Научная статья на тему '2017. 02. 018. Ланну К. Европейский финансовый рынок после «Брексита». Lannoo K. EU financial market access after Brexit // Intereconomics. - Heidelberg, 2016. - vol. 51, n 5. - p. 255-260'

2017. 02. 018. Ланну К. Европейский финансовый рынок после «Брексита». Lannoo K. EU financial market access after Brexit // Intereconomics. - Heidelberg, 2016. - vol. 51, n 5. - p. 255-260 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕС / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / ЛОНДОНСКИЙ СИТИ / "БРЕКСИТ" / ЕДИНЫЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК / РЕЖИМ ТРЕТЬИХ СТРАН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 02. 018. Ланну К. Европейский финансовый рынок после «Брексита». Lannoo K. EU financial market access after Brexit // Intereconomics. - Heidelberg, 2016. - vol. 51, n 5. - p. 255-260»

ДЕНЬГИ. ФИНАНСЫ. КРЕДИТ

2017.02.018. ЛАННУ К. ЕВРОПЕЙСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК ПОСЛЕ «БРЕКСИТА».

LANNOO K. EU financial market access after brexit // Intereconomics. -Heidelberg, 2016. - Vol. 51, N 5. - P. 255-260.

Ключевые слова: ЕС; финансовый рынок; лондонский Сити; «брексит»; единый европейский рынок; режим третьих стран.

Сотрудник Центра изучения европейской политики (Брюссель, Бельгия) анализирует перспективы развития европейского финансового рынка с учетом последствий выхода Великобритании из ЕС.

В процессе формировании единого рынка в рамках Евросоюза происходила гармонизация правил функционирования бизнеса. Лондонский Сити всегда рассматривался странами-участницами как образец функционирования такого рынка. Многие провайдеры финансовых услуг сосредоточили свою деятельность именно в Сити, откуда они могут легко контролировать общеевропейскую сеть своих предприятий.

Привилегии для бизнеса в рамках ЕС нашли отражение во множестве директив и правил, регулирующих сферу финансовых услуг, в том числе банкинг, инвестиционную деятельность и страхование, а также инвестиционные продукты и финансовую инфраструктуру. С начала функционирования единого рынка (1992) директивы корректировались и расширялись в соответствии с новыми реалиями. Существенные изменения в систему регулирования были внесены после финансового кризиса 2008 г. В частности, пруденциальные нормы были распространены на такие сегменты рынка, как рейтинговые агентства, торговля деривативами, хеджевые фонды. Многие директивы приобрели комплексный характер. Например, Правила регулирования инфраструктуры европейского

финансового рынка (MiFID II), которые прежде касались только рынка акций, теперь содержат надзорные требования для рынка облигаций, биржевой торговли и алгоритмической торговли1. Наконец, в рамках ЕС в 2012 г. был создан Банковский союз (Banking Union), который способствовал централизации функций надзора и принятия решений на финансовом рынке.

В течение последних 25 лет лондонский Сити превратился в крупнейший оптовый финансовый центр, сравнимый с американским центром Уолл-Стрит и китайским Гонконгом. Сити, как финансовый центр, обеспечивает рефинансирование местных финансовых центров (в основном европейских) и предоставляет услуги корпорациям, правительствам и институциональным инвесторам. В последние годы операционные отделения Сити размещаются, помимо Лондона, и в других городах Великобритании.

В Сити базируются 358 банков, здесь много страховых компаний, институциональных инвесторов, хедж-фондов, крупнейших европейских фондовых бирж, а также специализированных финансовых компаний, клиринговых и расчетных палат. Кроме того, там расположены фирмы, предоставляющие юридические услуги; консалтинговые и аудиторские компании; отделения международных рейтинговых агентств. Как считает автор, с учетом всех видов услуг (помимо финансовых) оценка вклада лондонского Сити в ВВП Великобритании превышает ту, что отражена в официальной статистике.

Своему росту английский финансовый сектор обязан прежде всего спросу со стороны единого европейского рынка. Примерно третья часть экспорта финансовых и страховых услуг, а также большая часть банковских инвестиций Великобритании приходится на долю ЕС (с. 256).

«Свободное обеспечение услуг» (free provision of services, FPS), или единый паспорт финансовых услуг, был введен в соответствии с директивами ЕС от 1992 и 1994 г. «Паспортизация» провайдеров финансовых услуг основана на множестве различных

1 Алгоритмическая торговля (algorithmic trading) - метод исполнения большой заявки, которую трудно исполнить за один раз. С помощью специальных алгоритмических инструкций большая заявка делится на несколько подзаявок, каждая из которых отправляется в определенное время на рынок для исполнения. -Прим. реф.

правил, являющихся результатом процессов сокращения и расширения регулирования финансовой деятельности в ЕС в течение всего периода его существования. Многие правила распространяются также на страны европейского экономического пространства (ЕЭП)1, которые включили их в систему национального законодательства.

В посткризисный период рамки FPS были расширены за счет дополнительных пруденциальных норм, в частности содержащихся в Директиве о санации и урегулировании несостоятельности банков (Bank recovery and resolution directive, BRRD) (2014). Власти Великобритании сыграли важную роль в разработке этого документа и внесли дополнительные правила в Закон о банковской деятельности (Banking Act, 2009). Данный закон содержит требования к банкам иметь готовый план преодоления кризисной ситуации, в том числе требование, касающееся реализации концепции «промежуточного банка» (bridge bank). Еще одна директива ЕС, включенная в FPS в 2014 г., касается правил страхования депозитов.

По мнению автора, позицию Великобритании относительно многих правил, введенных в посткризисный период, нельзя назвать конструктивной. Наиболее острые дебаты возникли по поводу Директивы о требованиях к капиталу (Capital requirements directive, CRD IV), которая ограничивает бонусы банкиров относительно ежегодной суммы их зарплаты соотношением 1:1. Великобритания попыталась сначала оспорить данное правило в Европейском суде, но позднее отозвала свой иск. Как отмечает автор, после «брекси-та» фирмы Великобритании будут лишены единого европейского паспорта.

Автор выделяет следующие наиболее важными для Сити направления регулирования финансового рынка ЕС:

- Директива о рынках финансовых инструментов (Markets in financial instruments directive, MiFID) вводит единый паспорт для торговли различными ценными бумагами (за исключением акций), в том числе деривативами, а также для алгоритмической торговли. В директиву внесено значительное число поправок и дополнений, которые вступят в силу с начала 2018 г. О значении данной дирек-

1 Кроме стран ЕС в ЕЭП входят Норвегия, Исландия и Лихтенштейн. -Прим. реф.

тивы для Великобритании свидетельствует тот факт, что в настоящее время паспортом MiFID владеют 2250 английских фирм по сравнению с 988 фирмами из других стран ЕС и ЕЭП.

- Директива о регулировании управления альтернативными инвестиционными фондами (Alternative investment fund managers directive, AIFMD) устанавливает широкий круг правил и предоставляет единый паспорт для менеджеров хеджинговых и других фондов. Как считают законодатели ЕС, значительное число добавлений, внесенных в этот нормативный акт в 2010 г., должны способствовать «здоровому и эффективному риск-менеджменту». В Великобритании паспортом AIFMD владеют 212 фирм против 45 фирм из других стран ЕС и ЕЭП.

- Лицензирование и надзор со стороны Европейского управления по надзору за рынком ценных бумаг (European securities and markets authority, ESMA), касающиеся кредитных рейтинговых агентств (credit rating agencies, CRAs). До кризиса 2008 г. они не регулировались органами ЕС, но с 2010 г. ситуация изменилась. Согласно действующим правилам, CRAs должны быть независимыми в своей деятельности и способными идентифицировать конфликты интересов и управлять ими. В полномочия надзорных органов входит мониторинг методологии и бизнес-моделей CRAs.

- Регулирование инфраструктуры европейских финансовых рынков (European markets infrastructures regulation, EMIR) устанавливает правила биржевой и внебиржевой торговли деривативами. Согласно правилам EMIR, центральные клиринговые палаты (central counterparties, CCPs) должны предоставлять клиринговые услуги на всей территории ЕС, а не только в зоне евро, как это первоначально предусматривал Европейский центральный банк. На Великобританию приходится значительная часть общеевропейского оборота деривативов (с. 257-258).

Отличительной чертой кредитно-финансовых учреждений Великобритании является то, что каждое из них владеет большим числом паспортов, предоставляемых соответственно услугам и числу стран, в которых они работают. Выход Великобритании из ЕС означает, что на территории ЕС к ее фирмам будет применяться режим для третьих стран. В настоящее время третьи страны, считает автор, не имеют полного доступа на единый европейский рынок. Каждая из стран - членов ЕС может в индивидуальном порядке

предоставить разрешение на деятельность отделениям банков, инвестиционных фирм и фондов третьих стран, но только в пределах своей территории. Для доступа на единый европейский рынок компаниям третьих стран, как правило, требуется «признание идентичности» (equivalence) системы регулирования в их странах нормам ЕС. Критерии идентичности, разрабатываемые и реализуемые Еврокомиссией, часто меняются; в отношении банков они особенно жесткие.

Это означает, что для британских кредитно-финансовых учреждений доступ на единый европейский рынок будет существенно ограничен. «Брексит», кроме того, может подорвать роль Великобритании как европейского финансового центра. Фондовые биржи европейских стран будут лишены свободного доступа в Сити, а трейдеры Великобритании - на биржи единого европейского рынка. Существенно ослабнет роль Сити как посредника в движении капитала и рефинансировании европейских банков.

Таким образом, покидая ЕС, Великобритания больше теряет, чем приобретает, считает автор. В наибольшей степени пострадают крупные интегрированные кредитно-финансовые учреждения со многими паспортами, а также специализированные инвестиционные фирмы с одним паспортом. Фирмы будут вынуждены дробить свои капитальные активы и заключать лицензионные соглашения с отдельными странами.

Для уменьшения негативных последствий «брексита», отмечает автор, Великобритания должна выработать новые формы взаимоотношений с ЕС. Одним из вариантов могла бы стать швейцарская модель двусторонних соглашений с ЕС по отдельным секторам экономики. Возможен также переход на более гибкую систему финансового регулирования, что могло бы повысить привлекательность Великобритании на глобальных рынках, но одновременно и ограничить возможности признания такой системы идентичной нормам ЕС. Наиболее рациональный путь для Великобритании, считает автор, - это заключение переходного соглашения о признании идентичности финансовых услуг. В любом случае стране следует вступить в долгий процесс переговоров и попытаться убедить ЕС, что «для европейской экономики важно, чтобы Лондон оставался глобальным финансовым центром» (с. 260).

Е.Е. Луцкая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.