Научная статья на тему '2015.04.027. ИНГВЕС С. РОЛЬ КРЕПКОЙ И СТАБИЛЬНОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В ПОДДЕРЖАНИИ ДОЛГОСРОЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА. INGVES S. SOUTENIR UNE CROISSANCE DURABLE: LE RôLE DES SYSTèMES BANCAIRES SûRS ET STABLES // REV. DE LA STABILITé FINANCIèRE. - P., 2015. - N 19. - P. 69-78'

2015.04.027. ИНГВЕС С. РОЛЬ КРЕПКОЙ И СТАБИЛЬНОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В ПОДДЕРЖАНИИ ДОЛГОСРОЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА. INGVES S. SOUTENIR UNE CROISSANCE DURABLE: LE RôLE DES SYSTèMES BANCAIRES SûRS ET STABLES // REV. DE LA STABILITé FINANCIèRE. - P., 2015. - N 19. - P. 69-78 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ / ПРУДЕНЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОГЛАШЕНИЕ БАЗЕЛЬ III
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015.04.027. ИНГВЕС С. РОЛЬ КРЕПКОЙ И СТАБИЛЬНОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В ПОДДЕРЖАНИИ ДОЛГОСРОЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА. INGVES S. SOUTENIR UNE CROISSANCE DURABLE: LE RôLE DES SYSTèMES BANCAIRES SûRS ET STABLES // REV. DE LA STABILITé FINANCIèRE. - P., 2015. - N 19. - P. 69-78»

2015.04.027. ИНГВЕС С. РОЛЬ КРЕПКОЙ И СТАБИЛЬНОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В ПОДДЕРЖАНИИ ДОЛГОСРОЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА.

INGVES S. Soutenir une croissance durable: Le rôle des systèmes bancaires sûrs et stables // Rev. de la stabilité financière. - P., 2015. -N 19. - P. 69-78.

Ключевые слова: банковская система; промышленно развитые страны; пруденциальный контроль; банковское регулирование; соглашение Базель III.

Банковские кризисы последних лет могут иметь масштабные и устойчивые негативные последствия для экономического роста и развития финансовой системы, указывает С. Ингвес, глава Банка Швеции и президент Базельского комитета по банковскому надзору. Кроме того, эти негативные последствия влияют на многие сектора экономики и рынок труда и способствуют трансграничному перемещению финансовых шоков.

Выполняя функцию распределения капитала, банки могут брать на себя чрезмерные риски, что создает дополнительные системные диспропорции, питает кризисные процессы и ведет к возникновению периодов слабого и отрицательного роста. Конечно, власти могут стимулировать рост с помощью монетарной и бюджетной политики, вливаний капитала, но они не могут делать это бесконечно долго, не подвергая опасности финансовую стабильность и реальную экономику. Глобальный финансовый кризис дорого обошелся банковской системе и всей экономике. Огромные государственные средства были израсходованы на то, чтобы остановить кризис и восстановить финансовую систему. Обусловленные этим кризисом реформы системы регулирования, конечно, повышают издержки банков, но такие реформы необходимы, поскольку приводят банковские издержки в соответствие с рисками, которые сейчас принимают на себя кредитно-финансовые учреждения. Углубление реформ системы регулирования даст возможность снизить волатильность предложения кредита реальной экономике. Рыночные игроки смогут принимать осознанные и обоснованные решения, снизится неопределенность, а основы роста станут более надежными. В современных условиях, считает ав-

тор, как никогда важны регулирование и пруденциальный контроль.

В ходе глобального финансового кризиса отчетливо проявилось негативное влияние расстройства банковской системы на развитие экономики. В предкризисный период балансы банков показывали быстрый и существенный рост объема операций. Так, с 1993 по 2008 г. сумма активов ведущих международных банков увеличилась почти в 12 раз - с 2,6 трлн долл. до более 30 000 млрд. Однако их капитализация не соответствовала такой экспансии: она выросла в рассматриваемый период всего в 7 раз, и это привело к увеличению задолженности банкам (с. 71). Динамика депозитов частных лиц также не соответствовала росту активов, и, чтобы компенсировать этот разрыв, банки были вынуждены все шире прибегать к межбанковскому рефинансированию.

Во время кризиса предложение банковских кредитов сократилось во всех странах, затронутых кризисными процессами. К тому же уменьшился объем и трансграничного кредитования. Отсутствие прозрачности усиливало и без того сильное недоверие к банковской системе, а также неприятие риска, что в конечном счете обостряло финансовые проблемы.

Банковские кризисы в зависимости от их глубины, продолжительности, особенностей, как свидетельствуют недавние исследования, всегда сопряжены с потерями производства в течение более или менее длительного времени. В целом финансовые кризисы, связанные с падением цен активов, считают К. Рогофф и К. Рейнхарт1, бывают более глубокими и продолжительными. Анализ выборки, состоящей из 40 финансовых кризисов, проведенный другими американскими специалистами2, показал, что в 25% случаев кризисы вызывали падение производства в размере 25% докризисного ВВП. При этом каждый третий кризис продолжался до трех лет. По результатам еще одного исследования3, совокупные

1 Reinhart C.M., Rogoff K.S. The aftermath of financial crises // NBER working papers. - Cambridge, 2009. - N 14 656. - 14 p.

Cecchetti S.G., Kohler M., Upper C. Financial crisis and economic activity» // NBER working papers. - 2009. - N 15379. - 11 p. - Mode of access: http://www.bis. org/publ/othp05.pdf

Laeven L., Valencia F. Systemic banking crises database // IMF working paper. - N.Y. - 2012. - N 163. - 33 p.

потери производства стран, которые были наиболее сильно затронуты финансовым кризисом в 2007-2011 гг., оцениваются в интервале от 12,1% до 105% ВВП; медианное значение потерь составляет 32%. К этому надо добавить бюджетные затраты на прямое вмешательство, средний размер которых составил 12% ВВП, и затраты на поддержку ликвидности банковской системы - в среднем 11% ВВП (с. 71). Покупка активов и предоставление гарантий существенно увеличили прямые издержки кризиса. В общую сумму издержек кризиса следует включить также государственные расходы на стимулирование глобального спроса. Многие другие издержки не поддаются точной количественной оценке, в том числе рост безработицы и сокращение имущества частных лиц в результате падения цен на недвижимость.

Из последнего глобального финансового кризиса, указывает автор, можно вынести несколько уроков.

Во-первых, каким бы ни был первоначальный источник кризиса (в случае последнего кризиса это был сектор недвижимости), необходимо, чтобы банки обладали достаточно высокой сопротивляемостью различным шокам, а это подразумевает повышение требований к размеру собственного капитала. Чем более значительными могут быть последствия банкротства банка, тем выше должна быть его сопротивляемость шокам.

Во-вторых, предложение ликвидности на рынках может быстро уменьшиться, что не только скажется на банках, осуществляющих заимствования на рынках, но и будет способствовать распространению соответствующей тенденции, так как банки стремятся накапливать ликвидность. В период напряженности с ликвидностью в игру вступают центральные банки - одна из их основных задач состоит в восполнении недостающих ликвидных средств. Однако, поскольку массовые вливания ликвидности центральным банком впоследствии приводят к усилению морального риска (l'aléa moral), необходимо адаптировать систему финансирования, сделав ее более уравновешенной (в плане распределения средств), а также создать частные резервные запасы ликвидности, которые могут быть использованы при возникновении трудностей.

В-третьих, в преддверии и начале последнего кризиса надзорные органы были недостаточно бдительными при оценке состояния различных банков, а также системного риска. Отсутствие у

них необходимых пруденциальных инструментов и полномочий способствовало бездействию, мешало своевременно принимать решения.

В-четвертых, распространение всеобщего неприятия риска привело к дефициту прозрачной и сопоставимой финансовой информации. Причем недостаток информации испытывали не только участники финансового сектора, но и надзорные органы.

Многочисленные реформы регулирования стали ответом на уроки последнего глобального финансового кризиса. Например, Базельский комитет выработал рекомендации, касающиеся банковского управления и управления рисками, а также улучшения передачи финансовой информации.

Соглашение Базель III задает многомерные рамки регулирования, базирующиеся на четырех «столпах»: ужесточение требований к достаточности капитала первого уровня и его составляющей части - базового капитала, а также к достаточности компонентов капитала на покрытие рисков; более простой показатель левериджа (соотношение всех активов банка без взвешивания по риску к его капиталу первого уровня); показатель краткосрочной ликвидности -отношение ликвидных активов к чистому денежному оттоку (liquidity coverage ratio, LCR), который обязывает банки иметь достаточную «подушку безопасности» - ликвидные активы высокого качества, чтобы в случае кризиса ликвидности продолжить свою деятельность в течение ближайших 30 дней; показатель долгосрочной ликвидности - отношение имеющихся в наличии стабильных источников финансирования к необходимому объему стабильного финансирования (net stable funding ratio, NSFR), нацеленный на оценку ликвидности банка с временным горизонтом в один год.

Кроме регуляторов, которые должны повысить сопротивляемость банков к кризисным ситуациям, соглашение Базель III включает механизмы макропруденциального надзора, направленные на обеспечение системной стабильности. Среди них, например, контрциклический буфер, формирование которого позволяет сдерживать кредитную активность банков в периоды экономического подъема и стимулировать ее в периоды спада.

Перечисленные «столпы» соглашения Базель III, подчеркивает автор, не являются панацеей от всех бед. Глобальные регуляторы должны также грамотно воздействовать на основные источники

рисков и выработать целевые требования по управлению рисками во время кризиса. В этом направлении Базельский комитет предпринял ряд шагов, в частности, в 2012 г. были опубликованы «Основные принципы эффективного банковского контроля» (Principes fondamentaux pour un contrôle bancaire efficace), которые дают возможность укрепить пруденциальный надзор и оснащают регуляторов соответствующими инструментами. Кроме того, Базельский комитет предложил и другие инициативы, касающиеся применения стресс-тестирования, планирования собственного капитала, методов внутреннего контроля и т.д. Для повышения информационной прозрачности Базельский комитет принял стандартизированные требования в отношении предоставления информации по всем основным регулятивным нормам соглашения Базель III.

В настоящее время акцент в работе Базельского комитета переместился с латания дыр в системе банковского регулирования, которые выявил глобальный финансовый кризис, на внедрение новых стандартов и норм регулирования и контроля в мировом масштабе. Чтобы облегчить проведение реформ регулирования, Базель-ский комитет утвердил в 2012 г. программу оценки регуляторного соответствия (Regulatory consistency assessment programme, RCAP). Данная программа нацелена прежде всего на своевременный переход на нормы соглашения Базель III. С помощью этой программы проводится оценка гармоничности и степени полноты регулятивных норм, принятых на национальном уровне, и осуществляется мониторинг проведения реформ отдельными банками. Как свидетельствуют факты, банки очень энергично вводят новые нормы. Так, в конце 2013 г. у самых крупных банков показатель капитала первого порядка (common equity Tier 1, CET 1) в среднем составил 10,2% против 7,1% в июне 2011 г. (с. 74). Это существенный позитивный сдвиг. Кроме того, банки добились видимых успехов в соблюдении новых правил ликвидности: в конце 2013 г. у 92% крупных банков показатель краткосрочной ликвидности LCR был выше 60%, т.е. выше минимального требуемого уровня (с. 75).

Издержки реализации соглашения Базель III, учитывая позитивные эффекты от укрепления банковской системы (снижение остроты кризисов) и социальные выгоды, не должны быть слишком высокими, отмечает автор. За счет улучшения регулирования в целом банковская система станет более прочной и устойчивой, что

снизит вероятность возникновения кризисов и влияние финансовых шоков. Предложение кредита приобретет большую стабильность, и от этого выиграют домашние хозяйства и компании, которые смогут эффективнее расходовать свои деньги соответственно на потребление и инвестиции.

Г. В. Семеко

2015.04.028. ВКЛАД ЕВРОПЕЙСКИХ БАНКОВ И СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ В ФИНАНСИРОВАНИЕ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ. Financements verts: Quelle contribution des banques et assurances européennes? - P.: Novethic, 2015. - 32 p. - Mode of access: http://www. novethic.fr/fileadmin/user_upload/tx_ausynovethicetudes/pdf_complets/ Etude_banques-vertes_2015.pdf

Ключевые слова: банки; страховые компании; социальная ответственность; «зеленая» экономика; финансирование экономики.

В докладе экспертов французского частного научно-исследовательского центра «Novethic», посвященном социальной ответственности финансовых организаций, анализируется роль европейских банков и страховых компаний в финансировании перехода к «зеленой», низкоуглеродной экономике1. В ходе исследования была изучена официальная информация, предоставленная 32 ведущими европейскими банковскими и страховыми группами (годовые отчеты, доклады о социальной ответственности, материалы сайтов).

По оценке Международного энергетического агентства, для перехода к низкоуглеродной экономике необходимо инвестировать ежегодно 500 млрд долл. в период до 2020 г. и 1 трлн долл. в период 2020-2050 гг., что позволит удержать процесс потепления в рамках 2оС (с. 4). Для достижения этой цели инвестиции должны быть в массовом порядке переориентированы с финансирования ископаемого топлива на финансирование возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и повышение энергоэффективности. В решении та-

1 Это второй доклад указанного центра по теме социальной ответственности финансовых организаций. Первый доклад «RSE et communication responsable: Pratiques des banques et assurances européennes» был опубликован в 2012 г. - См.: http://www.novethic.fr/fileadmin/user_upload/tx_ausynovethicetudes/pdf_complets/Etu de_RSE_bancassurances.pdf - Прим. реф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.