Научная статья на тему '2011. 04. 016. Робетт Н. Разнообразие путей взросления во Франции: о чем свидетельствует целостный подход. Robette N. The diversity of pathways to adulthood in France: evidence from a holistic approach // Advances in life course research. - Amsterdam; L. , 2010. - Vol. 15, n 2-3. - p. 89-96'

2011. 04. 016. Робетт Н. Разнообразие путей взросления во Франции: о чем свидетельствует целостный подход. Robette N. The diversity of pathways to adulthood in France: evidence from a holistic approach // Advances in life course research. - Amsterdam; L. , 2010. - Vol. 15, n 2-3. - p. 89-96 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
72
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТУАЛ / САМОУБИЙСТВА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 04. 016. Робетт Н. Разнообразие путей взросления во Франции: о чем свидетельствует целостный подход. Robette N. The diversity of pathways to adulthood in France: evidence from a holistic approach // Advances in life course research. - Amsterdam; L. , 2010. - Vol. 15, n 2-3. - p. 89-96»

СОЦИОЛОГИЯ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

2011.04.016. РОБЕТТ Н. РАЗНООБРАЗИЕ ПУТЕЙ ВЗРОСЛЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ: О ЧЕМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД.

ROBETTE N. The diversity of pathways to adulthood in France: Evidence from a holistic approach // Advances in life course research. -Amsterdam; L., 2010. - Vol. 15, N 2-3. - P. 89-96.

В статье Николя Робетта (Университет Боккони, г. Милан, Италия) делается попытка типологизировать с помощью метода оптимального подбора (optimal matching analysis) траектории взросления одного из поколения французов. Автор исходит из представления о молодости как о некоем переходном периоде от детства к взрослой жизни. Переход во взрослую жизнь осуществляется в различных сферах: с одной стороны, в лично-семейной, с другой - в учебной и профессиональной. Примерами таких «переходных состояний» в первой сфере служат уход из родительского дома, рождение первого ребенка, во второй - завершение образования и устройство на стабильную работу. Такой подход имеет ряд преимуществ, поскольку позволяет сравнивать различные модели взросления. Использование этого подхода позволило ряду исследователей выявить разнообразие в моделях взросления молодежи европейских стран1. Например, страны Южной Европы, в которых молодые люди позже покидают родительские семьи, резко контрастируют с Северной Европой, где оставлять «родительское гнездо» принято раньше. Очевидно, что различия в жизненных путях молодых людей отражают существующие социальные, культурные и институциональные различия между обществами. Другое исследо-

1 Chambaz C. Les jeunes adultes en Europe // Études et résultats. - P., 2000. -Vol. 90, N 1. - P. 12.

вание обнаружило, что для французской молодежи характерна асинхронность семейных и профессиональных путей взросления1.

Тем не менее у такого подхода есть ряд ограничений. Во-первых, он не учитывает, что в жизни некоторых индивидов события, трактуемые как «инициационные», могут никогда не произойти; во-вторых, не всегда понятно, как четко определить насту -пление того или иного события-«маркера» на определенном жизненном отрезке. Например, уход из родительского дома становится все более сложным процессом2. В связи с удлинением периода обучения и поздним достижением финансовой самостоятельности переход к коммунально-бытовой независимости чаще всего происходит постепенно. Например, некоторые студенты живут одни в течение рабочей недели, но проводят с родителями выходные и праздничные дни. Кроме того, родители могут оплачивать своим детям отдельное жилье. Также молодые люди часто возвращаются в родительское гнездо, становясь «детьми-бумерангами» (boomerang kids), или оставляют родительский дом очень поздно. К тому же происходят значительные трансформации в моделях семейных структур, что связано с получением женщинами доступа к высшему образованию и профессиональной самостоятельности. В итоге можно наблюдать возникновение новых семейных моделей, как то: незарегистрированные сожительства; семьи с одним родителем; смешанные семьи; раздельно проживающие пары (living apart together). Наконец, в связи с изменениями на рынке труда и ростом безработицы переход от школы к трудовой деятельности становится все более хаотичным. Бывает, что проходит довольно много времени между тем моментом, когда молодые люди завершают образование, и достижением ими стабильной профессиональной позиции.

Цель исследования Н. Робетта заключается в преодолении указанных ограничений. Вопрос о взрослении решается автором на основе целостного подхода, который рассматривает жизненные

1 Galland O. Entrer dans la vie adulte: Des étapes toujours plus tardives mais resserrées // Economie et statistique. - P., 2000. - N 337-338. - P. 13-36.

Goldscheider F., Thornton A., Young-DeMarco L. A portrait of the nestleaving process in early adulthood // Demography. - Seattle, 1993. - Vol. 30, N 4. -P. 683-699; Villeneuve-Gokalp C. Le départ de chez les parents: Définitions d'un processus complexe // Economie et statistique. - P., 1997. - N 304-305. - P. 149-162.

траектории как значимые концептуальные единицы. В настоящей работе, основанной на данных исследования «Семьи и работодатели», индивидуальные жизненные траектории сначала выстраиваются в виде последовательного ряда семейных и профессиональных ситуаций, а затем группируются по степени их сходства с помощью метода оптимального подбора. Такой подход позволил ответить на ряд вопросов, например: каковы модели взросления поколения французов 1954-1969 гг. рождения? Существуют ли различия между жизненными траекториями мужчин и женщин? Существуют ли различия в путях взросления младших и старших когорт?

Исследование «Семьи и работодатели» было проведено французскими Национальным институтом демографических исследований (Institut national d'études démographiques) и Национальным институтом статистики и экономических исследований (Institut national de la statistique et des études économiques) в 2004-2005 гг. В опросе приняли участие 9745 мужчин и женщин - жителей метрополии Франции, в возрасте 20-49 лет. Автор статьи остановил свое внимание на изучении жизненных траекторий людей в возрасте не менее 35 лет на момент проведения опроса. Таким образом, выборку проведенного Н. Робеттом исследования составили 2749 женщин и 2428 мужчин, рожденных в 1954-1969 гг.

Это поколение представляет особый интерес, потому что оно вступало во взрослую жизнь в период серьезных трансформаций, происходивших во французском обществе. Так, для начала 1970-х годов характерен разрыв в тенденциях семейного поведения; кроме того, эти годы являются отправной точкой для роста безработицы в стране.

Анализ сфокусирован на четырех составляющих: жилищное положение (residential trajectory), брачное партнерство, родитель-ство, профессиональный статус. Под достижением жилищной независимости понимается время переезда из родительского дома в отдельное жилье (оплачиваемое респондентом или его работодателем). Таким образом, «жилищная траектория» кодируется двумя маркерами: «никогда не жил(а) отдельно», «проживал(а) отдельно». Что касается событий в области брачного партнерства, то здесь важны три маркера: «проживание в одиночестве», «незарегистрированное сожительство», «проживание в зарегистрированном

браке». Траектория родительства строится на основе годов рождения всех детей и отмечена маркерами: «нет детей», «один ребенок», «двое детей», «трое детей и более». Наконец, респонденты предоставляли информацию о своем профессиональном статусе, что позволило выделить четыре группы: «студент», «незанятый» (в том числе безработный и проходящий службу в армии), «работающий неполный рабочий день», «работающий полный рабочий день».

В итоге показатели, характеризующие «продолжительные» события (например, время пребывания в «состоянии студента») или эпизоды (к примеру, количество «безработных» эпизодов на протяжении рассматриваемого жизненного периода или доля лиц, бывших хотя бы раз незанятыми), позволили выделить основные признаки для классификации. В ходе исследования удалось сформировать кластеры в виде типичных траекторий взросления, а потом рассмотреть основные характеристики полученных кластеров (см. табл. 1).

Таблица 1

Типичные траектории взросления французской молодежи

Кластеры Жилищное положение Профессиональный статус Супружеские отношения Родительство

Уход из родитель-ского дома Студент Полная занятость Неза-ня-тый Про-жива-ние в оди-ноче-стве Незаре-гистри-рован-ное сожительство Брак 1-й ребе нок 2-й ребе нок 3-й ребе нок

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Супруги с одним ребенком 24 18-19 20-35 - 18-23 - 24-35 29 - -

Поздно создавшие пару 23 18-19 20-35 - 18-32 33-35 - - - -

Супруги с несколькими детьми 21 18 19-35 - 18-20 - 21-35 23 27 -

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Сожительствующие родители 22 - 18-35 - 18-21 22-35 - 27 33 -

Поздно «вылетевшие из гнезда» 33 - 18-35 - 18-35 - - - - -

Незанятые родители 19 - - 18-35 18 - 19-35 21 24 30

Родители-«одиночки» 22 - 18-35 - 18-35 - - 27 - -

Родители, оставившие работу на полный рабочий день 23 18-20 21-25 26-35 18-22 - 23-35 25 28 -

Самый многочисленный кластер составляют «супруги с одним ребенком» (30%) (см. табл. 2). Это лица, работающие полный рабочий день, состоящие в официальном браке и имеющие одного ребенка. Кластер «супругов с несколькими детьми» (14%) обладает похожими характеристиками. Правда, представители этого кластера раньше покинули отчий дом, вступили в брак и родили первого ребенка. «Сожительствующих родителей» (12%) представляют лица, работающие полный рабочий день, имеющие детей, но состоящие в незарегистрированных отношениях. «Поздно создавшие пару» (18%) - люди, которые позже других стали жить в паре и к 35 годам не обзавелись детьми. «Поздние птенцы» (9%) к 35 годам не живут парой, не имеют детей, их главная особенность - поздний уход из родительского дома, часто после 30 лет. Родители-«одиночки» (6%), как правило, проживают одни до 35 лет и имеют одного ребенка. И наконец, две группы отличаются своими профессиональными особенностями. «Незанятые родители» (6%) являются незанятыми большую часть своей молодости, часто после кратковременного периода полной занятости. Тогда как «родители, оставившие работу на полный рабочий день» (5%), в течение нескольких лет полноценно трудились, а потом выбрали неполную

занятость. И те и другие состоят в браке и имеют детей, но «незанятые родители» раньше покидают отчий дом и создают семью.

Таблица 2

Некоторые характеристики кластеров

Кластеры N % Женщины, % Мужчины, % а*

Супруги с одним ребенком 1564 30,2 25,8 34,7 16,5

Поздно создавшие пару 929 17,9 14,7 21,3 14,4

Супруги с несколькими детьми 729 14,1 13,7 14,5 13,3

Сожительствующие родители 621 12,0 12,6 11,4 19,9

Поздно «вылетевшие из гнезда» 450 8,7 5,7 11,8 11,8

Незанятые родители 323 6,2 12,1 0,2 16,4

Родители-«одиночки» 294 5,7 5,6 5,8 16,7

Родители, оставившие работу на полный рабочий день 266 5,1 9,9 0,3 20,1

Всего 5176 100,0 100,0 100,0

* Б является средним расстоянием до медоида кластера1. Чем меньше расстояние Б, тем более однороден кластер.

Необходимо отметить различия в моделях перехода во взрослую жизнь у мужчин и женщин. Так, кластеры «незанятых родителей» и «родителей, оставивших работу на полный рабочий день», представлены преимущественно женщинами. В то же время «мужскими» в большинстве своем являются следующие группы: «супруг с одним ребенком» (35 против 26%), «поздно создавшие пару» (21 против 15%) или «поздно вылетевшие из гнезда» (12 против 6%). Однако доля мужчин и женщин среди супругов с несколькими детьми, сожительствующих родителей и родителей-«одиночек» примерно одинакова.

Автор проанализировал, как пути взросления связаны с уровнем образования опрошенных (см. табл. 3). Так, респонденты, отложившие создание семьи на более поздний срок («супруги с одним ребенком» и «поздно создавшие пару»), имеют высокий уровень образования: более четверти из них являются обладателями по крайней мере степени бакалавра. Таким образом, длитель-

1 Под медоидом понимается принадлежащий кластеру объект, который является наименее удаленным от других объектов в кластере.

ный период обучения оттянул их вступление в партнерские отношения и рождение детей.

Таблица 3

Распределение кластеров по уровню образования

Кластеры Наличие диплома об образовании, % Всего

Нет диплома Диплом о среднем образовании (high school diploma) и ниже Степень бакалавра и выше

Супруги с одним ребенком 17,8 56,0 26,2 100,0

Поздно создавшие пару 17,4 49,3 33,3 100,0

Супруги с несколькими детьми 29,5 58,9 11,6 100,0

Сожительствующие родители 29,4 57,1 13,5 100,0

Поздно «вылетевшие из гнезда» 38,9 48,6 12,5 100,0

Незанятые родители 50,3 47,7 2,0 100,0

Родители-«одиночки» 19,9 61,9 18,2 100,0

Родители, оставившие работу на полный рабочий день 22,1 54,9 23,0 100,0

Всего 25,0 54,5 20,6 100,0

Кроме того, Робетт с помощью этой же типологии проанализировал происходившие во Франции трансформации моделей взросления (см. табл. 4). В целом, полученные данные четко отразили изменения в структуре семейных отношений (рост числа незарегистрированных сожительств, разводов, родителей-«одино-чек», отсрочка создания семьи), а также массовое присутствие женщин на рынке труда. При сравнении старшей и младшей возрастных групп женщин легко заметить резкое уменьшение числа «незанятых мам». По мнению автора статьи, это говорит о формировании во французском обществе толерантного отношения к женщинам, совмещающим семью и работу.

Используя многомерные траектории - сочетание информации о семейной и профессиональной жизни - и метод оптимального подбора (ОМА), Робетт построил различные типологии жизненных траекторий французских мужчин и женщин, родившихся в

период с 1954 по 1969 г. Проведенный анализ зафиксировал несколько характерных для французского общества тенденций: неоднородность путей взросления, распространение практики сожительства и отсрочку создания семьи для обоих полов. С методологической точки зрения ОМА доказал свою способность предоставлять интересную информацию, даже когда речь идет о многомерных событийных рядах и большом количестве индикаторов.

Таблица 4

Распределение кластеров по полу и возрасту

Кластеры Женщины, % Мужчины, %

19541957 19581961 19621965 19661969 19541957 19581961 19621965 19661969

Супруги с одним ребенком 27,0 26,1 25,2 24,8 38,8 33,8 34,5 32,6

Поздно создавшие пару 11,1 14,3 14,7 18,6 15,2 19,6 23,5 26,1

Супруги с несколькими детьми 19,1 14,2 14,0 7,5 23,6 15,2 10,4 10,8

Сожительствующие родители 7,1 9,3 15,8 18,3 6,1 10,7 13,1 14,6

Поздно «вылетевшие из гнезда» 4,6 6,1 5,5 6,2 12,1 15,0 11,5 7,9

Незанятые родители 16,4 15,5 8,9 7,5 0,4 0,4 0,0 0,0

Родители- «одиночки» 3,0 4,7 7,2 7,3 3,5 5,2 6,3 7,7

Родители, оставившие работу на полный рабочий день 11,7 9,8 8,6 9,8 0,2 0,0 0,7 0,2

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Однако, подчеркивает Робетт, некоторые вопросы по-прежнему остаются открытыми. Например, в данном исследовании внимание уделено тому времени, когда респонденты впервые начинали жить независимо от родителей, оплачивая свое жилье самостоятельно (или с помощью работодателя). Вместе с тем неизвестно, были ли периоды, когда жилье им оплачивали родители, а также не учтены их возможные возвращения в родительскую семью. Кроме того, в исследовании выделена доля тех, кто в возрасте до 35 лет ни разу не испытал определенных событий, как то: независимое от родителей проживание, партнерский союз или роди-

тельство. Возможно, что в данном случае речь идет лишь об отсрочке. С учетом большого процента длительно учащихся и поздно вступающих в брак респондентов было бы неплохо расширить исследование за счет включения в выборку людей старше 35 лет.

Центральное место в исследовании Робетта занимает вопрос адекватного выбора маркеров, характеризующих «переходы» во взрослое состояние. С развитием западного общества традиционные маркеры становятся все менее актуальными. Например, М. Бозон обнаружил, что такие традиционные «обряды взросления», как первое причастие и призыв в армию, в настоящее время заменяются современными обрядами вроде первого сексуального опыта, получения водительских прав и покупки первого автомоби-ля1. Тем не менее несколько исследований на эту тему показывают, что традиционные маркеры по-прежнему «работают»2.

М.А. Ядова

2011.04.017-018. БИЛЕФЕЛЬДСКАЯ ШКОЛА ИССЛЕДОВАНИЙ МОЛОДЕЖИ: НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ. (Сводный реферат).

2011.04.017. MANSEL J. 25 Jahre Jugendforschung in Bielefeld. -Mode of access: www.budrich-jornals.de/index.php/diskurs/article/ view/2900/2435

2011.04.018. FUCHS M., LÜDTKE J. «Methoden der Jugendforschung -angemessene Antworten auf neue Herausforderungen»: Frühjahrstagung 2011 der Sektion Jugendsoziologie // Methoden - Daten - Analysen: Ztschr. für empirische Sozialforschung. - B., 2010. - Jg. 4, H. 1. -S. 67-69.

В сентябре 2009 г. Центр междисциплинарных исследований университета г. Билефельда (ZiF) провел конференцию, посвященную итогам 25-летнего изучения его сотрудниками (социологами, психологами, педагогами и медиками) проблем молодежи. Основ-

1 Bozon M. Des rites de passage aux «premières fois»: Une expérimentation sans fins // Agora. - P., 2002. - N 28. - P. 22-33.

Subjective age identity and the transition to adulthood: When do adolescents become adults? / Shanahan M.J., Porfeli E.J., Mortimer J.T., Erickson L.D. // On the frontier of adulthood: Theory, research, and public policy / Ed. by R.A. Settersten, F.F. Furstenberg, R.G. Rumbaut. - Chicago: Univ. of Chicago press, 2005. - P. 225255.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.