Научная статья на тему 'Новый аспект в международной защите прав человека: этика и биомедицина'

Новый аспект в международной защите прав человека: этика и биомедицина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1636
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Левощенко B. C.

Статья посвящена исследованию международно-правовых аспектов соблюдения и защиты прав и свобод человека, в связи с применением новых биомедицинских технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW ASPECT IN THE INTERNATIONAL PROTECTION OF THE HUMAN RIGHTS: ETHICS AND BIOMEDICINE

The article deals with investigation of international legal aspects of observance and protection of the human rights and freedoms in connection with application of new biomedical technologies

Текст научной работы на тему «Новый аспект в международной защите прав человека: этика и биомедицина»

НОВЫЙ АСПЕКТ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА:

ЭТИКА И БИОМЕДИЦИНА

B.C. Левощенко

Кафедра международного права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198, Москва, Россия

Статья посвящена исследованию международно-правовых аспектов соблюдения и защиты прав и свобод человека, в связи с применением новых биомедицинских технологий.

Еще десять лет назад правовые проблемы, связанные с новыми биологическими и генетическими технологиями практически не обсуждались в юридических кругах. Но сейчас эта проблема вышла не только на национальный уровень, но и на международный. С конца 80-х годов XX века проблема этики и соблюдения прав человека при генетических манипуляциях была поднята в западных странах, в частности, в США и Великобритании, где к тому времени генные технологии вышли из стен лабораторий и научных учреждений и шагнули в повседневную жизнь.

С начала 90-х годов XX века данный круг проблем уже активно обсуждался и на международном уровне, в частности в рамках ЮНЕСКО, ВОЗ и Совета Европы. Постоянно проводятся международные конгрессы и конференции, посвященные вопросам этических принципов геномных исследований (например, IV Всемирный конгресс по биоэтике в ноябре 1998 г. в Токио, конференция «Геном Человека - 1999» в феврале 1999 г. в г. Черноголовка и т.п.). Ведутся постоянные поиски новых решений, позволивших бы максимально защитить права человека и сохранить ему и его потомкам жизнь и здоровье.

С первого взгляда может показаться, что поднимаемая проблема носит чисто медико-этический характер. Но это не так. Конечно, вопросы медицинской этики тесно связаны с рассматриваемой темой, но речь идет о том, что уже существуют соответствующие правовые акты, которые перевели ряд вопросов этики в категорию права.

Речь идет о том, что стараниями юристов ЮНЕСКО, ВОЗ и других международных организаций появилось новое право - право на уважение достоинства человека и его прав, вне зависимости от его генетических характеристик и право человека на защиту своих собственных генетических характеристик. Геном человека знаменует собой достояние человечества. Главное, что защита направлена не только на сохранение здоровья и жизни конкретного индивидуума, но и на сохранение генома наследников данного человека.

Остановимся подробнее на терминах. Когда мы говорим о генетике, то следует помнить, что это понятие включает в себя:

— геномику - науку о структуре и функциях геномов (геном - это набор всех генов человека);

— генетическое консультирование, т.е. дача советов, консультаций, касающихся

генетического здоровья человека и его потомков;

— генетические исследования, или тестирование, под которым понимается испытание

какого-либо субъекта на определенные особенности его генетической системы;

— генотераиию, т.е. попытки лечения различных заболеваний с помощью достижений

генетики.

И в первую очередь речь идет о биобезопасности. Определение биобезопасности было дано в Конвенции о биоразнообразии ЮНЕП, принятой 5 июня 1992 года1 в Рио-де-Жанейро. Биобезопасность — это система мер по обеспечению безопасного создания, использования и трансграничной передачи живых измененных организмов, являющихся результатом биотехнологии.

1 См.: Конвенция о биологическом разнообразии от 5 июня 1992 года // международное публичное право, сборник документов в 2-х томах. Т.2. М., 1996. С. 154-169.

Среди всех геномных манипуляций особняком стоит проблема клонирования. Этот вопрос вот уже несколько лет подряд порождает бурные дискуссии1. Но эта проблема требует детального изучения и специально останавливаться на ней мы не будем. В специальном заявлении 11 марта

1997 года генеральный директор Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) доктор Накаяма отметил: "Оппозиция к клонированию человека не должна вести к запрету всех без разбора процедур и исследований по клонированию. Клонирование человеческих клеток — это рутинная процедура в производстве моноклональных антител для диагностики и лечения таких болезней, как рак"2.

Бурное развитие пауки и прикладных технологий в области биологии и генетики вызвали к жизни большое количество вопросов. До сих пор ист однозначного мнения, что хорошо, а что плохо в данной области. Не пришли ученые и к единым выводам по поводу: нужны ли вообще человечеству генетически модифицированные продукты, клонированные близнецы и прочие достижения современной генетики. Так, профессор Р. Кимура (Япония) в своем выступлении на IV Всемирном конгрессе но биоэтике резко отрицает возможность генетического вмешательства в живой организм (речь шла о возможности генетического вмешательства in vitro и новорожденным детям)3. Пока это слишком новая облас ть знаний, чтобы достичь каких-либо единых позиций.

Мировое сообщеегво уже выработало юридические механизмы для нейтрализации потенциальных рисков генной инженерии и использования всех ее выгод. В развитых странах уже сформировалось правовое поле, в котором прослеживаются два направления - контроль над продуктами для гемотерапии (рекомбинантные ДНК и вирусные векторы, генетически модифицированные клетки) и безопасность клинических испытаний. В США, Японии и Австралии, например, регулирование ведется с помощью динамичных руководств и правил, по которым готовятся протоколы, и разрешаются те или иные манипуляции. В Австрии, Швеции, Норвегии и Франции существуют законы по генноинженерной деятельности и генной терапии. В США с 1996 года действует Национальная консультативная комиссия по биоэтике, которая в 1997 году представила специальный доклад Президенту США по проблемам клонирования человеческих существ, в котором рекомендовала, в частности, установить мораторий на клонирование человеческих существ и после проведения мероприятий информационного характера, направленных на информированность населения о проблеме, принять федеральный закон, запрещающий любые попытки создать ребенка путем клонирования4. Что касается клонирования, то оно запрещено национальным законодательством Великобритании (в 1990 году был принят Human Fertilization and Embryology Act), Бельгии, Голландии, Германии, Испании.

В Российской Федерации уже три года действует Федеральный Закон «О государственном регулировании к области генноинженерной деятельности», от 5 июня 1996 года, вступивший в силу в 1996 году5. Есть и нормативный документ уже солидного возраста - Основы законодательства РФ по охране здоровья граждан от 24 декабря 1993 года6, в них присутствуют некоторые правила поведения врача по отношению к пациенту. В Государственной Думе уже несколько лет обсуждается законопроект «О правовых основах биоэтики и гарантиях се обеспечения», но пока этот закон так и не принят. Есть и ведомственные акты: Минздрава, Миннауки и разных ведомств, касающиеся этики проведения исследовательской работы и работы с генным материалом и биоматериалом вообще.

Но признать российское законодательство достаточным для регулирования проблем биомедицины и биоэтики пока невозможно.

1 См.: Лалаянц И. Клонировать? Конечно! // Знание - сила, 1998, № 5; см. также: Спирин А.С. Современная биология и биобезопасность // Человек, № 5,1998.

2 См.: Иванов В.И., Ижевская В.Л. Этика геномики. Глобальный и европейский аспекты // Материалы конференции «Геном человека - 1999», Человек, 1999, №4 -5.

3 См.: Степанова Н.Г. Доклад на конференции «Геном человека - 1999». Министерство науки и технологий РФ //«Человек», 1999, №4-5.

См.: Доклад по проблемам клонирования человеческих существ Национальной консультативной комиссии по биоэтике (ЫВАС) // Человек, 1998, № 3.

5 См.: Федеральный закон РФ «О государственном регулировании в области генноинженерной деятельности» от5 июня 1996 года// http://www.depart.drugreg.nl/cris/TXT/laws/1996/86-96.htm!.

См.: Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 24 декабря 1993 года (в редакции от2 марта

1998 года) // 1Шр:/Л^№.сопсег1.согп.ги/^/^02/^02-05.Ьцт11

136

Основными документами в сфере биомедицины на международном уровне в настоящее время являются — Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека, принятая 11 ноября 1997т. в рамках. ЮНЕСКО1 и Конвенция Совета Европы о защите прав-и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины' от 19 ноября 1996 г. (далее-Конвенция о правах человека и биомедицине)2 и Дополнительный протокол к Конвенции о правах человека и биомедицине о запрете клонирования человеческих существ от 12 января 1998 года.3 В данных международных документах подтверждается приверженность всеобщим принципам прав человека, провозглашенных, в частности, в Уставе ООН, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в Международных пактах 1966 г., и других международно-правовых документах.

Главная задача данных международна актов сбалансировать гарантии соблюдения прав и основных свобод человека с необходимостью обеспечения свободы исследований.

Обратим внимание на позицию, изложенную в Дополнительном протоколе к Конвенции о правах человека и биомедицине. Здесь нет надобности полностью приводить этот юридический документ, содержащий множество чисто технических деталей. Наиболее существенными нам кажутся те места из преамбулы к протоколу, где говорится, что "инструментализация человеческих существ путем намеренного создания генетически идентичных человеческих существ несовместима с достоинством человека и, таким образом, представляет собой злоупотребление биологией и медициной" и что возможны "серьезные трудности медицинского, психологического и социального порядка, которые такая намеренная биомедицинская практика могла бы породить для всех вовлеченных в нее индивидов". Слова о недопустимости инструментального отношения к человеческому существу фактически воспроизводят мысль, впервые сформулированную Кантом, что к человеку всегда надо относиться как к цели в себе и никогда - как к средству.

Имеет смысл процитировать и первую часть, статьи 1 Протокола: "Любое вмешательство с целью создания человеческого существа, генетически идентичного другому человеческому существу, живому или мертвому, запрещается". Наша страна, будучи членом Совета Европы, скорее всего, в самом близком будущем присоединится и к Конвенции "О правах человека и биомедицине", и к Дополнительному протоколу о запрете клонирования. Во всяком случае, принципиальная готовность к этому есть, дело лишь за решением организационных вопросов. Но это присоединение повлечет за собой достаточно серьезные обязательства. Дело в том, что в нынешнем российском законодательстве нет норм, которые запрещали бы клонирование человека, поэтому придется принимать соответствующие юридические акты, в том числе и предусматривающие суровые наказания за действия, идущие вразрез с таким запретом.

А) Конвенция о биомедицине: Одним из основных документов, регулирующих права человека в отношении биомедицины является Конвенция Совета Европы о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины, принятая 19 ноября 1996 года Комитетом министров Совета Европы. Эта Конвенция базируется на разработках Парламентской Ассамблеи в этой области, в том числе на Рекомендации 1160 (1991) о разработке Конвенции по биозтике. Конвенция состоит из четырнадцати глав и содержит 38 статей.

Главной целью Конвенции являются защита достоинства и индивидуальной целостности человека и гарантии каждому без исключения соблюдения неприкосновенности личности и других прав и основных свобод в связи с применением достижений биологии и медицины.

Особый интерес при исследовании прав человека представляют три главы изучаемой Конвенции — глава II “Согласие”, глава III “Частная жизнь и право, на информацию” и глава IV «Геном человека». Все манипуляции с генетическим материалом человека {даже если они проводятся с исследовательскими целями) должны проводиться только при наличии добровольного информированного согласия соответствующего лица. Лицо должно заранее получить полную и исчерпывающую информацию о цели и характере вмешательства, а также о его последствиях и рисках. В английском языке в данном случае употребляется термин “appropriate information” - адекватная информация: необходимая, достаточная, понятная информация^ которая

1 См.: Всеобщая Декларация о геноме человека и правах человека от 11 ноября 1997 года (ЮНЕСКО)// МЖМГ1. Специальный выпуск. Декабрь 1998 года. СД07-213.

2 См.: Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи е применением достижений биологин и медицины от 19 ноября 1996 года//Ьйр:/М^.сое.га/03Ьг.с.1йт1.

’ СМ.: Дополнительный протокол к Конвенции о правах человека и биомедицине о запрете клонирования человеческих существ <хг 12 января 1998 года И Ь^://Сопуетюш.соеЛпЙге^/ЕЬ1/са<^ергте1ра1.1тСгп1. ■ ;

137

поможет личности принять самостоятельное решение. В Конвенции оговариваются вопросы о защите лиц не способных дать согласие самостоятельно.

.Особо охраняется право человека на частную жизнь и право на информацию (ст. 10). Каждый человек имеет право на уважение своей частной жизни, в том числе и тогда, когда это касается сведений о его здоровье. Каждый человек имеет право ознакомиться с любой собранной • информацией о своем здоровье.

Глава IV Конвенции о правах человека и биомедицине, посвящена геному человека. Самая главная норма - о запрете дискриминации. Любая форма дискриминации в отношении лица по признаку его генетического наследия запрещается.

Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено лишь в профилактических, диагностических или терапевтических целях и только при условии, что оно не направлено на изменение генома наследников данного человека.

Особо в Конвенции о правах человека и биомедицине оговаривается запрет на использование вспомогательных медицинских технологий деторождения в-целях выбора пола будущего ребенка, за исключением случаев, когда это делается для того, чтобы предотвратить наследственное заболевание ребенка, связанное с полом..

Создание эмбрионов человека в исследовательских целях запрещается. Это означает, что не разрешено искусственное создание человеческих зародышей,, даже если преследуются благие цели.

Вся VI глава Конвенции о правах .человека и биомедицине посвящена изъятию органов и тканей у живых доноров в целях трансплантации. Изъятие у живого донора органов и тканей для их трансплантации может производиться исключительно с целью лечения реципиента и при условии отсутствия пригодного органа или ткани, полученных от трупа, и при невозможности проведения альтернативного лечения с сопоставимой эффективностью. . •

Конвенция запретила также извлечение финансовой выгоды и возможное использование отдельных частей тела человека. Тело человека и отдельные его части не должны в качестве таковых являться источником получения финансовой выгоды. Речь идет о продаже органов и тканей, оказании посреднических услуг в данной области и т.п. вещах. Сама Конвенция, не раскрывает понятия правомерного использования органов и тканей и неправомерного. Это уже должны определить в своем законодательстве страны-участницы европейской конвенции.

В Конвенции о биомедицине нашли отражение и вопросы ответственности, но в самом общем виде, так как определение санкций за нарушение Конвенции и размера возмещения материального и морального вреда возложено на государства, подписавшие настоящую Конвенцию (ст. 24 и ст. 25). Согласно ст. 23: «Стороны обеспечивают надлежащую судебную защиту с целью предотвратить или незамедлительно прекратить незаконное нарушение прав и принципов, изложенных в настоящей Конвенции».

В. принципе, Конвенция предусматривает, что изложенные в ней права и положения о защите не являются абсолютными. Возможно ограничение некоторых прав, разумеется в рамках закона, если это необходимо для обеспечение общественной безопасности, предупреждения преступлений, обеспечения защиты здоровья населения или защиты прав и свобод третьих лиц. Однако ни при каких обстоятельствах не могут быть ограничены:

— право на недискриминацию по признакугенетического наследия (ст. 11);

. право на невмешательство в геном человека (ст.13);

— запрет на выбор пола будущего ребенка (ст. 14);

— защита лиц, выступающих в качестве испытуемых в научных исследованиях (ст. 16);

г— защита лиц, не способных дать согласие на участие в научных исследованиях (ст. 17);

— защита лиц, не способных дать согласие на изъятие органа (ст. 20);

— запрет на извлечение финансовой выгоды из использования тела человека или его части (ст. 21).

Данный перечень является исчерпывающим, а это означает, что иные положения, направленные на защиту прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины могут быть ограничены государствами-участниками. В частности, могут быть ограничены и право человека на уважение своей частной жизни, в том числе и сведений о его здоровье (п. 1, ст. 10); и принцип равной доступности медицинской помощи (ст. 3); может быть подвергнут сомнению и приоритет человека над интересами общества и науки (ст. 2).

Конвенция Совета Европы о биомедицине стала .сейчас разрабатываться в нескольких направлениях в смысле конкретизации и детализации. Работают четыре группы по пенеггике

138

человека, по эмбриологии, по репродукции и по социальным аспектам здравоохранения. Эти группы готовят дополнительные протоколы, которые должны конкретизировать конвенцию применительно к разным отраслям знания и практики.

Б) Всеобщая декларация о геноме человека: Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО II ноября 1997 г., благодаря напряженной работе членов- Международного биоэтическОго комитета ЮНЕСКО и специалистов Отдела биоэтики ЮНЕСКО стала тем документом, который во многом снял накопившиеся в этой области проблемы. -

Сразу же после своего создания в 1992 г. Международный биоэтический комитет, состоящий из 50 специалистов различных областей знаний из многих стран мира (от России членом Комитета был представитель Миннауки) приступил к разработке долгосрочной программы по разработке международных документов, регламентирующих применение новых биологических и генетических технологий, предполагающих вмешательство в строение и функционирование организма человека.

Сама Декларация представляет собой очень понятный по языку документ, нет сложных терминов и недоговоренностей, которыми изобилует Конвенция Совета Европы по биомедицине. Декларация состоит из преамбулы и 7 частей, и содержит 25 статей. Неотъемлемой частью Всеобщей Декларации является резолюция Генеральной конференции ЮНЕСКО «Осуществление Всеобщей Декларации о геноме человека и правах человека».

Как отметил при представлении Всеобщей Декларации ех-генеральный директор ЮНЕСКО г-н Федерико Майор: «В тексте Всеобщей Декларации ЮНЕСКО о геноме человека и правах человека хорошо сбалансированы гарантии соблюдения прав и основных свобод человека с необходимостью обеспечения свободы исследований»1.

Геном человека лежит в основе изначальной общности всех представителей человеческого рода, а также их неотъемлемого достоинства и разнообразия. Геном человека знаменует собой достояние человечества.

Декларация провозглашает право человека на уважение его достоинства и его прав, вне зависимости от его генетических характеристик. Но Декларация пошла дальше европейской Конвенции и разъясняет, что такое достоинство непреложно означает, что личность человека не может сводиться к его генетическим характеристикам, и требует уважения его уникальности и неповторимости.

Ст. 4 гласит, что геном человека в его естественном состоянии не должен служить источником извлечения доходов.

Вторая часть Декларации посвящена правам лиц, подвергающимся исследованиям, диагностике или лечению, связанных с геномом.

Также как и в европейской Конвенции во всех случаях предусматривается предварительное, свободное и ясно выраженное согласие заинтересованного лица. Аналогичным образом решается, и вопрос праве человека быть или не быть информированным о результатах генетического анализа и его последствиях. Правила о защите прав лиц, не способных дать согласие также совпадают с правилами Конвенции Совета Европы.

Два основных принципа, которые также есть и в европейской Конвенции: принцип недискриминации и принцип конфиденциальности закреплены в статьях 6 и 7 Всеобщей Декларации.

В целях защиты прав человека и основных свобод ограничения, касающиеся принципов согласия и конфиденциальности', могут вводиться лишь в соответствии с законом по крайне серьезным причинам и в рамках международного публичного права в области прав человека.

Отдельно регулируются исследования, касающиеся генома человека и условия осуществления научной деятельности. Никакие исследования, касающиеся генома человека, равно как и никакие прикладные исследования в этой области, особенно в сферах биологии, генетики и медицины, не должны превалировать над уважением прав человека, основных свобод и человеческого достоинства отдельных-людей или, групп людей.

1 См.: Иванов В.И. Биология и генетика - предмет международного права // Московский журнал международного права. Специальный выпуск, декабрь 1998 г. С. 206

Интересна ст. И, которая в одной из своих норм, прямо запрещает практику клонирования человека как противоречащую человеческому достоинству. Государствам и международным организациям Декларация предлагает сотрудничать с . целью выявления такой практики и сотрудничать в соответствии с принципами, предложенными Конвенцией.

Четвертая часть Декларации посвящена условиям осуществления научной деятельности. Открывает этот раздел Декларации сг. 13, которая возлагает ответственность не только на научных работников, но и на «лиц, принимающих в государственном и. частном секторах политические решения в области науки». Государствам также следует принимать определенные. меры, способствующие созданию интеллектуальных и материальных, условий, благоприятствующих свободе применения научных исследований, касающихся генома человека. Ст. 15 Декларации разрешает применять результаты научных исследований, касающиеся генома человека, только в мирных целях - это показывает тонкую связь проблемы с общемировыми вопросами обеспечения безопасности и высокий уровень озабоченности государств-членов ЮНЕСКО.

Ст. 16 Декларации предлагает государствам-членам способствовать деятельности специальных независимых, междисциплинарных и плюралистических комитетов по этике для оценки этических, правовых и социальных вопросов, которые возникают в связи с проведением научных исследований, касающихся генома человека, и использованием результатов таких исследований,

В пятой части Декларации содержаться призывы к государствам-участникам развивать солидарность между людьми, страдающими редкими генетическими заболеваниями и крепить борьбу с заболеваниями эпидемического характера, от которых страдает значительная часть населения мира.

Две заключительные части Всеобщей Декларации о геноме человека и правах человека направлены на осуществление Декларации и на содействие изложенным в ней принципам.

Стало быть, в международном праве о правах человека появился новый аспект. Благодаря документам, принятым в Совете Европы и в рамках ЮНЕСКО теперь в международном праве получили закрепление право на недискриминацию по признаку генетических характеристик, право на сохранение конфиденциальности (право на частную жизнь, в том числе и в вопросах здоровья), право быть или не быть информированным по поводу результатов генетического тестирования и некоторые другие.: Закрепление на международном уровне общих принципов генетических исследований и прав человека в данной области дало толчок развитию национального законодательства. Хотя в некоторых странах и до принятия международных актов действовали законы, регулирующие эту сферу общественных отношений, :

Пока биомедицина вызывает много споров и их, к сожалению, больше чем конкретных дел. Многие считают, что в случае с биомедициной юристы запрягают телегу впереди лошади и пытаются подвергнуть регулированию еще не оформившуюся отрасль, прикладной медицины и биологии. Многие проекты генной инженерии, а тем более генотерапии, пока так и остаются только проектами.

Пытаясь регламентировать столь тонкую область отношений как отношения между врачом и пациентом, исследователем и биоматериалом, содержащим генетическую информацию, право невольно вторгается в сферу таких понятий долг, ответственность, совесть и т.д. Здесь мы вступаем в приграничную область между правом и этикой. То есть может стать вопрос: может быть й придумывать ничего не надо. Есть клятва Гиппократа,’есть совесть, а, пытаясь ввести строгое регулирование, мы можем ограничить свободу мысли, воспрепятствовать научному прогрессу, лишить человечества определенных благ, которые может ему принести биомедицина.

Врачи, юристы, социологи разрабатывают Кодексы поведения врача в вопросах генетических исследований, генотерапии и медицинского" генетического консультирования. Вырабатываются принципы биоэтики.

В глобальной биоэтике есть несколько ключевых понятий или постулатов, которые затем дальше разрабатываются и конкретизируются, образуя некоторый общий биоэтический кодекс. Назовем четыре таких центральных постулата:

1. Признание автономии личности (persanal autonomy). Под этим подразумевается право человека самому решать все вопросы, касающиеся его сомы, психики, эмоционального статуса.

2. Справедливость (justice), которая подразумевает равный доступ к общественным благам. Это касается и медицины, и здравоохранения, и технологий, если это делается на коллективные средства общества. То есть справедливость — это право налогоплательщика на

равную или уравненную долю, по потребности, а не всем подряд, в необходимых для нормальной жизни средствах из общественных фондов.

3. Гиппократовское «не вреди», означающее, что этично применять к какому-либо лицу только те воздействия, которые не причинят ему вреда.

4. В современной биоэтики гиппократовское «не вреди» расширяется до: «не только не вреди, но и сотвори благо». Первое обозначается как non-malfacience (непричинение вреда), второе

- beneficience (благодеяние).

Еще один вопрос, на котором следует остановиться — это проблема комитетов по этике. В последнее десятилетие возник особый социальный институт «этических комитетов», который реализует возможности междисциплинарного диалога. Считается целесообразным участие в работе этических комитетов как профессионалов, так и непрофессионалов. Они на равных обсуждают проблемы трансплантологических, генотерапсвтических и иных процедур (в том числе и с точки зрения морали).

Этический комитет — это институированная современная форма, в которой как раз воплощена идея об автономии личности и автономии создания людей, которые вправе сами выбирать, как им жить, в том числе и вправе сами решать, какая политика должна проводиться по отношению к биомедицине. Такие комитеты существуют практически во всех развитых странах. Их задача в том, что все исследования, эксперименты, испытания на людях проходили не только профессиональную оценку, но и этико-правовую и юридическую.

Например, в Берлине действует городская «генная» полиция, которая проверяет услопия проведения разрешенных экспериментов. В США, применительно к генотерапии, действует «Система разрешительных мероприятий для процедур генной терапии в Соединенных Штатах». Каждый протокол будущей процедуры сначала рассматривается комитетом по биологической безопасности. А потом переправляется в консультативный комитет при Национальном институте здоровья. Если требуется, то проект рассматривается национальной службой, контролирующей безопасность пищевых продуктов и лекарственных веществ. После соответствующего одобрения протокол публикуют в журнале “Human Gene Therapy”. В протоколе описываются все детали, все вопросы безопасности.

В нашей стране сейчас тоже существует тенденция создания этических комитетов. Минздрав рекомендовал организовать этические комитеты во всех институтах, проводящих клинические испытания. И это в определенном смысле дух времени, а не простое заимствование западных институтов. В частности, в проекте Федерального Закона «О правовых основах биоэтики и гарантиях се обеспечения» планируется создание федерального комитета по биоэтике, который контролировал бы вообще все испытания на человеке, и клинические, и научные, и прочие, то есть был бы неким компонентом общественного контроля в области этики над биомедициной. И эта идея, в общем-то, не оставлена.

Российские исследователи, работающие в сфере генетических технологий, выработали свой кодекс поведения, определенные правила, обеспечивающие эффективную физическую и моральную защиту' людей, выступающих в этих исследованиях в качестве испытуемых, доноров биологических материалов или пациентов, подвергающихся медицинским вмешательствам на генетическом уровне (диагностическим или терапевтическим). Геномные исследования и медицинские вмешательства в рамках российской программы «Геном человека» проводились и впредь будут проводиться в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и российским законодательством, - говорится в заявлении участников российской программы «Геном человека» — одновременно российские участники программы заявляют о своей приверженности этическим нормам, сформулированным в международный конвенциях и декларациях, касающихся исследований генома человека и практического применения их результатов1.

При проведении геномных исследований и медицинских вмешательств в геном человека российские участники программы считают обязательным для себя соблюдение основополагающих морально-эт;;ческих принципов:

1 См.: Заявление участников российской программы «Геном человека» // Человек, 1999, № 4-5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Интересы и благо конкретного человека (испытуемого, донора биологических материалов или пациента) должны превалировать над интересами общества, науки и любыми другими интересами;

2. Вмешательства в геном человека допускаются только в медицинских целях и только при условии, что подобное вмешательство не направлено на изменение геном у потомков данного человека;

3. Геномные исследования не могуг быть основанием для любой формы дискриминации или для доказательства биологического превосходства отдельных индивидов и групп (например, этнических);

4. Участие людей (индивидов, семей или популяций) в биомедицинских исследованиях или медицинских вмешательствах в качестве испытуемых, пациентов или доноров биологических материалов должно осуществляться при неукоснительном соблюдении принципа добровольного информированного согласия. Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших 15 лет и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители;

5. Каждая заявка на научное исследование, предполагающее вмешательство в геном человека или использование генетических данных, касающихся конкретного индивида, семьи или популяции, должна приходить этическую экспертизу.

В заключение следует сказать, что научные исследования по геному человека и практическое применение их результатов открывают безграничные перспективы для улучшения здоровья отдельных людей и всего человечества. Однако такие исследования должны основываться на всестороннем уважении достоинства, свобод и прав человека, а также на запрещении любой формы дискриминации по признаку генетических характеристик. Именно этому посвящены и международные документы, анализируемые в настоящей работе.

Генетика и генетические технологии настолько тонкая и деликатная область, где особенно важно защитить права человека и не только какой-либо конкретной личности, но в права членов его семьи, его прямых потомков в нескольких поколениях.

Сейчас зарождается новая подотрасль международного права о правах человека -международное биомедицинское право. Формируются специальные принципы, появляется свой собственный метод, развиваются и регулируемые общественные отношения. Проблемы, затронутые в статье, безусловно, требуют дальнейшего изучения.

NEW ASPECT IN THE INTERNATIONAL PROTECTION OF THE HUMAN RIGHTS: ETHICS AND BIOMEDICINE

V. S. Levoschenko

The Department of International Law Russian University of Peoples' Friendship Mikluho-Maklaya str., 6, 117198, Moscow, Russia

The article deals with investigation of international legal aspects of observance and protection of the human rights and freedoms in connection with application of new biomedical technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.