Научная статья на тему '2016. 04. 043. Шалквик А. Место, где мы сходимся: новая история творения как возможность и императив для межрелигиозного диалога. Schalkwyk A. A place where we all stand together: the new creation story as opportunity and imperative for interreligious dialogue // Theology: Missiology. - Pretoria: Univ.. Of South Africa, 2013. - vol. 116, n 1. - p. 43-46'

2016. 04. 043. Шалквик А. Место, где мы сходимся: новая история творения как возможность и императив для межрелигиозного диалога. Schalkwyk A. A place where we all stand together: the new creation story as opportunity and imperative for interreligious dialogue // Theology: Missiology. - Pretoria: Univ.. Of South Africa, 2013. - vol. 116, n 1. - p. 43-46 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСТВО / ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЭКОТЕОЛОГИЯ / ГЛОБАЛЬНАЯ ЭТИКА / МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ / РЕЛИГИЯ / НАУКА / ВСЕЛЕННАЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Мельник С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 04. 043. Шалквик А. Место, где мы сходимся: новая история творения как возможность и императив для межрелигиозного диалога. Schalkwyk A. A place where we all stand together: the new creation story as opportunity and imperative for interreligious dialogue // Theology: Missiology. - Pretoria: Univ.. Of South Africa, 2013. - vol. 116, n 1. - p. 43-46»

2016.04.043

Многие специалисты указывают, что задача философии заключается в оценке оснований и аргументации религиозного дискурса, т.е. осмыслении того, насколько оправданны и истинны религиозные утверждения. Д.З. Филипс предлагает другой подход, согласно которому правильное понимание религиозных концепций требует рассмотрения форм жизни, внутри которых эти концепции имеют смысл и воплощаются в деятельности верующих. Исследование этих форм жизни и описание того, как эти концепции связаны между собой, являются основной философской задачей, т.е. цель заключается в углублении понимания, а не в том, чтобы сделать суждение по поводу истинности или ложности того или иного религиозного тезиса. По мнению автора, описанный созерцательный подход к философии религии имеет значительный потенциал для решения многих педагогических проблем при преподавании этой дисциплины. В частности, имеющийся в созерцательном подходе принцип «концептуальной справедливости» различных точек зрения важен при анализе религиозных практик и культур, существенно отличающихся от современного западного общества, а также для развития кросскультурных исследований (с. 235-236).

С.В. Мельник

2016.04.043. ШАЛКВИК А. МЕСТО, ГДЕ МЫ СХОДИМСЯ: НОВАЯ ИСТОРИЯ ТВОРЕНИЯ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ И ИМПЕРАТИВ ДЛЯ МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО ДИАЛОГА. SCHALKWYK A. A place where we all stand together: The new creation story as opportunity and imperative for interreligious dialogue // Theology: Missiology. - Pretoria: Univ. of south Africa, 2013. -Vol. 116, N 1. - P. 43-46.

Ключевые слова: христианство; экология; экологический кризис; экотеология; глобальная этика; межрелигиозный диалог; религия; наука; Вселенная.

Христианский теолог Т. Берри (Thomas Berry), разрабатывающий концепцию экотеологии («ecotheology»), считает перспективным направлением современного богословия развитие экологического сознания в среде верующих. По мнению Т. Берри, религии в том виде, как они проявляются на духовном, интеллектуальном и этическом уровнях, мало внимания уделяют проблемам экологиче-

2016.04.043

ского кризиса и недостаточно сознают грандиозность и духовно-материальное значение природного мира и Вселенной. Ряд современных ученых, философов и теологов полагают, что новое научное понимание эволюции и устройства Вселенной способствует не только осознанию божественного величия, но и предоставляет для разных религий «общий миф творения» (common creation myth). Открытия биологов, астрофизиков, космологов не обязательно должны использоваться теологами для дебатов по теме соотношения науки и религии или поиска доказательств существования Бога, но они позволяют прояснить, расширить, реформировать и преобразовать религиозное миропонимание. Т. Берри и Б. Свимме указывают, что научные представления о вселенной могут функционировать как «транскультурная религиозная история», т.е. помочь разным религиям лучше понять себя, осознать связь друг с другом и некоторую общность. В этом контексте П. Книттер отмечал, что постижение «чуда космоса» способно предоставить религиям наряду с «общими основаниями» (common ground), о которых часто говорится в контексте межрелигиозного диалога, также и «общую историю» (common story), которую они могут разделить (с. 43-44).

Подход экотеологии пытается осмыслить религию в контексте научных представлений и экологии, в связи с чем призывает христианство и другие религии трансформировать самих себя и переориентироваться по отношению друг к другу. Проникновение в тайну премудрого устройства Вселенной и Земли приводит к развитию у верующих чувства благоговения и священного трепета перед космосом, что, в свою очередь, способствует осознанию общей ответственности за состояние природного мира. По мнению автора, этические установки заботы о благополучии Земли и человечества, «глобальное экологическое сознание» (global ecological awareness) и наличие «общей истории творения», основанной на новых научных данных, открывают перед представителями разных религий новые возможности и импульсы для развития межрелигиозного диалога.

С.В. Мельник

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.