Молодежь Японии и Греции настроена пессимистично как в отношении своего профессионального будущего, так и в отношении будущего своей страны.
Японская молодежь испытывает более сильную неудовлетворенность будущим, чем молодежь Греции, Венгрии и Мексики. Японская молодежь недовольна и общей ситуацией в стране (75%), в то время как 3/4 молодых людей в мире довольны личной судьбой. В Японии доминирует показатель неудовлетворенности - 51% (с. 28). Недовольство японцев также распространяется и на экономическую ситуацию (74%), работу (60%). Только 32% молодежи Японии думают, что устроятся на хорошую работу в будущем (с. 29).
Около 61% японской молодежи недовольны эпохой и временем, в котором они живут, в то время как 59% молодежи мира считают свое время удовлетворительным. Японцы имеют репутацию националистов, но современная молодежь этой страны придает мало значения своей национальной идентичности. Превалирующими настроениями среди японской молодежи являются неудовлетворенность, пессимизм и недоверие. Если 70% опрошенной молодежи мира считают свое будущее многообещающим, то среди японской молодежи этот показатель составляет лишь 43%. Также, если 82% молодежи Китая и 83% Индии считают перспективным будущее своих стран, то в Японии так думают только 24% молодых людей.
Только 35% японцев готовы платить пенсию старшим поколениям. Молодежь Греции демонстрирует такое же отношение к финансированию пенсий своих пенсионеров (с. 29).
В каждой из 25 обследованных стран (за исключением Китая), указывает автор, молодежь выражает уверенность в своем личном профессиональном будущем, которая всегда превосходит уверенность в отношении перспектив страны в целом.
С.Н. Куликова
2013.01.047. АЛЕ К., ПЕШ Т. МОЛОДЕЖЬ И НЕЗАВИСИМОСТЬ: ОТСТАВАНИЕ ФРАНЦУЗОВ.
ALET Cl., PECH Th. Jeunes et indépendence: Les Français en retard // Problèmes écon. - P., 2012. - N 3036. - P. 13-17.
Процессы взросления молодежи, указывают К. Але и Т. Пеш, протекают неодинаково в разных странах.
Так, в Дании молодые люди учатся быть самостоятельными и независимыми до того, как получат диплом. В Великобритании молодежь очень рано выходит на рынок труда, что связано с необходимостью оплачивать обучение. В средиземноморских странах совместное проживание с родителями сохраняется до тех пор, пока не возникают все условия, которые считаются необходимыми для того, чтобы покинуть родительский дом: стабильная занятость, вступление в брак и по возможности приобретение жилья. Во Франции часто родители оплачивают обучение своих детей, ставя перед ними цель получить образование как можно скорее. Социальная модель, существующая во Франции, мало стимулирует французскую молодежь к работе до или во время обучения.
Сравнивая положение, сложившееся в различных странах Европы, авторы указывают, что молодежь в Европе сталкивается с одними и теми же проблемами. Везде происходит удлинение срока обучения и удлинение времени поиска рабочего места. Во всех странах (за исключением Германии) в 2006 г. доля дипломированных специалистов в возрастной когорте 25-34-летних была выше, чем среди 45-54-летних. Во Франции отмечается самый высокий уровень этого показателя: 19% среди 45-54-летних и 41% среди 25-34-летних (с. 13). В настоящее время молодежь Франции - самая образованная в Европе.
Молодежь европейских стран сталкивается с ухудшением условий выхода на рынок труда. Положение французской молодежи в этой области - не самое худшее. В 2010 г. уровень безработицы среди французской молодежи составил 24%, тогда как в среднем по ЕС этот показатель равнялся 20,7%. Безработица среди молодых людей Швеции составляет 12,8%, Великобритании - 11,4; Ирландии - 11,3 и Финляндии - 10,9% (с. 13).
Молодые европейцы по-разному переживают происходящие изменения. В Скандинавских странах молодежь особенно активно ищет свое место в жизни, меняет работу и учебные заведения. Тем не менее молодежь в этих странах рано становится самостоятельной благодаря государственному финансированию обучения и обеспечению минимального дохода лицам, достигшим 18 лет.
Во Франции молодежь стремится как можно быстрее получить образование. Эта логика социальной интеграции определяет судьбу индивидов и нацеливает их на конкуренцию. Молодые
французы в меньшей степени, чем молодежь соседних стран, ориентированы на то, чтобы получить профессиональный опыт и стать независимыми при одновременном продолжении своей учебы. Французская модель, которая состоит в том, чтобы сначала получить образование, а затем начать работать, способствует сохранению тесной зависимости от семьи и в конечном итоге выходу на рынок труда молодых людей, не имеющих никакого профессионального опыта. Несмотря на предпринятые усилия властей, ситуация в этой области не меняется.
В других странах студенты чаще совмещают учебу и работу. Это касается почти 40% лиц моложе 25 лет в Нидерландах и Дании, тогда как во Франции данный показатель составляет всего 7% (с. 15). В Германии система профессионального обучения охватывает 1,6 млн. человек в возрасте 15-29 лет, во Франции таковых лишь 600 тыс.
Однако сравнения с другими странами показывают высокую трудозатратность французского образования, которая не позволяет совмещать учебу с работой. Во Франции необходимо выбирать -либо учиться, либо работать. Другое дело в Великобритании, где молодежь в возрасте 15-19 лет тратит на учебу в год на 200 часов меньше, чем молодежь Франции.
Политика, проводимая властями Франции в отношении молодежи, часто рассматривает молодых людей как несовершеннолетних. В то время как в других странах (например, в Скандинавских странах) власти оказывают поддержку своей молодежи путем обеспечения минимального дохода. Во Франции социальные трансферты в большинстве случаев осуществляются непосредственно семьям. В целом они охватывают более ограниченный контингент, чем в Скандинавских странах, в Великобритании и Германии.
Основной упор в государственной политике Франции делается на оказании помощи семьям. Пособия выплачиваются семьям, имеющим детей до 20-летнего возраста. Кроме того, имеются определенные налоговые льготы для лиц до 25 лет, которые проживают вместе с родителями.
Для исправления сложившейся ситуации во Франции авторы предлагают признать, что молодые люди являются полноправными гражданами, и оказывать им государственную помощь.
С.Н. Куликова