ВСЕОБЩИЕ ВЫБОРЫ В ПОСТФРАНКИСТСКОЙ ИСПАНИИ: АНАЛИЗ СПИСОЧНОГО ЧИСЛА И ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
М.Н. Арбатская, доктор географических наук, профессор
Всеобщность - первый из базовых принципов формирования власти в современном мире. Всеобщность первична и имеет глобальный статус «необходимого условия», т. к. жесткое правило проведения разнообразных голосований
- это участие в них избирателей. Без данного «элемента системы» о публичной легитимации власти не может быть и речи. Поэтому количественными характеристиками легитимности власти являются два показателя: общее число избирателей и их электоральная активность.
Процесс перехода к демократии и последующее развитие Испании отражают всеобщие голосования, проходившие с середины 70-х годов XX века. Характерный признак испанского демократического транзита - нестабильность политических режимов (распад коалиций или утрата доверия к правительству), которая вызывает уменьшение парламентских легислатур в годы экономической нестабильности. Стабильное десятилетие
- это годы строительного бума («экономика кирпича») и экономического процветания в нулевые годы, обусловленного европейскими финансовыми вливаниями. В Испании с 1977 года произошло 11 выборов в нижнюю палату Генеральных Кортесов, из которых 7 - досрочно [1], и все досрочные выборы - это визитная карточка Социалистической (Социал-демократической) партии (PSOE).
Система регистрации избирателей в Испании является обязательной для государства функцией, что находится в русле европейских традиций. Регистрация проводится в пассивном или автоматическом для избирателя режиме: записывают всех, но эти все могут также сами регистрироваться или изменять свои данные - электронная регистрация обновляется непрерывно. Запись в список избирателей -постоянный, ежемесячно обновляемый документ (Ley Organica, 2000, Art. 34) - является обязательной (Art. 32). Она производится Офисом избирательного списка - подразделением национального института статистики, дейст-
вующим под руководством и контролем испанской ЦИК (Art. 29), на основе сведений из регистров граждан (Civil) и осужденных (Penados у Rebeldes) (Art. 30).
Как правило, граждане, обладающие активным избирательным правом, - это взрослое население, чаще всего - 18 лет и старше (за минусом осужденных и больных). Эта часть общества подразумевается под термином «общее число избирателей». Поэтому пропорция «избиратели - население» соответствует демо-пропорции «население старше определенного возраста - всё население».
Второй важный фактор - регистрация, или идентификация граждан как избирателей, поскольку при документировании могут возникнуть погрешности.
Общее число избирателей важно не только для определения активности на очередных выборах, но и для применения формулы конвертации распределения электорального корпуса в количество мест от определенной территории (провинции, округа) в парламенте.
Из 350 парламентских мест распределяется пропорционально общей численности избирателей (подразумевается численность населения) в 50 провинциях 248, или 71 % мест (табл. 1). Действующее число депутатов (350) выбрано в середине конституционного коридора (300-400), следовательно, число мест в Конгрессе депутатов теоретически может и увеличиться. Число мест от провинции, согласно ст. 162.3 Закона о выборах депутатов, определяется по методу наибольшего остатка (квота Хэйра) [2]. Число депутатов от партий в парламенте определяют по методу д'Ондта.
Процедуры по применению закона о выборах, который считается составной частью Конституционного Закона, продуманы таким образом, что не позволяют манипулировать избирательным процессом, начиная с составления списков избирателей.
Списки избирателей открыты: они вывешиваются для всеобщего обозрения, и обнару-
женные ошибки, написав жалобу, можно исправить. Динамика общего числа избирателей от выборов к выборам в целом по стране происходит в демомиграционных рамках - списочное число избирателей составляет чуть более трех четвертей населения.
За 35 лет постфранкистской жизни число избирателей, занесенных в списки, увеличилось в 1,6 раза и составило в 2011 году 35,8 млн чел. (рост численности населения за указанный период составил 27,3 %). В 1977 году удельный вес электоральной части населения составлял 64,7 %; в 2011 году он повысился до 74,2 %. К третьему после Франко голосованию (референдум) списки увеличились на 12,9 % (здесь и далее - сравнение с предыдущим голосованием), поскольку произошло снижение электорального возраста с 23-х до 18-ти лет.
Далее в испанском переходе к демократии была попытка военного переворота. К выборам 1982 года, де-факто ставшим плебисцитом в поддержку демократизации, списки увеличили номинально, на 60,9 тыс. чел. При этом 8 автономий уже тогда «почистили» списки: Каталония (-2,3 %), Астурия и Эстремадура (-1,9 %), Галисия (-1,8 %), а также Кастилия - Ла-Манча, Кастилия и Леон, Страна Басков и Канары - в меньшем количестве. Изменение списочного числа избирателей в автономиях наиболее ярко отражает процессы миграции, вызванные местной конъюнктурой.
Через 4 года, в 1986-м, списки избирателей дополнили 2,3 млн чел., или 8,5 процента; регионов в «минусе» не было. Тогда же произошла первая существенная переброска числа депутатов (табл. 1). Сообщество Валенсиана получило сразу 2 места (провинции Валенсия и Аликанте), Андалусия и Мадрид - по одному. Регионы-доноры - Кастилия - Ла-Манча, Кастилия и Леон, Эстремадура и Астурия.
В 1989-м, при общеиспанском увеличении списков на 1,7 процента, 7 автономий были в «минусе». Это снова Астурия [3], Эстремадура, Кастилия - Ла-Манча, Кастилия и Леон, Галисия, а также Арагон и Сеута. Места получили Андалусия, Мурсия и Канары, отдали - Кастилия и Леон, Арагон и Каталония (табл. 1). Каталония, играющая сейчас первую скрипку независимости, четырежды меняла число мест, с минуса на плюс и обратно, и в настоящее время имеет свое первоначальное число - 47 депутатов: от Барселоны (31), Жироны и Таррагоны
(по 6), Лериды (4). В 1993 году произошло перераспределение 6 мест: два региона «зеленой зоны» потеряли трех депутатов, Страна Басков
- сразу двух (от Бискайи и Гипускоа), Галисия
- одного, Каталония, Мадрид и Балеары получили по одному.
Следующий «минус» (0,3-0,4 %) был в 2004 году [4] (выборы после террористических актов) в Стране Басков и Кастилии и Леоне. В 2008-м с «минусом» в списках стало 4 региона (Страна Басков, Кастилия и Леон, Астурия и Арагон). В 2011-м в небольшом «минусе» остались Страна Басков и Кастилия и Леон. Наиболее часто в лидерах по росту общего числа избирателей находятся избирающие по одному депутату африканские анклавы, в которых самый высокий уровень рождаемости и самая низкая явка, острова (Балеары, Канары), ядро страны (Мадрид, Кастилия - Ла-Манча) и туристический юг (Мурсия [5], Андалусия).
По мнению международных экспертов, несомненная ценность избирательной системы Испании состоит в ее политической функциональности для испанского общества и легитимности, полученной ею в ходе многочисленных избирательных кампаний [6]. Граждане, которых методом жеребьевки отбирают в избирательные комиссии, делают свое дело с большим чувством ответственности. Поэтому какой-либо подлог или мошенничество на этапе голосования, подсчета голосов (публичный подсчет проводится в том же самом месте, где проходит голосование) практически невозможны. За все годы выборов «ни одна политическая сила, какого бы направления она ни была, никогда не выдвигала достаточно серьезного обвинения в избирательном подлоге или обмане, а некоторые нарушения, на которые поступали жалобы, всегда оказывались весьма незначительными. Все кандидаты воспринимают предварительные результаты выборов, объявляемые Министерством внутренних дел в ночь после голосования, как достоверные» [7].
Если посмотреть распределение числа депутатских мест от регионов в Испании и их динамику (табл. 1, регионы ранжированы по увеличению числа избирателей), то видны следующие особенности:
- изменения числа мест по одной и той же строке могут происходить в обе стороны - Андалусия и Каталония, что объясняется несовпадением избирательного округа с расчетной ад-
^ ^ X ^ ^ Л Г Л 1 Л и Г и ^ Л Д и
Взаимовлияние динамики общего (списочного) числа избирателей Испании и количества депутатов Конгресса от автономий. 1977-2011 гг.
Таблица 1
Списочное число избирателей в 1977 г., тыс. чел. Общее число депутатов и динамика его изменения по автономиям Списочное число избирателей в 2011 г., тыс. чел. Увеличение числа избирателей, 2011/1977, раз Изменение числа депутатов, 1977-2011 Удельный вес автономии в общем числе избирателей, %
1977 1979 1982 1986 1989 1993 1996 2000 2004 2008 2011 2011
Испания, всего 23 583,8 350 350 350 350 350 350 350 350 350 350 350 350 35 779,5 1,52 0 100
Канары 762,8 13 +1 +1 15 1 587,3 2,1 +2 4,4
Мурсия 551,0 8 +1 +1 10 1 000,6 1,8 +2 2,8
Балеары 407,9 6 +1 +1 8 730,7 1,8 +2 2,0
Мадрид 2 744,2 32 +1 +1 +1 +1 36 4 653,8 1,7 +4 13,0
Андалусия 3 777,8 59 +1 +1 +1 -1 -1 60 6 390,1 1,7 +1 17,9
Валенсия 2 248,3 29 +2 +1 +1 33 3 557,8 1,6 +4 9,9
Наварра 319,2 5 5 488,2 1,5 0 1,4
Кантабрия 327,0 5 5 496,5 1,5 0 1,4
Кастилия - Ла-Манча 1 077,6 21 1 +1 21 1 571,5 1,46 0 4,4
Риоха 167,0 4 4 242,8 1,45 0 0,7
Галисия 1 897,5 27 -1 -1 -1 -1 23 2 688,8 1,42 -4 7,5
Каталония 3 883,3 47 -1 +1 -1 +1 47 5 396,3 1,39 0 15,1
Баскония 1 340,2 21 -2 -1 18 1 775,5 1,33 -3 5,0
Эстремадура 692,6 12 -1 -1 10 909,6 1,3 -2 2,5
Астурия 783,2 10 -1 -1 8 989,0 1,26 -2 2,8
Арагон 812,9 14 -1 13 1 018,5 1,25 -1 2,8
Кастилия и Леон 1 734,2 35 -1 -1 -1 32 2 166,9 1,25 -3 6,1
Мелилья 25,5 1 1 54,7 2,1 0 0,2
Сеута 31,7 1 1 60,7 1,9 0 0,2
It
tii
Источник: http://wwwлnfoelectoralлnteriorxs/min/busquedaAvanzadaAction.html; расчеты автора.
са
министративной единицей числа мест, которой является более мелкая провинция;
- темпы роста списочного числа избирателей не коррелируют с динамикой числа мест по автономиям. Списочное число для распределения мест - исполнительная прерогатива провинций; кроме того, в Испании осуществляется перманентная стыковка различных идентификационных баз данных граждан.
Политическая особенность территории, наиболее остро проявляющаяся в современной Испании как европейской стране, - отчуждение населения от партийно-политической деятельности как следствие авторитарной политической культуры: «...степень вовлеченности населения в партии и профсоюзы здесь одна из самых низких в Западной Европе» [8].
Такое положение обусловили отличительные особенности испанских партий: «слабая укорененность в обществе. и высокая степень персонализации» [9]. В Испании, как считает Палома Р. Маруган, действует модель «умеренной многопартийности», поскольку в процессе демократизации «.все ведущие партии сдвинулись к центру, сменив идеологическую парадигму», при этом «программно-идеологическая перестройка, адаптация к изменившимся настроениям и ориентациям электората стали императивом для всех испанских партий. Выжили те из них, которые трансформировали свои программы. Неспособные осознать необходимость таких изменений сошли с исторической сцены» [10].
Кроме того, в монархическом государстве автономий существуют региональные подсистемы партий, большинство которых фрак-тальны общеиспанской «многопартийности без крайностей» (за исключением баскских националистов). На следующих этапах произошла адаптация (1982-93) и консолидация (с 1993-го) испанской партийной системы [11].
Данные факторы последовательно объясняют «.высокую степень "текучести" избирателей, не имеющих твердых партийных предпочтений и нередко меняющих их» [12].
Ч. Пауэлл отмечает, что «.постфранкистский режим отличался чрезмерной концентрацией власти в руках узкого правящего слоя, недостаточной развитостью гражданского общества, пассивностью населения, малочисленностью партий. Иными словами, достоинства перехода трансформировались в недостатки
демократии» [13]. В рамках этого перехода Испания совершила еще один, не менее важный и кардинальный переход. Отказавшись от жестко централизованного государственного устройства, страна перешла к модели децентрализации «длинного поводка», с четырьмя регионами «исторических национальностей»: Страной Басков, Каталонией, Галисией и Андалусией [14].
В современной Испании при множестве различных политических партий за власть в Мадриде реально конкурируют только две, которые символизируют глубинный социально-политический раскол общества и имеют знаково-драматичный для этой страны смысл: Социалистическая партия (PSOE) и преобразованная из единственной партии времен диктатуры Народная (PP). В 1982 году социалисты триумфально вернулись во власть, победив почти повсеместно и с большим отрывом, и «сладко» [15] потеряли ее в 1996-м, на пятом голосовании после 1982 года.
Затем произошло ускорение временного цикла смены власти. Народная партия, победившая в 1996-м, уступила социалистам в 2004-м, после арабских террористических актов, когда экономика страны процветала, и вновь победила в 2011-м, в разгар затяжного экономического кризиса. Произошло это также на пятом после 1996 года общенациональном голосовании, с очень существенным и почти повсеместным отрывом от социалистов (почти как PSOE в 1982 году). Территориальные итоги голосований по партиям указывают на то, что победа социалистов в 2004-м «от рук арабских террористов» была «промежуточной»: PSOE получила власть будто бы для того, чтобы в 2011-м ее потерять. Аналогично, с высоты 2015 года, смотрится и позиционно «горькая» победа Народной партии в 1996-м.
В Испании до недавнего времени была четко видна грань между голосованиями, от которых не ждали изменений, и выборами политических изменений (elecriones de cambio). Такую грань испанские граждане проводили своей активностью, а градацию на выборы изменений и выборы преемственности (elecdones de continuidad) предложил уже процитированный выше Ч. Пауэлл [16]. Дело в том, что выборы 1977, 1982, 1993 и 1996 годов, после которых в расстановку политических сил и саму политическую систему вносились существенные изменения, отлича-
A ü X А ^ Л I Е J h Л U Е JJ ^ Л Д JJ
ет более высокая активность избирателей -на уровне 77-80 процентов. На выборах без изменений в 1979, 1986, 1989 и 2000 годах активность избирателей была существенно ниже - на уровне 70 процентов.
Так, если «выборы 1982 года привели к смене правительства, перегруппировке в рядах оппозиции и даже в партийной системе, то после выборов 2000 года все эти элементы политической системы не изменились. В 2000 году "выборы преемственности" трансформировались в "выборы изменений", поскольку привели к достижению Народной партией абсолютного большинства в Конгрессе депутатов. Произошла доселе небывалая вещь: правящая партия улучшила свои электоральные показатели. Победа Народной партии на парламентских выборах 2000 года знаменовала собой "полное завершение гражданской войны в Испании"» [17]. Дело в том, что в Испании на первых демократических выборах максимальная активность не превышала 80 процентов, тогда как ее ближайшая соседка Португалия начинала с уровня выше 90 процентов [18].
Распространяя правила elecciones de continuidad и elecciones de cambio на выборы XXI века, можно сказать, что всё смешалось: внести изменения в политическую систему стало довольно сложно, а если они и происходят, как ожидаемая и убедительная победа Народной
партии на досрочных выборах 2011 года, то активность избирателей уже не столь высока, как ранее.
Год убедительной победы социалистов, 1982-й, отмечен в табл. 2 наиболее высокой «вершиной» средних регионов. До 2011 года на графике комплементарной активности регионов на всеобщих выборах, независимо от межпартийного перехода власти, доминировали активные автономии - рис. 1. В 2011 году комплементы испанского графика почти сравнялись и сошлись в одной точке - цикл завершился.
Активные автономии (табл. 2) - это стабильная группа из 89 регионов, в сумме составляющих 35-44 % испанских избирателей. Наиболее часто в нее входят: ядро страны - Кастилия - Ла-Манча и Мадрид, промышленно развитая Валенсия, туристическая Кантабрия [19], благополучная аграрно-туристическая Мурсия, малолюдная и богатая виноторговлей северная Риоха. Периодически уходят в среднюю группу и возвращаются: Кастилия и Леон, бедная сельскохозяйственная Эстремадура, аграр-но-промышленные Арагон и Наварра. Разрыв в показателях активности в группе «выше среднего» небольшой - от 1,6 (2011 г.) до 4,9 (2000 г.) пунктов. Наиболее крупные сообщества здесь - Мадрид (лидер рейтинга в 1977 и 1982 гг.) и Валенсия (лидер рейтинга в 1979
Рис. 1. Динамика индексов комплементарной активности автономий Испании по отношению к среднеиспанскому уровню. Референдумы и выборы в Конгресс депутатов. 1976-2011 гг.
61
Рис. 2. Динамика индексов комплементарной активности автономий Испании по отношению к среднеиспанскому уровню. Региональные и европейские выборы. 1987-2011 гг.
62
и 1986 гг.), соответственно 13 и 10 процентов избирателей. С 1989 года рейтинг возглавляет «околостоличная» Кастилия - Ла-Манча, упорно голосовавшая за социалистов и активно изменившая им (55,8 % за РР против 30,3 % за Р80Е) только в2011 году.
В средней и пассивной группах подвижность количества значительно большая: 3-7 и 4-8 автономий соответственно. Расстояние между уровнями активности в средней группе, куда входят Андалусия и Каталония (более 17 и 15 процентов избирателей), невелико: от одного до четырех пунктов. В группе «ниже среднего» оно может доходить до 14-16 пунктов (табл. 2). Разрыв 2011 года, обусловленный значительным абсентеизмом на островах и в анклавах, не является исключением. В 1977, 1979 и 1982 годах рейтинг активности закрывала Галисия, которая отставала от предпоследнего по списку региона на 13, 10 и 6 пунктов соответственно датам. В 2011 году, при общем снижении активности на 4,9 п.п. по стране и под воздействием персоны Мариано Рахоя [20], Галисия перестала столь явно отдаляться от остальной Испании. В группу «ниже среднего» на всеобщих выборах периодически входят богатые и промышленно развитые «националисты», имеющие ресурсы для своих расходов
(регионы-доноры), Каталония и Страна Басков, а также Астурия и Наварра.
Переход власти от Р80Е к РР между 1982-м и 2011-м годами - это общий тренд развития испанской «умеренной многопартийности», в рамках которого произошла смена поколений и установок избирателей между противоположными политическими силами. В настоящее время завершился разделенный на этапы 30-летний цикл девяти голосований, в течение которого испанские избиратели основательно и практически повсеместно поменяли доминирующие предпочтения [21].
Во всех европейских странах выборы в Ев-ропарламент вызывают значительно меньший интерес избирателей, чем выборы национальные. Испания не исключение: после первоначального интереса (67,1 % в 1987 г.) наступило резкое охлаждение избирателей (до 53,5 % в 1989 г.). В конце 80-х - 90-е годы, когда регионы ощутили отдачу от европейских субсидий, интерес повысился до 58,2-61,5 %. В новом тысячелетии интерес испанцев к европейскому проекту и его парламенту упал до 44-46 %. Выборы в парламенты автономий стабильно собирают существенно большее число избирателей - от 62 до 69 процентов.
А ^ £ А ^ Л Г Л 1 А и Г и ^ Л Д и
Таблица 2
Распределение автономных сообществ Испании по отношению к среднему уровню активности электората.
Выборы в Конгресс депутатов. 1977-2011 гг.
Дата голосования/ Интервал активности/ Названия автономий Средняя активность: посетило пункты голосования (чел. из 1 000 всех избирателей) Число автономных сообществ Испании с активностью определенного уровня и суммарным удельным весом общего числа избирателей (в %):
активность выше среднего уровня активность среднего уровня активность ниже среднею уровня
число автономий суммарный удельный вес число автономий суммарный удельный вес число автономий суммарный удельный вес
1.15.06.1977 788 9 42,3 6 43,0 4 14,7
Интервал активности, п.п. 85,0 - 60,7 = 24,3 п.п. 85,0 - 80,7 = 4,3 п.п. 79,5 - 77,2 = 2,3 п.п. 76,0 - 60,7 = 15,3 п.п.
Названия автономных сообществ* Мадрид, Риоха, Валенсия, Кастилия - Ла-Манча, Наварра, Мурсия, Арагон, Кастилия и Леон, Кантабрия Каталония, Балеары, Андалусия, Сеута, Страна Басков, Эстремадура Мелилья, Астурия, Канары, Галисия
2. 01.03.1979** 683 8 35,0 5 44,6 6 20,5
Интервал активности, п.п. 74,9 - 51,3 = 23,6 п.п. 74,9 - 70,5 = 4,4 п.п. 69,6 - 68,1 = 1,5 п.п. 66,0 - 51,3 = 14,7 п.п.
Названия автономных сообществ Валенсия, Мадрид, Риоха, Кастилия - Ла-Манча, Мурсия, Арагон, Наварра, Кантабрия Эстремадура, Кастилия и Леон, Андалусия, Балеары, Каталония Страна Басков, Сеута, Астурия, Канары, Мелилья, Галисия
3. 28.10.1982** 800 7 34,1 7 51,4 5 14,5
Интервал активности, п.п. 86,0 - 63,7 = 16,3 п.п. 86,0 - 82,4 = 3,6 п.п. 81,3 - 78,8 = 2,5 п.п. 77,6 - 63,7 = 13,9 п.п.
Названия автономий Мадрид, Кастилия - Ла-Манча, Риоха, Валенсия, Кантабрия, Мурсия, Арагон Наварра, Каталония, Кастилия и Леон, Эстремадура, Балеары, Страна Басков, Андалусия Астурия, Канары, Сеута, Мелилья, Галисия
4. 22.06.1986** 705 8 40,8 3 21,2 8 37,9
Интервал активности, п.п. 76,4 - 56,7 = 19,7 п.п. 76,4 - 72,8 = 3,6 п.п. 70,8 - 69,8 = 1,0 п.п. 68,9 - 56,7 = 12,2 п.п.
Названия автономий Валенсия, Кастилия - Ла-Манча, Мурсия, Риоха, Мадрид, Эстре-мадура, Кантабрия, Кастилия и Леон Андалусия, Арагон, Наварра Каталония, Канары, Астурия, Страна Басков, Балеары, Мелилья, Галисия, Сеута
5. 28.10.1989** 697 8 40,8 4 24,4 7 34,8
Интервал активности, п.п. 76,4 - 51,9 = 24,5 п.п. 76,4 - 72,0 = 4,4 п.п. 70,2 - 68,5 = 1,7 п.п. 67,6 - 51,9 = 15,7 п.п.
Названия автономий Кастилия - Ла-Манча, Эстремадура, Валенсия, Кантабрия, Мурсия, Кастилия и Леон, Мадрид, Риоха Арагон, Андалусия, Астурия, Наварра Каталония, Страна Басков, Балеары, Канары, Галисия, Сеута, Мелилья
СО
1п Чг
и—
;
1-п
ь-
I—
1-п
Чг
и—
Ьз
6. 06.06.1993** 764 9 44,0 3 35,7 7 20,3
Интервал активности, п.п. 82,1 - 62,1 = 20,0 п.п. 82,1 - 78,2 = 3,9 п.п. 76,2 - 75,4 = 0,8 п.п. 73,6 - 62,1 = 11,5 п.п.
Названия автономий Кастилия - Ла-Манча, Валенсия, Мурсия, Эстремадура, Риоха, Кантабрия, Мадрид, Кастилия и Леон, Арагон Андалусия, Астурия, Каталония Наварра, Балеары, Страна Басков, Галисия, Канары, Мелилья, Сеута
7. 03.03.1996** 774 8 40,8 4 38,9 7 20,3
Интервал активности, п.п. 83,1 - 61,9 = 21,2 п.п. 83,1 - 79,0 = 4,1 п.п. 78,0 - 75,9 = 2,1 п.п. 73,5 - 61,9 = 11,6 п.п.
Названия автономий Кастилия - Ла-Манча, Эстремадура, Мурсия, Валенсия, Риоха, Мадрид, Кантабрия, Кастилия и Леон Андалусия, Арагон, Каталония, Астурия Наварра, Балеары, Страна Басков, Галисия, Канары, Сеута, Мелилья
8.12.03.2000 687 9 43,6 6 50,1 4 6,3
Интервал активности, п.п. 76,3-54,0 =22,3 п.п. 76,3 - 71,4 = 4,9 п.п. 68,8 - 63,8 = 4,0 п.п. 61,4 - 54,0 = 7,4 п.п.
Названия автономий Кастилия - Ла-Манча, Эстремадура, Риоха, Мурсия, Валенсия, Кастилия и Леон, Мадрид, Кантабрия, Арагон Андалусия, Астурия, Наварра, Галисия, Каталония, Страна Басков Балеары, Канары, Сеута, Мелилья
9.14.03.2004 757 9 43,7 4 39,4 6 16,9
Интервал активности, п.п. 79,9 - 55,8 = 24,1 п.п. 79,9 - 77,0 = 2,9 п.п. 76,2 - 74,8 = 1,4 п.п. 71,7 - 55,8 = 15,9 п.п.
Названия автономий Кастилия - Ла-Манча, Риоха, Эстремадура, Мадрид, Кастилия и Леон, Валенсия, Кантабрия, Мурсия, Арагон Наварра, Каталония, Страна Басков, Андалусия Астурия, Галисия, Балеары, Канары, Сеута, Мелилья
10. 09.03.2008 738 9 43,6 5 44,6 5 11,8
Интервал активности, п.п. 80,0 - 63,3 = 16,7 п.п. 80,0 - 75,9 = 4,1 п.п. 72,8 - 70,3 = 2,5 п.п. 67,6 - 63,3 = 4,3 п.п.
Названия автономий Кастилия - Ла-Манча, Мурсия, Риоха, Мадрид, Валенсия, Эстремадура, Кастилия и Леон, Кантабрия, Арагон Андалусия, Наварра, Астурия, Галисия, Каталония Балеары, Канары, Страна Басков, Мелилья, Сеута
И. 20.11.2011** 689 6 33,4 6 34,5 7 32,2
Интервал активности, п.п. 75,8 - 49,4 = 26,4 п.п. 75,8 - 72,8 = 3,0 п.п. 71,6 - 67,3 = 4,3 п.п. 65,2 - 49,4 = 15,8 п.п.
Названия автономий Кастилия - Ла-Манча, Валенсия, Мурсия, Эстремадура, Мадрид, Риоха Кантабрия, Кастилия и Леон, Арагон, Наварра, Андалусия, Страна Басков Каталония, Астурия, Галисия, Балеары, Канары, Сеута, Мелилья
*) жирным шрифтом выделены названия автономных сообществ, занимающих крайние позиции
**) - досрочные выборы
Модели комплементарной активности автономий на региональных и европейских выборах совершенно иные, чем на выборах всеобщих - рис. 2. «Специфика испанской электоральной географии - ее двухуровневая структура и асимметричность концентрации голосов» [22] - обусловили существенную разницу партийных предпочтений избирателей и несхожие модели комплементарности на выборах разных уровней.
В целом организационный комплекс мер подготовки и проведения выборов соблюдается в Испании по условиям формулы «конституционно среднего числа» депутатов парламента и двухуровневой системы (провинция-автономия) конвертации списочного числа избирателей в места от территории, в демографически обусловленных пределах.
1. 1979, 1982, 1986, 1989, 1993, 1996, 2011.
2. Artículo 162.3: Ley Organica 5/1985, de 19 de Junio del Regimen Electoral General, Modificada por la Ley Organica 1/1987, de 2 de Abril, por la Ley Organica 8/1991, de 13 de Marzo, por la Ley Organica 6/1992, de 2 de Noviembre, por la Ley Organica 13/1994, de 30 de Marzo, por la Ley Organica 3/1995, de 23 de Marzo, por la Ley Organica 1/1997, de 30 de Mayo, por la Ley Organica 3/1998, de 15 de Junio y por la Ley Organica 8/1999, de 21 de Abril. Madrid, 2000. URL: http:// www.el-mundo.es/elecciones2000/cifras/leyelectoral.html.
3. Галисия, Астурия, Кантабрия, север Страны Басков -зона «Зеленой Испании» на побережье Бискайского залива между границами с Францией и Португалией.
4. В период с 1993 по 2004 год удельный вес списочного числа в численности населения превышал отметку %; в 2000 году составил 83,9 %.
5. Мурсия - европейская теплица (сад/огород) и модный, хорошо отстроенный европейский курорт, имеет после анклавов самый высокий прирост населения и уровень рождаемости.
6. Избирательная система Испании - историческая случайность. URL: http:// aceproject.org/ace-ru/topics/ es/esy/ esy_es.
7. Там же.
8. Современная Испания : реф. сб. / РАН. ИНИОН. Центр научно-информ. исслед. глобал. и регионал. пробл. Отд. Западной Европы и Америка Составитель, автор введения и рефератов Хенкин С.М. Ответственный редактор На-рочницкая Е.А. М., 2003. С. 10.
9.«...В годы франкизма они рассматривались как "зло", "порождение либеральной демократии"». Указ. соч. С.51.
10. Современная Испания. С. 49-50.
11. См.: Куракина A.A. Избирательный процесс и электоральные технологии в современной Испании : автореф. на соиск. уч. ст. канд. полит. наук. ИЛА. Москва, 2009.
12. Там же. С. 50.
13. Там же. С. 29.
14. «...Испанская модель децентрализации... учла наличие различных потребностей в автономии в противовес централизованной власти. Эти потребности были особенно сильными в Каталонии и в Стране/автономии Басков, умеренными в других регионах и практически нулевыми в целом ряде регионов. Начало. было положено автономными выборами в Стране Басков и Каталонии. в начале 1980 года. После этого были избраны парламенты Галиции и Андалузии, соответственно в 1981 и 1982 году. Остальные 13 автономных парламентов были сформированы на основе автономных выборов, проходивших одновременно с местными выборами в 1983 году». См.: Избирательная система Испании - историческая случайность. URL: http://aceproject. org/ ace-ru/topics/es/esy/esyes.
15. «Ч. Пауэлл называет поражение социалистов «сладким», а победу консерваторов «горькой», поскольку разрыв в голосах составил всего 340 тыс. Успех НП стал крупным политическим событием. Ведь она ассоциировалась в глазах широких слоев общественности с франкистским прошлым». См.: Современная Испания. С. 39-40.
16. Там же. С. 42.
17. Там же. С. 42-43.
18. Немаловажный фактор влияния - распространенная атмосфера страха перед ужасами гражданской войны, которые могут повториться. Страх тогда был совершенно реален в разных местах Испании: в Арагоне, Гранаде и т. д. См.: Кудрин И. На древней земле Арагона // Вокруг света. 1980. № 6. URL: http://www. vokrugsveta. ru/vs/article/1630/; Гибсон Я. Убийство Федерико Гарсиа Лорки. М.: Прогресс, 1986.256 с.
19. Кантабрия (зона «Зеленой Испании») находилась в сильнейшем экономическом упадке в годы правления Франко. Благодаря включению автономии в список первой группы Структурных фондов ЕС (Objective 1), из которых были получены необходимые для ее развития субсидии, с 1994 года она приблизилась по экономическим показателям к развитым регионам Европы. В группе автономий с активностью «выше среднего» только Кантабрия и Мадрид имеют ресурсы для исполнения своих расходов.
20. Галисия - беднейшая дотационная автономия, по географии, языку и культуре примыкающая к Португалии больше, чем к Испании. Уроженец Галисии Мариано Рахой - лидер Народной партии, победившей на всеобщих выборах, действующий премьер-министр Испании.
21. «.Партийное соперничество, развиваясь в рамках модели "умеренной многопартийности", не сводится к простому чередованию у власти право- и левоцентристских партий. Существует еще один срез проблемы - взаимоотношения между национальной "партией власти" и влиятельными в соответствующих автономных областях Конвергенцией и Союзом Каталонии (КС) и Баскской националистической партией (БНП). В политической жизни Испании происходит постоянное чередование консенсусной модели, при которой правящая партия не имеет большинства в Кортесах и опирается на поддержку каталонских и баскских националистов, и модели мажоритарной, когда "партия власти" обладает парламентским большинством». См.: Современная Испания. С. 50.
22. См.: Куракина A.A. Избирательный процесс и электоральные технологии в современной Испании : автореф. на соиск. уч. ст. канд. полит. наук. ИЛА. Москва, 2009.