Научная статья на тему '2015. 04. 005. Кричевцев М. В. Консулат и империя Наполеона I. очерк государственно-правовой истории. - Новосибирск: НГУЭУ, 2014. - 460 с'

2015. 04. 005. Кричевцев М. В. Консулат и империя Наполеона I. очерк государственно-правовой истории. - Новосибирск: НГУЭУ, 2014. - 460 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
373
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЦУЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА / НАПОЛЕОН 1 / КОНСУЛАТ / ДИКТАТУРА / МОНАРХИЯ / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 04. 005. Кричевцев М. В. Консулат и империя Наполеона I. очерк государственно-правовой истории. - Новосибирск: НГУЭУ, 2014. - 460 с»

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2015.04.005. КРИЧЕВЦЕВ М.В. КОНСУЛАТ И ИМПЕРИЯ НАПОЛЕОНА I. ОЧЕРК ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ИСТОРИИ. - Новосибирск: НГУЭУ, 2014. - 460 с.

Ключевые слова: Французская Республика; Наполеон 1; Консулат; диктатура; монархия; разделение властей.

Монография посвящена истории государственно-правовых институтов Франции в эпоху Консулата (1799-1804) и Империи Наполеона Бонапарта (1804-1814 и Сто дней 1815 г.). В ней рассматриваются различные аспекты конституционного развития, вопросы местного управления и отношений государства и католической церкви. Важное место отведено исследованию соотношения диктатуры и ординарных форм правления. В приложении помещены авторские переводы основных конституционных актов рассматриваемой эпохи.

Одна из наиболее сложных проблем при исследовании конституционного права Франции конца XVIII - начала XIX в. - проблема формы правления: была ли она республиканской или монархической? К тому же исследователи, признавая республиканский характер Консулата и монархический характер Империи, одновременно называют правление Наполеона диктатурой. Определение соотношения между разными формами правления - республикой, монархией и диктатурой - является основной задачей данного исследования в аспекте истории конституционного права. Другой вопрос - характер монархического правления в периоды Империи: абсолютизм или конституционная монархия? Определение формы правления в эти периоды и роль конституций Империи составляет еще одну задачу исследования.

Консулат и Империя - два основных периода правления Наполеона. Они противостоят друг другу и в то же время выступают

как единое целое. Создание Консулата явилось попыткой умеренных революционеров утвердить порядок и стабильность во французском обществе. Инициатором преобразования неустойчивого правления Директории в республику с прочной и подконтрольной исполнительной властью выступил Сийес. Однако его мечта о создании системы разделения властей, основанной на их «совместном действии», разбилась о непомерные амбиции генерала Бонапарта. Усиление исполнительной власти поглотило идею разделения властей, подчинив законодательную власть правительству. Консульская республика, установленная Конституцией 1799 г., просуществовала очень недолго и уступила место незаконной и нелегитимной диктатуре, осуществляемой первым консулом при посредстве Охранительного сената. В 1802 г. диктатура перешла уже в легальную форму, закрепленную плебисцитом народа. Однако сохранение чрезвычайного правления в виде пожизненного Консулата не отвечало интересам общества, требовавшего от государственных структур большей стабильности. Внешнеполитическая позиция Франции тоже диктовала введение ординарной формы правления, сходной с другими государствами Европы.

Таким образом, Консулат в основном представлял собой ряд диктатур. Это временная и легальная диктатура консульской комиссии в ноябре-декабре 1799 г.; внеконституционная диктатура первого консула в январе 1801 г. - августе 1802 г.; легальная и легитимная диктатура пожизненного консульства в августе 1802 г. -мае 1804 г. Их появление свидетельствует о слабости республиканской традиции и роднит Консулат с чрезвычайным правлением Директории. В определенной мере диктатуры Консулата стали продолжением тех революционных диктатур, которые существовали во Франции с 1792 г. Поиск приемлемой для страны формы правления шел в направлении монархии. И пожизненный Консулат, по сути, явился переходом к монархическому правлению. Однако нельзя думать, что в это время наметился возврат к старому порядку. Исследование права помилования первого консула, установленного в Органическом сенатус-консульте Конституции 1802 г., говорит о том, что оно вовсе не являлось «королевским правом». И это ясно показывает, что создатели пожизненного консульства не стремились воспроизвести институты старой королевской власти.

При воссоздании монархии в 1804 г. Наполеон и его сторонники также ориентировались в большей мере на римские образцы, чем на опыт династии Бурбонов. Тем не менее уже вскоре власть императора Наполеона I была уподоблена власти Каролингов и получила черты власти королей - потомков Капета. Была создана абсолютная монархия, по силе и могуществу не только не уступавшая своим постсредневековым аналогам, но и намного превосходившая их. Такая монархия оказалась насущно необходимой в условиях перманентной войны и территориальной экспансии Франции в Европе.

Во многих отношениях абсолютная монархия Наполеона I была новой, по сравнению с традиционной монархией Старого порядка. Она была облечена в передовые конституционные формы, основана на признании суверенитета народа, договоре императора с народом и силе плебисцита. Зримая связь Империи с Консулатом поддерживалась конституциями Империи, включившими в себя разные законы от начала консульской республики. Представляя собой несистематизированный набор законодательных актов, содержавших подчас противоречивые нормы, они выступали гибким и удобным инструментом правового регулирования. Можно полагать, что благодаря этому средству была обеспечена стабильность императорского правления. Опора на конституции Империи позволила Наполеону сохранить абсолютную власть и в период Ста дней 1815 г., когда был только намечен переход к конституционной монархии.

Для наполеоновского государства в период Империи были характерны бюрократизация и централизация управленческих структур, концентрация всей власти в руках монарха. Созданная еще в эпоху Консулата бюрократическая вертикаль власти только способствовала укреплению позиций центра по отношению к местной администрации. Расширение французского господства на новые территории и введение там французского порядка управления, создание генерал-губернаторств и рецепция общих административно-правовых норм при их организации должны были сформировать единый унифицированный правопорядок Французской империи.

В общий режим абсолютистского правления была вписана и католическая церковь. Возродив авторитет христианства, заключив

Конкордат в 1801 г. и введя Церковь в орбиту государственного регулирования, первый консул тем самым заложил основы будущего существования христианского культа во Франции. В правовой политике в отношении Церкви правительство старалось соблюсти собственные интересы и не шло на серьезные уступки, требуя их от римской курии. В эпоху Империи государство начало резкое наступление на права церковной организации, навязав папе Конкордат Фонтенбло 1813 г. Однако конфликт двух властей не привел к желаемому результату, и монарху пришлось вернуться на позиции Конкордата 1801 г.

Наполеон I стал последним абсолютным монархом во Франции. Эта форма правления достигла при нем своего расцвета и на нем же закончилась. Либеральный дух новой эпохи требовал создания иной системы властных отношений.

К.Ф. Загоруйко

2015.04.006. ЭББОТ Ф. ПЛОХИЕ ПРЕЗИДЕНТЫ: ПРОВАЛ В БЕЛОМ ДОМЕ.

ABBOTT Ph. Bad presidents: Failure in the White House. - N.Y.: Palgrave Macmillan, 2013. - X, 260 p. - (The evolving Amer. рresidency ser.)

Ключевые слова: США; американские президенты; Джон Тайлер; Миллард Филмор; Франклин Пирс; Джеймс Бьюкенен; Эндрю Джонсон; Улисс Грант; Уоррен Гардинг; Калвин Кулидж; Герберт Гувер; Ричард Никсон; Джордж Буш-мл.

В предисловии к книге профессор Университета штата Мичиган (Детройт) Филипп Эббот обращает внимание на феномен исторической памяти. Разделяя президентов на хороших и плохих, американцы, тем не менее, почитают каждого из них. Им возводятся памятники в местах их рождения, их считают главными фигурами нации, даже если эти президенты занесены в разряд худших правителей по причине войн, кризиса экономики, проявления тяжких несправедливостей, создания угрозы конституционному порядку.

В части 1 автор анализирует сложившиеся в американской науке и публицистике подходы к классификации глав государств -королей и президентов. Иногда главы государств делятся на весьма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.