Научная статья на тему 'Развитие биоэтики в России'

Развитие биоэтики в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
7775
775
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие биоэтики в России»

УДК 57+61]:614.253.1/.89(470)

РАЗВИТИЕ БИОЭТИКИ В РОССИИ

Рэм Викторович Петров, Борис Григорьевич Юдин Российская академия наук, е-таИ: byudin@yandex.ru

Возникновение отечественной биоэтики можно датировать концом 80-х гг. прошлого столетия, а это значит, что сегодня у нас есть основания констатировать ее двадцатилетие. В то время в центре внимания специалистов, представляющих самые разные области знания, все чаще стали оказываться этические и юридические проблемы, возникающие вслед за новейшими научными открытиями и технологическими прорывами в биологии и медицине.

Безусловно, многочисленные и нередко весьма содержательные исследования, посвященные осмыслению социально-этических последствий научно-технического прогресса1, с одной стороны, и этической составляющей медицинской деятельности, с другой, проводились в нашей стране и ранее. Однако то были две разные исследовательские области, весьма мало связанные между собой, и лишь в конце 80-х годов началось их сближение, положившее начало отечественной биоэтике. С тех пор и до настоящего времени биоэтика в нашей стране развивалась на основе междисциплинарного диалога, сотрудничества биологов, медиков, философов, юристов. В скором времени одним из равноправных участников диалога стала и Русская православная церковь.

К числу наиболее остро обсуждаемых проблем того времени относились этические и правовые вопросы, возникающие в связи с трансплантацией органов и тканей человека. И уже в 1990 г. по инициативе Всесоюзного научного центра хирургии АМН СССР состоялся «круглый стол» на тему «Человек: трансплантация

и искусственные органы», в котором участвовали медики, философы, юристы, священнослужители. Материалы этой дискуссии были опубликованы в журнале «Человек»2. Следует отметить, что в этом журнале с момента своего появления в 1990 г. постоянно публикуют статьи по биоэтической тематике. Вскоре после дискуссии, состоявшейся в НЦХ, в Москве под эгидой ЮНЕСКО была проведена весьма представительная конференция по биоэтике, в рамках которой проблемы трансплантологии заняли одно из первых мест. В 1992 г. в России был принят достаточно качественный Закон о трансплантации органов и (или) тканей человека, в котором получили правовое закрепление многие положения, разработанные в биоэтике.

В эти же годы начинает устанавливаться взаимодействие между российскими специалистами по биоэтике и их зарубежными коллегами из стран Европы, Канады, США, Японии. Один из первых контактов был посвящен обсуждению этических проблем, возникающих в связи с началом реализации международного проекта «Геном человека».

В 1992 г. в рамках Российской академии наук был создан Российский национальный комитет по биоэтике (РНКБ). Организационное обеспечение работы РНКБ взял на себя Институт человека РАН, в частности сектор биоэтики этого института (руководитель — Б.Г. Юдин), который на протяжении всего времени своего существования вплоть до конца 2004 г. был одним из ведущих биоэтических центров России. Позднее, после преобразования

1В этой связи следует отметить, что биоэтическим проблемам была посвящена значительная часть вышедшей еще в 1986 г. в издательстве «Политиздат» книги И.Т. Фролова, Б.Г. Юдина «Этика науки: проблемы и дискуссии».

2См. «Возьмите мое сердце. Я умер!» — «Человек», 1991, №4, с. 93-101.

Института человека в отдел комплексных проблем изучения человека Института философии РАН, эту миссию взял на себя созданный в отделе сектор биоэтики и гуманитарных экспертиз (руководитель — докт. философ. наук П.Д. Тищенко).

Первыми сопредседателями РНКБ стали биолог академик А.А. Баев и философ академик И.Т. Фролов. Впоследствии, когда не стало А.А. Баева, сопредседателем РНКБ стал академик Р.В. Петров, который после кончины И.Т. Фролова в 1999 г. возглавляет комитет единолично.

Интересна предыстория создания комитета. Согласно первоначальному замыслу эта междисциплинарная структура должна была быть организована при Президиуме АН СССР. Однако руководству Академии того времени сам термин «биоэтика» был неведом, так что решение о создании комитета не состоялось. Позднее И.Т. Фролов предложил создать РНКБ при отделении философии и права РАН. Возглавлявший отделение академик Б.Н. Топорнин поддержал эту идею. Так, в нашей стране появилась первая организация, объединившая специалистов по биоэтике. В последующие годы комитеты по биоэтике были созданы при Российской академии медицинских наук и при Министерстве здравоохранения РФ. Оба этих комитета возглавил академик РАМН Ю.М. Лопухин. 90-е годы были отмечены появлением ряда медицинских ассоциаций, и каждая из них уделяла значительное внимание проблемам биоэтики, а Ассоциация врачей России даже приняла свой этический кодекс. Аналогичный документ был принят и Российской психиатрической ассоциацией3.

В 1993 г. на заседании расширенного бюро РНКБ было утверждено «Обращение к научной общественности и руководи-

телям российской науки»4. В нем указывалось на необходимость налаживания в отечественной науке тех механизмов этического регулирования биомедицинских исследований с участием человека и животных, которые действуют в мировой науке. В частности, речь шла о необходимости экспертизы заявок на проведение таких работ и создания для этих целей этических комитетов во всех научных учреждениях, проводящих подобные исследования.

Среди научных мероприятий, организованных РНКБ, следует отметить проведение в 1994 г. большой конференции по этическим и правовым проблемам биомедицинских исследований. Широкий общественный резонанс вызвала и одновременно организованная конференция, посвященная проблемам лечения и ухода за больными в терминальной стадии жизни.

Одним из направлений деятельности РНКБ стало изучение этических и правовых проблем, возникавших в связи с реализацией Международного проекта «Геном человека». Начиная с 1995 г. вплоть до завершения российской программы «Геном человека» РНКБ принимал в ней самое активное участие. Одним из результатов этого сотрудничества стало издание сборника аналитических материалов и нормативных документов.5 На IX ежегодной конференции программы «Геном человека -1999» в Черноголовке участники форума приняли заявление «Этические принципы проведения научных исследований и медицинских вмешательств в геном человека»6.

РНКБ активно участвует в экспертизе законодательных и иных нормативных документов — как национальных, так и международных. В качестве примеров можно назвать законы «О психиатри-

3См. С. Корсаков. Академик И.Т. Фролов и развитие биоэтики в России // Человек. — 2008. — №3. — С. 27-37.

4Опубликовано в журнале «Человек», 1993, №2, с. 175 и в газете «Поиск», №7 (197), 12-18 февраля 1993 г. См. также «Этические и правовые проблемы клинических испытаний и научных экспериментов на человеке и животных. Сборник материалов к конференции». — М., 1994, с. 18-19.

5Этико-правовые аспекты проекта «Геном человека» (международные документы и аналитические материалы). Редакторы-составители В.И. Иванов, Б.Г. Юдин. — М., 1998.

6См. Boris G. Yudin. Human Genome Program in Russia and its Ethical Principles. // Law and the Human Genome Review, No. 12, January-June 2000, p. 237-241.

ческой помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1992), «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993), «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (1998), «О временном запрете на клонирование человека» (2002). Следует отметить, что в закон об иммунопрофилактике были включены многие положения, сформулированные в опубликованном ранее докладе РНКБ7 .

Важную роль в развитии биоэтики в России сыграло введение в 2001 г. обязательного учебного курса по этой дисциплине для студентов медицинских и фармацевтических вузов. В этой связи следует отметить, что по инициативе и при поддержке Министерства здравоохранения РФ было проведено несколько конференций, посвященных преподаванию биоэтики. Вместе с тем весьма актуальной до сих пор остается проблема подготовки и переподготовки преподавательских кадров по этой дисциплине. За прошедшие годы было выпущено немало учебной литературы по биоэтике. Назовем лишь некоторые учебники и учебные пособия: “Основы биоэтики”/Под ред. А.Н. Орлова, Красноярск, 1997; “Введение в биоэтику”/ Учебное пособие/ Под ред. Б.Г. Юдина, П.Д. Тищенко, М.,1998; Власов В. В. “Основы современной биоэтики”/Избранные лекции, Саратов, 2000; Силуянова И.В. “Биоэтика в России: ценности и законы”, М., 2001; Сгречча Э., Тамбоне В. “Биоэтика” /Учебник, М., 2002; Шамов И.А. “Биоэтика”, М., 2002; Кэмпбелл А., Джиллет Г., Джонс Г. “Медицинская этика” /Пер. с англ., под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина, М., 2004; Лопатин П.В., Карташова О.В. “Биоэтика”, М., 2005; Яровинский М.Я. “Медицинская этика (биоэтика)”, М., 2006; Н.Н. Седова. “Биоэтика”/Курс лекций для студентов и аспирантов медицинских вузов, Волгоград, 2007. Следует особо отметить такое фундаментальное издание, как «Биомедицинская этика» под ред. В.И. Покровского и Ю.М. Лопухина

7Вакцинопрофилактика и права человека. — М., 1994.

(1-й выпуск — 1997, 2-й — 1999, 3-й — 2002). Авторами этого издания стали ведущие специалисты, представляющие самые разные разделы медицинской науки.

На протяжении ряда лет острые споры вызывал вопрос о том, кто именно должен преподавать биомедицинскую этику — медики или философы; в разных вузах этот вопрос решался по-разному. Некоторое время назад довольно жаркая дискуссия по этой теме развернулась даже на страницах «Медицинской газеты». На наш взгляд, оптимальным представляется не противопоставление, не соперничество медиков и философов на этой почве, а их сотрудничество. Отрадно отметить, что на сегодня именно такая точка зрения становится преобладающей.

Еще одной проблемой, на которую хотелось бы обратить внимание, является преподавание биоэтики в вузах и на факультетах биологического и биотехнологического профиля. Как известно, биоэтическая тематика часто актуализируется не только в связи с новейшими технологическими достижениями в области медицины, но и в контексте применения биотехнологий в сельскохозяйственном и промышленном производстве, спорте, освоении космоса, а также в контексте защиты биосферы на нашей планете. Граница, разделяющая биоэтику и экологическую этику, всегда была довольно зыбкой, а сегодня она особенно проницаема. Во многих учебных заведениях, готовящих специалистов в области биологических наук и технологий, уже читаются курсы биоэтики. Однако многое еще предстоит сделать не только в смысле разработки курсов биоэтики и охвата ими всех вузов, занятых подготовкой кадров по соответствующим специальностям, но и для повышения квалификации преподавателей, способных вести эти курсы.

С учетом же междисциплинарной природы биоэтики необходимо иметь в виду и ее преподавание для юристов, социологов, психологов, журналистов. Предста-

вителям всех перечисленных дисциплин и профессий все чаще приходится иметь дело с биоэтическими проблемами и, как показывает, в частности, имевший место несколько лет назад скандал, возникший в одной из московских больниц в связи с изъятием органов человека для пересадки, далеко не всегда они оказываются на должном уровне.

Одной из характерных особенностей биоэтики является тесная связь дисциплины с комплексом юридических наук. Нередко этическое осмысление социальных и человеческих проблем, возникающих в связи с появлением новых биотехнологий, приводит к тому, что на какой-то стадии начинает осознаваться необходимость правового регулирования соответствующей сферы деятельности. В каждом конкретном случае речь должна идти о согласовании разнонаправленных интересов вступающих во взаимодействие сторон.

Возьмем для примера такую технологию, как трансплантация органов человека. В этом случае в качестве взаимодействующих сторон выступают, во-первых, реципиент, для которого пересадка вышедшего из строя органа может быть единственным путем к спасению (и который зачастую вынужден весьма долго ждать своей очереди); во-вторых, донор (живой или умерший), у которого этот орган изымается, а также его родственники; в-третьих, трансплантологи, осуществляющие пересадку органа и, следовательно, руководствующиеся интересами реципиента; в-четвертых, медики, имеющие дело с донором и соответственно руководствующиеся (в случае умирающего донора до тех пор, пока не поставлен диагноз смерти мозга) его интересами; наконец, в-пятых, медики, выступающие в качестве посредников между бригадой, сопровождающей донора, и бригадой, осуществляющей трансплантацию. Понятно, что далеко не во всех случаях интересы каждой из этих сторон совпадают, и именно правовые нормы призваны регулировать возможные случаи конфликта интересов.

Последние десятилетия знаменуются

быстрым ростом количества нормативных документов, относящихся к биомедицинской и биотехнологической деятельности. Выше были названы некоторые отечественные законодательные акты, относящиеся к этой области. Но наряду с ними все большее количество нормативных документов в сфере биоэтики разрабатывается и принимается многими международными организациями. Среди них следует назвать как межправительственные (ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, ЮНЭЙДС, Совет Европы, Европейский Союз), так и неправительственные (Всемирная медицинская ассоциация, СЮМБ, Международная ассоциация биоэтики, БГОСЕК — сеть независимо созданных региональных форумов по этической экспертизе биомедицинских исследований). Региональным подразделением БГОСЕК является Форум этических комитетов Содружества независимых государств (ФЭК СНГ), организованный в 2001 г. На протяжении ряда лет этот Форум возглавлял доктор мед. наук О.И. Кубарь (Санкт-Петербург); с 2006 г. его председателем является докт. мед. наук А.С. Созинов (Казань). Ряд нормативных документов по биоэтике (модельных законов) был принят также Межпарламентской ассамблеей СНГ.

Отечественные специалисты по биоэтике играют все более заметную роль в разработке международных нормативных документов. При их активном участии велась работа над такими документами, как Всеобщая декларация ЮНЕСКО о геноме человека и правах человека (1997), Всеобщая декларация ЮНЕСКО о биоэтике и правах человека (2005). В процессе подготовки этого документа в Москве в январе 2005 г. был проведен региональный семинар ЮНЕСКО, ряд рекомендаций которого нашел отражение в окончательном тексте Декларации. Российский специалист в области биоэтики академик Р.В. Петров на протяжении ряда лет входил в состав действующего под эгидой ЮНЕСКО Международного биоэтического комитета (1ВС) — органа, который формируется из числа ведущих

мировых экспертов в данной сфере. В настоящее время в состав этого комитета от РФ входит доктор мед. наук О.И. Кубарь. Наша страна представлена и в составе другой действующей в рамках ЮНЕСКО структуры — Межправительственного био-этического комитета (ЮВС).

С 1998 г. российские представители стали принимать участие в работе Руководящего комитета по биоэтике Совета Европы (СБВ1). В течение нескольких лет представитель России в СБВ1 чл.-корр. РАН Б.Г. Юдин был членом бюро этого комитета. Кроме того, специалисты из России участвовали в деятельности рабочих групп, создаваемых под эгидой СБВ1 для подготовки отдельных нормативных документов.

Среди нормативных актов, принятых за это время Советом Европы, следует прежде всего назвать конвенцию о защите прав и достоинств человека в связи с использованием достижений биологии и медицины, конвенцию о правах человека и биомедицине, принятую в 1977 г. — основополагающий документ, охватывающий широкий круг биоэтических проблем. Характерной особенностью конвенции о биоэтике (таково ее распространенное краткое именование) является разработка и утверждение дополнительных протоколов, более детально регулирующих отдельные проблемные сферы биомедицины. В дальнейшем конвенцией о биоэтике составлены новые 4 документа: дополнительный протокол о запрете клонирования человека (1998), дополнительный протокол о трансплантации органов и тканей человеческого происхождения (2001), дополнительный протокол о биомедицинских исследованиях (2004), дополнительный протокол о генетическом тестировании в медицинских целях (2008).

В отличие от упоминавшихся ранее деклараций, конвенция о биоэтике и дополнительные протоколы к ней носят (для стран подписавших и ратифицировавших их) юридически обязывающий характер, т.е. внутреннее законодательство соответствующей страны должно

приводиться в соответствие с нормами, установленными названными документами. Причем все эти нормы направлены на защиту здоровья, прав и достоинства как пациентов, так и участников биомедицинских исследований. К сожалению, Российская Федерация до сих пор не присоединилась ни к конвенции, ни к одному из дополнительных протоколов, хотя по этому поводу было принято множество резолюций на различного рода конференциях и семинарах, вплоть до слушаний в Госдуме. И причины неприсоединения — чисто бюрократические: конвенция и протоколы являются, по своей сути, документами межведомственного характера, но ни одно из ведомств не берет на себя ответственность за проведение необходимых согласований. Впрочем, в отношении одного из дополнительных протоколов, касающегося запрета клонирования человека, дело обстоит несколько иначе. Позиция России по этому вопросу в свое время вырабатывалась специально созданной при Минпромнауки комиссией во главе с академиком Р.В. Петровым. Комиссия пришла к выводу, что подписание дополнительного протокола, запрещающего клонирование человека, сочтено нецелесообразным. Взамен отказу было решено принять не постоянный, а временный запрет (мораторий) на клонирование человека. Смысл предложенного моратория состоял в том, чтобы, во-первых, можно было оперативно реагировать на технологические новации в области клонирования и, во-вторых, учитывать возможные изменения позиций российских ученых по данному вопросу.

Результатом рекомендованной позиции стало принятие в 2002 г. уже упоминавшегося нами выше закона, налагающего временный запрет на клонирование человека в РФ сроком на пять лет. Закон впоследствии получил высокую оценку самого Совета Европы. Правда, срок действия его истек в 2007 г., и до сих пор не принято какого-либо нового документа, касающегося клонирования человека. Последнее означает, что на сегодня в Рос-

391

сии отсутствуют какие-либо юридические ограничения на применение технологий клонирования к человеку.

Жизнь сообщества биоэтиков в нашей стране заметно оживилась после принятия в 2005 г. Всеобщей декларации ЮНЕСКО о биоэтике и правах человека. Дело в том, что ЮНЕСКО не ограничилась принятием Декларации, а поставила в качестве одной из своих задач содействие выполнению ее принципов в разных странах. В частности, в России при поддержке ЮНЕСКО был реализован ряд проектов, направленных на развитие биоэтики. Первый из них — проведенная в Московском гуманитарном университете в начале декабря 2005 г., т.е. буквально через полтора месяца после принятия Декларации, большая международная конференция «Социальная справедливость в здравоохранении: биоэтика и права человека». Конференция была созвана по инициативе отдела этики науки и технологии сектора социальных и гуманитарных наук ЮНЕСКО. Итоги её показали, что отечественная биоэтика начала осваивать новое для себя проблемное поле, связанное с участием общества в формировании, реализации и оценке политики в области здравоохранения как одной из важнейших сфер жизни современного общества.8

Еще один проект, поддержанный ЮНЕСКО, ставил своей целью повышение уровня подготовки журналистов, пишущих по проблемам биоэтики, и разработку рекомендаций по освещению этой проблематики в СМИ. Сегодня наши СМИ все чаще обращаются к биоэтическим сюжетам, вызывающим острый интерес читательской и зрительской аудитории. К сожалению, нередки случаи, когда интерес «разогревается» путем представления броской, но не очень достоверной информации относительно возможностей тех или иных биомеди-

цинских технологий и риска, связанного с их применением. А между тем на основании информации, получаемой из СМИ, многие граждане принимают весьма ответственные решения, касающиеся своего здоровья и здоровья близких. В ходе реализации проекта, поддержанного Московским бюро ЮНЕСКО и Союзом журналистов России, специалисты по биоэтике П.Д. Тищенко и Б.Г. Юдин провели в 2006-2007 гг. серию семинаров и мастер-классов для журналистов в Москве, Дагомысе, Барнауле, Казани. Были опубликованы также два пособия для журналистов, освещающих биоэтическую проблематику.9

Одна из реалий современного мира — значительное число природных и техногенных катастроф, результатом которых бывает большое число пострадавших. Очень часто при этом на помощь прибывают отряды спасателей из самых разных регионов планеты. При проведении спасательных мероприятий иногда оказывается, что глубокие культурные различия между местным населением и спасателями порождают затруднения и даже конфликты, чреватые особенно тяжелыми последствиями в условиях чрезвычайной ситуации. В ходе реализации проекта, поддержанного Московским бюро ЮНЕСКО, было подготовлено пособие, включающее этические принципы и рекомендации ЮНЕСКО и ВМА10, следование которым позволит избежать конфликты подобного рода.

Следует отметить еще один одобренный ЮНЕСКО проект. Его задачей был анализ существующей нормативно-правовой базы, призванной обеспечивать защиту прав и достоинства человека — участника биомедицинских исследований. На основании такого анализа предполагалось выявить существующие в отечественном законодательстве нестыковки и пробелы и предло-

8Материалы конференции опубликованы на русском и английском языках: «Социальная справедливость в здравоохранении: биоэтика и права человека». — М., 2006.

9П.Д. Тищенко, Б.Г. Юдин. Проблемы биоэтики в СМИ. — М., 2006; Биоэтика и СМИ: рекомендации для журналистов. Редакторы-составители П.Д. Тищенко и Б.Г. Юдин. — М., 2008.

10Этические проблемы оказания медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. — М., 2007.

жить рекомендации по их устранению. В ходе реализации проекта был подготовлен и опубликован сборник, включающий информационно-аналитические материалы, а также международные (в большинстве случаев впервые опубликованные на русском языке) и отечественные нормативно-правовые акты, относящиеся к биомедицинским исследованиям. Наряду с этим был разработан проект федерального закона «О биомедицинских иссле-дованиях».и Кроме того, при поддержке ЮНЕСКО был реализован большой проект с участием специалистов по биоэтике стран СНГ. В проекте представлены механизмы этического регулирования биомедицинских исследований, сложившиеся в этих странах. Итогом реализации проекта стали две книги, изданные на русском и английском языках.12

Важно отметить, что при поддержке ЮНЕСКО, а также действующего при Национальных институтах здоровья США Фонда Фогарти был создан сайт российских биоэтиков, адрес которого http:// www.bioethics.ru/. На сайте можно найти немало полезной информации о био-этических проектах, реализуемых в РФ, российских и международных научных мероприятиях, отечественных специалистах по биоэтике, кафедрах и центрах, занимающихся этой тематикой.

Вскоре после принятия Всеобщей декларации ЮНЕСКО о биоэтике и правах человека в нашей стране началась подготовительная работа по созданию Российского комитета по биоэтике (РКБ) при Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. Комитет был учрежден решением общего собрания комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО 25 апреля 2006 г. Его председателем стал академик Р.В. Петров. Предусмотрено четыре поста заместителей председателя, на которые избраны академик РАМН Ю.М. Лопухин (медик), чл.-корр. РАМН Ю.Д. Сергеев (юрист), ака-

демик К.Г. Скрябин (биолог) и чл.-корр. РАН Б.Г. Юдин (философ). Ответственные секретари комитета — докт. философ. наук Л.П. Киященко (философ) и Н.Г. Степанова (биолог). Среди членов РКБ — биологи, медики, философы, юристы.

За прошедшее время РКБ провел экспертизу ряда международных и внутри-российских нормативных документов, сформулировал свою позицию относительно необходимости присоединения России к конвенции о биоэтике Совета Европы, высказав при этом ряд оговорок, подготовил заключение о необходимости продления на пять лет Федерального закона о временном запрете клонирования человека, выступил с заявлением по проблеме эвтаназии. На заседании РКБ в феврале 2007 г. было принято решение о проведении в 2008 г. Конгресса «Биоэтика и права человека».

Одну из своих основных задач РКБ видит в том, чтобы способствовать координации и консолидации российского биоэтического сообщества, которое сегодня чрезвычайно разнообразно как в дисциплинарном, так и в географическом отношении. Наряду с Москвой и Санкт-Петербургом биоэтика интенсивно развивается также в Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Красноярске, Махачкале, Новосибирске, Самаре, Томске, Якутске и некоторых других городах России.

У быстро растущего сообщества био-этиков немало общих проблем, но приходится констатировать, что существующая разобщенность является серьезным препятствием на пути их осмысления и решения. Более того, с течением времени проблем, требующих осмысления с точки зрения биоэтики, становится все больше. Сегодня, к примеру, самое время вплотную заняться биоэтическим анализом вопросов, которые ставят перед нами новейшие технологии — не только собственно биомедицинские, но и такие,

11 Аналитические материалы по проекту «Анализ нормативно-правовой базы в области прав человека в контексте биомедицинских исследований и выработка рекомендаций по ее усовершенствованию». — М., 2007.

12Этическая экспертиза биомедицинских исследований в государствах-участниках СНГ (социальные и культурные аспекты). Ответственный редактор и руководитель проекта О.И. Кубарь. — СПб, 2007.

© 25. «Казанский мед. ж.», № 4. 393

как нанобиотехнологии, технологии направленного воздействия на геном, технологии, создающиеся на стыке когнитивных наук и нейрофизиологии. Во всех этих областях пока больше ожиданий, чем реальных результатов, но есть смысл задуматься о возможных социальных и моральных последствиях их применения уже сейчас, до того, как эти последствия, далеко не всегда позитивные, примут необратимый характер.

Стоит обратить внимание и на такую обнаруживающуюся сегодня тенденцию, как применение биомедицинских технологий для решения задач, выходящих далеко за рамки медицины в ее традиционном понимании. Речь может идти, например, о спорте высоких достижений, стремлении решать с помощью «таблеток»

личностные проблемы, усиливать умственные или физические способности и т.п.

Разумеется, констатируя необходимость координации и консолидации усилий, мы никоим образом не имеем в виду создание чего-то вроде управляющего центра, который стал бы диктовать всем свои принципы и установки. Такие замыслы, очевидно, явным образом противоречили бы самой сути биоэтики, для которой характерны дискуссия, диалог, умение выслушать и понять различные позиции и точки зрения. Вместе с тем хотелось бы надеяться, что деятельность РКБ, работа сайта bioethics.ru и, наконец, проведение в г. Казани конгресса по биоэтике помогут нам лучше узнать друг друга, разрабатывать новые перспективные контакты и реализовывать совместные проекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.