Научная статья на тему '2010. 01. 044. Доклад МВФ о глобальной финансовой стабильности. Global financial stability report: responding to the financial crisis and measuring systemic risks. - Wash. : IMF, 2009. - 14 р'

2010. 01. 044. Доклад МВФ о глобальной финансовой стабильности. Global financial stability report: responding to the financial crisis and measuring systemic risks. - Wash. : IMF, 2009. - 14 р Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МВФ И ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 01. 044. Доклад МВФ о глобальной финансовой стабильности. Global financial stability report: responding to the financial crisis and measuring systemic risks. - Wash. : IMF, 2009. - 14 р»

ДЕНЬГИ. ФИНАНСЫ. КРЕДИТ

2010.01.044. ДОКЛАД МВФ О ГЛОБАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ.

Global financial stability report: responding to the financial crisis and measuring systemic risks. - Wash.: IMF, 2009. - 14 р.

Глобальная финансовая система, отмечается в докладе экспертов МВФ, продолжает испытывать серьезные проблемы по мере распространения кризиса на домашние хозяйства, корпорации и банковский сектор как в промышленно развитых странах (ПРС), так и в странах с формирующимся рынком (СФР). Во многих странах осуществляются крупные пакеты антикризисных мер, что способствует появлению отдельных признаков стабилизации. Для того чтобы исправить положение в финансовом секторе, необходимы меры, направленные на устранение напряженности на рынках банковского финансирования корпораций, восстановление банковских балансов, возобновление трансграничных потоков капитала. По оценкам, объем списаний активов, которые придется провести во всех странах с момента начала кризиса до 2010 г., может достичь в целом около 4 трлн. долл., причем 2/3 этой суммы будет приходиться на долю банков.

Учитывая глобальные масштабы кризиса, эффект национальных мер может быть усилен, если их реализация будет координироваться на международном уровне. При этом особенно важно избегать негативных внешних вторичных эффектов. Так, трансграничная координация подходов к решению банковских проблем, включая урегулирование безнадежных активов, повысит доверие и позволит избежать конкуренции. Уроки прошлых кризисов подтверждают необходимость принятия правительствами более энергичных и эффективных мер, направленных на преодоление и устранение слабых мест в финансовом секторе. В связи с этим возникают три приоритетные задачи.

1. Прежде всего, необходимо быстро оценить долгосрочную жизнеспособность банков, чтобы определить их потребности в капитале и перспективы списаний активов. По расчетам МВФ, для того чтобы достичь докризисного уровня отношения стоимости обыкновенных акций к стоимости материальных активов банков (равного 4%), вливания в капиталы американских банков должны составить около 275 млрд. долл., в капиталы европейских банков - 375 млрд., банков Великобритании - 125 млрд. долл. В целом для стабилизации банковской системы и уменьшения неопределенности необходимы:

- более активная роль надзорных органов в определении жизнеспособности организаций;

- полное и прозрачное раскрытие информации об ухудшении качества банковских балансов, проверенных надзорными органами на основе согласованного набора критериев;

- четкость в определении надзорными органами видов требуемого капитала и периодов времени, отводимых для достижения обязательных коэффициентов достаточности капитала.

Условия вливания капитала государством должны быть жесткими. Помимо учета списаний и имеющегося капитала органы банковского надзора, должны удостовериться в устойчивости структур финансирования, бизнес-планов и процессов управления рисками. Нежизнеспособные финансовые организации должны подвергаться санации в кратчайшие сроки. Такая санация может повлечь за собой реструктуризацию, сокращение штатов, а также ее закрытие при условии, что это не ставит под угрозу общую финансовую стабильность.

2. Необходим системный подход к урегулированию безнадежных активов. Учитывая различия проблем, с которыми сталкиваются банки, и разные доли их безнадежных активов, в разных странах были приняты различные подходы. В этих условиях большое значение приобретает координация основных принципов проведения стоимостной оценки активов и определения доли убытков, которые должно принять на себя государство. Один из подходов заключается в том, чтобы разместить безнадежные активы в отдельной компании по управлению активами. США предоставили гарантию в отношении пула активов - проблемных либо подверженных крупным убыткам, как в случае «Citibank» и «Bank of America», а также предлагают создать партнерства между государственным и частным секторами для приобретения неблагополучных активов у банков.

3. Следует предоставлять банкам достаточную ликвидность в дополнение к их реструктуризации. Рынки банковского финансирования восстановятся лишь тогда, когда риск невыполнения обязательств третьими сторонами уменьшится, а банки и поставщики ликвидности для оптовых рынков будут испытывать большую уверенность. Многие правительства ввели меры по защите вкладчиков и предоставили гарантии по различным видам банковских долговых обязательств, но даже в этих условиях объем оптового финансирования остается недостаточным. В результате в обозримом будущем центральным банкам придется продолжать предоставлять банкам большой объем краткосрочной ликвидности, а правительствам - предоставлять гарантии ликвидности. Однако уже пора рассмотреть вопрос о мерах, направленных на то, чтобы создать у банков стимулы вернуться за средствами на частные рынки.

В дополнение к названным задачам, касающимся банков ПРС, неотложные меры экономической политики должны быть направлены на ограничение распространения кризиса на СФР, а также риска усиления финансового протекционизма. Для этого следует обеспечить наличие в СФР адекватной защиты от сокращения доли заемных средств и несклонности к риску инвесторов из ПРС. Проблемы банков ПРС и глобального экономического спада оказывают серьезное влияние на СФР. По прогнозу МВФ, отток трансграничных портфельных инвестиций в следующие несколько лет составит примерно 1% ВВП СФР. В рамках умеренных сценариев приток частного капитала в СФР может превратиться в отток в 2009 г. с небольшими шансами на возобновление притока в 2010-2011 гг. Как и в ПРС, центральные банки СФР должны обеспечить наличие достаточной ликвидности в своих банковских системах. Однако во многих СФР внутренний межбанковский рынок не является главным источником финансирования, поскольку значительная часть средств, предоставляемая банками, поступала из внешних источников. Поэтому центральным банкам может потребоваться предоставлять банкам иностранную валюту посредством свопов или прямых продаж. Центральные банки, имеющие крупные резервы в иностранной валюте, могут использовать и этот резерв.

Необходима координация мер между странами во избежание политики разорения соседа. Меры по поддержанию внутреннего кредитования могут привести к усилению финансового протекционизма. Когда страны действуют в одностороннем порядке, чтобы поддержать

свои финансовые системы, это может иметь негативные последствия для других стран. Власти ряда стран заявили, что получающие поддержку банки должны сохранять объем кредитов, предоставляемых внутри страны, на определенном уровне. Это может привести к вытеснению внешнего кредитования, что вызовет негативные последствия для СФР и для глобальной экономики в целом.

Необходимо использовать нетрадиционные меры политики центральных банков для возобновления работы рынков кредита и финансирования. В ряде стран были быстро понижены номинальные процентные ставки (в некоторых странах они приближены к нулю), тогда как спреды ставок по потребительским и коммерческим кредитам остаются высокими. В ряде случаев центральные банки использовали нетрадиционные меры, эффективность которых пока трудно оценить, но очевидно, что шаги по расширению и изменению структуры балансов центральных банков получают все большее распространение.

Неотложным делом для директивных органов является преодоление кризиса. В то же время продолжается работа над созданием устойчивой финансовой системы на более долгосрочную перспективу. Основные уроки из нынешнего кризиса позволяют выделить ряд приоритетных задач в области реформы регулирования.

Необходимо определять системно значимые организации и правила пруденциального регулирования. Традиционно системно значимыми считались только крупные банки, но кризис показал, что и другие финансовые посредники могут быть системно значимыми, так как их банкротство может вызывать дестабилизирующие эффекты. Кроме того, органам регулирования необходимо вести надзор за определенными видами деятельности всех финансовых организаций (такими, как операции с кредитными деривативами) независимо от организационно-правовой формы, к которой они относятся.

Следует решать проблемы, связанные с рыночной дисциплиной и информационными разрывами. Важно устранить информационные разрывы, которые были выявлены в ходе кризиса. Во многих случаях информация, необходимая для обнаружения системных рисков, либо не собирается, либо не анализируется с учетом системных рисков. Помимо технических трудностей, связанных со сбором и формальной оценкой открытых позиций, существуют юридические барьеры на пути их сбора. Для достижения прогресса в этой области необходимы

согласование отчетности и более активный обмен информацией между юрисдикциями. Необходима более качественная информация о внебалансовых рисках, сложных структурных продуктах, производных инструментах, доле заемных средств, трансграничных рисках и рисках невыполнения обязательств контрагентами. Следует усовершенствовать практику раскрытия информации о системно значимых финансовых организациях.

Следует укрепить трансграничное и многофункциональное регулирование, что потребует улучшения институциональных и правовых условий. Необходимо уменьшить различия, устранить препятствия для надзора за фирмами, имеющими глобальное и региональное значение. Страны их происхождения должны прилагать усилия к укреплению сотрудничества с принимающими странами.

Необходимо совершенствовать управление системной ликвидностью. Центральные банки могут извлечь из кризиса ряд уроков, касающихся операционной гибкости, инфраструктуры и механизмов предоставления трансграничной ликвидности. Необходимо создать клиринговые механизмы, уменьшающие риск невыполнения обязательств контрагентами с помощью взаимозачетов. Недавние попытки предоставлять некоторые из этих услуг на рынке кредитных дефолт-ных свопов (credit default swap) заслуживают одобрения.

Многие из названных рекомендаций уже обсуждались на международных форумах и составляют основу для новых или изменяемых норм регулирования. Со своей стороны, МВФ будет пересматривать свои Программы оценки финансового сектора, а также совершенствовать надзор на многосторонней и двусторонней основе. Совместный Проект по разработке систем раннего предупреждения, осуществляемый МВФ в сотрудничестве с Советом по финансовой стабильности, укрепит глобальную координацию в оценке рисков с целью предоставления более обоснованных рекомендаций по экономической политике, направленной на предотвращение системных рисков.

Л.А. Зубченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.