В книге рассматривается также открытие Америки итальянским мореплавателем Христофором Колумбом, путешествия Аме-риго Веспуччи, колонизация Америки в ХУ1-ХУ11 вв., Война за независимость и возникновение в 1776 г. Соединенных Штатов Америки, расширение территории страны, война с Великобританией 1814 г., зарождение у американцев национального самосознания, резкий промышленный рост в США в XIX в., Гражданская война 1861-1865 гг. между Севером и Югом, участие страны в Первой мировой войне.
История США новейшего времени представлена такими событиями и явлениями, как бурный рост экономики в 1920-е годы и Великая депрессия 1930-х годов, изоляционизм и ксенофобия рядовых американцев, «Новый курс» президента Ф. Рузвельта, участие США во Второй мировой войне, создание Организации Объединенных Наций, «холодная война», разгул «маккартизма», преследования за демократическую деятельность, вопрос о гражданских правах, война во Вьетнаме, выступления афроамериканцев против расовой дискриминации, усилия по упрочению разрядки в международных отношениях и сокращению вооружений, война в Персидском заливе и использование военной силы НАТО в Югославии.
2000-е годы вследствие терактов в Вашингтоне и Нью-Йорке рассматриваются автором под знаком борьбы США с терроризмом. Описываются войны в Афганистане и Ираке. Анализируются ошибки администрации Дж. Буша и причины прихода к власти в 2008 г. Б. Обамы.
Приложения к книге представляют собой перечень ключевых дат в истории США и список президентов США с указанием дат правления и партийной принадлежности.
О. В. Бабенко
2016.03.043-044. К ИСТОРИИ ВЫХОДЦЕВ ИЗ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СССР В ИТАЛИИ. (Сводный реферат).
2016.03.043. ТАЛАЛАЙ М. Российский некрополь в Италии / Под ред. и с доп. Шумкова А. А. - М.: Старая Басманная, 2014. - 907 с.
2016.03.044. СИМЕОЛИ В. Капри. Вилла Палаццо у моря, остров на острове. История семьи Степановых.
SIMEOLI V. don. Capri. Villa di Palazzo a Mare. Un'isola nell'isola. Storia dei coniugi Stepanow / A cura di Maria Simeoli. - Roma: Scienze e Lettere, 2015. - 63 p.
Ключевые слова: Россия и Италия; некрополи; российская эмиграция.
Российский исследователь, проживающий в Италии, канд. ист. наук М.Г. Талалай смог собрать «максимально полный свод имен выходцев из Российской империи и СССР, окончивших свои дни и погребенных в Италии» (043, с. 4). Среди них - государственные деятели, дипломаты, военные, писатели, художники, участники Первой и Второй мировых войн и др. Справки об именах, датах рождения и смерти и местах захоронения во многих случаях снабжены сведениями биографического и генеалогического характера, собранными во время многолетних поисков в государственных, муниципальных, кладбищенских, церковных, семейных архивах, в редких печатных источниках, а также при личном обследовании некрополей в Риме, Флоренции, Милане, Неаполе, Сан-Ремо, Генуе и других итальянских городах и селениях. В книге дается большая подборкой фотографий надгробных памятников захороненных на итальянских кладбищах выходцев из России (043, с. B29-901).
Книга состоит из вводной части, основного раздела, поделенного на две части - «Алфавитный свод умерших и погребенных в Италии выходцев из Российской империи и СССР» и «Российские могилы на итальянских кладбищах». Во вторую часть вошли описания захоронений на кладбищах Рима (Тестаччо, Верано, Фламинио), Тосканы (Ливорно, Флоренция), Кампании (Неаполь, Капри), Лигурии (Сан-Ремо, Бордигера, Генуя), Венеции (кладбище Сан-Микеле), Южного Тироля (Мерано, Больцано), Милана (кладбища Монументале, Маджоре), а также воинских погребений Первой и Второй мировых войн.
Первый из известных документов о русском визите в Италию, пишет автор во вводной части, относится к концу 1430-х годов, когда из Московии прибыла делегация во главе с киевским митрополитом Исидором - для заключения унии с Западной Церковью ввиду турецкой угрозы. Глава этой делегации закончил свои дни в Италии, и его (не сохранившаяся) могила в ватиканском со-
боре Святого Петра - самая ранняя в списке, представленном в данной книге. Уния, прозванная Флорентийской, не состоялась. Константинополь пал, и хотя на Руси осталась определенная настороженность в отношении Рима, деловые контакты не прерывались, о чем свидетельствовали дипломатические делегации из Москвы в 1470-е годы и последовавший за ними почти массовый набор итальянских мастеров, «фрязей» (043, с. 8). Миновала целая эпоха, и при Петре I итальянские государства увидели у себя в гостях множество россиян - дипломатов, а также стажеров корабельного и военного дела. Остались в истории этого периода и тайное пребывание в Неаполе беглого царевича Алексея Петровича и связанная с ним особая миссия стольника П. А. Толстого.
С той поры русское присутствие в Италии шло по нарастающей. В XVIII столетии для молодого русского дворянина стало традиционным образовательное путешествие в Италию перед началом его государственной или военной карьеры. Оживили отношения и устройство в Ливорно российской военно-морской базы во время русско-турецкой войны 1770-х годов, а затем - первая кампания на Апеннинах русской армии во главе с А.В. Суворовым.
По окончании наполеоновских войн Италия столкнулась с совершенно новым феноменом - появлением в стране ряда русских семейств. Самым первым стало семейство графа Д.П. Бутурлина, перебравшееся в 1817 г. во Флоренцию с целым обозом из слуг и крепостных, со скарбом и библиотекой. В 1820-х годах там же обосновались богачи Демидовы, получившие из рук герцога Тосканского титул князей Сан-Донато. С конца 1820-х годов не ослабевал поток пансионеров Императорской Академии художеств во Флоренцию, а затем и в Рим. Превосходные природные условия страны привели к появлению устойчивых землячеств в Неаполе, Сан-Ремо, на альпийских курортах Южного Тироля (до 1918 г. принадлежавшего Австро-Венгерской империи). Россияне приобретали в Италии дачи, виллы, городские особняки, заключались смешанные браки.
Позже возникла и политическая эмиграция - «толерантная Италия гостеприимно принимала анархистов, социалистов, коммунистов и прочих участников антиправительственного движения, которое тогда называли "движением за освобождение России"»
(043, с. 9). В связи с этим автор называет М.А. Бакунина, вдова и дети которого остались жить в Неаполе.
После революционных потрясений 1917 г. и Гражданской войны, из 1 или 2 млн эмигрантов «первой волны» (о цифре историки до сих спорят), уехавших из России, в Италии оказалось совсем небольшое их число - это объясняется тем, что сама Италия переживала после Первой мировой войны серьезный экономический кризис. Найти там работу и средства для проживания русским эмигрантам было бы крайне затруднительно. Кроме того, еще до установления фашистской диктатуры, итальянское правительство относилось к эмигрантам с подозрением, а во время режима Муссолини за ними устанавливалась слежка, существовала даже особая полицейская рубрика А11 для всех «г^Ь»1, куда собиралась информация о беженцах и выходцах из СССР.
И все же в Италии сложилась интересная русская жизнь, продолжает автор. В русской колонии первой половины ХХ в. можно было увидеть представителей аристократических фамилий, живших в стране еще до революции: графы Олсуфьевы, Бутурлины и Бобринские, князья Волконские, Демидовы Сан-Донато и другие, были здесь и семейства чиновников-пенсионеров, и командированных еще Священным Синодом священников. То же относится и к левой интеллигенции, побывавшей в эмиграции в двух ипостасях -сначала как борцы с царским режимом, потом как противники большевизма. Среди них - литераторы А.А. Амфитеатров, М.К. Первухин, М.Л. Слоним, деятельницы рабочего движения А.М. Кулишова и А.И. Балабанова. К числу «невозвращенцев» принадлежал старый дипкорпус, в том числе российский посол в Риме М.Н. Гирс. Но в 1924 г. собственность посольства отошла к СССР после признания его Итальянским Королевством.
В 1921 г. был учрежден «Союз русских офицеров в Италии», однако из-за скромной экономической базы и отсутствия поддержки итальянских властей он практически бездействовал. Попытки эмиграции организоваться как-либо политически в Италии, в отличие от других западноевропейских стран, потерпели крах и к концу 1930-х годов все эти организации исчезли. В то же время ощущалось присутствие русских эмигрантов в сфере культуры. Это были
1 Русские (итал.). - Прим реф.
представители театрального искусства, начиная с С.П. Дягилева, скончавшегося в Венеции, в среде писателей выделялся В.И. Иванов, приехавший в Италию уже с советским паспортом, среди художников и скульпторов - П.П. Трубецкой, в исторической науке блистал Н.П. Оттокар. «Эти и другие личности внесли важный вклад в итальянскую культуру и историю ХХ в.», - заключает автор (043, с. 12).
В книге «Капри. Вилла Палаццо у моря, остров на острове. История семьи Степановых», автором которой является священник с острова Капри дон Винценцо Симеоли (044), речь идет о жившей на Капри в первой половине ХХ в. семье Степановых - Джованни (Иване) Степанове, археологе и историке-искусствоведе (18901960) и его жене известной пианистке Елене Ромбро-Степановой (1890-1952).
Супруги Степановы впервые прибыли на Капри в сентябре 1919 г. по приглашению известного историка, политика и публициста С.П. Мельгунова, автора изданной в Германии в 1924 г. книги «Красный террор, 1918-1923». Они были настолько очарованы этим островом и его людьми, что приезжали туда и позже, пока, наконец, в 1929 г. не приобрели за 200 лир участок земли у моря и построили на нем замечательную виллу, назвав ее «Палаццо у моря». Гостями Степановых в последующие годы были многие знаменитости, прежде всего музыканты (дирижер Л. Бернстайн, пианист Н. Орлов и др.) (044, с. 53).
В главе «Капри между мифом и историей, 1889-1962» дается широкая панорама каприйской истории этого периода. Дон Симео-ли показывает, как Капри постепенно с конца XIX в. становился излюбленным местом отдыха европейской аристократии и разбогатевших буржуа (например, немецкий оружейный магнат А. Ф. Крупп). Автор напоминает и о долгом пребывании на Капри, начиная с ноября 1906 г., М. Горького, который в 1909 г. создал «Техническо-революционную школу для научной подготовки пропагандистов русского социализма» (044, с. 11).
Деятели будущей революции в России (А. Богданов, В. Ленин, А. Луначарский, Базаров), литераторы (И. Бунин, Л. Андреев), артисты (Ф. Шаляпин) приезжали на Капри как гости супружеской пары Горький - Андреева, которые дружили с представителями итальянской культуры и политики. В английских документах того
времени, под грифом «секретно», рассказывается о некоторых моментах пребывания Ленина на Капри. Британских агентов интересовали прежде всего его отношения с представителями прусской аристократии, посещавшими остров. Так, во время круизов в Неаполитанском заливе частым гостем семьи Крупп был генерал Пауль фон Гинденбург, начальник Генерального штаба Германии в годы Первой мировой войны, будущий рейхпрезидент. Согласно данным английской разведки, возможно, именно тогда начались тайные отношения большевиков с имперской Германией, которые побудили кайзера финансировать русскую революцию, поддерживая большевиков (044, с. 11).
В книге рассказывается о встрече и завязавшейся дружбе Степановых с наследницей итальянского престола Марией Жозе Савойской. Их первая встреча произошла в Риме весной 1934 г. Впоследствии, по ее просьбе, Джованни приезжал в Рим, чтобы преподавать ей историю, а Елена обучала ее игре на фортепиано. Мария Жозе имела тесные контакты с такими оппозиционными фашистскому режиму представителями итальянской науки, культуры и политики, как Бенедетто Кроче, Уго Ла Мальфа, Иваное Бономи, Элио Витторини, Альчиде Де Гаспери, монсиньор Монти-ни (будущий Папа Павел VI), Галеаццо Чиано (044, с. 39-42). Именно «протекция сверху» и дружба с принцессой Савойской помогли супругам Степановым избежать преследований в годы фашистского режима.
В.П. Любин