Научная статья на тему '2016.03.002. ДЮБЕШО П. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОЖИДАЕМАЯ НОРМА (КОГДА НЕЗАВИСИМОСТЬ НЕВОЗМОЖНА). DUBÉCHOT P. L’AUTONOMIE COMME NORME ATTENDUE, MAIS UNE INDéPENDANCE IMPOSSIBLE // VIE SOCIALE. - P., 2015. - N 4. - P. 11-28'

2016.03.002. ДЮБЕШО П. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОЖИДАЕМАЯ НОРМА (КОГДА НЕЗАВИСИМОСТЬ НЕВОЗМОЖНА). DUBÉCHOT P. L’AUTONOMIE COMME NORME ATTENDUE, MAIS UNE INDéPENDANCE IMPOSSIBLE // VIE SOCIALE. - P., 2015. - N 4. - P. 11-28 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
56
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / АТРИБУТЫ ВЗРОСЛОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ушкова Е.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016.03.002. ДЮБЕШО П. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОЖИДАЕМАЯ НОРМА (КОГДА НЕЗАВИСИМОСТЬ НЕВОЗМОЖНА). DUBÉCHOT P. L’AUTONOMIE COMME NORME ATTENDUE, MAIS UNE INDéPENDANCE IMPOSSIBLE // VIE SOCIALE. - P., 2015. - N 4. - P. 11-28»

женный во времени момент принятия на себя взрослых ролей (и соответствующей идентичности) в полном объеме и намерение как можно дольше не покидать родительский дом [с. 223]. Очевидно, что наблюдающийся сдвиг в субъективных перцепциях взрослости в данном случае связан с изменившейся экономической ситуацией, диктующей иные правила построения жизненных траекторий в процессе взросления, резюмируют авторы.

Е.В. Якимова

2016.03.002. ДЮБЕШО П. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОЖИДАЕМАЯ НОРМА (КОГДА НЕЗАВИСИМОСТЬ НЕВОЗМОЖНА).

DUBÉCHOT P. L'autonomie comme norme attendue, mais une indépendance impossible // Vie sociale. - P., 2015. - N 4. - P. 11-28.

Ключевые слова: молодежь; самостоятельность; независимость; атрибуты взрослости; социальная нестабильность.

В статье социолога и демографа Патрика Дюбешо (Центр исследований социальной поддержки, Высшая школа социальной работы, Париж, Франция) рассматривается трансформация традиционных этапов перехода молодежи к взрослому возрасту (их удлинение и стирание четких границ между ними), а также социальные последствия подобных изменений (бедность, зависимость от родителей и т.п.). Автор анализирует требования независимости и самостоятельности, которые современное общество предъявляет молодым людям на пороге взросления, и трудности, связанные с их реализацией, а также механизм «проектов», обеспечивающих структурирование перехода к взрослости.

Существенные изменения в этапах перехода к взрослому возрасту, которые опосредуют приобретение социального статуса и легитимности - завершение обучения, первая постоянная работа, уход из родительского дома, начало совместной жизни с партнером, рождение первого ребенка - исследователи наблюдают с середины 1980-х годов. Уже тогда имела место тенденция к сдвигу этих этапов на более поздний возрастной период, а также их временное удлинение и усложнение всего процесса взросления. С тех пор социально-экономическая ситуация усугубила неустойчивость в сфере занятости, сложности, сопряженные с приобретением соб-

ственного жилья и созданием семьи, что отразилось на прохождении молодыми людьми соответствующих переходных этапов.

Первый фактор, обусловливающий затягивание периода взросления во времени, - это более длительный период обучения в системе школьного, профессионального и высшего образования, связанный с его демократизацией и более широкой социальной доступностью. Изначальной целью демократизации образования во Франции являлось в числе прочего сокращение безработицы среди молодежи, не имеющей требуемой квалификации; однако беспрецедентная на сегодняшний день доля молодых бакалавров1 (72% среди 20-24-летних, по данным на 2013 г.) не привела к снижению безработных среди молодежи [с. 16]. Кроме того, более широкая доступность образования для французской молодежи предполагала такой путь сокращения безработицы, как откладывание во времени момента ее выхода на рынок труда.

Начиная с 1980-х годов и по настоящее время ключевой этап перехода французской молодежи к состоянию взрослости, а именно - занятость на рынке труда, осложнен массовой безработицей. Широкое распространение среди молодых получили различные формы временной и неполной трудовой занятости. Доля работающей молодежи от 15 до 24 лет, охваченной краткосрочными формами занятости, увеличилась с 17% в начале 1980-х годов до 50% в 2011 г. (по сравнению с 5 и 12% соответственно среди всего населения страны) [с. 17]. Периоды занятости у молодых часто чередуются с отсутствием работы. За период с 1975 по 2012 г. безработица среди французской молодежи возросла с 5,7 до 18%. К настоящему времени сгладились гендерные различия в степени занятости среди молодых; по мере взросления показатели уровня безработицы снижаются, и среди тех, кому сегодня чуть больше 30, ее доля даже ниже, чем в среднем для населения страны. При этом наблюдаются существенные диспропорции, связанные с образовательным уровнем молодых французов: в 2012 г. доля безработных среди лиц, впервые вышедших на рынок труда, составляла: 47% для молодых людей с неполным средним образованием и 10% для имевших ди-

1 Во Франции диплом бакалавра является результатом успешной сдачи экзаменов по окончании среднего образования. Он дает доступ к получению высшего образования. - Прим. реф.

плом о высшем образовании [там же]. В целом занятость молодежи во Франции характеризуется крайней нестабильностью; в наибольшей мере это касается малоимущих и неблагополучных молодых людей. В настоящее время непостоянная занятость почти неизбежно предшествует обычной трудовой активности, в молодежной среде пребывание в статусе «временно занятого» становится своеобразным промежуточным этапом взросления, который нередко затягивается на долгие годы. Проблемы трудоустройства и занятости негативно сказываются на образе жизни молодежи (бедность, трудности с созданием семьи, собственным жильем и т.п.).

Уход молодых людей из родительского дома как важный шаг на пути к независимости в последние 15 лет также претерпел серьезные изменения, связанные с труднодоступностью собственного жилья. В первую очередь это опять-таки обусловлено нестабильной занятостью на рынке труда. Так, через семь лет после получения диплома бакалавра отдельно от родителей проживали: 78% работающих по трудовому договору с неопределенным сроком, 72% -по срочному трудовому договору, 62% студентов и 55% безработных [с. 18]. При этом молодым трудно не только поселиться самостоятельно, но и сохранить в дальнейшем возможность проживать отдельно в связи с ненадежностью имеющегося у них рабочего места. Кроме того, жилищные условия молодых людей, решивших начать самостоятельную жизнь отдельно от родителей, и их уровень жизни в целом, как правило, хуже, чем у сверстников, живущих в родительском доме или у среднестатистического соотечественника. Таким образом, ситуация с жильем отражает зависимость молодежи от родительской семьи, которая нередко обусловливает ее выбор в пользу самостоятельности либо финансовой помощи старшего поколения. Автор подчеркивает, что возможность самостоятельного проживания для молодых людей, не имеющих постоянной работы, обусловлена финансовыми возможностями родителей, и потому она крайне неравномерно распределяется между социальными группами.

В связи с перечисленными трудностями молодежь сегодня часто практикует временные формы проживания, не исключающие возврата в родительский дом; такая тенденция была нетипична в прежние десятилетия, когда молодежь покидала родительское гнездо раз и навсегда. В этой связи социальным исследователям

сложно определить средний возраст ухода молодых французов из семьи родителей и проанализировать, насколько доступна для них возможность «автономного» проживания.

Еще один параметр, характеризующий переход молодого человека к самостоятельности, связан с началом брачной жизни (сожительство, официально зарегистрированный брак). Удлинение периода учебы, неопределенность в отношении работы и жилья способствуют увеличению продолжительности пребывания в добрачном статусе. Статистически это выражается в повышении возраста вступления в брак или постоянного совместного проживания вне брака. Однако наблюдавшееся с начала 1980-х годов снижение доли молодых, проживающих вдвоем (в сожительстве или браке), в возрастной группе 20-24-летних в 1999 г. стабилизировалось, что, по мнению автора, свидетельствует об «адаптации к неблагоприятной для совместной жизни конъюнктуре и использованию новых форм образа жизни вдвоем» [с. 19]. Вместе с тем вступление в подобные отношения характеризуется неоднородностью и неоднозначностью, обусловленными принадлежностью молодых людей к тем или иным образовательным, социальным и национальным группам. С одной стороны, можно констатировать тенденцию к выравниванию; в частности, сравнялась доля мужчин и женщин в возрасте 20-24 лет, проживающих вдвоем (по сравнению с 55% женщин и 29% мужчин в 1982 г.) [с. 20]. Среди женщин с высшим образованием в возрасте 30 лет стало меньше одиноких; в 2006 г. их количество сравнялось с числом сверстниц с более низким образовательным статусом. При этом повышение возрастного барьера для постоянной жизни с партнером в наибольшей степени коснулось молодежи из низов; своя специфика имеется и у молодых людей из семей мигрантов (например, поздние сроки вступления в союз у выходцев из Магриба).

Отсроченное вступление в союз с партнером сказывается и на возрасте рождения первенца (средний возраст женщины -22 года в 1967 г. и 28 лет в 2010 г.) [с. 20]. При этом если раньше данные возрастные показатели отличались «скученностью», то в настоящее время они рассредоточены; так, сохраняется тенденция к более поздним бракам и рождению детей у женщин с высоким уровнем образования, в то же время у женщин без диплома первый

ребенок появляется на три года раньше среднего возрастного показателя.

Анализ факторов, влияющих на доступность для французской молодежи самостоятельной жизни, свидетельствует о том, что платой за независимость становится бедность, резюмирует Дюбе-шо. Автор ссылается на исследование Эрве Ле Бра, отметившего инверсию бедности в западноевропейском обществе за последние 40 лет: если до 1974 г. среди живущих за чертой бедности преобладали лица старше 60, то в настоящее время в этой группе преобладает молодежь1. Обстоятельством, смягчающим ситуацию бедности, чаще всего оказывается семейная солидарность. Исследование Ле Бра показывает, что во Франции девять межпоколенческих трансфертов из десяти происходят от старших поколений к младшим2. Эти данные объясняют не только популярность семейных ценностей в стране, но и роль семьи как ключевого фактора успешности для всех социальных слоев. Кроме того, находит подтверждение и тезис о «решающем значении экономического и социального капитала в доступе к самостоятельности и независимости. И с этой точки зрения неравенство сохраняется» [с. 22].

В статье также обсуждается вопрос о целесообразности добавления к фазам перехода от детства к взрослому возрасту промежуточной ступени между подростковым возрастом и молодостью. Некоторые исследователи предлагают обозначить этот этап как постподростковый возраст (post-adolescence)3; другие используют термин «kidult» (от англ. kid - ребенок и англ. adult - взрослый), обозначающий одновременно взрослого и подростка, применительно к молодежи 20-30 лет, которая проживает в доме родителей либо отдельно, но находится в финансовой и иной зависимости от родителей, не достигнув, таким образом, социальной зрелости4.

1 Le Bras H. Le défi de l'Europe face à la longue jeunesse: Propos recueillis / Le Bras H., Gibier H. // Les Échos. - P., 2014. - 4 juillet.

Dubéchot P., Albeghi I., Le Quéau P. Comprendre des insertions professionnelles «réussies» parmi les jeunes des quartiers en difficulté. - P.: CREDOC, 1998. -(Collection des rapports; N 187).

Alléon A.-M., Morvan O., Lebovici S. Adolescence terminée, adolescence interminable. - P.: PUF, 1985.

4 Anatrella T. Les adulescents // Études. - P., 2003. - T. 399, N 1. - P. 37-47.

Промежуточность положения этой возрастной группы, невозможность для нее полной самостоятельности, а иногда и нежелание ее представителей брать на себя ответственность, связаны с дилеммой «зависимость - независимость».

На фоне увеличившегося во времени периода молодости имеет место более ранний доступ к атрибутам, которые раньше считались прерогативой взрослости (статусная одежда, модные технические новинки, более ранняя сексуальная зрелость и доступность отношений с партнером). Автор считает эту тенденцию показателем «слияния» подросткового периода и юности: «Все более углубляется разрыв между биологической, легальной, социальной зрелостью и зрелостью социодемографической, связанной с доступом к ее атрибутам, которые обеспечивают самостоятельность и независимость» [с. 24]. Другими словами, молодежь получает более ранний, чем прежде, доступ к внешним атрибутам взрослости, но при этом осложняется процесс обретения ею подлинных социальных индикаторов независимости и зрелости, характерных для статуса взрослого. Этот разрыв обусловлен обострением конкуренции между возрастными группами и стремлением «оттянуть» выход молодежи на рынок труда в связи с ростом безработицы. Названные тенденции проявились уже в 80-х годах прошлого столетия и с тех пор только набирают силу, подчеркивает Дюбешо. Он замечает также, что бедность в молодежной среде в первую очередь опасна своими социальными последствиями. В современном западном обществе, где потребление возведено в ранг гражданской добродетели и является одним из факторов формирования индивидуальной и групповой идентичности, отсутствие возможности потреблять является признаком социальной эксклюзии.

В статье акцентируется социальная роль общественных проектов для современной французской молодежи, находящейся в том или ином случае в трудном положении. Проект как форма адресной социальной помощи во Франции, которая получила распространение в 1980-х годах, заключается в создании работником социальных служб (вместе с подопечным) индивидуального личного плана выхода из тяжелого положения и выделении средств на его реализацию. Дюбешо подвергает критике современное состояние социальных индивидуальных проектов, называя данную модель социальной помощи банальным вмешательством социальных служб,

техническим обязательным мероприятием, которое лишено креативности и к тому же воспринимается как панацея. Проекты в их более широкой трактовке (например, проект ориентации и интеграции молодого человека или личный проект, касающийся будущей пенсии) заменяют сегодня ритуалы инициации в традиционных обществах. Школьные, профессиональные, жилищные, матримониальные проекты соответствуют этапам постепенного продвижения молодых, особенно наиболее обделенных с точки зрения образовательного и социального капитала, к состоянию взрослости.

Самостоятельность провозглашается целью пути, который предстоит проделать молодежи в ее движении от этапа к этапу по дороге к состоянию взрослости, пишет в заключение автор статьи. Стремление к самостоятельности считается нормой социального поведения - притом что обретение молодыми людьми финансовой и жилищной независимости на самом деле является долгим и все более затяжным процессом, отягощенным бедностью, неопределенностью и шаткостью социального положения. «Экономическое и социальное положение в последние три десятилетия... дезорганизовало жизненный цикл и образ жизни всего населения, в том числе молодежи, особенно из низов» [с. 27]. Последняя социально-возрастная группа менее всего может рассчитывать на помощь семьи и хуже подготовлена к преодолению препятствий на пути к взрослению. В целом же нестабильность существования современной французской молодежи оборачивается для нее такими проблемами, как статусная неопределенность, сниженная самооценка, размытость личной идентичности, а также ощущением бесперспективности, отчаянием и даже озлоблением. В подобных условиях, считает автор, важно дать возможность молодым людям, принадлежащим к социально незащищенным стратам, занять достойное место в обществе.

Е.Л. Ушкова

2016.03.003. ГАЛЛАН О. ЦЕННОСТИ МОЛОДЫХ ЕВРОПЕЙЦЕВ: ОБЩИЙ ВЗГЛЯД.

GALLAND O. Les valeurs des jeunes Européens: Un tableau d'ensemble // Agora débats / jeunesses. - P., 2014. - N 2. - P. 61-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.