2008.02.046. САЛТО Л. ВЛИЯНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА ПОТРЕБЛЕНИЕ.
SALTO L. La demographie a aussi un impact sur la consommation // Problèmes econ. - P., 2007. - N 2925. - P. 18-22.
На примере Франции автор анализирует, как изменение демографической структуры населения воздействует на потребление. По мере увеличения количества семей и их размера растут потребности в жилье. Увеличение средней продолжительности жизни способствует созданию или увеличению рынков, связанных с проведением досуга, таких как садоводство или рукоделие. Прочие демографические изменения (увеличение численности населения, живущего на окраинах больших городов, старение населения и т.д.) оказывают непосредственное влияние на спрос на услуги крупных сетей распределения. Демография и покупательная способность являются двумя факторами, определяющими потребление.
Рассматривая влияние динамики численности населения, автор указывает, что население Франции продолжает увеличиваться, при этом его доля в мировом населении сокращается.
На 1 января 2006 г. население Франции составляло 62,9 млн. человек, и Франция занимала по данному показателю второе место в ЕС-25 после Германии (82,5 млн. человек), опережая Великобританию (60,4 млн.) и Италию (58,8 млн.) (с. 18). Для Франции характерна положительная динамика среднего уровня плодовитости, который достиг 1,94 рождений на одну женщину (против 1,75 в 1996 г.) при среднем показателе для ЕС, равном 1,50 рождений детей. Более высокий показатель отмечается только в Ирландии. Другим фактором естественного увеличения численности французского населения является удлинение средней продолжительности жизни. Сохранение этой тенденции позволило изменить прогнозы относительно численности населения Франции, которое, по прогнозам, в 2050 г. превысит 70 млн. человек (с. 18).
Демографические прогнозы для Европы в целом менее оптимистичны. В рамках ЕС-25 Франция является исключением наряду с Финляндией, Люксембургом и Данией, где население также росло за счет естественного положительного сальдо, превышающего положительное миграционное сальдо.
Мировое население в 2005 г. достигло 6,5 млрд. человек, увеличившись за десятилетие на 1 млрд. По прогнозам ООН, к 2050 г. население мира возрастет еще на треть и составит 9 млрд. человек. При этом 95% прироста мирового населения произойдет за счет РС. Концентрация населения в городах достигнет небывалых масштабов, что приведет к обострению проблемы управляемости процессом урбанизации. Конурбации и мегаполисы превратятся в своего рода страны внутри национальных государств. В 2015 г. более половины мирового населения будет жить в городах.
Такое увеличение мирового населения вызовет массовый рост потребностей в продовольствии и энергии. Усугубятся проблемы, связанные с состоянием окружающей среды, засухами, опустынива-ем земель, парниковым эффектом, нехваткой питьевой воды.
Анализируя структуру семей Франции, автор приходит к заключению, что рост их численности будет обусловлен сокращением их среднего размера, увеличением численности неполных семей и одиноких людей. Сейчас каждая третья семья состоит из одного человека. В 2004 г. таких семей было 8,1 млн., к 2015 г. их число увеличится до 9,5 млн. и к 2025 г. - до 10,4 млн. (с. 19). Тем не менее по сравнению с другими европейскими странами Франция в наименьшей степени затронута ростом числа одиноких людей. Тенденция к одиночеству особенно распространена в Скандинавских странах.
Наряду с ростом численности населения и изменением его структуры важным демографическим фактором является старение населения. На 1 января 2006 г. во Франции насчитывалось 20,7% лиц в возрасте 60 лет и старше против 19% в 1990 г. и 17% в 1980 г. В настоящее время среди французских пенсионеров наметилась новая тенденция: следуя примеру англичан и японцев, они все чаще стали переезжать на жительство в другие, более теплые и дешевые страны. Так, в Марокко сейчас проживает около 36 тыс. французов. Лаос также начинает привлекать французских пенсионеров. Вероятно, данная тенденция будет развиваться и дальше.
На граждан моложе 20 лет приходится четверть населения Франции, но их доля постепенно снижается, так как закончилось влияние фактора увеличения рождаемости в послевоенный период.
Рассматривая прогнозы до 2050 г., автор указывает, что старение населения Франции будет продолжаться. В 2050 г. 22,3 млн.
человек будут находиться в возрасте 60 лет и старше, т.е. на 84% больше, чем в 2000 г. Они составят 31,9% общей численности населения страны против 20,6% в 2000 г., когда их насчитывалось 12,1 млн. человек (с. 20). Франция вновь становится старой страной, какой она была не так давно. Это окажет определенное влияние на общее умственное развитие, так как очевидно, что старое общество отличается от молодого.
Экономические последствия старения легко представить. Темпы экономического роста снизятся с 2,25% в настоящее время до 1,75% в 2015 г. Возрастут расходы на здравоохранение и пенсионную систему. Показатель экономической зависимости (т.е. отношение численности лиц старше 60 лет к численности экономически активных граждан, осуществляющих пенсионные отчисления) значительно возрастет. Но все же положение Франции в этом отношении лучше, чем других стран Европы. К 2025 г. в Германии, Греции, Италии и Португалии уровень экономической зависимости возрастет вдвое.
Рассматривая последствия старения населения для рынка занятости, автор указывает, что достижение 60-летнего рубежа представителями поколения бэби-бума и их массовый выход на пенсию окажет сильное влияние на численность экономически активного населения страны. По оценкам, увеличение численности уходящих на пенсию работников дополнительно на 150 тыс. ежегодно в течение 30 ближайших лет позволит значительно снизить безработицу. Но некоторые исследователи считают, что выход на пенсию значительного числа работников не приведет к эквивалентному увеличению занятости. В любом случае должно произойти снижение экономически активного населения с 27 млн. в 2006 г. до 26,3 млн. в 2020 г. и 24,3 млн. в 2050 г. (с. 21).
Эксперты считают возможным удлинение срока профессиональной деятельности. Этому способствуют в совокупности следующие факторы, отмечающиеся в нескольких странах Европы: увеличение средней продолжительности жизни, изменение позиции предпринимателей в условиях дефицита работников определенных специальностей, многочисленные инициативы в поддержку трудовой активности лиц старших поколений, необходимость поддержания определенного уровня жизни, финансирование социальных программ.
Расширение трудовой деятельности старшего поколения обусловлено тем, что в настоящее время уровень занятости в этой группе населения Франции на 15 процентных пунктов ниже, чем в среднем в странах - членах ОЭСР.
В настоящее время происходит изменение занятости в течение жизненного цикла (включающего три этапа - молодость и получение образования, взрослый возраст и трудовая деятельность, старость и отдых) и появление новой модели, предполагающей увеличение разнообразия видов деятельности в любом возрасте и множественности «социального времени» (личное время, время для семейной жизни, досуга, образования). С изменением существующей модели занятости встает проблема управления различными видами «социального времени»: согласованием времени досуга одних со временем работы других, установлением времени работы торговых предприятий, транспорта и т.д. Здесь открываются новые перспективы для развития сферы оказания индивидуальных услуг, туризма, медицинской помощи на дому, транспортных перевозок и т.д.
Поколение бэби-бума, подчеркивает автор, характеризуется другими предпочтениями в области потребления, чем его предшественники. Его представители имеют более высокий уровень покупательной способности, более длинную продолжительность жизни, что побуждает их пользоваться всеми возможностями в полной мере, и они это делают. Их потребительские запросы способствуют развитию таких рынков, как, например, рынок медицинских и косметических услуг, направленных на борьбу со старением и его внешними проявлениями, рынки бытовой техники, досуга, рукоделия, садоводства, кулинарии, спорта. Подсчитано, что время на занятия спортом возрастет в 7-15 раз среди лиц 60 лет и старше.
Все вышесказанное предполагает развитие производства товаров потребления для лиц старшего возраста, которое до недавнего времени было сконцентрировано исключительно на удовлетворении потребностей молодежи. В частности, предполагается расширять специальные услуги для пожилых лиц, такие как транспортные услуги для поездок в магазины, индивидуальное обслуживание в месте продажи, сопровождение к парковке, доставка на дом покупок, обеспечение усиленной защиты для наиболее уязвимых лиц и т. д.
С.Н. Куликова