экономические издержки для участников. В США четко выраженная промышленная политика нередко вызывает разногласия, а инновационные программы инициируются в ответ на экзистенциальные угрозы. Инициаторам будущих трансформаций предстоит ответить на вопросы, следует ли дожидаться кризиса, чтобы предпринимать меры на государственном уровне, или следует предвидеть новые возможности. Стратегический подход к государственной научно-исследовательской политике, заключает автор, означает ориентацию на радикальные изменения в контексте социального и экономического благосостояния, ясное видение результатов, использование организационного потенциала разнообразия талантов, устранение множества бюрократических препятствий, эффективное управление программами и портфелями программ.
И.Г. Минервин
2016.01.035. КЕТАТА И., СОФКА В., ГРИМП К. ЗНАЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ПОТЕНЦИАЛА И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ УСТОЙЧИВЫХ ИННОВАЦИЙ.
KETATA I., SOFKA W., GRIMPE C. The role of internal capabilities and firm's environment for sustainable innovation: Evidence for Germany // R a. D management. - 2015. - Vol. 45, N 1. - P. 60-75. - Mode of access: www.onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/radm.12052/epdf
Ключевые слова: устойчивые инновации; экологическая и социальная ответственность бизнеса; внутренние и внешние факторы инноваций; инновационный потенциал фирмы.
Авторы (Институт международного бизнеса Университета штата Джорджия, США, и Копенгагенская школа бизнеса, Дания) исследуют специфические факторы и стимулы, заставляющие фирмы уделять в рамках своей инновационной стратегии возрастающее внимание устойчивым инновациям (УИ). Этот термин связывается с определением устойчивого развития, данным в докладе ООН1, и означает инновации, учитывающие экологические и соци-
1 Устойчивое развитие определяется как развитие, отвечающее потребностям нынешнего поколения без нанесения ущерба способности будущих поколений в удовлетворении их потребностей. См.: Our common future: Report of the World commission on environment and development / Brundtland Commission (1987). -Oxford: Oxford univ. press, 1987.
альные последствия и интересы будущих поколений. УИ открывают для компаний новые перспективы и в то же время представляют значительные сложности, что требует определенных организационных усилий и компетенций для решения возникающих проблем.
С этой точки зрения УИ имеют два аспекта. С одной стороны, компании принимают социально ответственную стратегию под усиливающимся давлением со стороны стейкхолдеров, правительственных органов и общественных организаций. С другой стороны, они должны учитывать требования со стороны спроса. Различные стейкхолдеры, прежде всего потребители, предъявляют возрастающий спрос на продукты экологически устойчивых производств, т.е. произведенных с помощью экологически безвредных и эффективных процессов, экономящих ресурсы и энергию, снижающих вредные воздействия на окружающую среду и улучшающих условия безопасности и охраны здоровья для работников, потребителей, местных сообществ и общества в целом. Как показали исследования, экологически и социально ответственная репутация фирмы может создавать конкурентное преимущество, поскольку представляет элемент воспринимаемой полезности продукта (пример - автомобили с гибридным двигателем). УИ являются результатом согласования внешнего спроса с внутренним потенциалом освоения инноваций.
Таким образом, авторы придерживаются широкого подхода к определению УИ, включая в это понятие как экологические, так и социальные аспекты, а также потребности будущих поколений. УИ, по их мнению, следует рассматривать как инновации, которые инкорпорируют экологические и социальные параметры инновационной активности. Это требует учета наряду с традиционными показателями, отражающими достижение задачи максимизации прибыли, также и социальные и экологические параметры. Сложность задачи связана с множественностью аспектов внешнего спроса со стороны стейкхолдеров, имеющих различные запросы.
Эта дополнительная сложность означает новые, повышенные требования к внутренней организации, согласованию функций менеджмента, затрагивает работу служб управления человеческими ресурсами, отделов НИОКР, подразделений снабжения, производства и сбыта и т.д., т.е. практически всех служб, осуществляющих организационные функции. Особое значение приобретает развитие
коммуникаций, управленческих компетенций и обучение занятых, интеграция этих функций в повседневную деятельность. УИ связаны и с дополнительными затратами, поскольку привлекают к участию практически всю внутрифирменную структуру и требуют инвестиций в целый набор различных технологий, которые могут не вписываться в традиционный потенциал фирмы.
Авторы выделяют два фактора УИ: потенциал генерирования инновации и потенциал освоения инновации. Согласно определениям, имеющимся в литературе, потенциал (способности, или компетенции фирмы) означает наличие организационных процессов, связывающих воедино ресурсы стратегического знания в специфические комбинации, повышающие эффективность функционирования. При этом потенциал нельзя рассматривать в отрыве от условий, в которых ресурсы знания и другие элементы этого потенциала превращаются в конкурентное преимущество. Отсюда следует, что соответствующий механизм можно рассматривать как непрерывный и сознательный процесс обучения, который включает систематические методы, применяемые фирмой для изменения своей операционной деятельности, моделей организационного поведения и реакции на внутренние и внешние воздействия.
В этой схеме формирования и развития потенциала УИ центральное место занимает способность нахождения, освоения и использования внешних знаний. Фирмам нужен внутренний потенциал освоения, позволяющий обнаружить перспективные возможности для развития УИ, связать их с существующим запасом знаний и эффективно использовать. Но нужны также и благоприятные внешние условия, поскольку потенциал УИ имеет больше шансов для возникновения и развития в чрезвычайно «щедрой» среде, обеспечивающей доступ к знанию.
Потенциал освоения означает наличие организационных процессов для обнаружения, получения и использования внешней информации, ее интеграции с существующим знанием. Этот потенциал в типичном случае развивается в процессе осуществления НИОКР как побочный продукт инновационной активности фирмы и поэтому с трудом поддается приобретению или имитации. Для УИ он имеет особое значение, поскольку такие инновации часто возникают вне сферы традиционной технологической компетенции фирмы. Кроме того, потенциал освоения имеет не только техноло-
гический, но и социальный аспекты, поскольку выявление ценных знаний во внешней среде и их успешное применение требуют не только накопления опыта и обучения, но и установления информационных каналов и связей с полезными источниками знаний - университетами, ведущими потребителями и др.
К условиям, благоприятным для УИ, авторы относят также культуру открытости для инноваций, учет и отбор сигналов и идей, поступающих из внешней среды, стимулирующее воздействие со стороны правительственных ведомств и органов регулирования, в том числе в форме субсидий или мер поддержки.
Эмпирическое исследование, проведенное авторами на примере ФРГ, охватило более 1100 фирм различных отраслей. Фактические данные получены из ежегодных обзоров инновационной активности германских предприятий «Mannheim Innovation Panel» (MIP), которые готовит Центр европейских экономических исследований (Centre for European Economic Research) по заказу Федерального министерства образования и науки ФРГ, а также из периодических отчетов по инновациям ЕС, координируемых Евростатом.
Анализ полученных данных позволил подтвердить ряд предварительно выдвинутых авторами гипотез. Так, фирмы, осуществляющие УИ, концентрируют свои усилия на инновациях в области ресурсо- и энергосбережения, улучшений в сфере здоровья и безопасности на производстве, снижения вредных воздействий на окружающую среду. Все они обращаются к широкому кругу внешних источников инноваций, осуществляют масштабные инвестиции в НИОКР и подготовку персонала. Инвестиции в развитие потенциала освоения за счет подготовки персонала коррелируют с повышением доли УИ в инновационной активности фирм. Значительный положительный эффект оказывают широта и глубина использования внешних источников инноваций. Прямое воздействие со стороны регуляторов положительно влияет на активность фирм в области УИ, тогда как масштабы государственной финансовой поддержки не обнаружили существенного эффекта.
Исследование показало, что фирмы нуждаются в инвестициях в формирование внутреннего потенциала освоения инноваций, а также в масштабное и глубокое использование внешних источников инноваций. С этой точки зрения инвестиции в обучение и под-
готовку персонала оказываются более важными, чем затраты на технологические НИОКР. Развитие потенциалов УИ базируется на внутреннем потенциале освоения инноваций, с одной стороны, и на общей благоприятной для бизнеса внешней среде. Компаниям рекомендуется формировать культуру открытости по отношению ко всему многообразию внешних источников знаний. Исследование показало также, что в сфере УИ компании активнее реагируют на традиционные механизмы воздействия со стороны органов регулирования. Отсюда следует, что выбор таких инновационных направлений может быть не только добровольным, но и принудительным.
И.Г. Минервин
2016.01.036. ЭНТОНИ С., ДАНКЕН Д., САЙРЕН П. СОЗДАТЬ
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ЗА 90 ДНЕЙ.
ANTHONY S., DUNCAN D., SIREN P. Build an innovation engine in
90 days // Harvard business rev. - Boston, 2014. - Vol. 92, N 12. -
Mode of access: https://hbr.org/2014/12/build-an-innovation-engine-in-
90-days
Ключевые слова: управление инновациями; корпоративные инновационные системы; минимально жизнеспособная инновационная система.
Руководители консультационной фирмы «Innosight» рассматривают средства и организационные приемы, направленные на создание надежной и упорядоченной системы внедрения инноваций.
Практически все компании, отмечают авторы, занимаются инновациями, но редко кто из их руководителей удовлетворен состоянием и результативностью инновационного процесса. Вместе с тем его превращение в стабильно функционирующий механизм воспринимается как огромная по масштабам задача, решение которой требует новых организационных структур, новых назначений и внушительных инвестиций. Многолетний опыт авторов в области создания инновационного потенциала компаний свидетельствует о необходимости перехода от спонтанных инноваций к тщательно продуманной, крупномасштабной инновационной системе, отвечающей задачам минимальной жизнеспособности. Термин «минимально жизнеспособная инновационная система» (МЖИС) пред-