Научная статья на тему '2010.04.029. БУДУЩЕЕ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. L'AVENIR DE LA RéGULATION // DOCUMENTS ET DéBATS. - P., 2010. - N 3. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.BANQUE-FRANCE.FR/FR/DOC_DEBAT/NUMERO_ 3/PDF'

2010.04.029. БУДУЩЕЕ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. L'AVENIR DE LA RéGULATION // DOCUMENTS ET DéBATS. - P., 2010. - N 3. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.BANQUE-FRANCE.FR/FR/DOC_DEBAT/NUMERO_ 3/PDF Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010.04.029. БУДУЩЕЕ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. L'AVENIR DE LA RéGULATION // DOCUMENTS ET DéBATS. - P., 2010. - N 3. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.BANQUE-FRANCE.FR/FR/DOC_DEBAT/NUMERO_ 3/PDF»

казначейства. Не исключен и вариант распродажи ценных бумаг по мере стабилизации экономического роста.

Е.Е. Луцкая

2010.04.029. БУДУЩЕЕ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. L'avenir de la régulation // Documents et débats. - P., 2010. - N 3. -Mode of access: http://www.banque-france.fr/fr/doc_debat/numero_ 3/pdf

Кризис активизировал попытки реформирования системы финансового регулирования, в том числе в рамках нового Базель-ского соглашения о достаточности капитала (Базель-2). Кризис также показал неадекватность стандартов бухучета и финансовой отчетности.

В целом реформа регулирования мировых финансов предполагает реализацию следующих основных мер.

1. Создание системы стимулирующего вознаграждения. На саммите «Группы 20» (G20) в Питсбурге (сентябрь 2009 г.) было достигнуто согласие относительно правил вознаграждения в банках, совместимых с целями обеспечения финансовой стабильности. Совет по финансовой стабильности (Conseil de stabilité financière, CSF) опубликовал следующие принципы организации такой системы:

• принцип «хорошего управления»: ведущие финансовые учреждения должны создавать комитеты по вознаграждению, несущие ответственность за организацию и функционирование таких систем вознаграждения. Персонал, отвечающий за финансовый контроль и контроль за рисками, должен оплачиваться независимо от контролируемых им сфер деятельности;

• принцип «здорового управления» рисками: гарантирование бонусов на несколько лет вперед не совместимо с эффективным управлением рисками. От 49 до 60% переменной части вознаграждения персонала, занимающегося управлением рисками, должны выплачиваться в течение нескольких лет. При этом не менее 50% переменного вознаграждения должны предоставляться в форме акций или аналогичных финансовых инструментов;

• принцип прозрачности предполагает обязательство финансовых учреждений публиковать ежегодные отчеты о системах вознаграждения и выплаченных суммах;

• принцип строгого надзора предусматривает максимально быстрое осуществление органом надзора корректирующих мер в случае несоблюдения его требований в рамках второй опоры Базе-ля-2.

Ряд европейских стран (Франция, Германия, Великобритания и Нидерланды) уже ввели соответствующие новые правила в свои национальные законодательства.

2. Пересмотр правил бухучета и финансовой отчетности. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), применяющиеся в ЕС к котирующимся на бирже компаниям, продемонстрировали свою несостоятельность в условиях нынешнего финансового кризиса. К числу недостатков МСФО можно отнести следующие:

- слишком маленький объем резервов на покрытие кредитных рисков и их запоздалое создание в ходе экономического цикла;

- оценка активов и финансовых инструментов по рыночной, или «справедливой», стоимости (fair value), что искажает реальную цену некоторых финансовых инструментов;

- слишком сложная классификация финансовых инструментов, что затрудняет их единообразную оценку и учет;

- массированное использование секьюритизации;

- различия между МСФО и стандартами, действующими в США, что приводит к искажению условий конкуренции.

Хотя указанные недостатки не были непосредственной причиной финансового кризиса, они сыграли определенно негативную роль. Именно поэтому G20 и Базельский комитет по банковскому надзору поставили вопрос о реформе стандартов бухучета и финансовой отчетности. Среди принципов изменения стандартов бухучета можно выделить следующие.

• Резервы на покрытие рисков создаются до того, как эти риски уже материализовались. Это принцип противоцикличного создания резервов на основе данных об исторической оценке потерь каждого финансового учреждения.

• Использование оценки по «справедливой» стоимости в зависимости от степени неопределенности на рынках.

• Упрощение классификации финансовых инструментов: введение двух категорий вместо пяти. Первая категория включает инструменты, измеряемые по справедливой стоимости и учиты-

ваемые в счете результатов или балансе. Во вторую категорию входят инструменты, измеряемые по амортизированным издержкам; они относятся к таким классическим банковским операциям, как предоставление займов.

• Пересмотр правил консолидации (или деконсолидации) активов и пассивов с учетом операций по секьюритизации.

• Гармонизация стандартов бухучета на мировом уровне, чтобы избегать искажения конкуренции между банками и облегчать сравнение их финансового положения.

Цель реформы банковского контроля и регулирования - усиление сопротивляемости банковского сектора возможным будущим шокам и ограничение процикличности финансового поведения. Главная цель микропруденциального регулирования заключается в том, чтобы не допустить банкротства отдельного банка и защитить его вкладчиков перед лицом возможных шоков. В конце 2009 г. Базельский комитет предложил серию детальных мер по реформе банковского надзора, которые будут обсуждаться в течение 2010 г. По решению саммита G20 в Питсбурге новые правила банковского надзора должны быть приняты до конца 2012 г. Эти правила будут включать некоторые требования.

Новые требования к собственному капиталу, которые будут разработаны с учетом необходимости большей прозрачности, более высокого качества и количества собственного капитала, большего покрытия рыночных рисков и введения коэффициента левериджа. Они касаются трех аспектов: 1) определение собственного капитала. Нынешний финансовый кризис продемонстрировал необходимость повышения качества, усиления прозрачности и международной гармонизации собственного капитала, чтобы повысить устойчивость финансовых учреждений и восстановить доверие к финансовым рынкам. В этих целях Базельский комитет предлагает, чтобы: а) капитал первого порядка (Tier One) включал в основном обыкновенные акции и резервы; б) была осуществлена гармонизация пруденциальных фильтров (filtres prudentiels); в) были зарегистрированы все изменения в собственных капиталах; 2) улучшение покрытия рыночных рисков. По решению Базельского комитета, с конца 2010 г. операции банков на рынке, операции по секьюритизации и внебалансовые сделки потребуют от них увеличения собственного капитала; 3) использование коэффициента ле-

вериджа. Этот коэффициент должен дополнить требования к собственному капиталу. Пока это новшество обсуждается, поскольку его введение сопряжено с некоторыми трудностями, в частности, связанными с учетом внебалансовых активов, деривативов и продуктов секьюритизации.

Новые требования к ликвидности. Кризис показал, что механизм платежеспособности должен быть дополнен механизмом обеспечения ликвидности как на уровне каждого учреждения, так и на уровне финансовой системы в целом. Банковские риски ликвидности очень сложны для понимания. Они зависят от используемой банком бизнес-модели, от нарушения равновесия между активами и пассивами и от природы источников финансирования - финансовый рынок или банковские вклады. Базельский комитет разработал минимальный коэффициент ликвидных активов (ratio d'actifs liquides minimum), наличие которого позволяет противостоять усилению напряженности на финансовых рынках.

В ходе нынешнего кризиса сложился консенсус относительно необходимости макропруденциального подхода к финансовому регулированию. Кризис показал, что только микропруденциального регулирования недостаточно для обеспечения стабильности финансовой системы в целом, так как рациональное поведение отдельных субъектов не всегда приводит к адекватному результату на уровне системы в целом, а гармонизация правил поведения может вызвать стадное поведение экономических субъектов, что также нарушает функционирование рынков.

Макропруденциальный надзор включает два аспекта: первый связан с риском процикличности финансовой системы в отношении реальной экономики, а второй - с надзором за системными рисками.

Сегодня стало ясно, что микро- и макропруденциальный подходы к надзору и регулированию взаимодополняют друг друга и не могут рассматриваться раздельно. Макропруденциальный надзор частично должен опираться на инструменты микропруденциального надзора.

Макропруденциальное регулирование должно позволить своевременно идентифицировать различные пузыри и улучшать мак-рофинансовую среду для деятельности финансовых учреждений. Совершенствование управления системными рисками может осу-

ществляться через ряд изменений в управлении другими рисками, такими, как рыночные, кредитные, ликвидные и др. риски. Большое значение имеет также уменьшение процикличности некоторых стандартов бухучета и финансовой отчетности.

Взаимодополняемость и взаимодействие микро- и макропру-денциального подходов к регулированию наилучшим образом достигаются тогда, когда организация регулирования осуществляется «под крышей» центрального банка, который обладает информацией о состоянии финансового сектора и о взаимодействии между сферой финансов и реальной экономикой. Кроме того, при этом облегчается обмен информацией между органом банковского надзора и центральным банком.

Одна из важных задач реформы регулирования заключается в борьбе с процикличностью, суть которой состоит в том, что в периоды подъема банки берут на себя чрезмерно высокие риски и тем самым увеличивают свои балансы, а во время спада значительно снижают объем кредитования. Создание контрциклического механизма направлено на то, чтобы переломить эту тенденцию путем накопления резервов или увеличения капитала в верхней точке цикла, которые могут использоваться во время спада. Разработкой соответствующих правил занимается Базельский комитет.

Кризис показал необходимость надзора и регулирования финансовых институтов, деятельность которых имеет системное значение, т.е. может дестабилизировать финансовую систему в целом. Пока не существует точного определения учреждения, имеющего системный характер, хотя при таком определении могут использоваться следующие критерии: взаимодействие с остальными участниками системы, размер, роль в стране происхождения и на мировой арене, место, занимаемое в финансовой инфраструктуре «своей» страны, величина коэффициента левериджа. Сегодня рассматриваются следующие меры по регулированию системных учреждений:

- установление норм капитала и ликвидности в зависимости от системного характера учреждения;

- создание системы страхования, чтобы гарантировать системным учреждениям доступ к ликвидности и (или) к источникам дополнительного капитала;

2010.04.030-032

- введение дифференцированного надзора на основе второй опоры Базеля-2;

- разделение между розничной и инвестиционной деятельностью банков.

Другим аспектом регулирования системных институтов является разработка подхода к ним в кризисный период. Для снятия напряжения следует упростить процедуры изменения структуры системных институтов и ввести меры, направленные на стимулирование уменьшения их размеров.

МВФ, Банк международных расчетов и Совет по финансовой стабильности совместно разработали проект регулирования системных институтов, который предусматривает использование трех критериев для их определения: размер, уровень заменяемости (substituabilité) и уровень взаимосвязи. Совет по финансовой стабильности занялся проектом регулирования банков, «слишком больших, чтобы обанкротиться» ftoo-big-to-fail project^ цель которого - систематизация возможных подходов к таким банкам и учреждениям, а также обсуждение издержек и выгод каждого из подходов. Работа по проекту организована по трем направлениям: уменьшение вероятности и влияния дефолта; усиление способности противостоять трудностям; укрепление финансовой инфраструктуры и рынков, в том числе за счет повышения прозрачности внебиржевых рынков.

Л.А. Зубченко

2010.04.030-032. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ БАНКОВСКИХ БОНУСОВ. (Сводный реферат).

1. Banques: convergence d'opinion sur la taxe sur les bonus des banquiers. - Mode of access: http://www.lemonde.fr/economie/ 2010/01/19/

2. Les bonus bancaires seront taxés en 2010. - Mode of access: http://www.e24.fr/economie/2010.html

3. La taxe sur les bonus bancaires affectée au soutien des PME. - Mode of access: http://www.lemonde.fr/economie/news/3234

Участники саммита «Группы 20», состоявшегося в сентябре 2009 г. в Питсбурге, рекомендовали ввести ограничения на выплату бонусов. С подобными предложениями неоднократно выступали президент Франции Н. Саркози и британский премьер Г. Браун.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.