Научная статья на тему '2017.01.009. ГАРСИА-ЭСКУДЕРО МАРКЕС П. ВОЗРОЖДЕНИЕ ПАРЛАМЕНТА, ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ И УЧАСТИЕ ГРАЖДАН. GARCÍA-ESCUDERO MÁRQUEZ P. REGENERACIóN DEL PARLAMENTO, TRANSPARENCIA Y PARTICIPACIóN CIUDADANIA // UNED. TEORíA Y REALIDAD CONSTITUCIONAL. - MADRID, 2015. - N 36. - P. 171-216'

2017.01.009. ГАРСИА-ЭСКУДЕРО МАРКЕС П. ВОЗРОЖДЕНИЕ ПАРЛАМЕНТА, ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ И УЧАСТИЕ ГРАЖДАН. GARCÍA-ESCUDERO MÁRQUEZ P. REGENERACIóN DEL PARLAMENTO, TRANSPARENCIA Y PARTICIPACIóN CIUDADANIA // UNED. TEORíA Y REALIDAD CONSTITUCIONAL. - MADRID, 2015. - N 36. - P. 171-216 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТ / КРИЗИС ПАРЛАМЕНТА / ДЕФИЦИТ ДЕМОКРАТИИ / ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ / ПАРЛАМЕНТСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ / ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРЛАМЕНТА / УЧАСТИЕ ГРАЖДАН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Андреева Г.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017.01.009. ГАРСИА-ЭСКУДЕРО МАРКЕС П. ВОЗРОЖДЕНИЕ ПАРЛАМЕНТА, ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ И УЧАСТИЕ ГРАЖДАН. GARCÍA-ESCUDERO MÁRQUEZ P. REGENERACIóN DEL PARLAMENTO, TRANSPARENCIA Y PARTICIPACIóN CIUDADANIA // UNED. TEORíA Y REALIDAD CONSTITUCIONAL. - MADRID, 2015. - N 36. - P. 171-216»

ку о высоком уровне национальной консолидации. Это стимулирует поиск иных путей решения кризиса в переговорных процессах. В то же время особые угрозы безопасности, например, риск нападения или необходимость неожиданности (как элемент безопасности) могут определять потребность в прерогативе исполнительных органов. Поиск баланса требований очевидно продиктован локальными условиями и не имеет универсального решения.

Обнаружить зависимость решения вопросов безопасности и выбора конституционной модели, по мнению автора, невозможно. В конституционных конструкциях существуют как устойчивая историческая преемственность, так и эффект регионального (географического) единообразия.

Оптимальная (универсально реализуемая) конституционная модель применения силы требует общности в понимании нормативных целей военной политики. В связи с этим рассеиваются иллюзии о возможности ее существования. Критериями в локальных условиях становятся соображения, связанные с риском преувеличения значения исполнительной власти, ценности представительного усмотрения и степени угрозы, исходящей от международного окружения.

Т. В. Захаров

2017.01.009. ГАРСИА-ЭСКУДЕРО МАРКЕС П. ВОЗРОЖДЕНИЕ ПАРЛАМЕНТА, ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ И УЧАСТИЕ ГРАЖДАН.

GARCÍA-ESCUDERO MÁRQUEZ P. Regeneración del parlamento, transparencia y participación ciudadania // UNED. Teoría y realidad constitucional. - Madrid, 2015. - N 36. - P. 171-216.

Ключевые слова: парламент; кризис парламента; дефицит демократии; демократическое возрождение; парламентские процедуры; транспарентность деятельности парламента; участие граждан.

Преподаватель конституционного права Университета Комп-лутенсе (г. Мадрид, Испания) Пьедад Гарсиа-Эскудеро Маркес анализирует работу парламента как важнейшего демократического института. Выявляя основные недостатки современного испанского парламента, она предлагает меры по совершенствованию его орга-

низации и деятельности, повышению эффективности и усилению транспарентности.

Результаты европейских выборов, проходивших 25 мая 2014 г., показали, что период чередования у власти в Испании двух партий закончился - партии потеряли более 5 млн голосов, что свидетельствует об утрате доверия не только к политическим деятелям, но и к политическим институтам. Появляются антисистемные партии, наблюдается движение в сторону большей транспарентности политических институтов.

Кризис парламентаризма сам по себе не является новой темой. Однако влияние глобализации, усиление воздействия общественного мнения, изменение роли СМИ и применение новых технологий в сфере политики и управления требуют переосмысления проблем демократии во всех ее проявлениях. Для того чтобы парламент был полноценным представителяем народного суверенитета, недостаточно конституционных положений о его месте в системе разделения властей. В настоящее время существует настоятельная потребность в парламенте как эффективном учреждении с реальными функциями.

Автор выделяет три причины недостаточной репрезентативности парламента: несовершенство механизма выбора кандидатов при пропорциональной системе; дефицит представительной демократии (сложность внесения законопроектов, ограниченность законодательной инициативы населения, неспособность парламента к быстрому реагированию на общественные потребности и др.); удаленность парламента от общества, отсутствие живой связи с населением.

Отношения между представителями и представляемыми в значительной мере опосредованы политическими партиями, которые излишне забюрократизированы, управляются из центра и похожи по своей организации на министерства со всеми их недостатками: дорогостоящие офисы, раздутые штаты и отсутствие реальной открытости. Дефицит демократии в политических партиях затрагивает не только их отношения с членами партий, но и с гражданами в целом. Другая негативная черта существующей системы состоит в незначительной роли независимых парламентариев, которые в доктрине рассматриваются как аутентичные представители электората.

Автор предлагает конкретные меры по совершенствованию организации и деятельности парламента. В первую очередь следует увеличить интенсивность его работы, но не в ущерб поиску общественного согласия по наиболее значимым вопросам, а путем введения новых парламентских процедур и изменения регламента. В частности, экспертные слушания, заслушивание заинтересованных сторон по законопроектам и другие формы привлечения общественности дадут обществу возможность выразить свое мнение и будут способствовать сближению парламента с обществом. Автор предлагает также: ввести различные формы парламентского самоконтроля за законодательной работой (в том числе с привлечением подкомиссий); усовершенствовать законодательные процедуры; усилить роль независимых депутатов в комиссиях; привлечь правительство к контролю за эффективностью законов в виде периодических докладов парламенту о побочных эффектах принятых законодательных мер; реформировать процедуры парламентского контроля (устные и письменные вопросы, интерпелляции и т.д.) для того, чтобы превратить их в реальные дебаты по политическим вопросам, а не сводить контроль к вопросу об ответственности правительства и др.

В рамках дискуссии о конституционном статусе оппозиции и расширении ее возможностей в статье подчеркивается, что необходимы меры, обеспечивающие ответственное исполнение предоставленных ей полномочий.

К числу других парламентских функций, которые подлежат обновлению, автор относит недопущение спешки в наиболее социально значимых вопросах (имеется в виду опыт экспресс-реформы ст. 135 Конституции Испании, проведенной под давлением руководства ЕС), повышение эффективности Счетной палаты, расширение участия парламента в решении вопросов международных отношений и др.

Что касается транспарентности деятельности, то необходимо обеспечить доступ к информации, которая не опубликована (о внутренней экономико-административной организации парламента, контракты, бюджеты, персонал, включая заработную плату служащих и т.д.), более эффективно использовать доступную информацию для двухсторонних связей с общественностью. Для совершенствования деятельности национального парламента может

быть использован опыт региональных парламентов по увеличению дней открытых дверей, привлечению социальных сетей, изменению регламентов для включения в состав комиссий представителей общественных организаций и расширению участия населения в выдвижении законодательных инициатив (Андалусия, Арагон, Валенсия, Страна Басков, Эстремадура и некоторые другие). В Валенсии, например, новая редакция Регламента регионального парламента содержит главу «Открытый парламент», в которой урегулированы вопросы прямой законодательной инициативы населения и сбора предложений по вопросам незаконодательного характера специальной парламентской комиссией. В Эстремадуре в соответствии с Законом Эстремадуры об открытом правительстве создан Совет гражданок и граждан, действующий как форум для участия граждан в законотворческой деятельности.

Г.Н. Андреева

2017.01.010. ВИДАЛЬ МАРИН Т. ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ И НАРОДНАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА.

VIDAL MARÍN T. Regeneración democrática e iniciativa legislativa popular // InDret: Revista para el análisis del derecho. - Barcelona, 2015. - N 2. - P. 2-57.

Ключевые слова: политическое участие; народная законодательная инициатива; возрождение демократии; законодательное регулирование; практика реализации.

Преподаватель Университета Кастилья - Ла-Манча Томас Видаль Марин посвятил свою статью анализу народной законодательной инициативы - института, прямо предусмотренного Конституцией Испании 1978 г.

Конституционные основы демократического строя в Испании заложены в ряде статей: согласно ст. 1 «Испания конституируется как правовое демократическое социальное государство», суверенитет принадлежит народу, а п. 1 ст. 23 Конституции Испании устанавливает, что «граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Хотя при создании Конституции очевидное предпочтение конституционный законодатель отдал представительной де-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.