Научная статья на тему 'Правопонимание как элемент правовой реальности'

Правопонимание как элемент правовой реальности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2788
416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОПОНИМАНИЕ / СУЩНОСТЬ ПРАВА / ТЕОРИИ ПРАВА / МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скоробогатов А. В.

Статья посвящена исследованию юридического и философского значения категории «правопонимание». На основе исследования сущности права и методологических оснований отдельных правовых теорий делается вывод о плюрализме правопонимания, его обусловленности как общими закономерностями научного развития, так и особенностями социокультурного развития России на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правопонимание как элемент правовой реальности»

А.В. Скоробогатов,

доктор исторических наук, доцент (ИЭУП)

ПРАВОПОНИМАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Статья посвящена исследованию юридического и философского значения категории «пра-вопонимание». На основе исследования сущности права и методологических оснований отдельных правовых теорий делается вывод о плюрализме правопонимания, его обусловленности как общими закономерностями научного развития, так и особенностями социокультурного развития России на современном этапе.

Ключевые слова: правопонимание, сущность права, теории права, методология исследования права

Сформировавшаяся на рубеже XX-XXI вв. правовая реальность [1] России характеризуется трансгрессивным состоянием общества, выражающимся в широком распространении незаконодательных (неправовых) практик, низком уровне нормативной правовой культуры, правовом нигилизме и правовом инфантилизме на общесоциальном, коллективно-групповом и индивидуальном уровнях. Сформировавшиеся правовой идеал и правовой опыт ориентируют на решение коллизий и достижение бесконфликтного сосуществования не на основе установленной государством правовой нормы, а путем применения правил социальной справедливости (неписаного права). В значительной степени это определяется коллизионностью правопонимания российского общества не только на обыденном и профессиональном, но и на доктринальном уровне.

Многозначность термина «право» определяется не только языковыми, но и сущностными характеристиками. Историко-культурные особенности формирования национальных правовых систем, приведшие к созданию разных образов права, одновременно обусловили его предельную значимость как социального регулятора. Однако в переходных обществах, сформировавшихся на постсоветском пространстве, значение права не только как юридиче-

ской, но и философско-правовой категории недооценивается.

Проблемы права и правопонимания занимают большое место в современных гуманитарных науках. Но если социальная философия и социология основное внимание сосредоточили на изучении социального механизма действия права в правовой реальности России,[2] то юриспруденция преимущественно сосредоточила внимание на анализе проблем механизма правового регулирования и сущности права в этом контексте.[3]

В современной российской юриспруденции наблюдается кризис правопонимания, заложенный отказом от единой марксистско-ленинской методологии и теоретическим агломератом конституционного право-понимания. Российское право переживает переходный период, заключающийся в полной смене существующих установок и переосмыслении базовых ценностей. [4] Господствовавший в советское время нормативный подход оказался неспособным описать всю сложность и многогранность феномена российского права, как с точки зрения его сущности и содержания, так и с формальных позиций (не случайно столь активно идут споры о том, является ли источником российского права судебный прецедент).[5]

В определенной степени это обусловле-

но своеобразием правовой реальности современной России. Правовая реальность способна влиять на правопонимание и правосознание до тех пор, пока действительная справедливость (закрепленная в нормативных правовых актах) остается тождественна понятию справедливости (образу социальной справедливости). Как только тождество перестает быть таковым, правосознание начинает противодействовать правовой реальности и при определенных условиях оказывается способным менять ее качественно,[6] а правопонимание приобретает как горизонтальную, так и вертикальную коллизионность.

В предшествующий период формирование понимания права в обыденном правосознании преимущественно определялось государственной деятельностью, которая поддерживалась институтами, отвечающими за идеологию (церковь и коммунистическая партия). Основной задачей становилось не просто включение индивида в правовую реальность, но и придание его действиям максимально правомерного характера, что обеспечивалось формированием в правосознании убеждения в необходимости осуществления единственно правильного и возможного варианта поведения, который не только закреплен в нормативных правовых актах, но и соответствует социальной справедливости в ее идеологическом выражении. Реализация этих правил гарантировала правомерное поведение отдельному индивиду и достижение правопорядка для всего общества. Одновременно индивид закладывал основы для своего личного и общественного благосостояния в будущем.

В 1990-е гг. формируется совершенно новый правовой менталитет, представляющий собой синтез правовой памяти и ментального компонента правового опыта. В обыденном правосознании сформировался образ права, который не соответствует официальному. Провозглашенный государством плюрализм воспринимался не как его сила, а как слабость, неспособность правовыми средствами создать условия достойного существования человека. Заявленное же равенство возможностей в сочетании

с традиционным представлением о корреляции власти и богатства лишь усиливало негативный настрой ко всем проводимым государством мероприятиям, в т.ч. и в области права.

Отсутствие достаточно эффективного механизма правового регулирования привело к принятию нормативных правовых актов, которые не были реализованы на практике, поскольку не соответствовали социальным представлениям о справедливости, а государство не имело достаточно воли для их принудительной реализации. Это привело к возникновению совершенно нового правового идеала,[7] в котором место должного, идеального поведения, основанного на нормативном эталоне, постепенно заменило сущее, ориентированное на получение материального блага «здесь и сейчас», без учета последствий и соответствия действий правовой норме. В правовой реальности получили распространение различные проявления незаконодательных (неправовых в понимании государства) практик, которые стали основным средством регулирования общественных отношений. Для гражданина важно не то, насколько его действия соответствуют закону, являются справедливыми, а то, насколько они соответствуют представлениям о «правильном», справедливом в том обществе или социальном сообществе, членом которого он является. Широко распространились проявления правового нигилизма и правового идеализма как в среде «обывателей», так и в среде государственных служащих, в т.ч. представителей правоохранительных органов. Хотя подобные практики существовали и ранее, но они являлись лишь исключением и не влияли на характер правовой реальности. Теперь же именно незаконодательные практики стали определяющим фактором. В социальной среде сформировалось крайне негативное отношение к правовым нормам, издаваемым государством. Законы, которые не соответствовали представлениям о социальной справедливости и не были реализованы на практике в силу отсутствия эффективного механизма правового регулирования, стали восприниматься как единственный ва-

риант государственного законодательства. В правовой реальности современной России закон, изданный государством, воспринимается как «плохой», «неправильный», и совершенно необязательно его читать, чтобы в этом убедиться. Противопоставление закона и справедливости дополнительно подчеркивают судебные шоу и криминальные сериалы, которые убеждают граждан, что поступить «правильно» (т.е. в интересах гражданина) можно только по справедливости, а закон это не позволяет.

Ослабление роли государства в правовой социализации граждан в 1990-е гг. привело к разрыву доктринального и профессионального правопонимания и обыденного понимания права. С одной стороны, гуманитарные науки занялись поиском принципиально нового типа правопонимания, который мог бы адекватно объяснить правовую систему России в контексте взаимосвязи правотворчества и правоприменения и с учетом конституционного равенства трех конкурирующих правовых доктрин: естественно-правовой, нормативистской и юридико-социологической. С другой стороны, правоприменитель, пользуясь слабостью государства, стал основывать свою деятельность не только и не столько на юридической норме, сколько на удовлетворении своих собственных (зачастую корыстных) интересов.

Традиционная черта российской правовой культуры - вертикальный перенос ответственности - также претерпела существенные изменения. Гражданин по-прежнему уверен, что при наличии субъекта, который выше его по авторитету или по положению, именно он должен решить его проблему, а следовательно, можно отказаться от ее решения, возложив эту ответственность на указанного субъекта. Однако если в 1990-е гг. таким субъектом выступали неформальные лидеры, то в 2000-е гг. это было перенесено на представителей государства. Но и в том, и в другом случае граждане уверены, что решение их вопроса невозможно осуществить без определенного подношения (взятки).

Ситуация несколько стала меняться

в последние годы, когда государство, осознав проблемы правовой реальности, предприняло ряд мер, направленных на преодоление негативных явлений, получивших распространение в обществе. Во-первых, правовое воспитание приобретает целенаправленный характер, будучи призванным сформировать российскую гражданскую идентичность. Во-вторых, борьба с коррупцией перестает носить характер кампанейщины и становится одним из ведущих направлений правовой реформы. В-третьих, постепенно в СМИ появляются материалы, направленные на формирование уважения к государству, правотворцам и правоприменителям. В совокупности это может способствовать формированию нового правового идеала и новой правовой реальности.

Противоречивость российского юридического дискурса определяется не только внутренними особенностями развития российского права, но и общемировыми закономерностями усложнения роли права как социального регулятора. Лингвистический поворот, осуществленный в гуманитарных науках еще в 1980-е гг., показал, что «право» выступает не только юридическим феноменом, оно одновременно является важнейшей лингво-культурологической категорией, которая ориентирует индивида на осознанное воспроизводство нормативного эталона правомерного поведения и тем самым способствует формированию правопорядка.[8]

Исторические особенности формирования национальных правовых систем не только способствовали сложению совершенно различных форм права, но и привели к созданию в общественном сознании разных образов права, отличающихся по представлениям об истоках, сущности и содержании права, его месте среди источников социального регулирования. Следовательно, проблема правопонимания изначально не имела и не имеет однозначного решения. По мнению А.В. Пищулина, это обусловлено тремя факторами: сознание интерпретатора, его методологические установки и имеющийся правовой опыт; неоднозначность, сложность внешней социокультурной реальности, в частности, актуальных

идеологических трендов, культурно-исторического фона; различия в правовых системах современности.[9] Концепт «право» в российском юридическом дискурсе может быть представлен пятью взаимосвязанными, но конкурирующими моделями.

Во-первых, нормативистская модель, основанная на представлении о праве как системе правил поведения, установленных государством и обеспеченных мерами государственного принуждения. Эта модель наиболее полно выражена в работах М.И. Байтина и А.В. Аверина.[10]

Во-вторых, социологическая модель правовой реальности, основанная на представлении, что право формируется в процессе социального взаимодействия и относительно независимо от государства. Эффективность норм, издаваемых государством, определяется, прежде всего, их социальной востребованностью. Эта модель присутствует как в работах социологов, [11] так и в работах юристов.[12]

В-третьих, юснатуралистская модель, основанная на положениях Конституции РФ о приоритете принципов международного права и прав человека, отождествляемых с естественных правом в объективном и субъективном смысле.[13]

В-четвертых, интегративная модель, основанная на синтезе классических монистических теорий и утверждающая, что право представляет собой воплощенные в юридических нормах и фактических правовых действиях правовые ценности, которые определяют их эффективность. Эта модель нашла текстуальное воплощение в теории реалистического позитивизма Р.А. Ромашова [14] и коммуникативной теории права А.В. Полякова.[15]

В-пятых, постмодернистская модель, основанная на представлении о праве как многомерном явлении, познать которое возможно только на основе обращения к современным философским концепциям, позволяющим понять глубинную сущность права, его познавательное и ценностное значение в бытии отдельного индивида и социальной реальности в целом. В российском юридическом дискурсе эта модель

представлена диалогической теорией права И.Л. Честнова.[16]

Речь идет не просто об отдельных концепциях правопонимания, а о формировании устойчивого представления о праве, определяющего характер правовой реальности в целом, характер и содержание правотворчества и правоприменения в частности. Как правило, российские теоретики права претендуют на разработку теории, которая оказалась бы способна наиболее адекватно объяснить отечественную правовую реальность и которая являлась бы единственной, способной это осуществить.[17]

Это позволяет рассматривать правопо-нимание как одну из фундаментальных, философско-правовых категорий и проана-лизироватьее в институциональном, функциональном и субъект-объектном контекстах.

Правопонимание можно определить как процесс и результат осмысления социальных явлений, признаваемых в обществе в качестве правовых, посредством которого формируются смысл права, теоретическое представление о нем. В ходе правопони-мания устанавливается цель права в иерархии целей государственной, общественной, личной жизни человека. Процесс понимания права, осмысления его роли в общественной жизни, значения и сущности, ценностной природы осуществляют не только ученые, но и другие участники правовой жизни общества.

Одновременно правопонимание представляет собой метод конструирования или порождения смысла права, предваряющий любую дальнейшую аналитическую познавательную деятельность, связанную с реконструкцией личностных измерений объективированных явлений. Целесообразно, объединив синхронный и диахронный подходы к исследованию этого правового феномена, определить правопонимание как философско-правовую категорию, включающую в себя как интеллектуальную познавательную деятельность и ее отдельные элементы, так и систему интерпретируемых правовых явлений, полученных в результате познавательно-правовой деятельности. [18] Правопонимание отражает процесс и ре-

зультат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. В зависимости от степени осмысления правовой реальности можно говорить о трех уровнях правопо-нимания: обыденном, профессиональном и доктринальном.

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек (либо индивидуально, либо как член определенной социальной группы). По словам В.С. Веденина, «правопонимание всегда субъективно и оригинально, но при этом в общих чертах оно может совпадать у группы людей».[19] В зависимости от уровня правовой рефлексии можно выделить три группы субъектов:

1) гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, соприкасающийся с проблемами права вообще, рассматривающий право как цельное, несистемное явление (образ) и обладающий обыденным уровнем правопонимания;

2) юрист-профессионал, имеющий достаточный запас знаний о праве, способный применять и толковать правовые нормы, хотя и рассматривающий право как образ, но в контексте соотношения реального поведения индивида с нормативным эталоном и обладающий профессионально-практическим уровнем правопонимания;

3) ученый, человек с абстрактным мышлением, специально занимающийся научным анализом права в синхронном и ди-ахронном аспекте, в контексте системных и социокультурных взаимосвязей, способный к интерпретации не только норм, но и принципов права, владеющий определенной методологией и методикой исследования, обладающий научным (доктринальным) уровнем правопонимания.

Хотя объектом правопонимания могут быть и право в планетарном масштабе, и право конкретного общества, и отрасль или институт права, и даже отдельные правовые нормы, с целью философско-правового и теоретико-правового исследований в качестве объекта, как правило, используются правовые системы конкретных обществ.[20]

Для анализа социальных представлений о праве наибольшее значение имеет доктри-нальное правопонимание, которое характеризуется рядом признаков:[21]

1. Категориально-познавательный характер, означающий, что данный феномен отражает итоги, научные и социальные результаты познания общих закономерностей права, выступая наиболее общей в данном контексте формой анализа знаний. Правопо-нимание создается путем развития познавательных актов человеческой и не способно к саморазвитию вне познающего субъекта.

2. Общеправовой характер, отражающий то, что содержанием категории выступают, во-первых, знания о праве, о закономерностях его становления, развития, функционирования в обществе; во-вторых, эти знания имеют наиболее общую степень абстракции, т.е. направлены на исследование общих существенных закономерностей бытия права.

3. Научный характер категории предполагает, что содержащиеся в ней знания должны отвечать критерию научности, т.е. быть логически и объективно истинными в той системе ценностей и уровне научно-практического знания, которыми располагает на данный момент определенное общество.

4.Теоретическийхарактеротражаетфунк-ционирование категории в процессе познания, имеющего теоретическую природу, т.е. направленного не только на получение фактов, но и на выявление внутренних связей и закономерностей правовой действительности, не представленных непосредственно в эмпирическом восприятии между фактами и иными категориями правовой науки.

5. Интегральный (синтетический) характер, который выражается в сочетании дея-тельностных (диахронных) и результатив-ных(синхронных)элементовпознанияправа. Правопонимание одновременно является и процессом познания сущности права, и результатом его теоретического осмысления.

Определяя общее направление правовых исследований в рамках той или иной концепции, правопонимание выполняет ряд функций:

1. Гносеологическая функция, призванная описать закономерности развития права

конкретного общества в диахронном и синхронном аспекте.

2. Методологическая функция служит основанием связи правопонимания и принятой в данном обществе правовой политики, с учетом духовных традиций общества.

3. Онтологическая функция правопони-мания проявляется в систематизации правовых ценностей, которые на определенном этапе развития признаются основанием построения правовой системы и организации правопорядка, в проверке этих ценностей на истинность.

4. Эвристическая функция служит основанием развития науки о праве, достижения нового уровня познания правовой реальности.

5. Организаторская функция выступает основанием разработки научных основ практического функционирования правовой реальности.

Представления о праве, сформировавши-

еся в доктринальном правопонимании, способствуют развитию науки, одновременно определяют общий характер профессионального и, в значительной степени, обыденного правопонимания.

Таким образом, исследование различных подходов к сущности права и методологических оснований отдельных правовых теорий свидетельствует о плюрализме правопонимания, его обусловленности как общими закономерностями научного развития, так и особенностями социокультурного развития России на современном этапе. Правопонимание в своем дискурсивном выражении определяет не только способы осмысления правовой реальности на уровне правотворчества и правореализации, но и формирует правовое поведение индивида и социальных групп, определяющие включенность в правовую реальность различных субъектов права.

ЛИТЕРАТУРА

1. Правовую реальность вслед за С.И. Максимовым мы понимаем в широком смысле как многоуровневую систему правовых феноменов, автономную метасоциальную реальность, смысловым выражением которой является взаимное долженствование во взаимодействии субъектов (См.: Максимов С.И. Правовая реальность: опыт философского осмысления. Харьков, 2002. С.45).

2. См. напр.: Крет О.В. Правовая реальность: онтолого-гноссеологический анализ: дис. ... канд. филос. наук. Тамбов, 2007; Кувшинов И.С. Философский анализ гносеологических аспектов правовой реальности: дис. . канд. филос. наук. Магнитогорск, 2002; Максимов С.И. Правовая реальность: опыт философского осмысления: монография. Харьков, 2002; Честнов И.Л. Право как диалог: к формированию новой онтологии правовой реальности. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2000 и др.

3. См. напр.: Байтин М.И. Сущность права (Современное правопонимание на грани двух веков). Изд. 2-е, доп. М.: ООО ИД «Право и государство», 2005; Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права /под ред. В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2008; Правовая жизнь в современной России: теоретико-методологический аспект / под ред. А.В. Малько, Н.И. Матузова. Саратов: Саратовская государственная академия права, 2005 и др.

4. Честнов И.Л. Правопонимание в эпоху постмодерна. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002. С.64-80.

5. Судебная практика как источник права / Б.Н. Топорин, Э. Серверэн, К. Гюнтер и др. М. : Юристъ, 2000.

6. Максуров А.А. Юридический опыт как компонент координационной юридической практики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.maksurov.ru/science/25.php, свободный (дата обращения: 15.01.14.).

7. О соотношении понятий «правовой идеал» и «правовая реальность» подробнее см.: Рожкова А. К. Правовая реальность и правовой идеал: точки соприкосновения // Известия ИГЭА. 2010. №6. С.164-168.

8. Лезов С.В. Юридические понятия и язык права в современных зарубежных исследованиях: научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1986. С.63.

9. Пищулин А.В. Юридический позитивизм в современном правопониманиии: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С.14.

10. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков) Изд. 2-е, доп. М.: ООО ИД «Право и государство», 2005; Аверин А.В. Правопонимание и юридическая практика // Ленинградский юридический журнал. 2008. № 4(14). С.19-36.

11. Масловская Е.В. Социологические теории права и анализ правовых институтов российского общества: монография. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2007.

12. Юридическая конфликтология / отв. ред. В. Н. Кудрявцев. М.: Изд-во ИГиП РАН, 1995.

13. Шафиров В.М. Человекоцентристский подход к пониманию права // Право Украины. 2011. № 1. С.101-106; Бабаев В.К., Демидов В.В. Законность и ее принципы // Ленинградский юридический журнал. 2004. № 1. С. 133-144.

14. Ромашов Р.А. Реалистический позитивизм как интергративный тип современного правопо-нимания // Ушверситетсью наугад записки. 2007. № 4(24). С. 13-20.

15. Поляков А.В. Коммуникативный подход в общей теории права // Проблеми фшософп права. 2006/2007. Т. 4/5. С. 60-67.

16. Честнов И.Л. Методология и методика юридического исследования: учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петербург. юрид. ин-та Генеральной прокуратуры РФ, 2004; Он же. Постклассическая теория права. С. 119 - 548.

17. См. напр.: Четвернин В.А. Либертарно-юридическая интерпретация прав человека // Философия права в России: история и современность. Материалы третьих философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца / отв. ред.В.Г. Графский. М.: Норма, 2009. С.173-189.

18. Скоробогатов А.В., Краснов А.В. Современные концепции правопонимания: учебное пособие. Казань: Познание, 2013. С.10.

19. Веденин В.С. Правопонимание и патентное право / под ред. А.В. Аверина. Владимир: Транзит-ИКС, 2007. С.14.

20. См. напр.: Оль П.А. Правопонимание: от полюрализма к двуединству. СПб.: Юридический центр-Пресс, 2005. С.15.

21. Впервые признаки правопонимания выделила в своей диссертации Н.Д. Железнова (Же-лезнова Н.Д. Правопонимание и судебная практика : теоретические проблемы взаимодействия: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001. С.19-20). Однако она не учла интегральный характер правопонимания в качестве его признака.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.