Научная статья на тему '2016. 03. 027. Шах фахад. Дорогостоящий коридор: как китай и Пакистан могут изменить Азию. Shah Fahad. A costly corridor. How China and Pakistan could remake Asia // foreign Affairs. - N. Y. , 2015. - 2015 Dec.. - mode of access: https://www. Foreignaffairs. Com/articles/asia/2015-12-03/costly-corridor'

2016. 03. 027. Шах фахад. Дорогостоящий коридор: как китай и Пакистан могут изменить Азию. Shah Fahad. A costly corridor. How China and Pakistan could remake Asia // foreign Affairs. - N. Y. , 2015. - 2015 Dec.. - mode of access: https://www. Foreignaffairs. Com/articles/asia/2015-12-03/costly-corridor Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
71
17
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ПАКИСТАН / ИНДИЯ / КАШМИР / УЙГУРЫ / БЕЛУДЖИСТАН / СИНЬЦЗЯН-УЙГУРСКИЙ АВТОНОМНЫЙ РЕГИОН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 03. 027. Шах фахад. Дорогостоящий коридор: как китай и Пакистан могут изменить Азию. Shah Fahad. A costly corridor. How China and Pakistan could remake Asia // foreign Affairs. - N. Y. , 2015. - 2015 Dec.. - mode of access: https://www. Foreignaffairs. Com/articles/asia/2015-12-03/costly-corridor»

дискуссиях и не ограничивается идеологией. Задача исследователей состоит в том, чтобы это обсуждение стало объективным.

А.А. Новикова

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2016.03.027. ШАХ ФАХАД. ДОРОГОСТОЯЩИЙ КОРИДОР: КАК КИТАЙ И ПАКИСТАН МОГУТ ИЗМЕНИТЬ АЗИЮ. SHAH FAHAD. A costly corridor. How China and Pakistan could remake Asia // Foreign affairs. - N.Y., 2015. - 2015 Dec. - Mode of access: https://www.foreignaffairs.com/articles/asia/2015-12-03/costly-corridor

Ключевые слова: Китай; Пакистан; Индия; Кашмир; уйгуры; Белуджистан; Синьцзян-Уйгурский автономный регион.

Кашмирский писатель и журналист Фахад Шах рассматривает перспективы создания китайско-пакистанского транспортного коридора, соглашения относительно которого были подписаны в апреле 2015 г. Коридор свяжет Китай и Пакистан посредством железных дорог, шоссе, трубопроводов. Китай уже вложил 46 млн долл. в проект, который позволит ему сократить путь в Центральную Азию примерно на 12 тыс. км.

Однако проект связан с политическими рисками. Коридор должен пройти по территории трех неспокойных регионов: Кашмир (индийская и пакистанская части), Синьцзян и Белуджистан. Китайско-пакистанские взаимоотношения окажут влияние на все эти регионы.

В ходе последнего саммита устойчивого развития ООН премьер-министр Пакистана Наваз Шариф заявил, что проект принесет значительные экономические выгоды не только Китаю и Пакистану, но и всему региону.

Несомненно, что реализация данного проекта сблизит Китай и Пакистан. Коридор также усилит китайскую инициативу «Один пояс, один путь», направленную на объединение торговых и инфраструктурных сетей Евразии, и способствовать, таким образом, распространению влияния Китая в Центральной Азии.

Не удивительно, что проект вызывал сопротивление, особенно со стороны Индии. Премьер Индии Нарендра Моди в ходе сво-

его визита в Китай в мае 2015 года назвал проект неприемлемым. В Дели его восприняли как дополнение к созданию военно-морской базы в порту Гвадар в Белуджистане, что было расценено как стратегия окружения Индии с моря. Наибольшее недовольство индийской стороны вызывает тот факт, что часть коридора должна пройти через территорию спорного региона Кашмир.

Индия имеет все основания для беспокойства, поскольку Китай стремится к установлению экономических и военных связей со всеми соседями Индии, включая Бангладеш, Бутан, Мьянму, Непал и Шри-Ланку, что многими индийскими аналитиками рассматривается как часть антииндийской стратегии Китая. Китай по-прежнему далеко опережает Индию в экономическом и военном отношении, при том у обеих стран наблюдается тенденция оказывать воздействие на соседей друг друга.

Пожалуй, больше всего от усиления китайско-пакистанских связей проиграет Кашмир. Кашмирцы, желающие обрести независимость как от Индии, так и от Пакистана, теперь вынуждены будут столкнуться с последствиями китайского экономического внедрения. Руководитель департамента политологии и международных отношений Вестминстерского университета Дибъеш Ананд в разговоре с автором сообщил, что коридор станет вызовом для кашмирских националистов, поскольку может окончательно закрепить его статус-кво как региона, разделенного между Индией и Пакистаном. Инвестиции, которые принесет коридор, помогут усилить позиции Пакистана в нестабильном регионе Гилгит-Балтистан.

При этом сами кашмирцы вряд ли что-то выиграют от реализации данного проекта: строительство коридора, как и в большинстве китайских заграничных проектов, будет осуществляться силами китайских рабочих. Кроме того, многие в Кашмире высказываются резко против усиления связей с Пакистаном по политическим соображениям.

Коридор меняет политическую демографию Кашмира, и делает невозможным разрешение вопроса о будущем региона. Индия при Моди заняла очень жесткую позицию в отношениях с Пакистаном по вопросу Кашмира, и сейчас Кашмир становится важным пунктом экономической борьбы между Китаем, Индией и Пакистаном.

Кроме кашмирцев, от укрепления китайско-пакистанских отношений пострадают и уйгуры. Главный город Синьцзян-Уйгурского автономного региона Кашгар является главным пунктом коридора на территории Китая. Таким образом, будет усилен китайский контроль над регионом, претендующим на независимость.

В стремлении усилить свои связи с Китаем, Пакистан присоединяется к антиуйгурской политике. Многие уйгуры эмигрировали в Пакистан, надеясь найти поддержку в исламской стране, однако эти надежды не оправдались. Китай и Пакистан активно поддерживают друг друга, в частности Пакистан в ходе антитеррористической операции провел зачистку находящихся на его территории членов уйгурской военизированной организации «Исламское движение Восточного Туркестана». Пакистанская разведка оказывает Китаю всестороннюю поддержку против уйгурских повстанцев.

Основную угрозу проекту коридора представляют беспорядки в Белуджистане. При строительстве дороги в Белуджистане, которая должна стать частью коридора, вооруженные боевики осуществили около 200 нападений, в результате которых были убиты 25 рабочих. Насилие в Белуджистане уходит корнями в колониальный период, когда на территории региона находились четыре княжества - Калат, Кхаран, Лас Бела и Макран. Во время раздела Британской Индии британцы предложили княжествам выбор: присоединиться к Индии или к Пакистану. Княжества Кхаран, Лас Бела и Макран сделали выбор в пользу Пакистана, а Калат избрал третий вариант - независимость. Это было неприемлемо для Пакистана, и в апреле 1948 г. в Калат были направлены пакистанские войска. Княжество было присоединено к Пакистану, однако с тех пор Белуджистан остается крайне нестабильным, здесь активны множество сепаратистских групп повстанцев.

До сих пор Пакистан, занимаясь инфраструктурными проектами в регионе с помощью США или Китая, распоряжается ресурсами региона игнорируя мнение населения Белуджистана. Белуджи совершают атаки на китайских рабочих, как ранее они нападали на сотрудников американских компаний в 70-е, чтобы остановить бурение и эксплуатацию нефтяных месторождений. По мнению белуджей, если они станут независимыми, то смогут самостоятельно распоряжаться своей землей.

Тем не менее строительство коридора продолжается. В ноябре 2015 г. правительство Пакистана выделило Китаю 923 га земли в аренду на 43 года, освободив ее от налогов для развития порта Гва-дар. Китай также строит аэропорт Гвадар на территории около 16 кв. км, который станет крупнейшим в Пакистане и должен быть построен в ближайшие три года.

Автор приходит к заключению, что китайско-пакистанские отношения уже начали изменять баланс сил в регионе. Для Пакистана коридор является символом прогресса, идущего на смену десятилетиям нестабильности. Как заявил пакистанский сенатор Му-шахид Хусейн Сайед, «коридор является проблеском надежды на то, что регион будет стабилизирован и Пакистан добьется успеха в борьбе с терроризмом и экстремизмом, общими врагами как Китая, так и Пакистана».

По мнению бывшего посла Индии в Киргизстане Пухнчока Стобдана, успех проекта не так однозначен, и будет зависеть от динамики процессов в самом Пакистане. Однако если проект коридора окажется успешным, Китай продолжит усиливать свои позиции, что похоронит политические устремления миллионов жителей различных регионов, охваченных строительством коридора.

Г.Д. Власов

КУЛЬТУРА

2016.03.028. АЙСЭЙ Г.К. ПОЭТ И ИСТОРИК: КРИТИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ У РАБИНДРАНАТА ТАГОРА И ЦЯНЬ МУ. ISAY G.C. The poet and the historian: criticism of the modern age by Rabindranath Tagore and Qian Mu // В^тап a. Dao. - Lanham etc.: Lexington books, 2014. - P. 263-276.

Ключевые слова: Рабиндранат Тагор; Цянь Му; Модерность; дихотомическое видение мира.

В центре внимания автора (Университет Хайфы, Израиль) -индийский поэт Рабиндранат Тагор (1861-1941) и китайский историк Цянь Му (1895-1990), обладавшие колоссальной эрудицией, позволившей компетентно высказаться на тему культурной модернизации стран Востока. «Будучи озабоченными той опасностью, которую представляет "Модерность" для ценностей традиционной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.