Научная статья на тему '2016.04.030. ХЕККЕР К. ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ И СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ. HECKER CH. FINANZMäRKTE UND (SOZIALE) NACHHALTIGKEIT - EIN SCHWIERIGES VERHäLTNIS // WIRTSCHAFTSDIENST. - HAMBURG, 2016. - JG. 96, N 3. - S. 173-178'

2016.04.030. ХЕККЕР К. ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ И СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ. HECKER CH. FINANZMäRKTE UND (SOZIALE) NACHHALTIGKEIT - EIN SCHWIERIGES VERHäLTNIS // WIRTSCHAFTSDIENST. - HAMBURG, 2016. - JG. 96, N 3. - S. 173-178 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ / ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР / КОНЦЕНТРАЦИЯ ДОХОДОВ / КОНЦЕНТРАЦИЯ КАПИТАЛА / РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шабаева В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016.04.030. ХЕККЕР К. ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ И СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ. HECKER CH. FINANZMäRKTE UND (SOZIALE) NACHHALTIGKEIT - EIN SCHWIERIGES VERHäLTNIS // WIRTSCHAFTSDIENST. - HAMBURG, 2016. - JG. 96, N 3. - S. 173-178»

Чтобы согласовать технологические инновации и финансовую стабильность, Банк Франции должен придерживаться в своих действиях двух главных принципов: абсолютный императив безопасности платежей и операций и пропорциональная адаптация норм и регламентаций к развитию fintechs. В рамках своей миссии надзора за безопасностью платежных средств Банк Франции поддерживает инновационные платежные проекты, продемонстрировавшие свою эффективность и надежность, а также принимает меры к тому, чтобы выход новых игроков на рынок финансовых услуг и внедрение новых платежных средств не приводили к снижению уровня безопасности. В этом же направлении действует и ревизия регламентаций и норм ЕС в области платежных услуг и рынков финансовых инструментов. Кроме того, Банк Франции уделяет большое внимание анализу и оценке устойчивости (способности к восстановлению) финансовых учреждений и рыночной инфраструктуры к внешним воздействиям, связанным с киберата-ками и нарушением информационной безопасности.

Пропорциональная адаптация регулирующих норм и регла-ментаций к развитию fintechs нацелена на то, чтобы гарантировать защиту клиентов этих компаний и предотвратить негативные последствия их деятельности на финансовую стабильность. Вместе с тем она не должна подавлять инновации, которые создают прямые и косвенные выгоды для потребителей и экономики в целом. При этом надзор и контроль над fintechs должен учитывать специфику этих учреждений и осуществляться гибко и очень внимательно.

Г.В. Семеко

2016.04.030. ХЕККЕР К. ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ И СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ.

HECKER Ch. Finanzmärkte und (soziale) Nachhaltigkeit - ein schwieriges Verhältnis // Wirtschaftsdienst. - Hamburg, 2016. - Jg. 96, N 3. -S. 173-178.

Ключевые слова: финансовая стабильность; финансовые рынки; финансовый сектор; концентрация доходов; концентрация капитала; регулирование финансовых рынков.

Регулирование финансовых рынков является одним из условий финансовой стабильности. По мнению автора, без должного

регулирования финансовых рынков усиливается социальное неравенство: частные заимствования и инвестиции на финансовых рынках могут как обогатить, так и разорить. Регулирование финансовых рынков должно быть направлено на повышение ответственности кредитора, уменьшение морального риска, предотвращение проблем у крупных социально значимых финансовых учреждений.

На саммите ООН по устойчивому развитию в сентябре 2015 г. была принята Программа устойчивого развития до 2030 г., в которой поставлены 17 глобальных целей устойчивого развития. Одной из этих целей явилось регулирование финансовых рынков. В рамках концепции трех составляющих устойчивого развития (экономической, социальной и экологической) регулирование финансовых рынков рассматривается в первую очередь с точки зрения экономической стабильности. Такой подход определяется тем, что, в конечном счете, недостаточное регулирование финансовых рынков чаще всего является источником экономической нестабильности и поэтому рассматривается как опасность для эффективного распределения капитала. Следовательно, финансовая нестабильность в первую очередь представляет угрозу экономической стабильности в целом.

Экономика промышленно развитых стран (ПРС) уже в течение нескольких десятилетий характеризуется повышением значения финансового сектора. Об этом свидетельствует, в частности, резкое увеличение объема операций на фондовых биржах, особенно с деривативами и различными инновационными финансовыми продуктами. Оборот на мировых финансовых рынках в период 1991-2007 гг. увеличился многократно, при этом большая часть прироста приходилась именно на деривативы.

Все большее влияние финансовые учреждения оказывают на предприятия, многие из которых находятся под их контролем. Такое развитие событий, пишет автор, оценивается специалистами как переход к новому этапу развития рыночной экономики - финансовому капитализму.

В ходе развития финансовых рынков происходило постепенное превращение крупных инвестиционных банков, в частности американских, из партнерств с персональной ответственностью в компании с ограниченной ответственностью. Таким образом, экспансия финансового сектора в предыдущем десятилетии характе-

ризовалась снижением уровня личной ответственности руководителей финансовых учреждений за возможные убытки, что является мощным стимулом для расширения инвестиционной банковской деятельности. В конечном счете, путем эмиссии акций значительно проще сформировать банковский капитал, чем за счет привлечения новых партнеров, которые должны поручиться личными средствами за результаты деятельности банка. В итоге на смену партнеров, несущих личную ответственность, пришли акционеры инновационных банков, которые готовы на значительно большие риски, чем прежние финансовые учреждения, поскольку ответственность их руководителей ограничена и в случае потерь им грозит лишь потеря вознаграждения.

Из-за возрастающей сложности финансовых инструментов и организации финансового сектора появляются так называемые системные риски, что ведет к еще большему снижению индивидуальной ответственности. С появлением крупных, системно значимых банков, о которых говорят, что они слишком велики, чтобы можно было позволить им разориться (too big to fail), в промышленно развитых экономиках стала возобладать точка зрения, что в случае кризиса или его угрозы государственные институты должны быстро вмешаться и взять на себя (полностью или частично) появившиеся убытки. Слишком быстрое или неоправданное осуществление государственных мероприятий по спасению таких банков, указывает автор, может привести к еще большим рискам в финансовом секторе, поскольку ответственные за принятие решений получают все больше возможностей для перекладывания своей ответственности за потенциальные убытки на других, в данном случае на государство. В результате индивидуальные риски отдельных инвесторов перерастают в системные риски, которые берет на себя государство. Тем самым для инвесторов появилась новая возможность увеличить свой капитал за счет третьих лиц.

Следствием развития финансового сектора стало систематическое искажение работы рынка, в результате чего регулярно нарушаются рыночные законы, а рыночные механизмы теряют способность противостоять возникающим проблемам. На практике эта тенденция усиливается в результате того, что владельцам крупных состояний удается гораздо успешнее, чем простым частным инвесторам, получать прибыль на финансовых рынках, поскольку они

пользуются рекомендациями частных консультантов и частных консалтинговых компаний. У привилегированных клиентов имеются широкие возможности для диверсификации их портфелей активов. Во время финансового кризиса 2007 г. немецкие владельцы крупных состояний и недвижимости регулярно получали прибыль даже в условиях падения цен на недвижимость, диверсифицируя свои активы, тогда как мелкие вкладчики часто несли серьезные потери.

Возрастающая концентрация доходов в ПРС противоречит принципам равных возможностей для всех и социальной справедливости. Ставшие постоянными в последнее время протестные выступления фермеров ярко демонстрируют, что проблемы в финансовом секторе могут спровоцировать нарушение социального мира. История развития общества постоянно доказывает, что нарушение элементарных представлений о справедливости при распределении ресурсов и возможностей может иметь серьезные общественные последствия. Это особенно ярко проявляется в случаях, когда несправедливо высокие с точки зрения общества и распределения общественного богатства доходы одних людей были получены такими способами, которые оказали негативное влияние на благосостояние остальных граждан. Когда перспективы менее успешных граждан одновременно ухудшаются, то возникает угроза социального взрыва. Чувствуя себя ущемленными, они отказываются соблюдать общие правила, не будучи уверенными в получении ожидаемой выгоды. В обществе все больше крепнет представление о том, что в финансовом секторе прибыли достигаются за счет других экономических секторов и за счет государственной казны.

Главная задача политики регулирования деятельности финансовых учреждений, по мнению автора, должна заключаться в том, чтобы преодолеть дефицит ответственности их руководителей и собственников и чтобы существенно снизить негативное влияние развития финансового сектора на остальную экономику. Прежде всего имеется в виду, что потери, обусловленные инвестиционными решениями, должны нести персонально те, кто эти решения принимал. Главным условием внедрения в жизнь этого принципа является решение проблемы «too big to fail» путем выработки принципиально новых принципов ответственности в финансовом секторе. По мнению автора, необходимо заставить крупные банки в

случае кризиса действовать так, чтобы налогоплательщикам не пришлось брать на себя убытки. В этих целях Германия в 2010 г. приняла закон о реструктуризации банков. В зоне евро также создается единый механизм принятия коллективных решений для обеспечения упорядоченного развития банков под контролем европейских властей. В его основе лежит принцип ответственности собственников банка и его кредиторов за принятые решения и возможные потери. Это должно быть гарантией того, что средства налогоплательщиков в случае проблем в банковской системе не будут растрачены. Важно, однако, чтобы установленный законодательно принцип ответственности в случае кризиса реально соблюдался и чтобы в случае ошибочных решений менеджеров в банковском секторе банки самостоятельно выходили из трудностей в соответствии с предложенными законом процедурами.

Вместе с тем не исключается вероятность проведения регуляторами мероприятий по поддержке рейтинга банков после введения новых правил регулирования их деятельности. В рамках этих мероприятий должны быть также созданы необходимые условия для урегулирования банковской задолженности в государственном и частном секторах. Отправной точкой для преодоления кризиса задолженности в государственном секторе ЕС стало решение о конверсии долга для всех государственных займов с задолженностью более одного года, принятое в начале 2013 г. Для облегчения ситуации с задолженностью необходимо также улучшить обеспеченность банков собственным капиталом, чтобы в случае кризиса банки лучше справлялись с потерями и могли нести ответственность за последствия сделок.

Финансовый сектор должен регулироваться таким образом, чтобы негативное влияние его собственной динамики на распределение доходов и капитала в обществе было максимально ограничено. Совершенно очевидно, что таким путем нельзя устранить все причины появления и обострения социального неравенства при распределении доходов и капитала. Для этого необходимы комплексные мероприятия по усилению социальной ответственности бизнеса: от улучшения системы образования и структурных реформ в различных областях до совершенствования системы государственного перераспределения доходов.

В.И. Шабаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.