Научная статья на тему '2016. 02. 052. Барселлос С. , Джейкобсон М. Программа «Медикэр» и рост расходов на медицину в США. Barcellos S. , Jacobson M. The effects of Medicare on medical expenditure risk and financial strain // American Economic Journal: Economic policy. - 2015, 7(4). - p. 41-70. - Mode of access: http://dx. Doi. Org/10. 1257/pol. 20140262'

2016. 02. 052. Барселлос С. , Джейкобсон М. Программа «Медикэр» и рост расходов на медицину в США. Barcellos S. , Jacobson M. The effects of Medicare on medical expenditure risk and financial strain // American Economic Journal: Economic policy. - 2015, 7(4). - p. 41-70. - Mode of access: http://dx. Doi. Org/10. 1257/pol. 20140262 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
60
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ПРОГРАММА "МЕДИКЭР" / МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 02. 052. Барселлос С. , Джейкобсон М. Программа «Медикэр» и рост расходов на медицину в США. Barcellos S. , Jacobson M. The effects of Medicare on medical expenditure risk and financial strain // American Economic Journal: Economic policy. - 2015, 7(4). - p. 41-70. - Mode of access: http://dx. Doi. Org/10. 1257/pol. 20140262»

60% итальянцев в возрасте 50-64 лет отметили, что хотя бы один их взрослый ребенок проживает с ними. Среди американцев и немцев таких людей гораздо меньше - соответственно 30 и 27%.

70% итальянцев (против 46% американцев и 32% немцев) по крайней мере один раз в день находятся в контакте со своими взрослыми детьми. Среди американцев больше, чем среди немцев и итальянцев, тех, кто общается со своими взрослыми детьми один раз или более в месяц (в основном через электронную почту, Facebook или другие социальные сети).

Б.Г. Ивановский

2016.02.052. БАРСЕЛЛОС С., ДЖЕЙКОБСОН М. ПРОГРАММА «МЕДИКЭР» И РОСТ РАСХОДОВ НА МЕДИЦИНУ В США. BARCELLOS S., JACOBSON M. The effects of Medicare on medical expenditure risk and financial strain // American Economic Journal: Economic Policy. - 2015, 7(4). - P. 41-70. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1257/pol.20140262

Ключевые слова: США; здравоохранение; программа «Меди-кэр»; медицинское страхование; пенсионное обеспечение.

С. Барселлос и М. Джейкобсон утверждают, что государственная программа медицинского обеспечения пенсионеров «Меди-кэр» предоставляет американским пенсионерам надежную защиту от роста медицинских расходов. При достижении 65 лет, когда человек получает право пользоваться этой программой, его «расходы из кармана» (out of pocket expenses) на здравоохранение снижаются в среднем на 33%. Финансовые проблемы в связи с оплатой медицинских счетов возникают реже, сокращается частота контактов с коллекторскими агентствами. По подсчетам американских экономистов, выгода от снижения «расходов из кармана» составляет около 18% от общих социальных затрат на финансирование «Ме-дикэр».

Другая актуальная проблема для американского здравоохранения - инициированное США соглашение по Транстихоокеанскому партнерству, предусматривающее создание зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Соглашением очень недовольны фармацевты, которым, несмотря на все лоббистские

усилия, не удалось обеспечить патентной защиты лекарств на мировых рынках в течение 12 лет.

Основная цель медицинского страхования заключается в том, чтобы защитить население от непредвиденных значительных расходов на лечение. Такая защита особенно важна для пенсионеров, поскольку половина всех их затрат в течение жизни на медицинское обслуживание приходится на период после выхода на пенсию в 65 лет. Расчеты показывают, что в 2009 г. у среднестатистической семьи, члены которой достигли 65 лет, вероятность того, что ее медицинские расходы в течение жизни превысят 310 тыс. долл., составляла 5% (с. 41).

Авторы обращают внимание на то, что основная часть литературы по медицинскому страхованию сконцентрирована на изучении его влияния на состояние здоровья людей, в то время как вопрос о воздействии программы «Медикэр» на финансовые риски, которым подвержены страхователи, почти не изучался. В своем исследовании С. Барселлос и М. Джэкобсон оценивают риски медицинских расходов и финансовые риски для двух групп населения -в возрасте 50-64 и 65-80 лет. Используя данные панельного опроса, посвященного медицинским расходам (Medical expenditure panel survey) за 1996-2010 гг., они приходят к выводу о том, что за вышеуказанный период «расходы из кармана» на медицинское обслуживание после выхода на пенсию и получение страхования по программе «Медикэр» у обследованных граждан снизились на 20%, что составило 209 долл. (с. 43).

При оценке влияние «Медикэр» на финансовые риски, указывают авторы, следует учитывать тот факт, что часть людей могут откладывать лечение заболеваний в ожидании 65-летнего возраста, когда появляется возможность пользоваться программой «Меди-кэр». В таких случаях нельзя приписывать снижение «расходов из кармана» исключительно фактору присоединения к «Медикэр». Следует учитывать также такой фактор, как более низкие (примерно на 35%) ставки оплаты медицинских услуг по программе «Ме-дикэр» по сравнению с частными страховыми полисами. Из-за этого врачи предпочитают обслуживать людей с не государственными, а с частными полисами медицинского страхования.

Присоединение к «Медикэр» снижает вероятность проблем с оплатой медицинских счетов на 35%, контактов с коллекторским

агентством на 28% и заимствования средств для оплаты медицинских счетов на 35%. Как свидетельствуют статистические данные за 2007-2010 гг., когда люди переходят из возрастной категории до 65 лет в возрастную категорию старше 65 лет, доля застрахованных среди них благодаря «Медикэр» возрастает с 87 до 99% (с. 51). Среднестатистические показатели за 1996-2010 гг. показывают, что после этого перехода общие расходы на медицинское обслуживание у пенсионеров сокращаются на 850 долл. (14%) (с. 53).

Еще один важный факт в связи достижением 65-летнего возраста, который отмечают авторы, - это снижение доли людей, чьи «расходы из кармана» на медицинское обслуживание превышают их доход с 7,4 до 3,4%. При сравнении двух периодов 1996-2010 и 2007-2010 гг. выявило также снижения на 41% «расходов из кармана», вызванное включением в 2006 г. в программу «Медикэр» части Д, которая предусматривает страхование расходов на лекарства.

Влияние «Медикэр» на медицинские расходы пенсионеров варьируется в зависимости от их социально-экономического положения. Наибольший эффект эта программа имеет для лиц, не имеющих полного школьного образования. В этой категории американцев процент застрахованных самый низкий. Напротив, чем выше образовательный уровень человека, тем больше вероятность того, что после 65 лет у него будет несколько полисов медицинского страхования. При этом наиболее существенное снижение «расходов из кармана» на медицинские услуги получают самые образованные американцы, тогда как наиболее существенное снижение финансовых рисков - американцы с самым низким уровнем образования. В частности, в возрасте 65 лет «расходы из кармана» на медицинские услуги уменьшаются на треть (325-378 долл.) у лиц с общей продолжительностью получения образования 12 лет и более. У лиц с общей продолжительностью получения образования менее 12 лет «расходы из кармана» на медицинские услуги уменьшаются лишь на 4% (29 долл.). Напротив, вероятность возникновения проблем с оплатой медицинских счетов снижается на 58% для малообразованных пенсионеров, но лишь на 19% для самых образованных (с. 61).

Данные различия могут объясняться тем, что пенсионеры с низким уровнем образования (как правило, это малообеспеченные

американцы) откладывают лечение заболеваний в ожидании 65-летнего возраста, когда они получают право пользоваться «Меди-кэр». Снижение «расходов из кармана» на медицинское обслуживание также наблюдается у тех людей, кто до выхода на пенсию в возрасте 65 лет имел полис медицинского страхования. У лиц, не имевших страховки до 65 лет, статистически значимого снижения «расходов из кармана» на медицинское обслуживание не наблюдается. Такие различия, очевидно, объясняются тем, что лица, ранее не имевшие страховки, начинают активно пользоваться «Медикэр» по достижению 65-летнего возраста.

По расчетам Бюджетного управления Конгресса США, увеличение возраста, с которого граждане получают право пользоваться «Медикэр» на 1 год (с 65 до 66 лет), позволит экономить 21 млрд долл. в год, что составляет 5,8 тыс. на одного бенефициара. По оценкам американских экономистов, «Медикэр» тратит на одного пациента в среднем 1,7 тыс. долл. в год (с. 66).

Ряд политиков предлагают для экономии расходов федерального бюджета повысить возраст, при котором пожилые люди получают право пользоваться «Медикэр». Если такое изменение будет принято, полагают С. Барселлос и М. Джэйкобсон, то лица в возрасте 65-66 лет, которые потеряют право на медицинское обслуживание от государства, столкнутся с ростом «расходов из кармана» на свое медицинское обеспечение и это вызовет увеличение финансовых рисков. У наиболее обеспеченных граждан эти расходы увеличатся на несколько тысяч долларов в год. Для тех, кто столкнется с повышенными финансовыми рисками, потребуются большие затраты на лечение в последующие годы, что скажется на стоимости программы «Медикэр». Иными словами, ситуация, когда люди откладывают лечение хронических заболеваний до момента достижения 65 лет, только усугубится. Люди продолжат откладывать лечение, заболевания будут принимать все более тяжелый характер, и в итоге это приведет к росту стоимости их лечения впоследствии.

Закон 2010 г. «О защите пациентов и доступном здравоохранении» может смягчить негативный эффект от повышения возраста выхода на пенсию. Однако решение ряда крупных республиканских штатов (Техас, Луизиана, Флорида) отказаться от расширения программы медицинского страхования малоимущих американцев

«Медикейд» может снизить позитивный эффект реформы здравоохранения Б. Обамы. Хотя доля незастрахованных снизилась в результате реформы на 9 млн человек (благодаря расширению «Медикейд», созданию регулируемых государством рынков медицинского страхования, участники которых имеют право на получение субсидии на оплату частного полиса медицинского страхования), незастрахованные американцы в мае 2014 г. все еще составляли 13% населения. В вышеупомянутых трех штатах более 15% населения остаются без медицинских полисов (с. 68). Как закон 2010 г. «О защите пациентов и доступном здравоохранении» повлияет на финансовые последствия повышения возраста выхода на пенсию, зависит не только от того, в какой степени он будет эффективен в снижении доли незастрахованных людей, но и от степени «щедрости» медицинских полисов, предлагаемых в рамках регулируемых государством рынков медицинского страхования. Если люди в возрасте 65-66 лет, которые не имеют права на получение медицинских услуг по «Медикейд», не способны купить частный полис медицинского страхования или могут купить только полис с существенно меньшим набором услуг, чем тот, который предлагает «Медикэр», то увеличение возраста выхода на пенсию существенно увеличит их финансовые риски, связанные с оплатой счетов за медицинские услуги.

С. С. Костяев

2016.02.053. КЕЙС А., ДИТОН Э. ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ И СМЕРТНОСТЬ НЕИСПАНОЯЗЫЧНЫХ АМЕРИКАНЦЕВ-ЕВРОПЕОИДОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В XXI в.

CASE A., DEATON A. Rising morbidity and mortality in midlife among white non-Hispanic Americans in the 21st century // PNAS. -2015. - Vol. 112, N 49. - P. 15078-15083. - Mode of access: http://www.pnas. org/content/112/49/15078.full.pdf

Ключевые слова: неиспаноязычные американцы-европеоиды; средний возраст; смертность; заболеваемость.

Авторы, лауреат Нобелевской премии по экономике 2015 г. Э. Дитон и его коллега по Школе общественных и международных отношений им. Вудро Вильсона и Принстонскому университету А. Кейс, анализируют причины роста смертности в среднем возрас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.