Научная статья на тему '2015. 04. 023. Бирн М. Имена Бога в иудаизме, христианстве и исламе: основание для межрелигиозного диалога. Byrne M. The Names of God in Judaism, Christianity, and Islam: basis for interfaith dialogue. - L. ; N. Y. : continuum, 2011. - 192 p'

2015. 04. 023. Бирн М. Имена Бога в иудаизме, христианстве и исламе: основание для межрелигиозного диалога. Byrne M. The Names of God in Judaism, Christianity, and Islam: basis for interfaith dialogue. - L. ; N. Y. : continuum, 2011. - 192 p Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
190
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГ / ИМЯ / ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ / ИУДАИЗМ / ХРИСТИАНСТВО / ИСЛАМ / МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ / КОМПАРАТИВНАЯ ТЕОЛОГИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 04. 023. Бирн М. Имена Бога в иудаизме, христианстве и исламе: основание для межрелигиозного диалога. Byrne M. The Names of God in Judaism, Christianity, and Islam: basis for interfaith dialogue. - L. ; N. Y. : continuum, 2011. - 192 p»

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

2015.04.023. БИРН М. ИМЕНА БОГА В ИУДАИЗМЕ, ХРИСТИАНСТВЕ И ИСЛАМЕ: ОСНОВАНИЕ ДЛЯ МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО ДИАЛОГА.

BYRNE M. The Names of God in Judaism, Christianity, and Islam: Basis for interfaith dialogue. - L.; N.Y.: Continuum, 2011. - 192 p.

Ключевые слова: Бог; имя; философия имени; иудаизм; христианство; ислам; межрелигиозный диалог; компаративная теология.

В первой главе «Межрелигиозный диалог и компаративная теология» (с. 1-8) М. Бирн формулирует цели и методологические принципы работы. На протяжении всей истории мировых религий у их адептов имели место попытки узнать вероучение другой традиции. Мотивацией для такого исследования могло быть интеллектуальное любопытство или научный интерес, а иногда изучение другой традиции осуществлялось с целью развития диалога и взаимопонимания. В современном мире, несмотря на значительный прогресс в области академических исследований в рамках межрелигиозного диалога, у многих верующих до сих пор существует определенная степень скептицизма относительно учения и духовных практик других религий. Человеку, указывает автор, свойственно опасаться того, чего он не понимает, а недостаток образования и осведомленности приводит к распространению многих предрассудков, например, что мусульмане преимущественно являются экстремистами и террористами. Тесное взаимодействие и соприкосновение религий в нынешнем глобализированном мире рассматривается скорее как проблема и опасность, а одной из причин этого, по мнению М. Бирн, является отсутствие общего теологического языка диалога. Под общим языком в данном случае понима-

ется терминология, которая необходима последователям разных традиций для того, чтобы доступно объяснить свою позицию и способствовать изучению друг друга. Главной целью монографии является попытка предложить содействующий межрелигиозному взаимопониманию универсальный язык диалога для иудаизма, христианства и ислама, который будет основываться на исследовании имен, описывающих божественное или Бога в священных текстах трех авраамических религий (с. 1-2).

В качестве методологической основы исследования автор использует компаративную теологию - новое исследовательское направление, появившееся в рамках христианского богословия, «пионером» которого считается американский католический священник, член «Общества Иисуса» и индолог Ф. Клуни (Francis X. Clooney). Компаративная теология занимается сравнительным изучением вероучительных систем и их осмыслением с богословских позиций, при этом тексты других религий исследуются «эм-патически» и предпринимается попытка понять их «изнутри», т.е. исходя из логики и принципов самих рассматриваемых традиций. Компаративная теология представляет собой не просто метод сравнения религий и нахождения параллелей между ними, но в качестве одного из важных своих принципов предполагает переосмысление различных аспектов собственной веры, которое происходит вследствие изучения других духовных традиций (с. 3-4).

Во второй главе «Имена и присваивание имен» (Names and Naming) (с. 9-20) анализируются различные философские и лингвистические аспекты проблемы именования в целом и в контексте понятий, обозначающих Бога, в частности. Процесс именования, по мнению М. Бирн, является очень сложным по своему существу и требует разностороннего антропологического и социокультурного осмысления (с. 9-10). Рассматривая философский подход к проблеме имени, автор останавливается на концепции Г. Фреге, согласно которой значение имени выражается в «смысле» и «референте», философии языка Л. Витгенштейна и С. Крипке (с. 11-12). В западной культуре, указывает автор, имена исполняют две функции: различают одну вещь от другой и, напротив, обозначают общие классы предметов (с. 12-13).

В христианской традиции, согласно подходу К. Хубера (Carlo Huber), имена Бога соответствуют трем лингвистическим уровням:

«мирскому», «религиозному» и «христианскому» (с. 13-14). Согласно иудейской традиции имя является не просто сочетанием звуков, обозначающих тот или иной предмет, но выражает нечто связанное с самой сущностью вещи (с. 14-17). Система обозначения божественного в исламе более структурирована, чем в иудаизме и христианстве, поскольку в течении всей истории исламской мысли проблеме обозначений Бога отводилась центральная роль и существует фундаментальная концепция 99 имен Аллаха (с. 17-18). В заключение главы автор рассматривает вопросы ограниченности языка и антропоморфизма в контексте обозначения божественного (с. 18-20).

В третьей главе «Обозначения божественного в иудейской традиции» автор анализирует имена «Сущий» (YHWH), «Господь» (Adonai), «Бог» (El), «Всесильный» (Elohim), «Всемогущий» (Shaddai), «Господь Саваоф» (YHWH Sabaoth), «Творец» (Bore), «Создатель» (Ose), «Святой Бог» (El Kadosh), «Святый Израилев» (Kadosh Israel), «Царь» (Meleh), «Мощный Бог» (El Givor), «Избавитель» (Goel), «Спаситель» (Moshia), «Бог живой», «Господь, Бог Давида, отца твоего», «Отец» (Av), «Скала» (Cur) (с. 21-46).

Анализируя теологию Нового Завета, в четвертой главе (с. 47-80) автор указывает, что специфика рассмотрения этой проблемы заключается в том, что учение о Боге не является здесь тематическим центром, поскольку целиком опирается на ТаНаХ. Однако при этом центральным посланием евангелия является то, что Бог явил себя во Христе наиболее полным образом и описания божественного характера в еврейской библии и Новом Завете резко различаются (с. 47-50). М. Бирн останавливается на концепции именования божественного П. Рикера (с. 50-51), гендерном аспекте (с. 52-53), учении о Троице (с. 53-54), термине «Theos» (Бог) (с. 54-56). Отдельное внимание в главе уделено разностороннему анализу именования в Новом Завете Бога «Отцом», в том числе в контексте соотношения с арамейским понятием «авва» (с. 53-75). Среди других новозаветных обозначений Бога в их связи с ветхозаветными прототипами рассматриваются имена «Живой Отец», «Спаситель», «Господь Бог твой», «Господь неба и земли», «Вла-дыко», «Бог Израилев», «Благословенный» (с. 75-80).

В пятой главе «Обозначения божественного в Коране» (с. 81122) автор дает характеристику Корана, содержащегося в нем уче-

ния о Боге, проблем перевода с арабского языка (с. 90-94) и отдельно рассматривает каждое из «99 прекраснейших имен Аллаха» (с. 95-122). Все имена можно поделить на две категории: обозначающие сущность (adh-dhat) и качества (as-sifat). Вторая группа может быть разделена на имена Милосердия / Красоты и Строгости / Величия.

В заключительной шестой главе «Компаративная теология и имена Бога» (с. 123-133) автор ставит перед собой задачу не просто сравнить и противопоставить представления разных религий, но показать, во-первых, пользу академического изучения священных текстов для развития диалога, в данном случае в контексте проблемы именования Божественного, и, во-вторых, полезность такого изучения для углубления понимания собственной традиции (с. 123-125).

Людям свойственно испытывать страх перед неизвестным, компаративная теология же позволяет познакомиться с другой традицией, выявить сходства представлений разных религий и тем самым способствовать сближению верующих. В качестве примера выработки общего языка диалога, автор анализирует идею Бога как Творца в иудаизме, христианстве и исламе. Во всех трех авраами-ческих религиях эта концепция понимается схожим образом: Бог-Творец действует один, создает мир и человека, использует осмысленный план («семь дней» или другой), творит «из ничего». Также М. Бирн останавливается и на отличиях, например, христиане не фокусируют внимание на идее Власти Бога и его Господства, хотя эта идея присутствует, а склонны воспринимать Его как всепрощающего, любящего Отца. В контексте ислама рассматривается идея об Аллахе как Всемогущем, Властвующем и Управляющем (powerful and dominant) всеми событиями в мире, и представлении о том, что Аллах не отдыхал в седьмой день творения. Согласно мусульманской традиции, концепция о том, что Бог отдыхал в седьмой день, является неуместным антропоморфизмом, поскольку Аллах Всемогущ и не может испытывать усталость от напряжения (с. 125-129).

Изучение представлений других религий, того как в них осмысливаются схожие теологические вопросы, позволяет под новым углом взглянуть на собственную традицию. Для иллюстрации этой идеи автор исследует именования Бога «Отцом» в контексте теоло-

гических представлений иудаизма, христианства и ислама. В Новом Завете имя «Отец» употребляется в двух аспектах: в контексте учения о Троице и как выражение того, что Бог с любовью заботится о человеке, ведет его и воспитывает. В отличие от «Творца» обозначение «Отец» не встречается среди «99 прекраснейших имен Аллаха». С точки зрения ислама, никакие человеческие атрибуты к Богу не применимы, более того имя «Отец» предполагает наличие у Бога детей и половой акт, необходимый для их зачатия, что является неприемлемыми идеями для мусульманского богословия. Вместе с тем среди «99 прекраснейших имен Аллаха» имеются характеристики Бога как любящего и заботливого, что весьма близко к христианскому пониманию «Отца» и способствует опровержению распространенного ложного стереотипа об исламе как религии насилия, последователи которой совершают садистские действия «во имя их агрессивного Бога». В ТаНаХе именование Бога Отцом встречается всего два раза (Втор. 32.6; Ис. 64.8) и употребляется для обозначения связи с прошлым и единства общины. Таким образом, последователи иудаизма, христианства и ислама за счет изучения другой религии могут по-новому осмыслить отдельные аспекты собственного вероучения, обогатить и углубить свое понимание (с. 130-134).

В контексте межрелигиозного диалога, заключает М. Бирн, выявленные сходства, а также оценка различий между авраамиче-скими религиями, может, во-первых, понизить уровень подозрения и недоверия верующих друг к другу. Во-вторых, на основании того, что представления о Боге в трех религиях имеют многие точки соприкосновения, может быть выработан общий язык диалога, способствующий развитию взаимопонимания и сотрудничества (с. 132-133).

С.В. Мельник

2015.04.024. ДАТ Л.С. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО ПОНИМАНИЯ: БУДДИСТСКИЙ ПОДХОД. DAT L.S. An analytical study of inter-religious understanding: A Buddhist perspective. - Patiala: Punjabi university, 2013. - 159 p. - (PhD dissertation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.