Научная статья на тему 'Теология межрелигиозного диалога'

Теология межрелигиозного диалога Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
296
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ / ТЕОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ / ТЕОЛОГИЯ МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО ДИАЛОГА / РЕЛИГИОЗНАЯ ТРАДИЦИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ / ДРУГОЙ / ДОКТРИНА / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ / ИНКЛЮЗИВИЗМ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / ЗЛО / ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ / ВТОРОЙ ВАТИКАНСКИЙ СОБОР / СВЯТОЙ ДУХ / ВОПЛОЩЕНИЕ / СПАСЕНИЕ / ЕВАНГЕЛИЗМ / ЭККЛЕСИОЛОГИЯ / ИСТИНА / ХРИСТИАНСТВО / КАТОЛИЦИЗМ / ИНДУИЗМ / ИУДАИЗМ / АНТИСЕМИТИЗМ / ИСЛАМ / КОМПАРАТИВНАЯ ТЕОЛОГИЯ / РИТУАЛ / ГЕНДЕР / КОСМОПОЛИТИЗМ / П. ТИЛЛИХ / ДЖ.Г. НЬЮМЕН / Ч. ТЕЙЛОР / У. ДЖЕЙМС / Б. ЛОНЕРГАН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теология межрелигиозного диалога»

11. Ricci Sindoni P. La cattiva coscienza dell'Europa // L'Europa, la malata di cristianesimo / Ed. Colombo G. - Milano: Vita e pensiero, 2015. - P. 53-60.

12. Sgarbi M. Ludovico Beccadelli sull'immoralita del'anima: Una prospettiva in lingua volgare // Rivista di filosofía neo-scolastica. - Milano, 2014. - A. 106, N. 3. -P. 657-686.

13. Vella A. Il ruolo delle credenze religiose nell'ascesa intellettuale a Dio in una Quaestio di Giovanni di Jandun sulla possibilità di conoscenza delle sostanze separate // Rivista di filosofia neo-scolastica. - Milano, 2017. - A. 59, N 1. -P. 131-145.

14. Verdon T. Crisi del'immagizione, crisi dell'immagine. Il problema dell'arte sacra in una società secolarizzata // L'Europa, la malata di cristianesimo / Ed. Colombo G. -Milano: Vita e pensiero, 2015. - P. 25-34.

2018.04.026. СВ. МЕЛЬНИК. ТЕОЛОГИЯ МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО ДИАЛОГА. (Обзор).

Ключевые слова: межрелигиозный диалог; теология религий; теология межрелигиозного диалога; религиозная традиция; религиозный опыт; другой; доктрина; исключительность; религиозный плюрализм; инклюзивизм; постмодернизм; зло; философия религии; Второй Ватиканский собор; Святой Дух; воплощение; спасение; евангелизм; экклесиология; истина; христианство; католицизм; индуизм; иудаизм; антисемитизм; ислам; компаративная теология; ритуал; гендер; космополитизм; П. Тиллих; Дж.Г. Ньюмен; Ч. Тейлор; У. Джеймс; Б. Лонерган.

В рефератативном обзоре рассматриваются работы, содержащиеся в выпущенном под эгидой Оксфордского университета сборнике «Прошлое, настоящее и будущее теологий межрелигиозного диалога»1. Сам термин «теология межрелигиозного диалога» связан с новым, находящимся в стадии формирования направлением исследований в области богословия, которое пока не получило широкого распространения в научной литературе. В современной западной христианской традиции и религиоведении значительное внимание уделяется «теологии религий», представляющей собой осмысление соотношения разных религий в контексте степени их истинности и спасительности с позиций собственного вероучения. Теология межрелигиозного диалога рассматривается как развитие

1 The past, present, and future of theologies of interreligious dialogue / Ed. T. Merrigan, J. Friday. - Oxford, U.K.: Oxford univ. press, 2017. - 280 p.

этой богословской дисциплины и предполагает, при сохранении верности собственной духовной традиции, стремление к более открытому, приводящему к обогащению, конструктивному осмыслению соотношения разных религий и универсальных богословских проблем, актуальность чего связывается с новыми условиями сосуществования и тесного взаимодействия представителей разных культур в современном глобализированном мире.

Во введении (9) редактор сборника Т. Мерриган выделяет «три оси», которые, по мнению автора, являются ключевыми для любой богословской рефлексии и вокруг которых выстраиваются дискуссии в рамках теологии межрелигиозного диалога - «традиция», «опыт» и «встреча с инаковостью». В соответствии с указанными темами 13 статей сборника распределяются по трем разделам: «Реапроприация христианской доктринальной традиции», «Обращение к религиозному опыту» и «Признание инаковости». Как отмечает Т. Мерриган, каждый из авторов стремится извлечь уроки из прошлого, для того чтобы ответить на вызовы, возникающие в настоящем, и наметить перспективные направления развития межрелигиозного взаимодействия в будущем (9, с. 1-13).

Т. Мерриган (10) в статье «К инкарнационной герменевтике межрелигиозного диалога» рассматривает, как интерпретация христианской доктрины воплощения Бога-Слова в Иисусе из Назарета может быть использована для развития диалога с другими религиями. Автор опирается на идеи П. Тиллиха и Дж. Генри Ньюмена о том, что «опыт Священного» всегда осуществляется «в рамках конечного», а «видимый мир есть инструмент, или завеса, мира невидимого». Т. Мерриган использует категорию «живой религии» для описания формирования отношения к верующим других традиций, религия которых представляет уникальный способ воплощения «священного» в нашем материальном мире и диалога Бога с человечеством (10, с. 17-27).

В статье Д.А. Лейн «Пневматологические основания католической теологии межрелигиозного диалога» (7) исследуются некоторые аспекты учения о Святом Духе, сформулированного на Втором Ватиканском соборе (1962-1965). Автор утверждает, что «пневматологический подход» к межрелигиозному диалогу может оказать существенное влияние на теологию, в том числе в контексте переосмысления отношений между Христом, Святым Духом и

Церковью. Основываясь на понимании Святого Духа в иудаизме и христианстве, Д.А. Лейн анализирует четыре критерия, которые могут помочь в распознавании действия Духа в Церкви и в диалоге с другими религиями (7, с. 28-46).

А.К. Майер (8) исследует одно из возможных направлений развития диалога христианства с исламом в контексте взглядов каталанского католического миссионера и философа Раймунда Лул-лия (1235-1315). По мнению Р. Луллия, монотеистические религии сталкиваются со схожей логической и теологической проблемой, связанной с необходимостью сочетания представлений о единстве Бога и наличии у Него множества атрибутов, а также различения сущности Бога и его атрибутов. Р. Луллий предложил общий рациональный метод, который позволяет решить эти теологические проблемы и способствует развитию взаимопонимания между христианами и мусульманами, что, по мнению автора, может быть использовано и в современной практике межрелигиозных отношений (8, с. 47-63).

Г. Д'Коста (4) исследует развитие позиции Римско-католической церкви по отношению к иудаизму и еврейскому народу, начиная со Второго Ватиканского собора. Автор указывает, что новое отношение к иудаизму было представлено в документах «Lumen Gentium» и «Nostra Aetate», вместе с тем на самом соборе эта тема почти не обсуждалась. В статье рассматривается, как различные проблемы отношения христианства к иудаизму обсуждались и решались на разных уровнях бюрократической власти, находили выражение в нормативных документах Ватикана и какое влияние они оказали на рядовых верующих католиков. Д'Коста концентрируется на анализе трех основных проблем: Церковь и антисемитизм, завет Бога еврейскому народу, проблема христианской миссии среди иудеев (4, с. 64-80).

Статья И. Морали «Католическая теология по отношению к религиям и диалогу: 50 лет после Второго Ватиканского собора» (11) посвящена рассмотрению проблемы совместимости теологии религий с традиционными доктринальными убеждениями, природой и целями христианского богословия. Автор указывает, что термин «религия», в отличие от многих других, взятых из Откровения, не являлся изначальной частью христианского богословского языка, но он был воспринят из наследия языческой античности, при

этом в христианстве его содержание трансформировалось. Объектом христианской теологии является Божественное Откровение, которое адресовано каждому человеку для его спасения, поэтому с концептуальной точки зрения само понятие «теология религий», считает И. Морали, представляет собой новшество. Автор приходит к выводу, что католическое богословие должно проявлять весьма амбивалентное отношение к методологии, которая вдохновляет современные религиозные исследования: «от теологии религий к компаративной теологии, к теологии межрелигиозного диалога», поскольку во всех этих случаях «объект теологии остается тем же» (11, с. 86). И. Морали подчеркивает, что имеется существенное различие между «теологией» как доктринальной дисциплиной католической церкви, которая концентрируется на том, что было открыто всему человечеству Единым Богом, и «миссиями», т.е. процессом перевода Откровения на язык разных культур (11, с. 90).

Второй раздел сборника открывает работа Дж. Фрайдей (6), в которой исследуется понятие «религиозный опыт» в работах У. Джеймса и Б. Лонергана. Оба специалиста рассматривали религиозный опыт в контексте критериев аффективности, индивидуальности и общности, а также его этической составляющей. У. Джеймс утверждал, что чувства и поведение святых различных традиций «почти всегда одинаковы». Б. Лонерган полагал, что религиозный опыт, который им соотносится с любовью, в разных традициях находит общее выражение. Дж. Фрайдей приходит к выводу, что хотя категория религиозного опыта может иметь разные интерпретации, она имеет большой потенциал для развития теологии межрелигиозного диалога (6, с. 95-110).

У. Биесбрук (2) анализирует специфику евангелического (движение пятидесятников) подхода к теологии религий. Еванге-лизм особое внимание уделяет категориям «божественного» и «демонического», т.е. представлению, что вместе с поиском присутствия Святого Духа в других религиях следует иметь в виду убежденность Церкви в существовании «злых духов». С этим связано «различение духов» как особый пневматологический процесс, важный при знакомстве с другими религиями. Также У. Биесбрук рассматривает, как богословие евангелизма, в котором признается существование духовной войны между добром и злом, может раз-

вивать диалог с другими религиями, разделяющими схожую космологию. Автор заключает, что хотя концентрация на проблемах диалога с другими религиями представляется новым явлением для евангелизма, богословие этого движения может внести свой самобытный вклад в теологию религий (2, с. 111-123).

М.В. Робертс в статье «Межрелигиозный диалог как экспериментальный источник теологии» (13) приводит сюжет диалога Иисуса Христа с женщиной хананеянкой (Мф. 15: 22-28). В соответствии с евангельским повествованием, Иисус Христос сначала отказал в исполнении просьбы об исцелении ее дочери на том основании, что Он «послан только к погибшим овцам дома Израиле-ва», однако затем, после того как женщина проявляет смирение и настойчивость, Он исполняет ее желание и хвалит ее. М.В. Ро-бертс, основываясь на широко распространенном в протестантской среде толковании этой истории, в соответствии с которым «собственное понимание Иисусом отношений Бога и человечества изменилось (shifted) в результате Его встречи с представителем другой религии», приходит к выводу, что «на этот нарратив можно ссылаться, чтобы утверждать, что опыт межрелигиозного диалога может и должен приводить к развитию христианской доктрины» (13, с. 124). Автор сопоставляет некоторые подходы к сравнительной теологии в индуистской традиции (категорию «rasa», связанную с понятием эмоций) с видами межрелигиозного диалога, в котором призваны участвовать католики согласно декларации Ватикана «Диалог и прокламация» (1991). Особый акцент в главе делается на анализе эмоционального состояния, которое возникает у верующих в присутствии последователей других религий, и тем изменениям в восприятии и осмыслении собственного учения, к которым приводит межрелигиозный диалог. М.В. Робертс говорит о важности «деколонизации христианского богословия» (13, с. 140), необходимости подтверждения теологической необходимости религиозного плюрализма, что позволило бы опыту божественного в других религиях «деконструировать», а не «исправлять» (reappropriate) христианскую доктринальную традицию (13, с. 124-142).

Третий раздел, посвященный проблеме восприятия религиозным сознанием инаковости, открывает статья феминистской исследовательницы Дж.Х. Флетчер «Заметки на полях. Женщины и другие "другие" в теологии религий» (5). В работе исследуется

влияние Всемирного парламента религий, прошедшего в 1893 г. в Чикаго и считающегося началом современного этапа межрелигиозного диалога, на привлечение внимания к обсуждению проблем гендерного и расового неравенства, «гегемонии христианства», и развитие «теологии религиозного плюрализма» (5, с. 145-163).

Основатель исследовательского направления «компаративная теология» Ф. Клуни (2) проводит в рамках этой дисциплины сравнительный анализ некоторых классических индуистских и христианских текстов. Автор рассматривает индуистский трактат XIV в. школы Мимамса («Garland of Jaimini's Reasons») и католические произведения «Декрет Грациана» (Decretum of Gratian, XII в.), «Сентенции» Петра Ломардского (XII в.) и «Катехизис» Петра Ка-низия (Petrus Canisius, XVI в.). В центре внимания Ф. Клуни находится осмысление категории божественного в анализируемых текстах. Автор показывает, что представления о божественном в рассматриваемых духовных традициях не сводимы друг к другу и недоступны для «прямого заимствования», вместе с тем знакомство с ними может способствовать творческому развитию собственной теологии (2, с. 164-183).

М. Мойерт (12) рассматривает перспективы включения ритуалов в предмет исследований компаративной теологии, которая традиционно занимается лишь сравнительным изучением религиозных текстов, в том числе автор говорит о практике непосредственного участия в ритуалах. В этом контексте анализируются такие темы, как значение текста и ритуала в религии, преимущества и недостатки использования ритуала как выражения религиозной идентичности верующих, методологические сложности и перспективы «ритуального поворота» («ritual turn») в компаративной теологии (12, с. 184-200).

К. Корнилл (3) предлагает отказаться от обсуждения проблем спасительности других религий как принципиально неразрешимых («сотериологический агностицизм») и исследовать только гносеологические проблемы, т.е. заниматься разработкой критериев и стратегий для определения характера и степени истинности других религий. Таким образом, по мнению автора, католическая теология религий может в ином аспекте осмыслить категории экслюзивизма, инклюзивизма, плюрализма и партикуляризма и найти новые осно-

вания для конструктивного диалога с другими религиями (3, с. 201-215).

В завершающей сборник работе «Христианство и религиозный космополитизм» Ф. Уилфред указывает (14), что все религии принадлежат человечеству в целом, а его благополучие (8а1ш) является общей целью всех духовных традиций. Осознание этого принципа требует культивирования установки религиозного космополитизма (в отличие от синкретизма и формирования гибридной религиозной идентичности), которая предполагает «совокупность настроений, мотивов, ценностей и практик, позволяющую человеку чувствовать себя как дома в любой религиозной традиции и ценить ее мистический, универсалистский и гуманистический потенциал» (14, с. 216). Автор считает, что для того чтобы быть плодотворным, понятие религиозного космополитизма должно быть освобождено от «колониальной эпистемологии», характерной для западной христианской теологии религий (14, с. 216-232).

Характеризуя рассмотренный сборник в целом, хотелось бы сделать три заключительных замечания. Во-первых, в работе представлена христианская позиция по отношению к диалогу с другими религиями, главным образом католическая (четыре главы непосредственно связаны с анализом значения Второго Ватиканского собора), а также, в меньшей мере, протестантская, тогда как взгляды других религий по исследуемой тематике не представлены. Во-вторых, знакомство со сборником не позволяет составить четкого, системного представления о том, что же, собственно, такое теология межрелигиозного диалога, какова цель этой дисциплины, конкретные задачи, методология и предмет исследования. Многие статьи сборника описывают католическое богословие религий, некоторые из них находятся в рамках сравнительного религиоведения и компаративной теологии, истории и философии религии, в связи с этим не всегда понятно, почему представленные работы отнесены именно к предметной области теологии межрелигиозного диалога. В-третьих, хотя авторы удачно решают задачу распределения работ в рамках трех тематически разделов, статьи сборника, которые именуются главами, носят разноплановый, разрозненный характер, рассматривают широкий спектр проблем и не соотносятся друг с другом. Кроме этого, в статьях можно встретить разные, даже противоречащие друг другу подходы к обсуждаемой темати-

ке, например это касается фундаментального вопроса о соотношении принципа универсальности и представлений религий об исключительности. Так, И. Морали (11) говорит о необходимости при формулировании отношения христианства к другим религиям опираться на Откровение, которое было дано всему человечеству, и мыслить в соответствующих категориях, в связи с чем ставит под сомнение правомерность самого термина «теология религий». Тогда как М.В. Робертс (13) высказывает утверждение о «деколонизации христианского богословия» и его трансформации с учетом религиозного опыта других духовных традиций.

Вместе с тем следует отметить, что диалог религий является очень сложной, многоаспектной и многофакторной проблемой, поэтому едва ли стоит ожидать какого-либо единообразия и системности в изложении этой проблематики. В сборнике поднимаются и с разных точек зрения осмысливаются самыми видными специалистами в этой области многие важные проблемы, поэтому представленная работа может служить полезным источником информации и предоставить обильную пищу для дальнейших размышлений всем интересующимся темой богословского осмысления межрелигиозного диалога в современном мире.

Список литературы

1. Biesbrouck W. Discerning the divine and the demonic through dialogue: Recent evangelical theology of religions // The past, present, and future of theologies of interreligious dialogue / Ed. T. Merrigan, J. Friday. - Oxford, U.K.: Oxford univ. press, 2017. - P. 111-123.

2. Clooney F.X. Discerning comparison: Between the garland of jaimini's reasons and catholic theology // The past, present, and future of theologies of interreligious dialogue / Ed. T. Merrigan, J. Friday. - Oxford, U.K.: Oxford univ. press, 2017. -P. 164-183.

3. Cornille C. Soteriological agnosticism and the future of catholic theology of interreligious dialogue // The past, present, and future of theologies of interreligious dialogue / Ed. T. Merrigan, J. Friday. - Oxford, U.K.: Oxford univ. press, 2017. -P. 201-215.

4. Costa G. Between doctrine and discernment // The past, present, and future of theologies of interreligious dialogue / Ed. T. Merrigan, J. Friday. - Oxford, U.K.: Oxford univ. press, 2017. - P. 64-80.

5. Fletcher J.H. Marginal notes: Women and other «others» in the theology of religions // The past, present, and future of theologies of interreligious dialogue / Ed. T. Merrigan, J. Friday. - Oxford, U.K.: Oxford univ. press, 2017. - P. 145-163.

6. Friday J. Discerning criteria of religious experience in theology of interreligious dialogue: Insights from William James and Bernard Lonergan // The past, present, and future of theologies of interreligious dialogue / Ed. T. Merrigan, J. Friday. -Oxford, U.K.: Oxford univ. press, 2017. - P. 95-110.

7. Lane D.A. Pneumatological foundations for a catholic theology of interreligious dialogue // The past, present, and future of theologies of interreligious dialogue / Ed. T. Merrigan, J. Friday. - Oxford, U.K.: Oxford univ. press, 2017. - P. 28-46.

8. Mayer A.C. The future of interreligious dialogue in the light of Ramon Llull's contribution to the encounter of religions // The past, present, and future of theologies of interreligious dialogue / Ed. T. Merrigan, J. Friday. - Oxford, U.K.: Oxford univ. press, 2017. - P. 47-63.

9. Merrigan T. Introduction: Rethinking theologies of interreligious dialogue // The past, present, and future of theologies of interreligious dialogue / Ed. T. Merrigan, J. Friday. - Oxford, U.K.: Oxford univ. press, 2017. - P. 1-13.

10. Merrigan T. Towards an incarnational hermeneutics of interreligious dialogue // The past, present, and future of theologies of interreligious dialogue / Ed. T. Merrigan, J. Friday. - Oxford, U.K.: Oxford univ. press, 2017. - P. 17-27.

11. Morali I. Catholic theology vis-à-vis religions and dialogue fifty years after Vatican II // The past, present, and future of theologies of interreligious dialogue / Ed. T. Merrigan, J. Friday. - Oxford, U.K. : Oxford univ. press, 2017. - P. 81-92.

12. Moyaert M. comparative theology: Between text and ritual // The past, present, and future of theologies of interreligious dialogue / Ed. T. Merrigan, J. Friday. - Oxford, U.K.: Oxford univ. press, 2017. - P. 184-200.

13. Roberts M.V. Discerning doctrine: Interreligious dialogue as experiential source of theology // The past, present, and future of theologies of interreligious dialogue / Ed. T. Merrigan, J. Friday. - Oxford, U.K.: Oxford univ. press, 2017. - P. 124-142.

14. Wilfred F. Christianity and religious cosmopolitanism // The past, present, and future of theologies of interreligious dialogue / Ed. T. Merrigan, J. Friday. - Oxford, U.K.: Oxford univ. press, 2017. - P. 216-232.

2018.04.027. ДЭВИС СТ. БОГ, РАЗУМ И ТЕИСТИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА. - М.: Наука, 2016. - 277 с.

Ключевые слова: Бог; разум; теистические доказательства; философская теология; теизм, теодицея; атеизм.

Содержание книги составляют: предисловие переводчика (Карпов К.В.) под названием: «Необходимость и необязательность теистических доказательств у Стивена Дэвиса»; введение; 10 глав: глава 1 «Что понимается под теистическим доказательством?»; глава 2 «Онтологическое доказательство»; глава 3 «Теистические доказательства и религиозный реализм»; глава 4 «Космологическое доказательство»; глава 5 «Теистические доказательства и фунда-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.