разным религиям как играющим уникальную роль в особой миссии Духа, ведущего мир к определенной цели, заключающейся в его преображении и суде над ним. По мнению Л. Доан, установка «дружелюбие» позволяет преодолеть как изоляционизм, так и релятивизм в межрелигиозных отношениях и представить целостный, многоаспектный подход к диалогу христиан с последователями других традиций.
Г. Слейтер (040) исследует возможности применения некоторых подходов философии прагматизма и семиотики Чарльза Пирса по отношению к проблемам межрелигиозного диалога. По мнению автора, диаграмматическая логика экзистенциальных графов Ч. Пирса, иллюстрируемая в форме изображения окружностей на плоскости, нашла отражение в осмыслении П. Оксом (Peter Ochs) практики «Размышления над Писанием» (Scriptural Reasoning) и концепции «аксиологии мышления» (axiology of thinking) Р. Невилла (Robert C. Neville). Г. Слейтер доказывает, что основные принципы двух этих известных концепций межрелигиозного диалога и развития взаимопонимания коренятся в логике Ч. Пирса, и предлагает идеи по их усовершенствованию.
С.В. Мельник
2016.04.042. БЕРЛИ М. ПОДХОДЫ К ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ: СОЗЕРЦАНИЕ МИРА ИЛИ ПОПЫТКА НАЙТИ ПУТЬ ДОМОЙ? BURLEY M. Approaches to philosophy of religion: Contemplating the world or trying to find our way home? // Religious studies. - Cambridge univ. press, 2015. - N. 51. - P. 221-239.
Ключевые слова: философия религии; методология науки; предмет философии; культурная антропология; Л. Витгенштейн; Д.З. Филипс.
Для описания наиболее распространенного понимания цели философии религии автор использует предложенную У. Джеймсом метафору путника, оказавшегося на горе в тумане и ищущего дорогу домой. Заблудившийся человек видит перед собой несколько троп, и хотя он не знает, какая из них является правильной, он все равно должен выбрать одну из них и идти по ней, надеясь прийти в безопасное место, поскольку оставаться на месте означает верную смерть. Религиозные традиции, представляющие собой различные
пути, рассматриваются в контексте категории выбора и в индивидуалистских терминах, а философия в таком случае выступает в качестве проводника или ментора, позволяющего найти «правильную дорогу в жизни». Задача философии религии в рамках такого подхода видится как обоснование того, какой из путей является наиболее полезным, а не какой из них является истинным (с. 221224).
Альтернативной подход к осмыслению задач философии религии разрабатывал в своих работах Д.З. Филипс (D.Z. Phillips), который обозначил его как «созерцательная концепция» (contemplative conception) философии религии. Д.З. Филипс основывался на идеях Л. Витгенштейна, согласно которому задача философии заключается не в объяснении явлений, а в описании того, что уже «открыто взгляду». В контексте этого подхода М. Берли анализирует роль и перспективы развития философии религии, в том числе рассматривает цели преподавания философии религии студентам (с. 224-227).
Далее автор подробно анализирует имеющуюся критику подхода Д.З. Филипса и представляет контраргументы, что позволяет ему комплексно описать различные аспекты «созерцательной концепции» философии религии. В частности, М. Берли анализирует этическое требование созерцательного подхода осмысливать мир вне каких-либо личностных предпочтений и рассматривает идею Р. Риза (Rush Rhees) об «изумлении тем, что внушает ужас» («wonder at wha tis terrible») (с. 228-235).
В завершение статьи автор размышляет о направлениях развития созерцательного подхода философии религии. Несмотря на несомненные достоинства современной философии религии, в том числе применяющиеся в ее рамках утонченные и сложные методы логической аргументации, в ней имеются также и очевидные слабые места. Хотя число рассматриваемых религиозных традиций постепенно увеличивается, оно все равно остается весьма ограниченным. Даже когда предметом исследования выступает христианская вера, обычно используются «беспомощно абстрактные» и лишенные концептуальной сложности подходы. Эти недостатки способствуют тому, что философия религии как абстрактное теоретизирование отдаляется от тех форм, в которых религия проявляет себя в реальной жизни верующих (с. 235).
Многие специалисты указывают, что задача философии заключается в оценке оснований и аргументации религиозного дискурса, т.е. осмыслении того, насколько оправданны и истинны религиозные утверждения. Д.З. Филипс предлагает другой подход, согласно которому правильное понимание религиозных концепций требует рассмотрения форм жизни, внутри которых эти концепции имеют смысл и воплощаются в деятельности верующих. Исследование этих форм жизни и описание того, как эти концепции связаны между собой, являются основной философской задачей, т.е. цель заключается в углублении понимания, а не в том, чтобы сделать суждение по поводу истинности или ложности того или иного религиозного тезиса. По мнению автора, описанный созерцательный подход к философии религии имеет значительный потенциал для решения многих педагогических проблем при преподавании этой дисциплины. В частности, имеющийся в созерцательном подходе принцип «концептуальной справедливости» различных точек зрения важен при анализе религиозных практик и культур, существенно отличающихся от современного западного общества, а также для развития кросскультурных исследований (с. 235-236).
С.В. Мельник
2016.04.043. ШАЛКВИК А. МЕСТО, ГДЕ МЫ СХОДИМСЯ: НОВАЯ ИСТОРИЯ ТВОРЕНИЯ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ И ИМПЕРАТИВ ДЛЯ МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО ДИАЛОГА. SCHALKWYK A. A place where we all stand together: The new creation story as opportunity and imperative for interreligious dialogue // Theology: Missiology. - Pretoria: Univ. of south Africa, 2013. -Vol. 116, N 1. - P. 43-46.
Ключевые слова: христианство; экология; экологический кризис; экотеология; глобальная этика; межрелигиозный диалог; религия; наука; Вселенная.
Христианский теолог Т. Берри (Thomas Berry), разрабатывающий концепцию экотеологии («ecotheology»), считает перспективным направлением современного богословия развитие экологического сознания в среде верующих. По мнению Т. Берри, религии в том виде, как они проявляются на духовном, интеллектуальном и этическом уровнях, мало внимания уделяют проблемам экологиче-