Научная статья на тему '2012.01.033. ДОКЛАД МВФ О ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В МИРЕ. RAPPORT SUR LA STABILITé FINANCIèRE DANS LE MONDE (GFSR). - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.IMF.ORG/EXTERNAL/FRENCH/PUBS/FT/GFSR/2011/01/PDF/ PRESSF.PDF'

2012.01.033. ДОКЛАД МВФ О ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В МИРЕ. RAPPORT SUR LA STABILITé FINANCIèRE DANS LE MONDE (GFSR). - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.IMF.ORG/EXTERNAL/FRENCH/PUBS/FT/GFSR/2011/01/PDF/ PRESSF.PDF Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКИ И БАНКОВСКОЕ ДЕЛО ЕС СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012.01.033. ДОКЛАД МВФ О ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В МИРЕ. RAPPORT SUR LA STABILITé FINANCIèRE DANS LE MONDE (GFSR). - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.IMF.ORG/EXTERNAL/FRENCH/PUBS/FT/GFSR/2011/01/PDF/ PRESSF.PDF»

ДЕНЬГИ. ФИНАНСЫ. КРЕДИТ

2012.01.033. ДОКЛАД МВФ О ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В МИРЕ.

Rapport sur la stabilité financière dans le monde (GFSR). - Mode of access: http://www.imf.org/external/french/pubs/ft/gfsr/2011/01/pdf/ pressf.pdf

В докладе экспертов МВФ отмечается, что в 2010 г. глобальная финансовая стабильность повысилась. При этом, однако, в мировой экономике действуют серьезные факторы дестабилизации. Экономический подъем с разными темпами - умеренными в странах с развитой экономикой и более высокими в странах с формирующимся рынком (СФР) - создает специфические трудности для экономической политики. В промышленно развитых странах (ПРС), где было больше всего пострадавших от кризиса, правительства и население по-прежнему имеют высокую задолженность, а надежность финансовых организаций пока не восстановилась в должной мере. СФР сталкиваются с проблемами, связанными с высоким внутренним спросом, быстрым ростом кредитов, относительно мягкой макроэкономической политикой и значительным притоком иностранных капиталов. Кроме того, перспективам развития мировой экономики и финансовой системы могут угрожать геополитические риски в условиях, когда цены на нефть быстро растут из-за перебоев в ее предложении из стран Ближнего Востока и Северной Африки.

Основная задача, стоящая перед правительствами ПРС, заключается в том, чтобы переорйентировать экономическую политику с использования государственной поддержки и вливания ликвидности на меры структурного характера: меньше поддержки и больше оздоровления финансовой системы. Это означает уменьшение уровня левериджа и восстановление рыночной дисциплины при одновременном предотвращении дестабилизирующего воздей-

ствия этих мер на финансовую и экономическую систему во время переходного периода. Таким образом, прекращение предоставления государственных гарантий и усиление ответственности держателей облигаций за возможные убытки должны опираться на укрепление банковского сектора, обеспечение среднесрочной устойчивости государственных финансов и уменьшение бремени чрезмерной задолженности частного сектора.

Особое внимание в докладе уделено положению европейских банков, сохраняющаяся уязвимость которых угрожает стабильности мировой финансовой системы. Многие финансовые институты и в первую очередь банки в условиях кризиса стремились увеличить размеры и повысить качество собственных капиталов, но этот процесс развивался крайне неравномерно, в результате чего европейские банки отставали от американских. Структурные слабости и уязвимость характерны для банков стран зоны евро, и, если не будет найдено общее решение, это создаст для них значительные риски. Наиболее серьезный вызов ближайших месяцев состоит в необходимости оказания финансовой поддержки банкам и наиболее уязвимым странам. Низкие уровни собственных капиталов наблюдаются у некоторых немецких банков, итальянских, португальских и испанских сберегательных касс.

Как подчеркивают эксперты МВФ, перед странами ЕС стоит задача реструктуризации слабых банков и их рекапитализации (т.е. увеличения собственных капиталов), что частично должно осуществляться за счет государственных средств. Указываются и другие источники пополнения собственных капиталов банков, в частности такие как снижение дивидендов, откладывание в резервы большей части прибыли и постепенное сокращение балансов.

На мировом уровне задолженность банков, которая должна быть погашена в ближайшие два года, составляет 3,6 трлн. долл. Наиболее настоятельные требования рефинансирования относятся к немецким и ирландским банкам. Без прочного финансового сектора экономика ЕС обречена на отставание. Наличие крупной государственной и частной задолженности оказывает сильное давление на экономическую активность и угрожает финансовой стабильности.

Задача правительств СФР состоит в том, чтобы ограничить перегрев экономики и усиление факторов нестабильности. В целом

эти страны сохраняют более высокие темпы роста, чем ПРС, что сопровождается растущим притоком иностранных портфельных инвестиций. Это оказывает давление на финансовые рынки и способствует повышению уровня левериджа, формированию ценовых пузырей на рынках активов и усилению инфляционного давления. Правительствам потребуется уделять большее внимание ограничению макрофинансовых рисков, которые могут сдерживать экономический рост и подорвать финансовую стабильность. В ряде случаев это должно быть сопряжено с ужесточением макроэкономической политики и с использованием макропруденциальных инструментов обеспечения финансовой стабильности.

Специалисты МВФ предполагают, что в ближайшие месяцы наиболее острой проблемой будет финансирование банков и суверенных долгов. Повышение затрат на финансирование и растущая сумма накопленных государственных долгов приведут к увеличению государственных процентных платежей в большинстве стран с развитой экономикой. Если бюджетный дефицит будет снижаться, то затраты на выплату процентов должны в целом оставаться на приемлемом уровне. Вместе с тем США и Япония должны ускорить реализацию среднесрочных стратегий консолидации бюджетов, чтобы избежать рисков нарушения финансовой стабильности и сохранить доверие к финансовой системе.

В целом, несмотря на передачу рисков во время кризиса от частного сектора к государственному, доверие к банковской системе во многих ПРС не было восстановлено в полной мере, на него также весьма негативно влияет размер суверенного долга. В США вялый рынок жилья, сохраняющиеся проблемы в области ипотеки, а также ожидающие рассмотрения дела об обращении взысканий на имущество по-прежнему оказывают давление на банковскую систему, ограничивает рост кредитов и тормозит полное восстановление ипотечного рынка. В целях восстановления доверия к банковской системе необходимо обеспечить увеличение собственных капиталов банков и большую прозрачность банковских балансов, а также усилить требования со стороны регулирующих органов. По мнения авторов доклада, следует проводить более строгое и реалистичное стресс-тестирование банков. Без этих мер нынешние краткосрочные трудности в области финансирования могут обострить проблему системной ликвидности.

Измерение и уменьшение системных рисков ликвидности должны занимать главное место в программе действий регулирующих органов. Эти риски были одной из основных особенностей финансового кризиса и еще не были полностью преодолены. Разрабатываемые Базельским комитетом по банковскому надзору требования к ликвидности (Базель-3) помогут увеличить резервы ликвидности, хотя, как подчеркивают авторы доклада, и не смогут полностью решить проблему системного риска ликвидности. Дело в том, что новые глобальные количественные стандарты ликвидности Базеля-3, по сути, являются микропруденциальными, т. е. призваны ограничивать принятие риска ликвидности каждым отдельным банком, и не предназначены для уменьшения системных рисков ликвидности.

Это обусловливает необходимость создания макропруденци-альной системы, направленной на уменьшение системного риска ликвидности. Первоочередное внимание следует уделить разработке системы оценки, учитывающей негативные воздействия, которые могут оказать решения одной организации при управлении риском ликвидности на остальную часть финансовой системы. Это должно привести к тому, что финансовые организации будут нести большую часть бремени финансовой ответственности за принятые решения, которое в настоящее время разделяют с ними центральные банки и правительства. Макропруденциальный инструмент может принимать форму дополнительного требования к собственному капиталу банка, сбора, налога или страховой премии. Использование такого инструмента предполагает, что у органов власти есть надежная методология для измерения системных рисков ликвидности и вклада каждой организации в создание этих рисков.

В докладе предлагаются три подхода к измерению системного риска ликвидности и макропруденциальные инструменты для его ограничения: а) расчет индекса системного риска ликвидности на рыночной основе, б) использование модели ликвидности с поправкой на системный риск, в) использование модели макроэкономического стресс-тестирования.

Предлагаемые методы должны решать две задачи: 1) измерять величину вклада данной организации в системные риски ликвидности; 2) с учетом этого рассчитать цену поддержки ликвидности, которую организация будет получать от центрального банка.

В целом инструменты оценки риска ликвидности должны обеспечить возможности для более эффективного распределения бремени системных рисков ликвидности между частным и государственным секторами и содействовать уменьшению вмешательства центральных банков в деятельность финансовых организаций в периоды спада.

Общей основой кризиса во многих странах стал чрезмерный и неравномерно распределенный рост кредитования, который привел к буму на рынках жилья. Рассматривая связи между системами финансирования жилья и финансовой стабильностью, авторы отмечают, что сама структура систем финансирования сделок с недвижимостью в некоторых странах привела к глубокому спаду на этом рынке и к усилению финансовой нестабильности. В США, где на рынке жилья и в сфере его финансирования по-прежнему сохраняются серьезные проблемы, следовало бы ввести более четкие и прозрачные правила участия государства на рынке жилья, в том числе уменьшить роль двух крупных спонсируемых государством структур «Freddie Mac» и «Fannie Mae». Во избежание в будущем формирования пузыря цен на жилье органы власти должны совершенствовать управление рисками, повышать качество стандартов и эффективность надзора, в том числе за процессом секьюритизации ипотечных бумаг, выпущенных частными эмитентами. Странам, заинтересованным в создании новых систем финансирования жилья, следует начать с мер по развитию надежного регулирования, действенного надзора и по усилению прозрачности. Это особенно

актуально для ряда стран с формирующимися рынками_

Л.А. Зубченко

2012.01.034. ПЛАН М. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ.

PLANE М. Au-delà de 90% du PIB, la dette publique est-elle nuisible? -Mode of access: http://www.ofce.sciences-po.fr/clair&net/clair&net-853.htm

В статье сотрудника Французской обсерватории экономической конъюнктуры отмечается, что в настоящее время наблюдаются быстрый рост государственной задолженности стран ОЭСР, кризис финансирования суверенного долга некоторых стран зоны евро и возрастание риска деградации качества госдолга стран, имевших

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.