Научная статья на тему '2015. 04. 002. Малахов В. П. Право в контексте форм общественного сознания: принцип правопонимания. - М. : Юнити-Дана: закон и право, 2015. - 159 с'

2015. 04. 002. Малахов В. П. Право в контексте форм общественного сознания: принцип правопонимания. - М. : Юнити-Дана: закон и право, 2015. - 159 с Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
551
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ПРАВА / ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОПОНИМАНИЕ / САМОРЕФЛЕКСИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 04. 002. Малахов В. П. Право в контексте форм общественного сознания: принцип правопонимания. - М. : Юнити-Дана: закон и право, 2015. - 159 с»

2015.04.002. МАЛАХОВ В.П. ПРАВО В КОНТЕКСТЕ ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ: ПРИНЦИП ПРАВОПОНИМА-НИЯ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. - 159 с.

Ключевые слова: теория права; философия права; правосознание; правопонимание; саморефлексия; общественное сознание.

Правосознание - ментальный феномен конкретного общества, конкретной правовой культуры, а также непрерывный интеллектуальный процесс вхождения в правовую реальность. Правопонимание в сущности является единственной масштабной проблемой для общеправовой теории. Приведет ли к пониманию права, если в качестве предмета общеправовой теории будет названа совокупность характеристик реальности - закономерности ее возникновения и функционирования, формы существования, правоотношения, правоприменительная практика, правовая деятельность? Типы право-понимания в тех или иных вариациях определены, содержание их описано, но понимания права так и не достигнуто, констатирует автор.

Выход из тупика с определенного времени видится в интеллектуальной практике дозирования компонентов, характерных для разных типов правопонимания, воплощением чего явилось инте-гративное (или интегральное) правопонимание. Но смешение альтернативных компонентов приводит лишь к созданию внутренне неустойчивой совокупности (но вряд ли системы) признаков права.

Правопонимание, считает автор, необходимо рассматривать как способ мышления о праве, т.е. методологию. Только в контексте философской методологии можно считать проблему правопо-нимания методологической и мировоззренческой. Поэтому право-понимание разворачивается на основе феноменологической методологии, которая ориентирована на саморефлексию сознания и потому позволяет достигать предельно глубокого понимания феномена права.

В силу неразрывной связанности форм общественного сознания правопонимание должно рассматриваться как своеобразный процесс и результат саморефлексии, характерной для всех других форм общественного сознания. Поэтому на правопонимание наслаивается содержание мысли о праве, возникающее в плоскости других форм общественного сознания. Выделить собственно пра-

вовую форму понимания права можно только в теоретическом анализе. «...Обнаружение качественных отличий в понимании права, вырабатываемого в контексте разных форм общественного сознания, от собственно правового понимания является тем методологическим ходом, который и позволяет решить проблему правопони-мания как исчерпывающую задачу общеправовой теории и философии права» (с. 6). Принцип правопонимания автор определяет как «саморефлексию общественного сознания в многообразии его форм» (там же). Только от форм общественного сознания права можно перейти к формам бытия права, к его действию, к обнаружению в действительности. Таков используемый в данной работе методологический принцип.

В связи с тем что проблема правопонимания формулируется в отношении каждой из выделяемых форм, появляется возможность формирования типологии права на принципиально новой основе. Эта типология сама по существу предстает как правопонимание. Но назвать его интегрирующим вряд ли можно. Оно представляет собой понимание права как открытого по своим смыслам феномена и может быть условно названо «как динамичное и непрерывное».

Если при этом положительно решить вопрос о сочетаемости новой типологии с традиционными типами правопонимания, тогда можно получить понимание, сопоставимое по своей сложности с самим правом. Эта типология не только будет содержательной, но будет заключать в себе сам механизм понимания.

В работе поставленная проблема решается, во-первых, посредством содержательного анализа элементов структуры общественного сознания в той или иной форме; во-вторых, с помощью определения особенностей логики отдельных форм общественного сознания. После уяснения вопроса о том, каким видится право в контексте разных форм общественного сознания, ставится вопрос о праве в контексте самого правового сознания.

Далее рассматривается проблема правопонимания в контексте философского сознания, когда правопонимание исследуется как методологическая задача, и научного сознания, когда правопони-мание представляется как результат познавательного процесса, как содержание научной теории, как содержание наших знаний о природе и сущности права, накопленных и сгруппированных на основе познания. Все это позволяет формировать мировоззренческую по-

зицию, так называемое правовое (юридическое) мировоззрение. Научное познание является питательной почвой для выработки юридического канона, отнесения того или иного момента к праву, тогда как философский подход позволяет выработать методологию узнавания права в каждый отдельный момент с точки зрения выраженности в нем природы, сущности и подлинности (бытия) права.

В итоге, считает автор, получается мыслительный материал для продолжения процесса, называемого постижением того, что такое право, - для правопонимания.

Автор считает, что только умозрительно можно провести строгие границы между формами общественного сознания, чтобы выявить особенности понимания права, характерные для каждой из этих форм. В реальности общественное сознание представляет собой сложную конфигурацию разных его форм, определенную множеством историко-культурных факторов. Эта конфигурация всегда конкретна для определенного общества. Учет всех этих условий в теоретическом анализе невероятно усложняет саму проблему пра-вопонимания, если вообще делает возможным ее решение.

Правопонимание является сложным, внутренне противоречивым, непрерывным процессом, а потому принципиально не обладает полнотой, оно всегда частично, изменчиво, ограниченно. Оно имеет свои пределы, определенные способностями самого мышления. Правопонимание - предельная мыслительная задача. В отличие от него правопознание бесконечно, поскольку связано с отражением конкретного предметного содержания.

Проблема границы возникает с момента, когда, оперируя определенным правопониманием, мы в состоянии узнавать право в его подлинности во всем, на что субъект (субъект правосознания) обращает внимание. Поэтому правопонимание есть найденный (пусть временно) диапазон видимости права в реальности. Оно - не продукт отражения реальности и не только способ (форма) ее интеллектуального выражения, а конструктор реальности по своим собственным меркам, индикатор активности правосознания.

Право во всех формах общественного сознания (кроме правовой формы) предстает гораздо более обобщенно, менее дифференцированно. Только в рамках правосознания право становится наиболее содержательным. Глубина правопонимания обеспечивается содержательностью самого правосознания.

Сформулированный и развернутый в теоретическом анализе принцип правопонимания наиболее сочетаем с естественно-правовым пониманием как пониманием философского характера. В сравнении с ним юридическое правопонимание уместно не столько в мировоззренческом, сколько в инструментальном праксиологическом плане, а социологическое правопонимание - в контексте научного сознания, в функциональном плане.

Рассмотрение проблем правопонимания в контексте научного сознания и представленные суждения о научном правопонима-нии не противоречат исходным утверждениям о том, что в процессе познания правопонимание не формируется. Отсутствие такой способности не делает невозможными попытки выработки такого понимания. Познание протекает не только в научной форме, оно -способ освоения предмета, присущий любой форме общественного сознания.

К.Ф. Загоруйко

2015.04.003. КЛИМЕНКО А. И. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ. - М., 2014. - 167 с. - Библиогр.: с. 160-167.

Ключевые слова: теория права; правовая идеология; идеологическая функция права; легитимация; право Европейского союза.

В монографии особое внимание уделяется теоретическим проблемам понимания правовой идеологии, выявляется ее социально-политическая природа и собственно правовая сущность. Автор дает определение понятия «правовая идеология» и «правовая идеология ЕС», анализирует структуру правовой идеологии и ее содержание. В работе также оценивается степень общности содержания правовой идеологии России и Европейского союза.

Значение идеологического фактора внутри государства, а также внутри любого межгосударственного объединения велико. Как никогда четко прослеживается в рамках ЕС влияние интегра-тивной идеологии, и оно тем явственнее, чем более очевидными становятся проблемы социального и экономического характера. Здесь идеология выступает более контрастно, как бы в качестве сдерживающего, консервирующего общественные отношения фактора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.