Научная статья на тему 'Рост каталонского сепаратизма в условиях недовольства экономической автономией региона'

Рост каталонского сепаратизма в условиях недовольства экономической автономией региона Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
863
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕПАРАТИЗМ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ КАТАЛОНИЯ / БЮДЖЕТНОЕ ВЫРАВНИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зарипова А.Р.

Статья посвящена причинам роста сепаратистских настроений в Каталонии в начале XXI в. В начале нового столетия европейский сепаратизм обрел новое звучание, став серьезным вызовом для большинства многонациональных европейских государств. Процесс регионализации, ускорившийся в испанских национальных автономиях в начале нового тысячелетия, совпал с экономическими трудностями, вызванными финансовым кризисом 2008 г. Внимание автора направлено на выявление того, как недовольство населения автономной области сложившейся моделью межбюджетных отношений в Испании влияет на активизацию сепаратизма в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рост каталонского сепаратизма в условиях недовольства экономической автономией региона»



УДК 323.173

РОСТ КАТАЛОНСКОГО СЕПАРАТИЗМА В УСЛОВИЯХ НЕДОВОЛЬСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АВТОНОМИЕЙ РЕГ1

А. Р. Зарипова

Казанский (Приволжский) федеральный университет E-mail: zaripovaaigul92@mail.ru

Статья посвящена причинам роста сепаратистских настроений в Каталонии в начале XXI в. В начале нового столетия европейский сепаратизм обрел новое звучание, став серьезным вызовом для большинства многонациональных европейских государств. Процесс регионализации, ускорившийся в испанских национальных автономиях в начале нового тысячелетия, совпал с экономическими трудностями, вызванными финансовым кризисом 2008 г. Внимание автора направлено на выявление того, как недовольство населения автономной области сложившейся моделью межбюджетных отношений в Испании влияет на активизацию сепаратизма в регионе.

Ключевые слова: сепаратизм, межбюджетные отношения, автономная область Каталония, бюджетное выравнивание.

Growth of Catalan Separatism in the Context of Dissatisfaction with Regional Economic Autonomy

А. R. Zaripova

The article is devoted to reasons accentuating separatist sentiment in Catalonia at the beginning of the XXI century. At the beginning of the new century European separatism has a new meaning and became a major challenge for most of the multinational European states. The process of regionalization in Spanish national autonomies coincided with the economic difficulties caused by the financial crisis of 2008. The purpose of this study is to critically examine impact of Catalan's position about fiscal relations between the central and regional authorities on pro-independence sentiment in Catalonia in recent years.

Key words: separatism, inter-budgetary relations, an autonomous region of Catalonia, fiscal equalization.

DOI: 10.18500/1818-9601-2017-17-2-236-240

В современных условиях глобализации и регионализации национальные государства испытывают нарастающие риски регионального сепаратизма. Сепаратизм становится одной из основных проблем большинства полиэтнических европейских государств. Встает вопрос, в чем кроется истинная причина возрождения сепаратизма в европейских государствах? В отечественной науке данные проблемы рассматриваются, прежде всего, в рамках решения стратегической задачи гармонизации межэтнических отношений в российских регионах1.

Среди причин стремления европейских регионов к независимости чаще всего называют их культурную и историческую самобытность, но этого, вероятно, недостаточно для того, что-

бы объяснить сепаратистские процессы в ряде европейских государств. Заявления представителей этнорегиональных партий о дискриминационной политике центральных властей также звучат неубедительно. Невозможно отрицать, что регионы, в которых сейчас разворачиваются движения к самоопределению, являются частью плюралистических демократий, которые гарантируют личные и коллективные права и свободы и отличаются высоким уровнем развития представительства интересов национальных меньшинств, а защита их культурных и языковых прав занимает особое положение в политике национальных правительств2. Несмотря на существующие политические и экономические риски независимости, ряд европейских регионов выбирает именно путь самоопределения.

Следовательно, можно заявить, что в основе движений к самоопределению, всколыхнувших часть европейских регионов, лежат не только культурно-исторические предпосылки, но и экономические мотивы. По мнению экспертов, на современном этапе развития многие регионы Европы, желающие расширить свою автономию или обрести полную независимость, не только обладают культурными особенностями, но и являются одними из самых богатых регионов и превосходят большинство соседних территорий по средним показателям дохода на душу населе-ния3. Эти регионы чаще всего выступают в роли доноров в системе бюджетного выравнивания. Именно этот факт становится одним из аргументов региональных элит, стремящихся обрести финансовую независимость от центральных властей и оставлять большую часть собранных налогов в региональном бюджете.

«В проектах отделения экономически преуспевающих Шотландии, Каталонии, севера Италии нередко видят способ добиться от центральных властей бюджетных и фискальных льгот или других дивидендов. Многие заметили, что кампания за проведение референдума о статусе Каталонии стала стремительно раскручиваться после того, как Мадрид отказался предоставить Каталонии налогово-финансовую автономию»4.

С позиции политической науки проблема сепаратизма исследована недостаточно, дискуссионным остается аспект влияния межбюджетных отношений центральной и региональной властей на активизацию сепаратистских настроений в регионах Европы.

© Зарипова А. Р., 2017

Л. Р. Зарипова. Рост каталонского сепаратизма в условиях недовольства автономией региона

Кейс Каталонии был выбран неслучайно, процесс регионализации, ускорившийся в испанских национальных автономиях в начале нового тысячелетия, совпал с экономическими трудностями, вызванными финансовым кризисом 2008 г. Существующая система бюджетного выравнивания привела к резкому ухудшению финансового положения регионов-доноров, в частности Каталонии, которая является одной из наиболее экономически благополучных испанских автономий. Социально-экономические противоречия, существовавшие в автономной области Каталония, сыграли решающую роль в активизации сепаратизма.

Хотя региональный сепаратизм по своему определению является политическим процессом, любопытно раскрыть его экономические основания. В связи с этим становится актуальным выявление связи между оценкой населением Каталонии испанской системы бюджетного выравнивания и ростом сепаратистских настроений в регионе.

Конституция Испании 1978 г. закрепила за автономными областями право самостоятельно определять расходные статьи регионального бюджета, при этом передав полномочия по распоряжению доходами центральным властям. Такое распределение полномочий привело в итоге к вертикальному бюджетному дисбалансу, т. е. несоответствию между объемом финансовых ресурсов региональных властей и объемом задач и обязанностей, которые накладываются в процессе перераспределения полномочий. Для покрытия возникающего бюджетного дефицита отстающие регионы остро нуждаются в финансовой помощи со стороны центра.

Существующий порядок перераспределения региональных доходов распространяется на все автономные области Испании за исключением Страны Басков и Наварры, которые, благодаря своим традиционно сложившимся формальным правам, пользуются особыми преференциями и имеют возможность определять процент налогов, направляемых в центр.

В частности, формальная система финансирования, сложившаяся в Наварре и Стране Басков, позволяет правительствам регионов устанавливать различные виды региональных и местных налогов, а также собирать и перечислять в бюджет Испании определенную часть (около половины) общеиспанских налогов. При этом уровень самостоятельности Страны Басков в области налогообложения - самый высокий среди испанских автономий5.

Утвержденный в 2006 г. новый Статут Каталонии существенно расширил бюджетные права региона, изменив порядок распределения собираемых на его территории налогов. Половина собранных в Каталонии налогов на доходы физических лиц (вместо прежних 33%), налога на добавленную стоимость (вместо 35%), а также

58% специальных налогов (вместо 40%) стали зачисляться в бюджет региона6. Но проведенное реформирование бюджетных полномочий автономии не позволило Каталонии обрести такие же широкие права и преференции, которыми обладают Страна Басков и Наварра.

Средства для осуществления бюджетного выравнивания в Испании формируются из подоходного налога, НДС. Оба этих налога влияют на уровень ВВП региона, следовательно, чем богаче регион, тем больше средств он отдает центру. Кроме того, в общеиспанский бюджет идут 58% средств от акцизов с продажи алкоголя, табака и топлива, 100% налога на электроэнергию, налоги на наследство и благотворительность7. Само перераспределение происходит через специальные национальные фонды: Фонд общественной гарантии, Глобальный фонд достатка, Фонд конкурентоспособности, Фонд объединения8.

Такая сложная и непрозрачная система, с одной стороны, достигает своей цели, сокращая разницу в уровне доходов регионов, с другой -приводит к ситуации, в которой регионы, имевшие наибольшие показатели ВВП, после перераспределения средств оказываются в нижних строках рейтинга регионов по ВВП (табл. 1)9.

Эта система, созданная для обеспечения равными условиями жизни жителей всех регионов Испании, стала камнем преткновения в отношениях между центром и региональными властями Каталонии. В 2011 г. Каталония, находившаяся в тройке автономий-лидеров по уровню ВВП на душу населения, по итогам применения механизмов перераспределения региональных средств оказалась позади регионов-аутсайдеров - Эстре-мадуры и Кастилии-Ла-Манчи, - заняв 10-е место в рейтинге. За период с 2008 г. по 2014 г. долг Каталонии вырос с 6,8% до 28,0% ВВП10.

Сложившаяся в регионе экономическая ситуация и обострившиеся финансовые проблемы вызвали негативную реакцию среди населения. При анализе социологических опросов, проведенных центром исследования общественного мнения11, было выявлено, что экономическая политика испанских властей воспринимается каталонской общественностью как факт дискриминации автономной области. За период с 2007 г. число каталонцев, негативно оценивающих экономическую ситуацию в автономии, выросло в три раза. Более 45% опрошенных каталонцев называли «несправедливую» налоговую политику Испании главной причиной ухудшения экономической ситуации в регионе.

Стоит отметить, что недовольство экономической ситуацией сопровождается усилением сепаратистских настроений. Каталонский сепаратизм, активизировавшийся в последние десятилетия, имеет глубокие корни. На протяжении своего существования в составе Испании вопрос о независимости для Каталонии оставался всегда актуальным, но в связи с нехваткой по-

Таблица 1

Результат применения модели выравнивания, 2011 г.

До выравнивания %12 После выравнивания %13

1 Мадрид 134,2 1 Кантабрия 124,4

2 Балеарские острова 127,7 2 Риоха 120,7

3 Каталония 119,1 3 Арагон 116,3

4 Арагон 114,6 4 Кастилия и Леон 116,3

5 Кантабрия 114,4 5 Эстремадура 114,5

6 Астурия 106,6 6 Астурия 112,6

7 Риоха 103,2 7 Галисия 110,9

8 Кастилия и Леон 101,5 8 Кастилия-Ла-Манча 103,4

9 Страна Басков 93,7 9 Балеарские острова 100,8

10 Галисия 91,2 10 Каталония 99,4

11 Кастилия-Ла-Манча 85,4 11 Мадрид 95,4

12 Мурсия 83,5 12 Андалусия 93,9

13 Андалусия 79,9 13 Страна Басков 93,1

14 Эстремадура 76,2 14 Мурсия 93,1

15 Канарские острова 42,2 15 Канарские острова 88,3

литических ресурсов чаще всего заменялся требованием расширения прав региона в составе Испанского государства. Региональные власти, несмотря на свое желание расширить политические полномочия, ориентировались на мирное сосуществование с центральными властями, стремились к нахождению компромисса. В этот период уровень поддержки сепаратизма среди населения Каталонии не превышал 15%.

Начало XXI в. можно охарактеризовать как поворотный момент в развитии каталонского движения за независимость. С 2010 г. наблюдается постоянный рост сепаратистских настроений в автономной области, около 70% населения поддержали желание региональных властей расширить свои полномочия, считая достигнутый уровень автономии недостаточным. Из них 83% поддерживают курс региональных властей, направленный на достижение независимости автономной области. За представленный период поддержка населением сепаратизма выросла с 23 до 50%.

Анализ собранных данных позволил выдвинуть гипотезу, отражающую взаимосвязь между недовольством населения Каталонии уровнем автономии региона в области межбюджетных отношений с центром и ростом сепаратистских настроений каталонцев.

В качестве основных переменных были выбраны показатели (табл. 2)14:

- восприятие экономической ситуации в регионе;

- отношение к налогово-бюджетной политике Испании;

- региональный долг Каталонии перед центром;

- уровень поддержки сепаратизма;

- недовольство уровнем автономии Каталонии.

Статистические данные опросов наглядно отражают ценностную коннотацию и оценку населением бюджетной политики Испании в отношении Каталонии.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы целесообразно использовать корреляционный анализ, позволяющий измерить статистическую взаимозависимость между двумя или более переменными.

В ходе исследования был применен коэффициент Пирсона, где Х1 - значение одного признака, у1 - значение второго признака, х - среднее арифметическое первого признака, х - среднее арифметическое второго признака.

I (х, - х ) (у, - у )

Г =-

VI, (X - у )2 ^(у - у )2 •

Применив формулу, можно получить следующие значения: < 0,2 - очень слабая корреляция; < 0,5 - слабая корреляция; < 0,7 - средняя корреляция; < 0,9 - высокая корреляция; > 0,9 - очень высокая корреляция15.

Корреляционный анализ, примененный к выбранным переменным, показал высокий уровень корреляции между переменными «рост регионального долга Каталонии» и «недовольство уровнем автономии» (табл. 3). Это является доказательством того, что ослабление экономики региона, рост регионального долга автономной области в первую очередь, ведут к усилению недовольства существующим уровнем автономии региона. Население Каталонии негативно оценивает межбюджетные отношения Испании и

А. Р. Зарипова. Рост каталонского сепаратизма в условиях недовольства автономией региона

Таблица 2

Основные переменные, %, на основе опросов Центра исследования общественного мнения

Переменные 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Уровень поддержки сепаратизма 20,0 23,0 25,0 30,0 32,0 48,0 45,0 37,6

Отрицательное восприятие экономической ситуации в Каталонии 55,9 63,0 67,0 79,0 86,0 87,0 78,7 76,5

Долг региона 6,8 17,4 17,8 21,7 25,0 27,0 28,0 -

Недовольство уровнем автономии 61,0 62,0 65,0 66,0 66,7 70,0 69,7 64,0

Негативное отношение к налогово-бюджетной политике Испании 20,0 30,3 33,0 40,0 43,0 46,0 40,0 35,0

Таблица 3

Корреляционные связи между оценкой каталонцами межбюджетных отношений Испании и Каталонии и ростом сепаратистских настроений в автономной области

Переменные Высокий уровень поддержки сепаратизма Высокая степень недовольства уровнем автономии Каталонии

Негативное восприятие экономической ситуации в регионе 0,643330344 0,71629

Недовольство налогово-бюджетной политикой Испании 0,692598 0,781924184

Крупный региональный долг Каталонии перед центром 0,737589656 0.84692067

Каталонии и видит выход из сложившейся проблемной экономической ситуации в расширении полномочий региональных властей в области бюджетно-налоговой политики.

В условиях, когда политика центра оценивается населением автономной области как «несправедливая» и ведущая к снижению темпов роста региона, активно поддерживаются идеи о создании независимой налоговой системы, отказе от системы бюджетного выравнивания. Население региона поддерживает стремление региональных властей создать независимую налоговую систему, которая позволила бы Каталонии распоряжаться собранными средствами, самостоятельно определять процент перечисляемых центральным властям налогов.

Высокая детерминационная связь между недовольством каталонцев уровнем автономии региона и увеличением долга автономной области перед центром подтверждает, что усиление зависимости региона от центра из-за невозможности сократить дефицит регионального бюджета становится одним из главных аргументов сторонников децентрализации отношений между Каталонией и Испанией.

В заключение, характеризуя существующее в Каталонии положение дел, можно сказать, что отрицание политики бюджетного выравнивания и оценка ее как ущемления и дискриминации прав каталонцев приводят к стремлению расширить автономию, избавиться от контроля и вмешательства центральных властей в финансовые дела региона. Политика центра, направленная на выравнивание уровня жизни населения во всех автономиях за счет средств регионов-доноров, которым является Каталония, восприни-

мается как лишение дополнительных средств для собственного развития. К тому же распространена точка зрения о том, что экономические проблемы Каталонии являются результатом отказа Испании создать особые условия для развития «каталонской нации», как это было сделано по отношению к Стране Басков и Наварре, чьи полномочия в сфере налоговой и бюджетной политики были расширены центральными властями.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что негативная оценка каталонцами существующей системы межбюджетных отношений между центральными властями Испании и автономной областью Каталония, в частности, недовольство функционированием испанской системы бюджетного выравнивания, привела к активизации сепаратистских настроений населения и росту поддержки курса на самоопределение Каталонии, взятого региональными властями.

Примечания

1 См.: Вилков А. А. Политические аспекты гармонизации этноконфессиональных отношений на региональном уровне // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2016. Т. 16, вып. 1. С. 55-62.

2 См.: Zipfel F., Vetter S., Pietzker D. Better off on their own. URL: https://www.dbresearch.com/PROD/DBR_ INTERNET_ENPROD/PROD0000000000350394/Better_ off_on_their_own%3F_Economic_aspects_of_regio.pdf (дата обращения: 10.01.2017).

3 Там же.

4 Нарочницкая Е. А. Многообразный сепаратизм : Про-

блема типологии и европейские реальности //Актуальные проблема Европы. 2015. № 1. С. 38.

5 См.: Попов Д. И. Проблема федеративного выбора в ходе демократического транзита : исторический опыт стран Запада // Вестн. Омск. ун-та. Сер. Исторические науки. 2016. № 3 (11). С. 204.

6 Там же.

7 См.: BoylanB.M. In pursuit of independence : the political economy of Catalonia's secessionist movement // Nations and nationalism. 2015. № 21 (4). Р. 765.

8 См.: ДементьеваН. А. Понятие налогового федерализма в доктрине и законодательстве Испании // Финансовое право. 2014. № 2. С. 34-39.

9 См.: Catalonia is the 3rd most paying Community and the 10th as per funds received from the Spanish government. URL: http://international.reagrupament.cat/?p=7731 (дата обращения: 10.01.2017)

10 См.: Vetter S., Stringa M. Spain & Catalonia : what next? URL: https://www.dbresearch.com/ PROD/DBR_ INTERNET_ENPR0D/PR0D0000000000346160/Spai n+%26+Catalonia%3A+what+next%3F.pdf (дата обращения: 10.01.2017).

11 См.: Barömetre d'Opinió Política. Centre d'Estudis d'Opinió. URL: http://ceo.gencat.cat/ceop/AppJava/pages/ estudis/categories/llistaCategoria.html?colId=3&lastTitle =Bar%F2metre+d%27Opini%F3+Pol%Edtica (дата обращения: 10.01.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 По данным каталонского министерства финансов, в рейтинге экономического ранжирования регионов Испании, исходя из пересчета налоговых выплат на каждого жителя автономной области, Каталония занимает лидирующее 3-е место, с рейтингом 119,1% налоговых отчислений в испанский бюджет, принимая во внимание, что средний показатель по стране равен 100%.

13 В результате бюджетного выравнивания Каталония в ранжировании регионов по получению субсидий и дотаций из центра занимает 10-е место со средним доходом на душу население менее 100%, являющихся среднестатистическим показателем по Испании, а именно 99,4%

14 См.: Barömetre d'Opinió Política. Centre d'Estudis d'Opinió.

15 См.: Попова О. В. Политический анализ и прогнозирование. М. : Аспект Пресс, 2011. С. 317.

Образец для цитирования:

Зарипова А. Р. Рост каталонского сепаратизма в условиях недовольства экономической автономией региона // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 236-240. DOI: 10.18500/1818-9601-201717-2-236-240.

Cite this article as:

Zaripova А. R. Growth of Catalan Separatism in the Context of Dissatisfaction with Regional Economic Autonomy. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2017, vol. 17, iss. 2, рр. 236-240 (in Russian). DOI: 10.18500/1818-9601-2017-172-236-240.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.