Научная статья на тему '2012.01.037. НУАЙЕ К. ИЗМЕНЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЕВРОПЕ И США: КОНВЕРГЕНЦИЯ ИЛИ ДИВЕРГЕНЦИЯ? NOYER CHR. L'éVOLUTION DE LA RéGULATION EN EUROPE ET AUX ÉTATS-UNIS: CONVERGENCE OU DIVERGENCE? - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.BANQUE-FRANCE.FR/FR/INSTIT/TELECHAR/DISCOURS/2011/PARIS-EUROPLACE-FINANCIAL-FORUM-INTERVENTION-GOUVERNEUR-NOYER-18042011.PDF'

2012.01.037. НУАЙЕ К. ИЗМЕНЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЕВРОПЕ И США: КОНВЕРГЕНЦИЯ ИЛИ ДИВЕРГЕНЦИЯ? NOYER CHR. L'éVOLUTION DE LA RéGULATION EN EUROPE ET AUX ÉTATS-UNIS: CONVERGENCE OU DIVERGENCE? - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.BANQUE-FRANCE.FR/FR/INSTIT/TELECHAR/DISCOURS/2011/PARIS-EUROPLACE-FINANCIAL-FORUM-INTERVENTION-GOUVERNEUR-NOYER-18042011.PDF Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012.01.037. НУАЙЕ К. ИЗМЕНЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЕВРОПЕ И США: КОНВЕРГЕНЦИЯ ИЛИ ДИВЕРГЕНЦИЯ? NOYER CHR. L'éVOLUTION DE LA RéGULATION EN EUROPE ET AUX ÉTATS-UNIS: CONVERGENCE OU DIVERGENCE? - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.BANQUE-FRANCE.FR/FR/INSTIT/TELECHAR/DISCOURS/2011/PARIS-EUROPLACE-FINANCIAL-FORUM-INTERVENTION-GOUVERNEUR-NOYER-18042011.PDF»

исходящей со стороны таких учреждений. В соответствии с указанным законом ФРС в координации с другими регуляторами должен разработать более жесткие пруденциальные стандарты для крупных банковских и небанковских финансовых учреждений, составление списка которых возложено на FSOC. В частности, стандарты затрагивают размеры рискового капитала, левериджа, требований ликвидности, кредитных ограничений, а также примерную систему мер по преодолению финансовых проблем в случае их возникновения. Новые стандарты должны быть введены в начале 2012 г.

ФРС совершенствует свою организационную структуру, чтобы эффективно исполнять свои новые полномочия, опираясь на предшествующий опыт. В частности, создана многодисциплинарная рабочая группа по надзору за крупными финансовыми учреждениями (Large institution supervision coordinating committee, LISCC). Для совершенствования мониторинга финансовой системы и координации работы в области финансовой стабильности при Совете управляющих ФРС создано Управление по политике и изучению финансовой стабильности (Office of financial stability policy and research).

Помимо действий, направленных на выполнение требований закона Додда-Фрэнка, ФРС расширяет сотрудничество с регулирующими органами и центральными банками других стран, в частности в области разработки внедрения жестких пруденциальных норм в отношении банковских учреждений, работающих на зарубежных рынках. Благодаря такому сотрудничеству осенью 2010 г. была достигнута договоренность по основным элементам нового соглашения Базель-3, касающимся «глобально активных банков».

Г. В. Семеко

2012.01.037. НУАЙЕ К. ИЗМЕНЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЕВРОПЕ И США: КОНВЕРГЕНЦИЯ ИЛИ ДИВЕРГЕНЦИЯ? NOYER Chr. L'évolution de la régulation en Europe et aux États-Unis: Convergence ou divergence? - Mode of access: http://www.banque-france.fr/fr/instit/telechar/discours/2011/Paris-Europlace-Financial-Forum-intervention-gouverneur-Noyer-18042011.pdf

Глава Банка Франции отмечает, что усиление регулирования финансового сектора является одним из приоритетов посткризис-

ного управления. К настоящему времени достигнут немалый прогресс в разработке на международном уровне в рамках Базельского комитета по банковскому надзору новых требований к достаточности собственных капиталов (Базель-3). Серьезные меры были приняты или готовятся и на региональных, и на национальных уровнях. Поскольку меры регулирования в США и ЕС во многом эволюционируют по-разному, абсолютно необходимо согласование мер, принимаемых по обе стороны Атлантики, чтобы избежать неравенства в подходах, вызывающего снижение эффективности финансовых рынков.

В настоящее время особого внимания заслуживают три следующие направления реформы регулирования:

Реформа неофициального рынка деривативов. Хотя рынок деривативов не был причиной финансового кризиса, положение на нем способствовало усилению напряженности на мировом финансовом рынке. Принятый в США закон Додда-Фрэнка и ведущаяся в ЕС дискуссия о регулировании инфраструктуры европейского рынка (European market infrastructure regulation, EMIR) имеют ключевое значение. При этом наиболее важными аспектами регулирования рынков деривативов являются повышение их прозрачности, предупреждение системных рисков и обеспечение финансовой стабильности. Для достижения этих целей следует ввести обязательную декларацию о сделках с деривативами в централизованных банках данных, а также обязательную компенсацию стандартизированных операций с деривативами, что повысит роль компенсационных палат. Однако предлагаемые в США и ЕС меры в области регулирования рынка деривативов при всей их значимости являются лишь первым этапом и должны быть дополнены согласованными мерами в области взаимного сотрудничества и обмена информацией между европейскими и американскими органами регулирования.

Работы Базельского комитета по банковскому надзору. Новые требования Базеля-3 усилят рамки пруденциального регулирования банков. Численность рисков, учитываемых в требованиях Базеля-3, значительно увеличена. Способность банков поглощать потери увеличена втрое, если учесть требования к повышению качества собственных капиталов банков. Стремление банков брать на себя чрезмерные риски ограничивается и корректируется с помо-

щью требования об увеличении собственных капиталов, а также новых правил о вознаграждении топ-менеджеров. Чтобы введение требований Базеля-3 не затормозило рост мировой экономики, предусмотрен более продолжительный период этого введения. При этом в США требования Базеля-3 должны вводиться одновременно с их введением в отношении европейских банков. В противном случае неспособность осуществления реформы на мировом уровне может посеять семена нового кризиса.

Пересмотр международных стандартов бухучета и финансовой отчетности. С начала кризиса под давлением «группы 20» (G20) и Совета по финансовой стабильности происходит пересмотр международных стандартов в направлении уменьшения роли оценки финансовых активов по рыночной стоимости. В частности, принципы Международных стандартов финансовой отчетности (International financial reporting standards, IFRS) и действующие в США «Общепринятые принципы и правила бухучета» (Generally accepted accounting principles, GAAP) будут включать категорию амортизационной стоимости в оценке финансовых активов, например выданных или полученных займов. Подобные изменения будут способствовать ограничению процикличности, связанной с кризисом.

Несмотря на сближение правил регулирования в ЕС и США, между ними наблюдаются различия, которые следовало бы преодолеть. При этом можно выделить следующие пункты:

- в отношении деривативов, обращающихся на неофициальном рынке деривативов, важно достичь единства в техническом плане, поскольку, как известно, «дьявол прячется в деталях»; именно поэтому нужно достичь единства в определении деривати-вов, во взаимном признании центральных банков данных о дерива-тивах, в обеспечении доступа к ним и т. д., что требует продолжения конструктивного диалога между регулирующими органами ЕС и США;

- необходима конвергенция принципов IFRS и GAAP, чтобы обеспечить единые правила бухучета и финансовой отчетности во всех странах, что позволит получать сопоставимую информацию о банках и других финансовых учреждениях органами регулирования, финансовыми аналитиками и операторами рынка.

Наиболее крупные европейские банки смогли упрочить свое положение, о чем свидетельствуют следующие данные:

1. В 2010 г. доходы 11 ведущих европейских банков возросли на 8,6%, тогда как доходы шести ведущих американских банков увеличились на 2,5%.

2. Коэффициенты платежеспособности европейских банков повысились, банки увеличили размеры собственных капиталов за счет эмиссии новых акций и дивидендов на эти акции.

3. Коэффициенты достаточности собственного капитала (капитала первого порядка) составили у европейских банков от 10 до 18% против 11-16% у ведущих американских банков.

4. Коэффициенты левериджа у американских банков равнялись от 10 до 14%, тогда как у европейских - от 15 до 25%. Такой разрыв во многом объясняется различиями в методах бухучета, в частности, в правилах неттинга (взаимной компенсации) результатов операций с деривативами, что требует осторожного похода к сравнению указанных показателей.

С апреля 2009 г. G20 постоянно обращается к IFRS и GAAP с призывом как можно быстрее осуществить конвергенцию правил бухучета и разработать единые международные нормы в этой области. В отношении обесценения финансовых активов IFRS и GAAP пришли к согласию относительно прогнозной модели (modèle prospectif), которая позволит заранее создать необходимые резервы. Наилучшим решением проблемы различий между IFRS и GAAP было бы принятие в США принципов IFRS. О своем решении по этому вопросу американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) должна заявить до конца 2011 г.

Л.З. Зубченко

2012.01.038. КИНГ М. ГЛОБАЛЬНЫЕ ДИСБАЛАНСЫ: ПЕРСПЕКТИВА ДЛЯ БАНКА АНГЛИИ.

KING M. Global imbalances: The perspective of the Bank of England // Financial stability rev. - L., 2011. - N 15. - Р. 1-8.

Глава Банка Англии анализирует роль глобальных макроэкономических дисбалансов в развитии недавнего финансового кризиса.

В условиях современной децентрализованной международной валютной и финансовой системы каждая страна преследует свои собственные интересы в ущерб общим интересам. В итоге сохраняется уязвимость глобальной экономики к рискам, связанным с дальнейшим нарастанием глобальных дисбалансов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.