Вероятно, в будущем простые граждане будут требовать компенсации нарушения их прав на конфиденциальность в личной жизни при передаче данных через Интернет, а также на других основаниях, связанных с неправомерным оборотом личных данных.
Это касается и увеличивающегося числа случаев преследования в социальных сетях. Похоже, суды постепенно начинают наказывать подобные формы причинения психологического вреда вынесением решений о компенсациях потерпевшим.
Выработка адекватных подходов к регулированию правоотношений в области защиты личных данных, а также в судебной практике, подразумевает осознание того, что существующее представление о частной сфере в век цифрового оборота информации должно распространяться также на страницы в сети Интернет, что означает невозможность для средств массовой информации или государства использовать их в качестве источника информации для получения конфиденциальных данных, заключает К. Пейфер.
И.А. Лисицын-Светланов
2016.03.016. ХОДЖЕС С. МОЖЕТ ЛИ АКТ ГРЭММА-ЛИЧА-БЛАЙЛИ ЗАЩИТИТЬ ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ.
HODGES S. Examining the Gramm-Leach-Bliley Act's opt-out method for protecting consumer data privacy rights on the Internet // Information and communications technology law. - Oxford, 2013. - Vol. 22, N 1. - Р. 60-85. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1080/ 13600834.2013.785177
Ключевые слова: Акт Грэмма-Лича-Блайли; защита прав потребителя; личные данные; Интернет; Европейский союз.
В статье доктора права Университета Портленда Сары Ход-жес рассматривается американский Акт Грэмма-Лича-Блайли о модернизации финансовой системы (1999) (далее - Акт) в связи с защитой личных данных в сети Интернет. Предпосылкой для исследования является то обстоятельство, что сегодня расширился сбор данных пользователей при проведении финансовых операций; активно исследуются методы, применяемые онлайн-продавцами; увеличилось число компаний, выпускающих кредитные карты; происходит обработка пользовательских данных при совершении
банковских операций в режиме онлайн. Автор придерживается мнения, что Акт недостаточно защищает потребителей финансовых услуг. Европейский подход к защите данных более отвечает потребностям участников рынка.
Все большее число пользователей совершают покупки онлайн, не выходя из дома, пользуясь кредитными картами для оплаты товаров и услуг. С одной стороны, это расширяет границы свободы покупателей и способствует развитию бизнеса, с другой -порождает проблемы, связанные с использованием личных данных пользователей. Они включают в себя экономические, демографические, социальные сведения о покупателях. Пользователи создают страницы, содержащие личные данные, в получении которых заинтересован бизнес. При урегулировании споров в отдельных случаях могут не учитываться эти новые рыночные реалии.
В соответствии с Актом, если сделка осуществляется на законных основаниях, коммерческая организация не вправе передавать личные данные покупателя третьим лицам. Принудительные меры, связанные с передачей личных данных, возможны в случае выявления факта нарушения закона. Обеспечением мер по соблюдению законодательства в области защиты прав потребителей занимается Федеральная торговая комиссия, однако в настоящее время деятельность данного органа подвергается обоснованной критике.
Защитники Акта настаивают на том, что политика регулирования области личных данных должна обязательно включать описание условий использования сервиса на ясном и понятном пользователю языке, точно указывать, какие данные пользователя сохраняются, кто их сохраняет и с какой целью. Критики утверждают, что эффективность защиты личных данных зависит от возможности уклонения от выполнения требований, изложенных в Акте, и для ее повышения необходимо разработать методы уведомления пользователя о наступлении правовых последствий, а также предоставить ему исчерпывающее представление о том, как его данные могут быть использованы.
Когда речь заходит о защите личных данных, оптимальная модель регулирования может быть разработана лишь с учетом полноты предоставляемой пользователю информации. В Интернете невозможно обойтись без саморегулирования и контролировать
деятельность всех участников онлайн-рынка, поэтому лишь совмещение методов регулирования и саморегулирования представляется оптимальным решением для защиты интересов потребителей.
Европейская практика регулирования правовых отношений, связанных с оборотом личных данных, направлена на предоставление пользователю максимально исчерпывающей информации. Применяются термины, понятные среднему пользователю. Подход к регулированию в целом основан на учете интересов потребителей как конечных пользователей, т.е. граждан, с их неотъемлемыми правами, которые превыше интересов бизнеса.
Автор отмечает, что Федеральная торговая комиссия не может регулировать политику конфиденциальности всего онлайн-бизнеса. Интернет-пользователи играют большую роль в саморегулировании рынка, самостоятельно принимая решения в спорных случаях. У покупателя есть выбор, где делать покупки, где и какие свои данные оставлять.
В целом автор считает, что пока невозможно сказать однозначно, как могла бы выглядеть модель регулирования личных данных. Предполагается, что законодатели и судебная система на государственном уровне могли бы повлиять на защиту интересов пользователей, обеспечение конфиденциальности. Вместе с тем невозможно отрицать эффективность саморегулирования, когда речь заходит о нуждах граждан. Вероятно, два эти подхода могли бы органично сочетаться.
Анализируя существующее законодательство, автор приходит к выводу, что сбор онлайн-данных пользователей и их оборот может быть выгодным бизнесом. Он охватывает миллионы пользователей, регулируется правительством и частной адвокатурой, что сказывается на ситуации с защитой прав потребителей. Оптимальным методом регулирования и защиты данных пользователей было бы сочетание конфиденциальности и прозрачности совершаемых операций в случаях, когда затрагиваются права потребителей.
И.А. Лисицын-Светланов