Научная статья на тему '2016. 02. 012. Ру Т. Политика принципов. Первый Южно-Африканский Конституционный суд, 1995-2005. Roux T. The Politics of principle: The first South African constitutional Court, 1995-2005. - Cambridge: Cambridge Univ.. Press, 2013. - 452 p'

2016. 02. 012. Ру Т. Политика принципов. Первый Южно-Африканский Конституционный суд, 1995-2005. Roux T. The Politics of principle: The first South African constitutional Court, 1995-2005. - Cambridge: Cambridge Univ.. Press, 2013. - 452 p Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
139
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНО-АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД ЮАР / "ЧАСКАЛСОН СУД" / СУДЕБНАЯ ПОЛИТИКА / НОРМАТИВИСТСКО-ПОЗИТИВИСТСКИЙ АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОРМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 02. 012. Ру Т. Политика принципов. Первый Южно-Африканский Конституционный суд, 1995-2005. Roux T. The Politics of principle: The first South African constitutional Court, 1995-2005. - Cambridge: Cambridge Univ.. Press, 2013. - 452 p»

Сборник включает 34 статьи, посвященные непосредственно конституционному правосудию, в которых авторы рассматривают особенности и перспективы совершенствования конституционного (уставного) правосудия в субъектах РФ на примере Конституционного суда Республики Татарстан; вопросы толкования норм Конституции РТ органами конституционного правосудия; роль Конституционного суда РТ в защите экономических прав граждан; проблемы реализации права на судебную защиту в форме конституционного судопроизводства и др.

Список литературы

1. Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства: Сб. науч. тр. - Казань: Офсет-сервис, 2015. - 284 с.

2. Бондарь Н.С. Судебный конституционный контроль: Доктрина и практика: монография. - 2-е изд., перераб. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. - 528 с.

3. Демидов В.Н. Конституционная (уставная) юстиция субъектов Российской Федерации как институт защиты прав и свобод человека и гражданина / Под ред. докт. юрид. наук, проф. Б.С. Эбзеева. - Казань: Идел-Пресс, 2015. - 480 с.

4. Клишас А.А. Конституционный контроль и конституционное правосудие зарубежных стран: Сравнительно-правовое исследование / Под общ. ред. проф. В.В. Еремяна. - 2-е изд., доп. - М.: Междунар. отношения, 2015. -560 с.

5. Конституционный совет Франции на современном этапе: Пять лет институту «Приоритетный вопрос о конституционности»: Сб. ст. / Сост. С.Д. Князев, А.В. Антонов. - М.: Юрист, 2015. - 267 с.

6. Малюшин А. А. Конституционно-судебное правотворчество в Российской Федерации: Проблемы теории и практики. - М.: Юрист, 2015. - 450 с.

7. Остапович И. Ю. Судебный конституционный контроль и нормотворчество. -М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. - 230 с.

Е.В. Алферова

2016.02.012. РУ Т. ПОЛИТИКА ПРИНЦИПОВ. ПЕРВЫЙ ЮЖНОАФРИКАНСКИЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД, 1995-2005. ROUX T. The politics of principle: The first South African Constitutional Court, 1995-2005. - Cambridge: Cambridge univ. press, 2013. -452 p.

Ключевые слова: Южно-Африканская Республика; судебная власть; Конституционный суд ЮАР; «Часкалсон Суд»; судебная

политика; нормативистско-позитивистский анализ конституционных норм.

Теунис Ру - профессор права Университета Нового Южного Уэльса в Сиднее (Австралия) - анализирует итоги десятилетнего функционирования нового института - Конституционного суда ЮАР (также называемого «Часкалсон Суд» - в честь первого председателя Конституционного суда ЮАР Артура Часкалсона, который считался одним из главных инициаторов реформ судебной власти в ЮАР).

Т. Ру утверждает, что достижения Конституционного суда ЮАР объясняются тем, что в основу его деятельности были положены судебные стратегии в различных областях права, что позволило Суду избежать политического давления со стороны других институтов публичной власти.

11 октября 1996 г., через два с половиной года после ликвидации апартеида, ЮАР приняла Конституцию, в соответствии с которой был учрежден Конституционный суд в составе 11 судей, наделенных властью признавать законы неконституционными.

Автор сравнивает вклад Конституционного суда ЮАР с деятельностью судов других государств. Из всех конституционных судов, которые были учреждены после окончания холодной войны, автор выделяет Конституционный суд Венгрии (во главе с председателем Ласло Шойомом), деятельность которого оказалась во многом схожа с работой Конституционного суда ЮАР.

Изучаемый период функционирования конституционной юстиции в ЮАР включает в себя знаменитые решения - по делу vs Мак^апуапв по вопросу о конституционности смертной казни и по делам, касающимся защиты социальных прав. Эти и ряд других решений Конституционного суда ЮАР объясняют его репутацию как органа судебной власти, обеспечивающего развитие сравнительного конституционного права. Более того, подчеркивает автор, его решения демонстрируют техническую отточенность формулировок и моральную просвещенность судей как юридической элиты южноафриканского общества.

Конституционный суд превратился в самостоятельный политико-правовой институт публичной власти в ЮАР. Автор оценивает эффективность работы Суда по двум критериям: правовому и политическому. С одной стороны, как правовой институт Консти-

туционный суд почитаем юристами. Его решения - «чрезвычайные», «влиятельные», «впечатляющие», как правило, основаны на международно-правовом понимании защиты современной либерально-демократической Конституции ЮАР. С другой стороны, Конституционный суд ЮАР вынес ряд решений по политически спорным вопросам, все они были исполнены, и никто из политиков или общественности не возражал. И правовая, и политическая стороны решений Конституционного суда ЮАР, как считает Т. Ру, основывались на здравом смысле и умении находить баланс между политикой и правом.

В книге раскрываются подходы, сложившиеся в юридической литературе по вопросам автономии судебной политики и степени проникновения либеральной правовой теории в решения Конституционного суда. По мнению автора, задачам исследования в большей мере соответствуют стратегический и историко-институциональный подходы.

Согласно стратегическому подходу конституционные судьи должны балансировать между юридическими и политическими предпочтениями, всесторонне учитывать позиции сторон, не придерживаться мнения лишь одного участника политического спора. Вынося политически сбалансированные решения, судьи Конституционного суда должны быть уверены, что их решения будут применяться, а их легитимность станет возрастать.

Историко-институциональный подход связан со способностью Суда отмежевываться от политики и позиционировать себя в качестве органа, имеющего дело исключительно с правом. Как считают сторонники данного подхода, только в этом случае суд может стать субъектом, накладывающим вето на неконституционную национальную политику.

Интерпретация этих двух подходов применительно к ЮАР позволяет сказать, что каждый из них проявлялся при определенных условиях. Суд никогда не рассматривал дела лишь с позиции права (легальности), в необходимых случаях он исходил из политической стратегии государства. Способность Конституционного суда ЮАР решать политически спорные дела на основе Конституции и права является важным критерием оценки конституционного правосудия.

Решения Конституционного суда под руководством Часкал-сона были основаны на нормативистско-позитивистском анализе конституционных норм. Успех решений с юридической точки зрения состоял в способности Суда отвечать определенным общепризнанным критериям, связанным с либерально-правовыми идеями, и действовать в соответствии с законом. Достижением Суда является признание неконституционности действий, связанных с апартеидом, отстаивание независимости института конституционного правосудия. Анализируя правовые позиции Конституционного суда по этим вопросам, автор подчеркивает важность междисциплинарного подхода при вынесении судебных решений, который синтезирует идеи и методы судебной политики и либеральной правовой теории.

Утверждается, что предпосылкой деятельности Конституционного суда является концепция равновесия противоречивых правовых и политических рычагов влияния. Лучшим основанием для такой концепции стало понятие «ограничения», которое используется и либеральными правовыми теоретиками, и учеными, исследующими правосудие, для обозначения определенного типа воздействия на поведение судей, пренебрежение которым влечет за собой потери и в праве, и в политике.

Автор описывает идею взаимосвязанных ограничений для Конституционного суда ЮАР в виде матрицы, разделяемой на четыре сектора, которые соответствуют четырем типам судебной власти. Первый самый идеальный сектор представляет собой типичный суд зрелой конституционной демократии, который изолирован от политического воздействия и опирается на устоявшуюся политическую культуру уважения независимости судебных органов. В этих условиях идеальным будет вынесение судебного решения в соответствии с законом. Остальные три сектора матрицы и соответствующие им типы судебной власти, стремящиеся к идеалу, могут варьироваться следующим образом: 1) суд в новой или недавно обновленной конституционной демократии, где юридическая профессия признает идеальным вынесение судебного решения в соответствии с законом, но существует неразвитая политическая культура уважения независимости судебной власти; 2) суд, функционирующий в условиях новой или хрупкой конституционной демократии без политической традиции уважения независимости судебной системы, а также слабо развитой профессиональной при-

вязанности к идеалу вынесения судебного решения в соответствии с законом; 3) суд в новой или хрупкой конституционной демократии, не имеющей политической традиции уважения независимости судебной системы, со слабо развитой правовой профессиональной привязанностью к идеалу вынесения судебного решения в соответствии с законом, но где политические обстоятельства изолировали суд от политических нападок.

Далее автор излагает методику, которая используется для реализации концепции ограничений. Описывается стартовая позиция Конституционного суда ЮАР по оценке воздействия колониализма и апартеида на развитие права Южной Африки в контексте анализа правовой профессиональной культуры, природы и степени приверженности нового демократического правительства принципу независимости судебной системы. Рассматриваются правовые и политические ограничения, влияющих на суд в конкретных случаях.

Обращаясь к правовым ограничениям, оказывающим воздействие на Конституционный суд ЮАР, автор оценивает ряд факторов, меняющих характер привязанности правовой профессиональной культуры ЮАР к идеалу вынесения судебного решения в соответствии с законом, в том числе отмечает влияние последствий колониализма и апартеида на юридическую аргументацию. Изменения вызваны принятием новой Конституции и нормативно-профессиональной социализацией судей Конституционного суда ЮАР. Судьи Конституционного суда соблюдали судебную этику принятия решений в соответствии с законом. В то же время переход к системе, основанной на правах человека, означал, что Суд должен адаптироваться к достаточно формальному и неразвитому правовому режиму ЮАР и потому усиливать юридическое обоснование конституционных принципов, необходимых для претворения в жизнь Конституции ЮАР.

Автор анализирует стратегию Суда, подтверждающую моральные ценности Конституции, в качестве основного эвристического механизма для понимания того, чего он достиг. Он соотносит решения Конституционного суда ЮАР с решениями Европейского Суда по правам человека по защите социальных прав. В этом ракурсе вновь встает центральный вопрос о способности Конституционного суда уравновешивать конкурирующие потребности права

и политики, наполнять нормативным содержанием решения, направленные на защиту социальных прав.

В книге приведены судебные решения по правам собственности. Ведущее дело в этом отношении - The First National Bank, в котором Конституционный суд сформулировал стандартные критерии квалификации нарушений норм о конституционной собственности, смог разработать правовую позицию о минимальном риске, но на более позднем этапе он столкнулся с непримиримым выбором между верностью праву и необходимостью самосохранения в условиях сильного политического давления. В другом деле, отстаивая право на доступ к суду, Конституционный суд смог гибко модифицировать доктринальную основу вынесения решения по имущественным правам, на которой базировалось апелляционное решение Верховного суда.

В некоторых случаях Конституционный суд не смог отстоять свою институциональную позицию органа, осуществляющего независимое правосудие. Автор книги полагает, что Конституционный суд ЮАР, неверно истолковав идею устойчивой политической юридизации права в деле ne New National Party и ряде других, возможно, сделал более долгосрочной задачу достижения его институциональной независимости. Суд проявлял осторожность в конституционно-правовой оценке вопросов, имеющих большой общественный резонанс и ограничивался декларациями, а не конкретными решениями проблемы в тех случаях, когда парадигма урегулирования конфликта не найдена.

В заключении автор подводит итоги исследования и отмечает, что обобщение деятельности Конституционного суда ЮАР за период с 1995 по 2005 г. позволяет обозначить важность балансирования между ограничениями права и политики, а также ведения диалога с другими ветвями власти с целью устранения политического давления.

И.А. Умнова (Конюхова), И.З. Хажнагоева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.