женный во времени момент принятия на себя взрослых ролей (и соответствующей идентичности) в полном объеме и намерение как можно дольше не покидать родительский дом [с. 223]. Очевидно, что наблюдающийся сдвиг в субъективных перцепциях взрослости в данном случае связан с изменившейся экономической ситуацией, диктующей иные правила построения жизненных траекторий в процессе взросления, резюмируют авторы.
Е.В. Якимова
2016.03.002. ДЮБЕШО П. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОЖИДАЕМАЯ НОРМА (КОГДА НЕЗАВИСИМОСТЬ НЕВОЗМОЖНА).
DUBÉCHOT P. L'autonomie comme norme attendue, mais une indépendance impossible // Vie sociale. - P., 2015. - N 4. - P. 11-28.
Ключевые слова: молодежь; самостоятельность; независимость; атрибуты взрослости; социальная нестабильность.
В статье социолога и демографа Патрика Дюбешо (Центр исследований социальной поддержки, Высшая школа социальной работы, Париж, Франция) рассматривается трансформация традиционных этапов перехода молодежи к взрослому возрасту (их удлинение и стирание четких границ между ними), а также социальные последствия подобных изменений (бедность, зависимость от родителей и т.п.). Автор анализирует требования независимости и самостоятельности, которые современное общество предъявляет молодым людям на пороге взросления, и трудности, связанные с их реализацией, а также механизм «проектов», обеспечивающих структурирование перехода к взрослости.
Существенные изменения в этапах перехода к взрослому возрасту, которые опосредуют приобретение социального статуса и легитимности - завершение обучения, первая постоянная работа, уход из родительского дома, начало совместной жизни с партнером, рождение первого ребенка - исследователи наблюдают с середины 1980-х годов. Уже тогда имела место тенденция к сдвигу этих этапов на более поздний возрастной период, а также их временное удлинение и усложнение всего процесса взросления. С тех пор социально-экономическая ситуация усугубила неустойчивость в сфере занятости, сложности, сопряженные с приобретением соб-
ственного жилья и созданием семьи, что отразилось на прохождении молодыми людьми соответствующих переходных этапов.
Первый фактор, обусловливающий затягивание периода взросления во времени, - это более длительный период обучения в системе школьного, профессионального и высшего образования, связанный с его демократизацией и более широкой социальной доступностью. Изначальной целью демократизации образования во Франции являлось в числе прочего сокращение безработицы среди молодежи, не имеющей требуемой квалификации; однако беспрецедентная на сегодняшний день доля молодых бакалавров1 (72% среди 20-24-летних, по данным на 2013 г.) не привела к снижению безработных среди молодежи [с. 16]. Кроме того, более широкая доступность образования для французской молодежи предполагала такой путь сокращения безработицы, как откладывание во времени момента ее выхода на рынок труда.
Начиная с 1980-х годов и по настоящее время ключевой этап перехода французской молодежи к состоянию взрослости, а именно - занятость на рынке труда, осложнен массовой безработицей. Широкое распространение среди молодых получили различные формы временной и неполной трудовой занятости. Доля работающей молодежи от 15 до 24 лет, охваченной краткосрочными формами занятости, увеличилась с 17% в начале 1980-х годов до 50% в 2011 г. (по сравнению с 5 и 12% соответственно среди всего населения страны) [с. 17]. Периоды занятости у молодых часто чередуются с отсутствием работы. За период с 1975 по 2012 г. безработица среди французской молодежи возросла с 5,7 до 18%. К настоящему времени сгладились гендерные различия в степени занятости среди молодых; по мере взросления показатели уровня безработицы снижаются, и среди тех, кому сегодня чуть больше 30, ее доля даже ниже, чем в среднем для населения страны. При этом наблюдаются существенные диспропорции, связанные с образовательным уровнем молодых французов: в 2012 г. доля безработных среди лиц, впервые вышедших на рынок труда, составляла: 47% для молодых людей с неполным средним образованием и 10% для имевших ди-
1 Во Франции диплом бакалавра является результатом успешной сдачи экзаменов по окончании среднего образования. Он дает доступ к получению высшего образования. - Прим. реф.
плом о высшем образовании [там же]. В целом занятость молодежи во Франции характеризуется крайней нестабильностью; в наибольшей мере это касается малоимущих и неблагополучных молодых людей. В настоящее время непостоянная занятость почти неизбежно предшествует обычной трудовой активности, в молодежной среде пребывание в статусе «временно занятого» становится своеобразным промежуточным этапом взросления, который нередко затягивается на долгие годы. Проблемы трудоустройства и занятости негативно сказываются на образе жизни молодежи (бедность, трудности с созданием семьи, собственным жильем и т.п.).
Уход молодых людей из родительского дома как важный шаг на пути к независимости в последние 15 лет также претерпел серьезные изменения, связанные с труднодоступностью собственного жилья. В первую очередь это опять-таки обусловлено нестабильной занятостью на рынке труда. Так, через семь лет после получения диплома бакалавра отдельно от родителей проживали: 78% работающих по трудовому договору с неопределенным сроком, 72% -по срочному трудовому договору, 62% студентов и 55% безработных [с. 18]. При этом молодым трудно не только поселиться самостоятельно, но и сохранить в дальнейшем возможность проживать отдельно в связи с ненадежностью имеющегося у них рабочего места. Кроме того, жилищные условия молодых людей, решивших начать самостоятельную жизнь отдельно от родителей, и их уровень жизни в целом, как правило, хуже, чем у сверстников, живущих в родительском доме или у среднестатистического соотечественника. Таким образом, ситуация с жильем отражает зависимость молодежи от родительской семьи, которая нередко обусловливает ее выбор в пользу самостоятельности либо финансовой помощи старшего поколения. Автор подчеркивает, что возможность самостоятельного проживания для молодых людей, не имеющих постоянной работы, обусловлена финансовыми возможностями родителей, и потому она крайне неравномерно распределяется между социальными группами.
В связи с перечисленными трудностями молодежь сегодня часто практикует временные формы проживания, не исключающие возврата в родительский дом; такая тенденция была нетипична в прежние десятилетия, когда молодежь покидала родительское гнездо раз и навсегда. В этой связи социальным исследователям
сложно определить средний возраст ухода молодых французов из семьи родителей и проанализировать, насколько доступна для них возможность «автономного» проживания.
Еще один параметр, характеризующий переход молодого человека к самостоятельности, связан с началом брачной жизни (сожительство, официально зарегистрированный брак). Удлинение периода учебы, неопределенность в отношении работы и жилья способствуют увеличению продолжительности пребывания в добрачном статусе. Статистически это выражается в повышении возраста вступления в брак или постоянного совместного проживания вне брака. Однако наблюдавшееся с начала 1980-х годов снижение доли молодых, проживающих вдвоем (в сожительстве или браке), в возрастной группе 20-24-летних в 1999 г. стабилизировалось, что, по мнению автора, свидетельствует об «адаптации к неблагоприятной для совместной жизни конъюнктуре и использованию новых форм образа жизни вдвоем» [с. 19]. Вместе с тем вступление в подобные отношения характеризуется неоднородностью и неоднозначностью, обусловленными принадлежностью молодых людей к тем или иным образовательным, социальным и национальным группам. С одной стороны, можно констатировать тенденцию к выравниванию; в частности, сравнялась доля мужчин и женщин в возрасте 20-24 лет, проживающих вдвоем (по сравнению с 55% женщин и 29% мужчин в 1982 г.) [с. 20]. Среди женщин с высшим образованием в возрасте 30 лет стало меньше одиноких; в 2006 г. их количество сравнялось с числом сверстниц с более низким образовательным статусом. При этом повышение возрастного барьера для постоянной жизни с партнером в наибольшей степени коснулось молодежи из низов; своя специфика имеется и у молодых людей из семей мигрантов (например, поздние сроки вступления в союз у выходцев из Магриба).
Отсроченное вступление в союз с партнером сказывается и на возрасте рождения первенца (средний возраст женщины -22 года в 1967 г. и 28 лет в 2010 г.) [с. 20]. При этом если раньше данные возрастные показатели отличались «скученностью», то в настоящее время они рассредоточены; так, сохраняется тенденция к более поздним бракам и рождению детей у женщин с высоким уровнем образования, в то же время у женщин без диплома первый
ребенок появляется на три года раньше среднего возрастного показателя.
Анализ факторов, влияющих на доступность для французской молодежи самостоятельной жизни, свидетельствует о том, что платой за независимость становится бедность, резюмирует Дюбе-шо. Автор ссылается на исследование Эрве Ле Бра, отметившего инверсию бедности в западноевропейском обществе за последние 40 лет: если до 1974 г. среди живущих за чертой бедности преобладали лица старше 60, то в настоящее время в этой группе преобладает молодежь1. Обстоятельством, смягчающим ситуацию бедности, чаще всего оказывается семейная солидарность. Исследование Ле Бра показывает, что во Франции девять межпоколенческих трансфертов из десяти происходят от старших поколений к младшим2. Эти данные объясняют не только популярность семейных ценностей в стране, но и роль семьи как ключевого фактора успешности для всех социальных слоев. Кроме того, находит подтверждение и тезис о «решающем значении экономического и социального капитала в доступе к самостоятельности и независимости. И с этой точки зрения неравенство сохраняется» [с. 22].
В статье также обсуждается вопрос о целесообразности добавления к фазам перехода от детства к взрослому возрасту промежуточной ступени между подростковым возрастом и молодостью. Некоторые исследователи предлагают обозначить этот этап как постподростковый возраст (post-adolescence)3; другие используют термин «kidult» (от англ. kid - ребенок и англ. adult - взрослый), обозначающий одновременно взрослого и подростка, применительно к молодежи 20-30 лет, которая проживает в доме родителей либо отдельно, но находится в финансовой и иной зависимости от родителей, не достигнув, таким образом, социальной зрелости4.
1 Le Bras H. Le défi de l'Europe face à la longue jeunesse: Propos recueillis / Le Bras H., Gibier H. // Les Échos. - P., 2014. - 4 juillet.
Dubéchot P., Albeghi I., Le Quéau P. Comprendre des insertions professionnelles «réussies» parmi les jeunes des quartiers en difficulté. - P.: CREDOC, 1998. -(Collection des rapports; N 187).
Alléon A.-M., Morvan O., Lebovici S. Adolescence terminée, adolescence interminable. - P.: PUF, 1985.
4 Anatrella T. Les adulescents // Études. - P., 2003. - T. 399, N 1. - P. 37-47.
Промежуточность положения этой возрастной группы, невозможность для нее полной самостоятельности, а иногда и нежелание ее представителей брать на себя ответственность, связаны с дилеммой «зависимость - независимость».
На фоне увеличившегося во времени периода молодости имеет место более ранний доступ к атрибутам, которые раньше считались прерогативой взрослости (статусная одежда, модные технические новинки, более ранняя сексуальная зрелость и доступность отношений с партнером). Автор считает эту тенденцию показателем «слияния» подросткового периода и юности: «Все более углубляется разрыв между биологической, легальной, социальной зрелостью и зрелостью социодемографической, связанной с доступом к ее атрибутам, которые обеспечивают самостоятельность и независимость» [с. 24]. Другими словами, молодежь получает более ранний, чем прежде, доступ к внешним атрибутам взрослости, но при этом осложняется процесс обретения ею подлинных социальных индикаторов независимости и зрелости, характерных для статуса взрослого. Этот разрыв обусловлен обострением конкуренции между возрастными группами и стремлением «оттянуть» выход молодежи на рынок труда в связи с ростом безработицы. Названные тенденции проявились уже в 80-х годах прошлого столетия и с тех пор только набирают силу, подчеркивает Дюбешо. Он замечает также, что бедность в молодежной среде в первую очередь опасна своими социальными последствиями. В современном западном обществе, где потребление возведено в ранг гражданской добродетели и является одним из факторов формирования индивидуальной и групповой идентичности, отсутствие возможности потреблять является признаком социальной эксклюзии.
В статье акцентируется социальная роль общественных проектов для современной французской молодежи, находящейся в том или ином случае в трудном положении. Проект как форма адресной социальной помощи во Франции, которая получила распространение в 1980-х годах, заключается в создании работником социальных служб (вместе с подопечным) индивидуального личного плана выхода из тяжелого положения и выделении средств на его реализацию. Дюбешо подвергает критике современное состояние социальных индивидуальных проектов, называя данную модель социальной помощи банальным вмешательством социальных служб,
техническим обязательным мероприятием, которое лишено креативности и к тому же воспринимается как панацея. Проекты в их более широкой трактовке (например, проект ориентации и интеграции молодого человека или личный проект, касающийся будущей пенсии) заменяют сегодня ритуалы инициации в традиционных обществах. Школьные, профессиональные, жилищные, матримониальные проекты соответствуют этапам постепенного продвижения молодых, особенно наиболее обделенных с точки зрения образовательного и социального капитала, к состоянию взрослости.
Самостоятельность провозглашается целью пути, который предстоит проделать молодежи в ее движении от этапа к этапу по дороге к состоянию взрослости, пишет в заключение автор статьи. Стремление к самостоятельности считается нормой социального поведения - притом что обретение молодыми людьми финансовой и жилищной независимости на самом деле является долгим и все более затяжным процессом, отягощенным бедностью, неопределенностью и шаткостью социального положения. «Экономическое и социальное положение в последние три десятилетия... дезорганизовало жизненный цикл и образ жизни всего населения, в том числе молодежи, особенно из низов» [с. 27]. Последняя социально-возрастная группа менее всего может рассчитывать на помощь семьи и хуже подготовлена к преодолению препятствий на пути к взрослению. В целом же нестабильность существования современной французской молодежи оборачивается для нее такими проблемами, как статусная неопределенность, сниженная самооценка, размытость личной идентичности, а также ощущением бесперспективности, отчаянием и даже озлоблением. В подобных условиях, считает автор, важно дать возможность молодым людям, принадлежащим к социально незащищенным стратам, занять достойное место в обществе.
Е.Л. Ушкова
2016.03.003. ГАЛЛАН О. ЦЕННОСТИ МОЛОДЫХ ЕВРОПЕЙЦЕВ: ОБЩИЙ ВЗГЛЯД.
GALLAND O. Les valeurs des jeunes Européens: Un tableau d'ensemble // Agora débats / jeunesses. - P., 2014. - N 2. - P. 61-78.