Научная статья на тему '2016. 04. 017. Ланголис А. Программа ЮНЕСКО в области биоэтики. (обзор). Langolis A. The UNESCO bioethics program: a review // The new bioethics. - London, 2014. -vol. 20, n 1. - p. 3-11'

2016. 04. 017. Ланголис А. Программа ЮНЕСКО в области биоэтики. (обзор). Langolis A. The UNESCO bioethics program: a review // The new bioethics. - London, 2014. -vol. 20, n 1. - p. 3-11 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЭТИКА / БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ / ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ / РОЖДЕНИЕ / СМЕРТЬ / ЭТИКА / ГЕННАЯ ТЕРАПИЯ / ПОЛ / ТРАНСГЕНДЕР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 04. 017. Ланголис А. Программа ЮНЕСКО в области биоэтики. (обзор). Langolis A. The UNESCO bioethics program: a review // The new bioethics. - London, 2014. -vol. 20, n 1. - p. 3-11»

на принципах, например таких, как эмансипация, которые не имеют универсального значения. П. Бильгин отмечает, что отказ от западоцентризма не должен означать накладывания табу на использование идей и концепций западной мысли. По меткому выражению Х. Алкера (Hayward Alker), «важно не то, откуда идеи приходят, а то, насколько хорошо они путешествуют». Цель диалога цивилизаций, считает автор, заключается не в том, чтобы просто организовать сотрудничество в сферах, представляющих общий интерес, или «понять» дискурс другой цивилизации, которая по природе отличается от «нашей собственной», и тем более в результате познания обвинить какие-то формы выражения политических убеждений в «отсталости» или заклеймить их как «воплощение зла». Необходимо переосмысление всего политического проекта в новых условиях глобальной публичной сферы, причем важно сознавать, что хотя представители разных цивилизаций говорят на разных политических языках, они ставят перед собой одни и те же цели: мир, экономическая справедливость, правовое равенство, свобода личности, взаимное уважение (с. 17-18).

С.В. Мельник

2016.04.017. ЛАНГОЛИС А. ПРОГРАММА ЮНЕСКО В ОБЛАСТИ БИОЭТИКИ. (Обзор).

LANGOLIS A. The UNESCO bioethics program: a review // The new bioethics. - London, 2014. -Vol. 20, N 1. - P. 3-11.

Ключевые слова: биоэтика; баланс интересов; человеческая жизнь; рождение; смерть; этика; генная терапия; пол; трансген-дер.

А. Ланголис отмечает, что Программа ЮНЕСКО в области биоэтики была утверждена в 1993 г. На протяжении двадцати лет были приняты три международные декларации: «О геноме человека» (1997), «О генетических данных человека» (2003), «О биоэтике» (2005); опубликованы отчеты по широкому кругу биоэтических проблем, разработаны публичные образовательные программы в этой области. Вместе с тем ЮНЕСКО стремится расширить границы своего влияния в сфере изучения роли субъекта в медицинских и биологических исследованиях. В данном случае представители ЮНЕСКО «соперничают» с сотрудниками таких известных учреж-

дений, как Всемирная организация здравоохранения и Всемирная медицинская ассоциация. В 2011 г. после четырехлетних дебатов было отложено принятие «Конвенции о репродуктивном клонировании человека», поскольку консенсус по этим вопросам не был достигнут.

Развитие генетики в 1990-х годах привело к необходимости принятия «Всеобщей декларации о геноме человека и правах человека». Сам заголовок этого документа свидетельствует о стремлении представителей ЮНЕСКО найти оптимальный баланс между научным прогрессом и необходимостью защиты прав человека. В последующей декларации «О генетических данных человека» уточняются и конкретизируются основные принципы возможного использования генетических данных тех или иных людей. Декларация «О биоэтике» призвана применить принципы, разработанные в предшествующих декларациях, в отношении «этических проблем, связанных с медициной, науками о человеке и соответствующими разрабатываемыми в этой области технологиями с учетом социального, правового и экологического аспектов» (с. 4). Между представителями различных стран был найден консенсус в вопросе о том, что государство и общество стоят перед обязанностью укреплять систему здравоохранения, совершенствовать социальную защиту граждан. Что касается проблемы прав человека, то последняя декларация прямым образом опирается на «Всеобщую декларацию по правам человека», принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. Если политики и общественные деятели концентрируют свое внимание на проблеме прав и обязанностей граждан, то представители биоэтики обращаются к такому вопросу, как индивидуальные права ученого в процессе биомедицинского исследования.

Все три указанные выше декларации ЮНЕСКО были подвергнуты той или иной критике представителями биоэтической науки. В частности, указывалось, что язык этих деклараций носит неточный и неконкретный характер. Последнее замечание наиболее существенно в связи с такими биоэтическими проблемами, как оценка степени риска и критерии начала и конца человеческой жизни. Не удалось достичь консенсуса между противоположными сторонами и по таким вопросам, как границы применения генной

терапии, исследования в области стволовых клеток, возможности и ограничения выбора пола.

В итоге А. Ланголис отмечает, что дискуссии вокруг проблемы возможности клонирования человека свидетельствуют об ограниченности Программы ЮНЕСКО в области биоэтики. Все три декларации ЮНЕСКО намеренно выдержаны в декларативном формате. Необязательный характер этих деклараций сформулирован для того, чтобы их содержание не вступало в конфликт с правовыми и этическими нормами, принятыми в тех или иных странах. Вместе с тем позитивное значение указанной выше программы заключается в том, что с ее помощью не только расширяются границы исследования в области медицинской и исследовательской этики, но и формируются возможности для утверждения экономических, культурных и социальных прав субъекта как в развитых, так и в развивающихся странах.

О. В. Летов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.