и Швейцарии: правовые основы и перспективы сотрудничества'

Банковские системы России и Швейцарии: правовые основы и перспективы сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1471
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / BANKING SYSTEM / БАНКОВСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / BANKING RELATIONSHIP / СОВРЕМЕННЫЙ БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / MODERN BANKING / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ / CENTRAL BANK OF RUSSIA / ШВЕЙЦАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК / SWISS NATIONAL BANK / БАЗЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ ПО БАНКОВСКОМУ НАДЗОРУ / BASEL COMMITTEE ON BANKING SUPERVISION / БАЗЕЛЬ III / BASEL III

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суворова Анастасия Сергеевна, Суворов Сергей Борисович

В статье рассматриваются банковские системы России и Швейцарии как важнейшие сферы национальной экономики. Проанализированы структура, основные субъекты, отличительные черты банковских систем. Основное внимание в статье уделено банковским правоотношениям, складывающимся в процессе осуществления банковской деятельности, выступающим предметом регулирования банковского права. Проанализированы современные тенденции развития банковских систем России и Швейцарии. Правовое регулирование перспектив развития банковских систем строится по различным направлениям. В банковской системе России стратегические задачи связаны с развитием инфраструктуры, совершенствованием правовой среды, в Швейцарии акцент делается на повышении устойчивости банковских систем и развитии новых видов кредитных организаций. Новая парадигма международного банковского регулирования (известная как Базель III) направлена на разрешение проблемы накопления системных рисков. В статье рассмотрены перспективные направления сотрудничества России и Швейцарии в банковском секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BANK SYSTEMS OF RUSSIA AND SWITZERLAND: LEGAL BASES AND COOPERATION PROSPECTS

Bank systems of Russia and Switzerland as the the major spheres of national economy are considered in the article. The structure, the main subjects and distinctive features of bank systems are analyzed. The basic attention in article is given bank law relations, developing in the course of realization of the bank activity, acting subject of regulation of the bank law. Modern tendencies of development of bank systems of Russia and Switzerland are analyzed. Law regulation of prospects of development of bank systems is under construction in various directions. In Russian bank system, strategic problems are connected with the infrastructure development, perfection of law environment. In Switzerland the stress is made on increase stability of bank systems and the development of new types of credit organizations. The new paradigm of international bank regulation (known as Basel III) is aimed at solving the problem of accumulation of system risks. In the article perspective direction of cooperation in bank sector of Russia and Switzerland are considered.

Текст научной работы на тему «Банковские системы России и Швейцарии: правовые основы и перспективы сотрудничества»

УДК 336.711

БАНКОВСКИЕ СИСТЕМЫ РОССИИ И ШВЕЙЦАРИИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

А.С. Суворова

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ С.Б. Суворов ООО «МТК», г. Иваново

В статье рассматриваются банковские системы России и Швейцарии как важнейшие сферы национальной экономики. Проанализированы структура, основные субъекты, отличительные черты банковских систем. Основное внимание в статье уделено банковским правоотношениям, складывающимся в процессе осуществления банковской деятельности, выступающим предметом регулирования банковского права. Проанализированы современные тенденции развития банковских систем России и Швейцарии. Правовое регулирование перспектив развития банковских систем строится по различным направлениям. В банковской системе России стратегические задачи связаны с развитием инфраструктуры, совершенствованием правовой среды, в Швейцарии акцент делается на повышении устойчивости банковских систем и развитии новых видов кредитных организаций. Новая парадигма международного банковского регулирования (известная как Базель III) направлена на разрешение проблемы накопления системных рисков. В статье рассмотрены перспективные направления сотрудничества России и Швейцарии в банковском секторе.

Ключевые слова: банковская система, банковские правоотношения, современный банковский сектор, Центральный Банк РФ, Швейцарский Национальный Банк, Базельский Комитет по банковскому надзору, Базель III.

Современный банковский сектор -это важнейшая сфера национальной экономики любого развитого государства. В теории банковского права принято выделять две основные модели построения банковских систем: англосаксонскую и континентальную. Англосаксонскую модель отличают рискованный характер, меньшая подконтрольность государству, ярко выраженный индивидуализм в достижении главной цели - получении прибыли. Англосаксонская модель характерна для таких стран как США, Великобритании. Европейским странам традиционно присуща континентальная модель построения банковской системы с высокой долей государственной собственности, подконтрольности банковской системы государству. Наиболее яркими представителями данной модели банковской системы являются Германия, Австрия, Франция.

Структура банковской системы любого государства является двухуровневой, во главе ее стоит центральный банк. В большинстве стран центральные банки являются государственными и национализированными. Банковские правоотношения, складывающиеся в процессе осуществления банковской деятельности, выступают предметом регулирования банковского права, имеют свой объект, свое содержание и могут быть классифицированы по различным основаниям.

Банковская система Швейцарии в силу ряда исторических, географических и политических причин относится к континентальной модели. С начала 90-х годов ХХ века Россия также пошла по пути развития континентальной банковской модели. Однако при этом Россия и Швейцария имеют различия в организации и функционировании банковского сектора.

Структурные и правовые отличия банковских систем двух стран.

Банковская система России - это целостное образование, представляющее собой совокупность урегулированных нормой права форм и методов деятельности органов или организаций банковского надзора и регулирования, а также организаций, основным направлением деятельности которых является осуществление банковских операций или непосредст-

венное обеспечение выполнения отдельных банковских операций. Субъектами банковской системы России являются Центральный Банк РФ, кредитные организации, в том числе банки и небанковские кредитные организации, Агентство по страхованию вкладов [11]. Структурная схема банковской системы России представлена на рис.1.

Рис. 1. Структура банковской системы РФ

Банковское законодательство России предусматривает только универсальные банки, не существует понятия специализированного или регионального банка. Но Центральный Банк РФ в настоящее время работает над созданием трехуровневой банковской системы: системно значимые, федеральные и региональные кредитные организации. Новый вид кредитной организации -региональный - планируется ввести с 1 января 2018 года. Статус регионального банка могут получить кредитные организации с капиталом не менее 300 млн. рублей и активами не более 7 млрд. рублей. Кредитные организации, которые не хотят получать статус регионального банка, должны будут к 1 января 2018 года увеличить минимальный размер капитала до 1 млрд. рублей [7].

Центральный банк Российской Федерации - главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт Российской Федерации, разрабатывающий и реализующий, во взаимодействии с Правительством Российской Федерации, единую государственную денежно-кредитную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков. Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей Центральному банку РФ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» Центральный банк РФ является «мегарегулятором» [6]. Ему были переданы ряд функций, которые ранее выполняла Федеральная служ-

ба по финансовым рынкам (ФСФР). К передаваемым функциям относятся, в частности, контроль за кредитной кооперацией и микрофинансовой деятельностью, деятельностью товарных бирж, биржевых посредников и брокеров, а также надзор в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и иных полномочий. Таким образом, за последние годы сфера регулирования Центрального Банка РФ значительно расширилась. Центральный Банк РФ также наделяется правом законодательной инициативы для внесения в правительство РФ проектов законов и нормативных актов. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным законом «О Центральном Банке», Центральный Банк РФ осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, государственной власти субъектов и органов местного самоуправления.

Швейцарская банковская система, как известно, является самой стабильной в мире. Это во многом обусловлено грамотно построенной структурой, где каждый банк подчиняется определенным законам и работает только в определенной сфере. Всю банковскую систему этой страны можно разделить на несколько уровней. Отличительной чертой Швейцарской банковской системы является ее разветвленность. В нее входят: крупные национальные банки, частные банки, кантональные, региональные, сберегательные банки, финансовые организации [4]. На рис. 2 представлена структурная схема современной банковской системы Швейцарии.

\

б а ней

бант

Сберегатгл баНЕН

Рис. 2. Банковская система Швейцарии

Также отличительной чертой швейцарской банковской системы является строгий контроль за деятельностью банков и инвестиционных компаний. После второй мировой войны в Швейцарии не было ни одного случая банкротства банков. Контроль за банками имеет трехступенчатую структуру и осуществляется Федеральной банковской комиссией, Национальным Банком и Швейцарской банковской ассоциацией. Лицензия на банковскую деятельность выдается только тогда, когда банк отвечает всем требованиям закона, а при его нарушении лицензия может быть немедленно отозвана. В экономике Швейцарии банки и финансовые учреждения давно уже занимают чрезвычайно важное место. Швейцарский франк продолжает оставаться одной из наиболее стабильных мировых валют. Денежный и валютный рынки Швейцарии занимают в мире особое место, а два ведущих банка Швейцарии - UBS и CreditSuisse [9] - входят в число крупнейших банков мира. Необходимо отме-

тить, что Швейцария - мировой лидер в сфере услуг OffshorePrivateBanking (оффшорного банковского обслуживания частных лиц).

Швейцария удерживала около 27% всех активов, размещаемых клиентами в зарубежных банках за пределами своей страны. Именно в этой сфере банки UBS и CreditSuisse получают более 1/3 всей прибыли. Высокий рейтинг швейцарских банков определяется тем, что тайна вкладов защищена положениями как гражданского, так и уголовного права. Если банк не хранит секреты своих клиентов, он может быть лишен лицензии, а разгласившие информацию служащие банка могут быть подвергнуты тюремному заключению на срок до 0,5 года или штрафу в размере 50 тыс. швейцарских франков. Информация о счетах клиентов может быть открыта правительственным органам лишь в том случае, когда имеются доказательства причастности клиента в уголовном преступлении, при этом уклонение от уплаты налогов, или нарушение валютного регулирования других

стран, к преступлениям не относятся, согласно швейцарскому праву.

Согласно Федеральному закону «О Национальном банке Швейцарии», центральный банк Швейцарии (SwissNationalBank) является акционерным обществом с особым статусом и регулируется специальными положениями федерального закона. 55% его акций принадлежат государственным учреждениям, остальные 45% торгуются на фондовом рынке и принадлежат частным лицам. Акционерный капитал Швейцарско-го(SwissNationalBank) составляет около 50 миллионов швейцарских франков. Национальный банк Швейцарии как независимый центральный банк проводит денежную и валютную политику, которая служит общему интересу страны, он управляется при участии и под надзором Конфедерации. Национальный банк Швейцарии образует из своих доходов достаточные валютные резервы, часть этих резервов содержится в золоте.

Структурные тенденции развития банковской деятельности. Ожидаемые результаты развития банковской системы России определены «Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года» [5] и «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [3]. Согласно их ключевым положениям, основным содержанием нового этапа в развитии банковской сферы должно стать повышение качества банковской деятельности, включающее расширение состава банковских продуктов и услуг, совершенствование способов их предоставления, обеспечение долгосрочной эффективности и устойчивости бизнеса кредитных организаций. Данная Стратегия выделяет следующие основные задачи современного этапа развития банковской системы: совершенствование правовой среды, включая развитие законодательст-

ва Российской Федерации; формирование инфраструктуры, отвечающей современным требованиям и базирующейся на использовании передовых банковских технологий; повышение качества корпоративного управления и управления рисками в кредитных организациях; совершенствование банковского регулирования и банковского надзора, их осуществление в соответствии с международными стандартами. В настоящее время очень важной тенденцией в банковской системе РФ является ее очищение от недобросовестных кредитных организаций. На ежемесячной основе Центральный Банк РФ отзывает лицензии у кредитных организаций с целью повышения доверия к банкам со стороны вкладчиков и кредиторов, развития национальной экономики, борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов. Возможно, такая политика Центрального Банка РФ приведет к тому, что в России вообще останется несколько десятков банков, но с репутацией надежных кредитных организаций.

Уменьшилось по итогам 2014 года и количество швейцарских банков. Если в 2013 году их было 275, то в 2015 год свою работу продолжили лишь 267 швейцарских банков [8] .Причина сокращения - большое количество слияний и поглощений в банковском секторе, причем эта тенденция затронула и большие, и мелкие институты, и частные банки. Вероятно, она сохранится и в будущем.

В целом, структурные тенденции банковских систем можно охарактеризовать как стремление к укрупнению капиталов и расширение кредитных возможностей для клиентов.

Международные регуляторы банковского сектора как основа сотрудничества. Базельский комитет по Банковскому надзору (Basel Committeeon Banking Supervision) - организация, которая объединяет национальные надзорные

учреждения, регулирующие банковскую деятельность. Он является центральным институтом, занимающимся гармонизацией важнейших правил надзора в банковской сфере, разрабатывает директивы, которые в рамках отрасли можно назвать «передовыми методиками». Все чаще используется термин «стандарты». При этом Базельский комитет не вправе издавать юридически обязательные правила. Речь идет о стратегических указаниях, на которые могут опираться надзорные инстанции конкретных стран.

Основные директивы Базельского комитета формально утверждаются руководителями центральных банков стран Группы десяти (010). Предполагается, что положения ряда документов, таких как соглашение о размере собственного капитала и 25 принципов эффективного банковского надзора, будут соблюдаться и реализовываться всеми надзорными органами. Это образцовый пример разработки норм, так называемого «мягкого права», которые в силу своей обоснованности и международного давления, постепенно трансформируются в нормы национального права.

Внедрение нормативов Базельско-го комитета вызывает повышенный интерес у банковского сообщества уже достаточно продолжительный промежуток времени. Вопросов много, а ответы не всегда однозначны. Сегодня значительный интерес банковского сообщества вызывают вопросы, касающиеся новых международных требований к качеству и достаточности капитала банка, закрепленных в документе Базельского комитета по банковскому надзору (Базель III [2]). Основные требования Базеля III направлены на повышение устойчивости банковских систем стран, являющихся членами Комитета, по отношению к финансовым и экономическим кризисам, улучшение качества управления рисками

и их оценки, повышение прозрачности стандартов раскрытия информации финансовыми институтами [2]. Базель III не отменяет предыдущие соглашения по капиталу (в рамках документов Базеля I и Базеля II), а дополняет их, направлен на устранение признанных международным сообществом, недостатков существующих стандартов регулирования, таких как недостаточный уровень требований к капиталу банка, возможность включать в капитал гибридные инструменты, без обязательств их конвертации, или списания на убытки, процикличность регулирования, недооценка риска по секьюри-тизированным активам и риска на использование контрагента по сделкам с деривативами, недостаточность раскрытия банками информации. Базель III значительно ужесточает требования к структуре и качеству капитала банка: вводятся новые минимальные требования к достаточности капитала первого уровня и его составляющей части - базового капитала, происходит постепенное прекращение признания в капитале гибридных инструментов, уточняется список регулятивных вычетов из капитала.

В настоящее время Базель I в России применен в полном масштабе. Базель II в довольно видоизмененной форме был внедрен в России только в последнее время, но не полностью, так как помешал целый вал причин. Центральный банк жестко настоял на внедрении уже следующих стандартов Базель III именно с 1 января 2016 года. Во-первых, главная причина внедрения Базеля III - повышение в банках качества управления рисками, что обеспечивает устойчивость банковской системы и дает реальную защиту прав вкладчиков и кредиторов, что немаловажно в наше кризисное время. Во-вторых, подавляющее большинство российских банков работают на международном рынке, имеют корсчета в иностранных кредитных организациях. Поэтому следовать правилам, принятым на

международном рынке, — единственно правильный путь. Для швейцарской стороны возможность обслуживать постоянно растущее число российских клиентов не только из-за рубежа, но и через банк, находящийся непосредственно в России, представляется несомненным стратегическим преимуществом.

Взаимодействие банковских систем России и Швейцарии в санкци-онных условиях. В условиях кризисных явлений в мировой экономике, стабильность банковской системы Российской Федерации находится в фокусе особого внимания. Как отмечает в своих программных документах Банк России [5], от степени стабильности и эффективности работы системы финансового посредничества зависит не только достижение цели денежно-кредитной политики по снижению инфляции, поддержанию ценовой стабильности, но и состояние общего макроэкономического равновесия.

Как известно, с 2014 года отмечается кризис в международных отношениях России с некоторыми государствами: инициатором введения санкций, с целью международной изоляции России, стало руководство США, под сильным давлением которого, рискуя понести экономический ущерб, к санкциям присоединились страны Евросоюза. Санкции также поддержали государства Большой семерки и некоторые другие страны, являющиеся партнерами США и ЕС. Санкции Запада против Российской Федерации являются по сей день одной из важнейших и глобальных проблем, наносящих немалый ущерб политике и экономике стран Евразийского Экономического Союза. Что касается Швейцарии, то она поддержала санкции против России, что проявляется следующим образом: 2 апреля 2015 года Швейцария ввела ограничения на финансовые операции на территории

страны в отношении 33 официальных лиц РФ.

Санкции, в частности, предусматривают невозможность для этих лиц перевода в Швейцарию своих активов, которые имеются у них за пределами ЕС, а также запрет въезда в Швейцарию на основании того, что страна входит в шен-генскую зону (однако въезд возможен, если поездка связана с гуманитарной деятельностью или имеет отношение к международной политике). Под санкции Швейцарии подпали 87 человек и 20 юридических лиц. 27 августа 2015 года правительство Швейцарии постановило, что пяти российским госбанкам, подпавшим под санкции Европейского союза (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ВЭБ и Россельхозбанк), для выпуска долгосрочных финансовых инструментов в стране потребуется получать разрешение. Хотя, 21 ноября 2015 года посол Швейцарии в РФ Пьер Хельг заявил, что «в отличие от ЕС и США Швейцария не вводила против РФ никаких собственных санкций» [8].

Выводы. Таким образом, сравнительный анализ правовых основ функционирования банковских систем России и Швейцарии позволяет сделать следующие выводы: построение банковских систем России и Швейцарии отражает различные принципиальные подходы к этому вопросу, что проявляется в структуре и основных субъектах; правовое регулирование перспектив развития строится по несколько различным направлениям: если в банковской системе России акцент делается на развитии инфраструктуры и методах управления, то в Швейцарии акцент делается на повышение устойчивости банковских систем и развитие новых видов кредитных организаций; возможности сотрудничества банковских систем России и Швейцарии, даже в условиях санкций заключаются в перспективах для швейцарской стороны обслуживать по-

стоянно растущее число российских клиентов, не только из-за рубежа, но и через банк, находящийся непосредственно в России; для России- возможности сотрудничества с швейцарскими банками определяются масштабами и интенсивностью внедрения стандартов Базель III.

ЛИТЕРАТУРА

1.Гордов О.А. О понятии банковской системы России и ее компонентах//Юрист. 2014.-№12. С.24-28.

2. Комарова К. Базель III: реформа капитала // БДМ. Банки и деловой мир. 2012. № 6.с. 8 - 16.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // INTERNATIONAL JOURNAL OF EXPERIMENTAL EDUCATION. 2015. №2.

4. Певницкий С.Г. Регулирование банковской деятельности в Швейцарии: институциональный аспект// Международное публичное и частное право . 2013 №2.С. 36-39

5. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года.

[Электронный ресурс] URL: http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/491345/ (дата обращения 26.11. 2016)

6. Федеральный закон от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков".

7. FINANZ.RU. [Электронный ресурс]

URL:

http://www.finanz.ru/novosti/aktsii/trekhurovnevaya-

bankovskaya-sistema-uluchshit-strukturu-

bankovskogo-biznesa-glava-cb-rf-1001391295.

8.Swissdays. Новости Швейцарии на русском. [Электронный ресурс] URL: http://swiss-days.ru/?p=1569.

9. Банковский сектор. . [Электронный ресурс] URL: http ://www.swissworld. org/ru/ehkonomika/.

10. ТАСС. Информационное агентство России. [Электронный ресурс] URL:

http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1588932.

Рукопись поступила в редакцию 20.01.2017

BANK SYSTEMS OF RUSSIA AND SWITZERLAND: LEGAL BASES AND COOPERATION PROSPECTS

A. Suvorova, S. Suvorov

Bank systems of Russia and Switzerland as the the major spheres of national economy are considered in the article. The structure, the main subjects and distinctive features of bank systems are analyzed. The basic attention in article is given bank law relations , developing in the course of realization of the bank activity, acting subject of regulation of the bank law. Modern tendencies of development of bank systems of Russia and Switzerland are analyzed. Law regulation of prospects of development of bank systems is under construction in various directions. In Russian bank system, strategic problems are connected with the infrastructure development, perfection of law environment. In Switzerland the stress is made on increase stability of bank systems and the development of new types of credit organizations. The new paradigm of international bank regulation (known as Basel III) is aimed at solving the problem of accumulation of system risks. In the article perspective direction of cooperation in bank sector of Russia and Switzerland are considered.

Key words: banking system, banking relationship, modern banking, The Central Bank of Russia, Swiss National Bank, Basel Committee on Banking Supervision, Basel III.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.