Научная статья на тему 'Значение обычая как источника правового регулирования в сети Интернет'

Значение обычая как источника правового регулирования в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1403
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ПРАВО / RIGHT / ОБЫЧАЙ / CUSTOM / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATIONS / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лисицын-светланов Илья Андреевич

Статья посвящена анализу текущей ситуации правового регулирования сети Интернет в контексте существующего законодательства, а также организационно-правовой структуры сферы информационных технологий. В частности, поднимается вопрос о выборе метода регулирования правоотношений в контексте информационного обмена. Сопоставляется ситуация с правовым регулированием на национальном и международном уровнях, приводится значение обычая как источника права и исследуется возможность его применения наряду с действующими нормами позитивного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Custom as source of legal regulation in the Internet

Article is devoted to the analysis of a current situation of legal regulation of a network the Internet in a context of the existing legislation, and also organizational structures-legal of sphere of information technologies. The question on a choice of a method of regulation in a context of an information exchange in particular rises. The situation is compared to legal regulation at national and international levels, value of custom as source of the right is resulted and the opportunity of its application alongside with effective standards of a positive law is investigated.

Текст научной работы на тему «Значение обычая как источника правового регулирования в сети Интернет»

Аристотеля, до реформы 462 г. до н.э. функции ареопага не ограничивались надзором над законами: в действительности он распоряжался большинством важнейших дел в государстве (Ath. Pol. 1.2.6). Реформы, конечно, не могли пресечь многовековой традиции управления, подкреплявшейся еще и высоким в целом уровнем правосознания членов ареопага. И в конце рассматриваемого периода они продолжали блюсти политическую справедливость. Законы служили не лучшим подспорьем - в новых «демократических» актах царила путаница, а древние предписания были туманны, не говоря уже об обилии пробелов в законодательстве. Более эффективным для поддержания справедливости воспринималось следование моральным нормам, религиозной догме и вызовам политической жизни - как, по крайней мере, познаваемым и четким. Антифонт лишь пользовался этой особенностью аристократического правосознания. В следующем, IV в. до н.э., появились существенные новшества в восприятии законов как аристократами, так и афинским обществом в целом. Однако рассмотрение этих новшеств выходит за рамки данной статьи.

И.А. Лисицын-Светланов ЗНАЧЕНИЕ ОБЫЧАЯ КАК ИСТОЧНИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ*

В сложившихся условиях стремительного развития электронных коммуникаций возрастает необходимость выработки правовых подходов к регулированию правоотношений в сети Интернет.

Интернет отражает пространство связи, что предполагает наличие соответствующего правового регулирования. Однако в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации»1 сеть Интернет не относится к СМИ.

* Статья рекомендована к печати доктором юридических наук Е.В. Алферовой.

1 Ведомости РФ. 1992. № 7. Ст. 300.

104 Труды Института государства и права

Российской академии наук № 2/2013

Будучи явлением наднационального характера, Интернет в целом не может быть урегулирован функциями национальных регулирующих органов.

Интерес к исследованиям вопросов правоотношений в сети Интернет возник у зарубежных ученых в 1990-х гг.2, а с начала XXI в. они анализируются российскими учеными в различных аспектах: электронной торговли, сохранения конфиденциальности личных данных, свободы слова и самовыражения, авторского права и многого другого, что способно выступать предметом информационного обмена посредством цифровой формы и вызывать последствия в физическом пространстве, связанные с правовой ответственностью граждан или их законными правами.

Возрастающее число различного рода ситуаций и отношений, попадающих в правовое поле, порождает необходимость пересматривать действующее законодательство и искать новые подходы к регулированию правоотношений в Сети с учетом сложившихся правовых подходов. Вместе с тем, по мере все большего внедрения электронных средств в обиход, необходимо также учитывать возникновение вопросов, смежных с правовыми, в целях выработки норм права, направленных на сохранение прав и свобод граждан и защиты их информационных прав.

В правовом смысле Интернет не представляет собой форму организационного единства, поэтому не может существовать и единой организационно-правовой структуры, которую можно было бы считать собственником Интернета.

Интернет не выступает и субъектом права. К таковым можно отнести хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги связи посредством сети Интернет.

Интернет не является также объектом гражданского права: законом могут быть урегулированы правоотношения, касающиеся предоставления услуг доступа к Сети, однако они относятся к сфере регулирования сделок3.

2 См.: Батурин Ю.М., Жодзишский А.М. Компьютерная преступность и компьютерная безопасность. М., 1991. С. 160.

3 См.: Луценко Л.М. Концепции и социальные функции информационного общества. М., 2010.

Таким образом, в правовом смысле уместнее говорить о регулировании информационного обмена в сети Интернет4.

В настоящее время можно говорить о некоторых сложившихся правовых методах регулирования информационного обмена, которые, конечно, не могут охватывать как все складывающиеся правоотношения, так и все возможные случаи правонарушений.

Попытки регулировать информационный обмен техническими средствами мало влияют на правосознание пользователей. Применение одних лишь технических средств способно причинить серьезные убытки государству, гражданам и деловой сфере, если они попадут в руки злоумышленников. Вместе с тем использование традиционных правовых институтов в силу коллизий национальных правовых систем с наднациональным характером Интернета может приводить к нарушению прав и свобод граждан5.

Отсутствие единой точки зрения относительно правового регулирования в рассматриваемой области порождает определенную «однобокость» сфер регулирования в сети Интернет. Общим для национального правового регулирования стало сосредоточение внимания законодателя главным образом на регулировании экономических правоотношений. Что касается гуманитарной сферы, то в аспекте защиты прав человека она осталась наиболее незащищенной.

Кроме национального, правовое регулирование осуществляется на международном уровне - универсальном и региональном, например, в рамках Европейского союза и СНГ. В рамках этого традиционного регулирования действуют как нормы писаного права, так и формирующиеся правовые обычаи.

Говоря об исследуемых в настоящее время нормотворче-ских методах, необходимо упомянуть о новых подходах в формировании систем регулирования. Применительно к регулированию сети Интернет речь может идти о деятельности международной некоммерческой организации ICANN (Internet Corpora-

4 См..Kohl U. Jurisdiction and the Internet. Cambredge, 2007.

5 См.. Korff D., Brown I. Social media and human rights. Strasbourg, 2011.

tion for Assigned Names and Numbers), ежегодно организующей конференции по вопросам унификации норм.

Унификация норм проводится в рамках ЕС, а также ООН (институтом унификации частного права УНИДРУА), Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), Международной торговой палатой (МТ11), Европейской экономической комиссией ООН, Центром ООН содействия торговле и электронному бизнесу.

В число международных органов, задействованных в унификации права, входят: Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), Совет Европы, МТП, Европейская экономическая комиссия ООН и Центр ООН содействия торговле и электронному бизнесу.

ЮНСИТРАЛом приняты типовые законы ЮНСИТРАЛ «Об электронной коммерции» 1996 г. (с дополнительной ст. 5 bis, принятой в 1998 г.) и «Об электронных подписях» 2001 г.

Советом Европы приняты: Конвенция о защите физических лиц в отношении автоматической обработки персональных данных (заключена в Страсбурге 28 января 1981 г.); Дополнительный протокол к Конвенции о защите физических лиц в отношении автоматической обработки персональных данных, касающийся надзорных органов и трансграничных потоков данных, от 8 ноября 2001 г.; Конвенция об информационном и правовом сотрудничестве, касающемся «услуг информационного общества» (заключена в Москве 4 октября 2001 г.); Конвенция Совета Европы по киберпреступности (заключена в Будапеште 23 декабря 2001 г.).

МТП приняты: Общие обычаи для удостоверенной цифровым способом международной коммерции 1997 г., Общие принципы рекламы и маркетинга в Интернете 1998 г.

Европейской экономической комиссией ООН и Центром ООН содействия торговле и электронному бизнесу приняты: Типовое соглашение об обмене для международного коммерческого использования электронного обмена данными (Приложение к Рекомендации № 26 «Коммерческое использование соглашений обмена при электронном обмене данными», принятой Рабочей группой по содействию международным торговым про-

цедурам Европейской экономической комиссии ООН 23 июня 1995 г.), соглашение об электронной коммерции (Рекомендация № 31, принятая Центром ООН содействия торговле и электронному бизнесу (UN/CEFACT) в марте 2000 г., Женева).

Принимаемые акты (кроме традиционных международных конвенций) носят, как правило, декларативный характер, и при разработке национального права российский законодатель в ряде случаев опирается на европейский опыт.

Унификация норм в рамках европейского права осуществляется в форме принятия директив и резолюций. К таковым относятся:

Директива Европейского парламента и Совета ЕС 97/7/ЕС от 20 мая 1997 г. о защите потребителей в отношении дистанционных договоров;

Директива Европейского парламента и Совета ЕС 97/66/ЕС от 15 декабря 1997 г. об обработке персональных данных и охраны тайны частной жизни в телекоммуникационном секторе;

Директива Европейского парламента и Совета ЕС 1999/93/ЕС от 13 декабря 1999 г. о правовых основах регулирования электронных подписей в Сообществе;

Директива Европейского парламента и Совета ЕС 2000/31/ЕС от 8 июня 2000 г. о некоторых правовых аспектах информационных услуг на внутреннем рынке, в частности, об электронной коммерции (Директива об электронной коммерции);

Директива Европейского парламента и Совета ЕС 2000/46/ЕС от 18 сентября 2000 г. о занятии, осуществлении и надзоре за предпринимательской деятельностью учреждений в сфере электронных денег;

Директива Европейского парламента и Совета ЕС 2002/58/ЕС от 12 июля 2002 г. об обработке персональных данных и охраны тайны частной жизни в секторе электронных коммуникаций;

Резолюция Европейского парламента от 2 декабря 2004 г. о безопасном использовании Интернета и новых онлайн-технологий.

Процесс унификации норм в СНГ отображают Модельный закон от 9 декабря 2000 г. «Об электронной цифровой подписи»; Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации от 1 июня 2001 г.6

Таким образом, правоотношения между гражданами в сети Интернет могут быть урегулированы: непосредственно законом, социальными нормами, законами рынка и конкуренции, техническими средствами. Соглашения между участниками сети Интернет и сетевой этикет также регламентируют поведение его

«7

пользователей .

Однако Интернет и правоотношения, возникающие в его среде, развиваются быстрее, чем законодатель успевает создавать возможность для их регулирования, как в техническом, так и в социальном смысле. В настоящее время регулирование большой части отношений строится на интернет-обычаях.

Ввиду широкого круга подлежащих регулированию вопросов актуальным представляется исследование возможности дополнения действующего законодательства с учетом правоприменительной практики.

Нормы обычного права являются базисом для последующего международно-правового регулирования и развития национального законодательства. Деловые обыкновения в сети Интернет явно годны для регулирования взаимоотношений между участниками; они оказывают влияние не поведение граждан, несмотря на то, что исходят не от государства.

Вероятно, возможны случаи, когда сетевые соглашения могут противоречить существующим нормам позитивного права, и это следует учитывать, связывая нормы позитивного права со сложившимися обычаями и с правоприменительной практикой.

Позитивное право также может быть направленно на регулирование правоотношений в сети Интернет, однако лишь как дополнение к действующему законодательству. Необходимо

6 См.: Чеботарева А.А. Человек и электронное государство. Право на информационную безопасность. Чита, 2011.

7 См.: Brown I. Internet self-regulation and fundamental rights. Oxford, 2010. Vol. 1.

подстраивать действующее законодательство под сложившиеся специфические правоотношения.

Разрабатывая нормативную базу для регулирования сети Интернет, невозможно решить вопросы его правового регулирования в рамках одного государства. Национального законодательства и норм позитивного права очевидно недостаточно, чтобы регулировать правоотношения на международном уровне8.

Являясь наиболее «старым» источником права, известным всем системам правопорядка, обычай продолжает влиять на межличностные отношения, даже в условиях формальной монополизации законодательно закрепленных юридических норм. В западных национальных правовых системах обычай остается важным источником юридических норм, а также наднациональных правопорядков.

Вместе с тем, являясь фундаментальным источником наднационального права, в настоящее время обычай не является основой международных интернет-законов. Скорее, уместно говорить о саморегулировании Интернета как информационной среды, являющейся продолжением социальной человеческой среды в физическом пространстве9.

Со стремительно возрастающим числом правовых споров все очевиднее становится проблема пробелов в законодательстве. Принудительное осуществление норм, направленных на регулирование правоотношений, имеет свои недостатки ввиду невозможности регулировать все возникающие правоотношения, что негативно отражается на правах граждан. В контексте данной проблемы обычай мог бы восполнить пробелы в законодательстве, придав ему гибкость.

В рамках международной сетевой торговли обычай мог бы применяться международными, национальными и региональными организациями в качестве основного интернет-закона.

8 См.: Белевская Ю.А., Фисун А.П. Конституционное и информационное право развивающегося информационного общества: содержание и проблемы. Орел, 2011.

9 См.. Wheatley S. A democratic rule of international law // The European journal of international law. Oxford, 2010. Vol. 22. № 2. P. 525-548.

Следует различать обычаи универсальные юридические и сетевые. Представляется, что верное применение обычая способно повлиять на правовое поле и стать базисом для нового интернет-законодательства.

А.Ю. Медведев АНГЛИЙСКАЯ КОМПАНИЯ ПЕРИОДА РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ ИНКОРПОРАЦИИ (1720-1825 гг.)*

История признания английским правом свободы инкорпорации юридического лица необычна1, поскольку включает в себя продолжительный период времени, с 1720 по 1825 г., в течение которого инкорпорирование рассматривалось в качестве приви-

* Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором Д.В. Дождевым.

1 В качестве очевидного объекта для сравнения можно взять Францию, в которой в аналогичный период, как минимум с 1673 г. (Ordinance «Pour le Commerce» 1673 г.), была возможность образовывать societe commandite в уведомительном порядке. Оставаясь товариществом, это общество, тем не менее, подлежало регистрации и с ее осуществления приобретало на основании указанного ордонанса особый статус, отличавший такое общество от societe generale (или societe libre) и приближавший скорее societe к personne morale (Code de Commerce в 1807 г. прямо причислил коммандитные товарищества к числу societe commercial). Не вдаваясь в дискуссию, насколько термин «корпорация» применим к организационной форме, предусмотренной ордонансом 1673 г. (см.: Howard E. Business Partnerships in France Before 1807 // Accounting Review. 1932. № 7. P. 245), отметим, что возможности, предоставляемые даже ею, были недоступны в Англии. Параллели с корпорацией, построенной по принципу объединения капиталов, более близки, поскольку до Code de Commerce так называемые societe anonimes встречали временами схожую враждебность, например, будучи запрещенные декретом 21-24 апреля 1793 г. «в какой-либо форме» (Ibid. P. 257). См. также: Troplong M. Le droit civil explique suivant l'ordre des articles du code. Du Contrat de Societe. Paris, 1843. I (P. LIV). Попытки введения коммандитных товариществ по модели ФГК оканчивались неудачей в парламенте в 1818, 1825, 1836 гг. См.: Saville J. Sleeping Partnerships and Limited Liability // The Economic History Review. 1956. № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.