Научная статья на тему 'Этико-правовые проблемы исследований на человеке в контексте международного права'

Этико-правовые проблемы исследований на человеке в контексте международного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
738
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИОЭТИКА / BIOETHICS / ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО / EUROPEAN LAW / БИОТЕХНОЛОГИЯ / BIOTECHNOLOGY / КЛОНИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА / HUMAN CLONING / ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЧЕЛОВЕКА / HUMAN GENETIC DATA / ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО / HUMAN DIGNITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абросимова Светлана Олеговна

В статье анализируется европейское право в контексте комплекса проблем, вызванных появлением современных биотехнологий, связанных главным образом с возможностью клонирования человека. От ответа на этот вызов зависит наше представление о человеке, границах допустимости вмешательства в его телесность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICAL AND LEGAL PROBLEMS OF RESEARCH ON HUMANS IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL LAW

The article analyzes European law in connection with the complex of problems caused by the advent of modern biotechnologies, primarily related to the possibility of human cloning. Our understanding of human, the limits of permissibility of intervention on his physicality and the destiny of science depend upon the answer to this challenge.

Текст научной работы на тему «Этико-правовые проблемы исследований на человеке в контексте международного права»

Наука на сегодняшний день является силой, способной изменять общество и планетарную жизнь в целом. ХХ век показал, что ее открытия не всегда происходят с использованием гуманных методов и во благо человечества. Поэтому ее развитие не может оставаться без внимания общественности. Особенно, если исследования касаются человеческой природы. Бурное развитие биологии, генетики и медицины в наш век требует правового и этического регулирования во избежание рассмотрения человека как средства, а не цели. Преодоление и осуждение такой точки зрения стало поводом для создания в 1947 г. Нюрнбергского кодекса, легшего в основу всех юридических актов, касающихся исследования человеческой природы.

Нюрнбергский кодекс - небольшой по объему, но не по значимости, документ, содержащий всего 10 принципов. В соответствии с Кодексом пациент, участвующий в эксперименте, должен быть осведомлен о сущности исследования, сопутствующем риске, и только при добровольном согласии может быть привлечен к исследованию. Кроме того, у пациента всегда остается возможность прервать эксперимент без всяких для него негативных последствий, если его физическое или психическое состояние делает его участие невозможным. К самому эксперименту над человеком выдвигаются строгие требования: он должен быть оправдан пользой обществу; степень риска не должна быть больше гуманитарной важности проблемы; эксперимент с участием людей должен базироваться на предварительных исследованиях на животных; иметь соответствующую научно-техническую базу, обеспечивающую максимальную безопасность пациента, избегать всех неоправданных физических и психических страданий, не должен предполагать возможность смерти или инвалидности пациента. Исследователь должен обладать ученой степенью и соответствующей квалификацией, и на нем лежит обязанность прекращения эксперимента, если пациент, участвуя в нем, может получить вред здоровью или умереть [12]. Из всего вышесказанного отчетливо видно, что интересы пациента ставятся выше, чем собственно научные интересы или заинтересованность в подобных экспериментах общества.

Хельсинская декларация Всемирной медицинской ассоциации, принятая в июне 1964 г. в городе Хельсинки, - еще один документ, формулирующий этические принципы медицинских исследований с привлечением человека. Декларация признает существование национальной специфики в проведении научных исследований, в том числе, и с привлечением людей, но при условии, что они не должны противоречить принципам Декларации и правам человека [14]. Тем самым подчеркивается наднациональный статус документа и его обязательное исполнение для всех. В сравнении с Нюрнбергским кодексом, в принципах Декларации к исследованиям предъявляются дополнительные требования, а именно - экологичность, т. е. необходимость учитывать его влияние на окружающую среду, и соблюдение конфиденциальности. Прописывается и необходимость согласия пациентов на любые манипуляции с идентифицируемым с ним материалами и данными, что фиксирует наделение тела особым статусом, а также некое отождествление человека с его генетическим материалом. Контроль за соблюдением принципов медицинского исследования должны осуществлять независимые комитеты по этике с учетом национальной специфики [14].

Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека, принятая 11 ноября 1997 г. на 29-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, стала первым всеобщим правовым актом в области биологии. В Предисловии к Декларации, написанном Генеральном директором ЮНЕСКО Ф. Майором, постулируется, что было найдено равновесие между гарантированием соблюдения прав человека и обеспечения свободы исследований. В Декларации признается важность исследований генома для человечества, но в то же время подчеркивается, что исследования такого рода не должны быть поводом для ограничения прав и свобод человека, для унижения человеческого достоинства и для дискриминации по признакам генетических характеристик.

Продолжая традицию, положенную Нюрнбергским кодексом, Декларация отдает предпочтение защите прав и свобод пациента, из чего вытекает несколько положений. Прежде всего, геном человека признается всеобщим достоянием, объединяющим общность людей как представителей человеческого рода, что является этико-правовым и антропологическим аргументом для запрета вмешательства в генотип. Отказ от парадигмы генетической детерминированности постулирует, что личность человека не сводится к его генетическим характеристикам. Но, в то же время, геном как проявление человеческой индивидуальности не должен служить источником дохода.

Декларация провозглашает, что никакие исследования, касающиеся генома человека, не должны противоречить правам человека, и запрещает практику клонирования человека как противоречащую человеческому достоинству. Для оценки этических, правовых и социальных вопросов, связанных с проведением исследований генома человека, в Декларации предлагается государствам содействовать созданию комитетов по этике [1].

Принятая 16 октября 2003 г. Международная декларация о генетических данных человека также признает особый статус генетических данных человека, их личный характер и утверждает их конфиденциальность. В связи с этим признается необходимость осуществления контроля государством и обществом над исследованиями генетических данных. В Декларации прописывается необходимость распространения и осуществления изложенных в ней принципов. На международном уровне решения этих задач возложены на Международный комитет по биоэтике и Межправительственный комитет по биоэтике, которые должны проводить мониторинг и оценивать осуществление Декларации, вносить предложения об изменении Декларации. На национальном уровне за осуществлением принципов Декларации следят комитеты по этике. Большое внимание уделяется формированию общих принципов работы с генетическим материалом, в основе которых лежат принципы Нюрнбергского кодекса и защите генетических и протеомных данных. Установление таких правил особенно важно при росте коммерческих исследований генетических и протеомных данных людей. За человеком остается право решать судьбу своих биологических образцов, если их принадлежность ему установлена. Участник эксперимента также имеет право быть информированным или отказаться от знания результатов медицинских или научных исследований [11].

Конвенция о правах человека и биомедицине, принятая 4 апреля 1997 г. в Овьедо, указывает, что все достижения биологии и медицины должны иметь целью благо нынешнего и последующих поколений, признает, что предосудительное использование биологии и медицины может привести к унижению человеческого достоинства, а это недопустимо. Целями Конвенции являются защита достоинства и индивидуальной целостности человека, обеспечение неприкосновенности личности, гарантирование любому человеку соблюдения его прав в связи с применением достижений биологии и медицины. Отдельно рассматриваются ситуации, когда человек в силу своего несовершеннолетия или недееспособности не способен дать согласие на лечение. В этих случаях принципы Нюрнбергского кодекса исполняются через согласие опекуна на осуществление лечения. Статье 13 Конвенции разрешает вмешательство в генотип человека, направленное на его изменение, в профилактических, диагностических или терапевтических целях при условии, что оно не носит наследственного характера. В ст. 14 запрещается выбор пола будущего ребенка, если только это не необходимо для предотвращения передачи наследственной болезни. Статья 18 указывает на необходимость надлежащей защиты эмбрионов человека при проведении исследований in vitro, а также запрещает создание эмбрионов человека в исследовательских целях [8]. Все эти статьи направлены на защиту эмбриона как потенциального человека от генетического вмешательства извне, даже произошедшего в процессе лечения у его родителя. Причем родители не могут выступать в роли опекуна и вносить в генотип еще не рожденного ребенка изменения по своему усмотрению, несмотря на его выраженную недееспособность. Получается, что за эмбрионом признается «человеческое достоинство» и генетическая неприкосновенность, что автоматически означает наделение его правовым статусом. Это означает, что в отношении него должны соблюдаться принципы Нюрнбергского кодекса. Любое исследование на эмбрионах сталкивается с тем, что невозможно соблюсти принципы информированности и добровольного согласия пациента, что фактически делает любой генетический эксперимент над эмбрионами выходящим за рамки права. Статья 21 налагает запрет на получение финансовой выгоды из тела человека и его частей [8]. Очевидно, что геном человека тоже подпадает под действие этой статьи.

Одна из актуальных этических проблем - это клонирование человека. Большой энциклопедический словарь определяет клонирование как «получение генетически идентичных организмов в результате замены ядра яйцеклетки на ядро соматической клетки» [7, с. 496], а под клоном понимается «популяция клеток или организмов, происшедших от общего предка путем бесполого размножения» [6, с. 496]. Клонирование бывает двух видов: репродуктивное (нацеленное

на появление клона) и терапевтическое (для медицинских целей, развитие эмбриона ограничено сроком до 2 недель) [10]. Неоднозначным событием стало рождение клонированной в Институте Рослина овечки Долли. Этот эксперимент открыл дорогу для множества аналогичных опытов с животными, а также создал идею клонирования человека. У воплощения этой идеи в жизнь имеются сторонники (Панос Завос, Северино Антинори, Ричард Сид, секта раэлитов и др.), их заявления стали стимулом для развития правовой сферы на опережение.

Дополнительный протокол к Конвенции о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины, касающийся запрещения клонирования человеческих существ, принятый 12 января 1998 г. в Париже, стал первой попыткой выявить отношение международного сообщества к проблеме клонирования человека и придал импульс правовому осмыслению проблемы на различных уровнях [5]. Протокол определил практику клонирования человека как противоречащую человеческому достоинству и являющуюся недобросовестным применением достижений биологии и медицины. При этом в протоколе не было сделано разделения на терапевтическое и репродуктивное клонирование, что означало запрет на обе биотехнологии [4]. Это стало одной из причин, почему протокол был подписан не всеми странами Европы.

В следующих документах, касающихся клонирования человека, это разделение прописывается. Подводящая итоги развития права Хартия основных прав Европейского союза, принятая 7 декабря 2000 г. в г. Ницца, в ст. 3 «Право на личную неприкосновенность» провозглашает целостность личности, что обосновывает запрет на репродуктивное клонирование [13]. Декларация Организации Объединенных Наций о клонировании человека (2005) призывает государства запретить все формы клонирования людей. В этом документе впервые выявлен такой аспект проблемы, как эксплуатация женщин в процессе применения биологических наук [3]. Репродуктивное клонирование на международном уровне осуждается, а терапевтическое клонирование не во всех юридических актах запрещается, но и разрешение этой технологии не поддерживается официальными структурами Европейского Союза [5].

Наука - это мощная сила, способная изменить мир, и потому она не может развиваться без этического и правового контроля, особенно, если она связана с исследованиями над людьми. Созданию Нюрнбергского кодекса предшествовало осмысление горького опыта экспериментов над людьми, не обремененными моралью. Международные соглашения, декларации и конвенции раскрывают применение принципов Нюрнбергского кодекса в конкретных областях и в связи с актуальными проблемами человечества. Следующим шагом в реализации принципов стало создание комитетов по этике, контролирующих соответствие исследований моральным требованиям. Международное сообщество осмысляет статус доличностной жизни: за эмбрионом признается «человеческое достоинство» и генетическая неприкосновенность. Исходя из этого положения, а также знания о рискованности биотехнологии клонирования человека из опытов, проведенных на животных, вполне понятен запрет на репродуктивное клонирование. Тогда как терапевтическое клонирование не имеет такой же однозначной оценки на международном уровне.

В качестве негативного момента следует признать рекомендательный характер вышеуказанных юридических актов, а также то, что они действуют в основном на территории Европы. Необходимость создания общемирового правового регулирования этого вопроса осознается, но пока лишь в качестве желаемого проекта.

Литература

1. Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека // КАДИС. Правовой портал. URL: http://www.kadis.ru/texts/index.phtml?id=15520

2. Всеобщая декларация прав человека. URL: http://www.un.org/russian/documen/declarat/declhr.htm

3. Декларация Организации Объединенных Наций о клонирование человека. URL: http: //www.un.org/russian/documen/declarat/decl_clon .htm

4. Дополнительный протокол к Конвенции о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины. URL: http : //conventions .coe.int/Treaty/rus/Treaties/Html/16 8.htm

5. Калиниченко П. А. Запрет клонирования человека в европейском праве. URL: http://eulaw. edu.ru/documents/articles/zapr_clon_chel.htm

6. Российский энциклопедический словарь: в 2 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. Т. 1.

7. Большой энциклопедический словарь. М., 2005.

8. Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине. URL: http:// bioethics.imbp.ru/Principles/Convention.html

9. Ларькова М. В. Международно-правовые проблемы, возникающие в связи с возможностями клонирования. URL: // http://www.biospace.nw. ru/bioethics/4/be6.htm

10. Лоренс Э. Клонирование с точки зрения врача. URL: http:// news.bbc.co.uk/hi/russian/sci/tech/newsid_1705000/1705990.stm

11. Международная декларация о генетических данных человека. URL: http://portal.unesco. org/shs/en/files/3633/10722567561 Declaration_ rs.pdf/Declaration_rs .pdf

12. Нюрнбергский кодекс сайт. URL: http://raongma.narod.ru/bioetica7.html

13. Хартия основных прав Европейского союза. URL: http:// infopravo.by.ru/fed2000/ch01/akt11210.shtm

14. Хельсинская декларация Всемирной медицинской ассоциации. URL: http://www. psychiatr.ru/lib/helsinki_declaration.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.