Научная статья на тему '2010.03.053. КАРОН ДЖ., КОСТЕЛЛО Д. ЕВРОПА ДОЛЖНА ПОДГОТОВИТЬСЯ К СТАРЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ. CARONE G., COSTELLO D. L`EUROPE DOIT SE PRéPARER AU VIEILLISSEMENT DE LA POPULATION // PROBLèMES éCON. - P., 2009. - N 2982. - P. 56-60'

2010.03.053. КАРОН ДЖ., КОСТЕЛЛО Д. ЕВРОПА ДОЛЖНА ПОДГОТОВИТЬСЯ К СТАРЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ. CARONE G., COSTELLO D. L`EUROPE DOIT SE PRéPARER AU VIEILLISSEMENT DE LA POPULATION // PROBLèMES éCON. - P., 2009. - N 2982. - P. 56-60 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
68
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ЕС СТРАНЫ / ЗАНЯТОСТЬ ЕС СТРАНЫ / СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010.03.053. КАРОН ДЖ., КОСТЕЛЛО Д. ЕВРОПА ДОЛЖНА ПОДГОТОВИТЬСЯ К СТАРЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ. CARONE G., COSTELLO D. L`EUROPE DOIT SE PRéPARER AU VIEILLISSEMENT DE LA POPULATION // PROBLèMES éCON. - P., 2009. - N 2982. - P. 56-60»

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО И ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2010.03.053. КАРОН Дж., КОСТЕЛЛО Д. ЕВРОПА ДОЛЖНА ПОДГОТОВИТЬСЯ К СТАРЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ. CARONE G., COSTELLO D. L'Europe doit se préparer au vieillissement de la population // Problèmes écon. - P., 2009. - N 2982. -P. 56-60.

В докладе, подготовленном Европейской комиссией, рассматривается влияние старения населения в европейских странах на экономику и государственные финансы.

В настоящее время старению населения способствуют несколько факторов: падение уровня плодовитости (рождаемости на одну женщину) ниже уровня замещения поколений; сокращение иммиграционных потоков; выход на пенсию поколений бэби-бума; увеличение средней продолжительности жизни на восемь лет начиная с 1960 г.

Во всех странах - членах ЕС уровень плодовитости находится ниже уровня замещения, при котором обеспечивается стабильность численности и возрастной структуры населения. Для ЕС-25, по прогнозу, ожидается повышение уровня плодовитости с 1,5 в 2004 г. до 1,6 в 2030 г., затем данный показатель останется неизменным вплоть до 2050 г.

Недавнее сокращение плодовитости последовало за послевоенным демографическим взрывом (бэби-бумом): постепенный выход на пенсию поколений бэби-бума приведет к временному увеличению, которое растянется на несколько десятилетий, уровня демографической нагрузки. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, возросшая с 1960 г., должна еще увеличиться на 6,3 года для мужчин и 5,1 года для женщин до 2050 г.. Иммиграционные потоки сократятся с 1,3 млн. человек в 2004 г. до 800 тыс. в 2015 г. Однако приток мигрантов, который в целом за период до

2050 г. достигнет 40 млн. человек, не сможет стабилизировать возрастную структуру населения (с. 57).

В 2050 г. численность населения ЕС-25 будет немного ниже, чем в настоящее время, но население значительно постареет. Так, за период с 2004 по 2050 г. численность молодежи (в возрасте до 14 лет) должна сократиться на 18% во всех странах - членах ЕС. Население в трудоспособном возрасте (15-64 года) уменьшится на 48 млн. человек (т.е. на 16%), в то время как численность лиц старше 65 лет сильно возрастет - на 58 млн. человек, т.е. на 77%. Причем численность лиц старше 80 лет увеличится в еще большей степени - на 32 млн. человек, т.е. на 174%. В таком контексте уровень демографической нагрузки должен повыситься вдвое - до 53,6% к 2050 г. В ЕС на одного пожилого гражданина будет приходиться два экономически активных работника вместо четырех в настоящее время (с. 57).

Старение населения окажет значительное влияние на занятость. В целом в ЕС прогнозируется рост уровня занятости с 63% в 2004 г. до 67% в 2010 г. и до 70% в 2020 г. Это станет результатом прежде всего повышения уровня занятости женщин, которая должна достигнуть почти 65% в 2025 г. против 55% в 2004 г. Рост занятости женщин объясняется постепенным замещением пожилых женщин более молодыми, имеющими более высокий уровень образования. Кроме этого, также должен значительно возрасти уровень занятости пожилых трудящихся (55-64 года) - с 40% в 2004 г. до 59% в 2025 г. - в связи с политикой сдерживания досрочного выхода на пенсию и благодаря позитивным последствиям предпринятых реформ.

По прогнозам, изменение занятости в ЕС будет происходить следующим образом. До 2011 г. общая численность экономически активного населения и общий уровень занятости будут расти. Между 2012 и 2017 гг. повышение уровня занятости уравновесит ожидаемое сокращение численности экономически активного населения в связи с выходом на пенсию поколения бэби-бума. После 2018 г. увеличение уровня занятости женщин будет исчерпано, и в отсутствие новых реформ в сфере пенсионного обеспечения уровень занятости пожилых работников должен стабилизироваться. После увеличения численности экономически активного населения на 20 млн. человек за период с 2004 до 2017 г. ожидается ее сокраще-

ние приблизительно на 30 млн. человек к 2050 г. Таким образом, за весь период с 2004 по 2050 г. этот показатель уменьшится на 10 млн. человек (с. 57).

За период с 2004 по 2010 г. в ЕС-25 среднегодовой рост ВВП должен понизиться на 2,4%, а за 2031-2050 гг. - только на 1,2%. В 10 странах - новых членов ЕС спад будет более значительным отчасти из-за менее благоприятных демографических перспектив. Источники роста претерпят радикальные изменения. Положение в области занятости будет оказывать благоприятное воздействие до 2010 г., нейтральное - в 2011-2030 гг., а в дальнейшем оно окажется негативным. С течением времени производительность труда должна стать основным источником роста.

С 2004 по 2050 г. в связи со старением населения в странах -членах ЕС значительно возрастут пенсионные расходы, причем в отдельных странах в разной степени - от 5,9 процентных пункта от ВВП Польши до 12,9 процентных пункта на Кипре (с. 58).

Повышение уровня демографической нагрузки приведет до 2050 г. к увеличению государственных расходов в странах - членах ЕС примерно на два процентных пункта ВВП. Недемографические факторы также окажут свое влияние. Так, может ускориться рост расходов на здравоохранение (соответственно повысится их доля от ВВП), если увеличится спрос на медицинские услуги, в том числе на медицинские услуг более высокого качества.

Влияние старение населения на увеличение государственных расходов, предназначенных для оказания долговременной, постоянной помощи пожилым гражданам, может оказаться более сильным, чем на увеличение медицинских расходов в целом. Действительно, по мере старения населения резко возрастают расходы на здоровье и уход за пожилыми людьми, особенно за теми, кто старше 80 лет. Согласно прогнозам, к 2050 г. численность пожилых граждан, которые не могут обходиться без посторонней помощи, в странах - членах ЕС-25 должна удвоиться, достигнув 13,5 млн. человек (с. 59).

С 2004 по 2050 г. только из-за старения населения государственные расходы на оказание долговременной помощи пожилым гражданам должны возрасти от 0,1% ВВП в Польше до 2,4% в Швеции. Этот разрыв демонстрирует разницу в подходах к оказа-

нию помощи и финансированию профессионального ухода за пожилыми гражданами.

В целом прогнозы до 2050 г. показывают, что старение населения должно вызвать рост государственных расходов в большинстве стран ЕС. В ЕС-15 и в зоне евро в целом расходы на пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и долговременный уход за пожилыми гражданами до 2050 г. должны возрасти на 4 процентных пункта ВВП. Влияние старения населения на госбюджет начнет проявляться с 2010 г. Однако наибольший рост расходов ожидается в 2020-2040 гг. (с. 59).

Старение населения будет иметь значительные последствия для занятости, экономического роста и государственных расходов в ЕС. В этой связи даются следующие рекомендации.

Во-первых, прогнозы подтверждают правильность стратегии экономической политики ЕС, утвержденной в Лиссабонской программе (2000). Эта стратегия направлена на увеличение использования рабочей силы с упором на привлечении к труду пожилых работников и удлинении сроков экономически активной жизни, а также стимулирование роста производительности труда.

Во-вторых, реформы систем пенсионного обеспечения представляются эффективными, что подтверждается недавним ростом уровня занятости пожилых работников во многих странах ЕС, а также сравнением прогнозов, касающихся пенсий и сделанных в разные годы. Так, прогнозы 2001 г., в отличие от последних прогнозов, предполагали более слабый рост пенсионных расходов в странах, осуществивших реформы, - Германии, Франции и Австрии.

В-третьих, системы социальной помощи и социального страхования должны быть сформированы таким образом, чтобы они оставались пригодными, несмотря на экономические и демографические потрясения. Последние меры, принятые в странах ЕС с целью связать права на получение пенсии с будущими изменениями ожидаемой продолжительности жизни, являются интересной инициативой и могут помочь избежать повторных пенсионных реформ.

Наконец, старение населения может вызвать трудности в области предоставления медицинских услуг и долговременного ухода. Чтобы контролировать управление общественными расходами, глобальная стратегия государств - членов ЕС в сфере здравоохра-

нения должна включать меры по снижению затрат (ограничение объемов, цен и заработных плат, а также бюджетных потолков). Однако ее эффективность может со временем снизиться. Поэтому важно предпринимать меры, направленные на повышение эффективности расходов, рациональное использование ресурсов и эффективное управление достижениями технологического прогресса.

С.Н. Куликова

2010.03.054. КЛЕРК Д. КОГДА РАБОТА ДЕЛАЕТ БЕДНЫМ. CLERC D. Quand le travail rend pauvre // Alternatives écon. - P., 2009. -N 282. - P. 36-38.

В 2006 г. во Франции, указывает французский исследователь, насчитывалось 7,9 млн. человек, уровень жизни которых был ниже порога бедности, определенного в ЕС как 60% медианного уровня жизни1 (с. 37).

В настоящее время медианный уровень жизни за вычетом налогов и полученных пособий составляет 880 евро в месяц на одного человека, 1320 евро на супружескую пару, 1820 евро на семью с двумя детьми. Количество бедняков оценивается приблизительно в 8 млн. человек (с. 37).

В рассматриваемой группе населения молодые люди в возрасте до 30 лет составляют большинство - 49%, в то время как среди всего населения Франции на долю этой возрастной категории приходится 36%. У ребенка из бедной семьи больше шансов остаться бедным, достигнув взрослого возраста. Лиц пожилого возраста среди бедняков немного - всего 15%, тогда как их доля в общей численности населения Франции составляет 21%. Таким образом, с начала 1980-х годов наблюдается значительное изменение «лица бедности»: группа бедных людей помолодела. За последнее десятилетие доля лиц моложе 18 лет среди бедняков возросла на 3 процентных пункта.

Оказаться в группе бедного населения наибольшие шансы имеют одинокие граждане, члены неполных семей (дети, имеющие только одного родителя) и члены многодетных семей. Доля этих групп населения среди бедняков превышает их долю в общей чис-

1 Медианный (серединный) уровень жизни - это уровень, при котором половина хозяйств имеет более высокий уровень жизни, а вторая половина - более низкий уровень жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.