шимся в ХХ в. По его мнению, эта концепция противоречит американским конституционным принципам и идеям, таким как теория общественного договора, разделение властей, признание прав и свобод индивида и ограничение власти.
Следует опасаться «мягкого деспотизма», впервые выявленного А. Токвилем. Централизованное административное государство освобождает граждан от бремени самоуправления, помещая их под отцовский надзор и лишая способности распознавать собственные оковы.
И.И. Нагорная
2015.03.044. ГРАДОНИ Л. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: ФОКАРЕЛЛИ К. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ КОНСТРУКЦИЯ: БОРЬБА ЗА ВСЕОБЩЕЕ ПРАВОСУДИЕ. GRADONI L. [Recensio] // European journal of international law. -Oxford, 2014. - Vol. 25, N 2. - P. 605-610. - Rec. ad op.: Focarelli C. International law as social construct: The struggle for global justice. -Oxford: Oxford univ. press, 2012. - 571 p.
Ключевые слова: международное право; правосудие; социальная конструкция; всеобщее правосудие.
В книге представлены детальные исследования, охватывающие диапазон тем - от понятия справедливой войны, государственного долга и платежеспособности до безопасности пищевых продуктов, права местных народов, терроризма, основных трудовых стандартов, которые распределены по четырем тематическим разделам, а именно: «игроки», «правила», «ценности» и «средства». Первая часть «Закон как социальная конструкция» излагает теоретическую основу для доктрины международного права.
Фокарелли разъясняет теорию закона, рассматривает проблемы природы и содержания законов. Закон следует за социальной практикой.
В существование международного права или любого из его правил возможно «верить» на основе опыта. Многие люди не задумываются о международном праве или законе более широко, чем в рамках политики законодательства в собственных странах, поскольку законы составляются и применяются под влиянием власть имущих. Тем не менее все граждане являются адресатами закона, и
их очевидная незаинтересованность снижает эффективность применяемой правовой системы в целом. Нужно также принять во внимание, что популярные суждения о международном праве часто ложны, даже экстравагантны. Автор имеет в виду результаты дезинформации со стороны пропаганды, образования или других форм передачи идеологии. В любой из перечисленных сфер достаточно дилетантов.
Фокарелли приводит пример работы международных адвокатов, верящих в существование предписанного и разумно определяемого метода для идентификации традиции. Подобные понятия принимаются на веру читающими правовые определения. Из сказанного следует необходимость анализа устанавливаемых законом понятий, основанных на представлениях об общепринятом международном праве. Требования международного права в действительности исключают причудливые верования, независимо от масштаба вклада участвующих в их формировании сторон.
Одним из мифов, лежащим в основе международного права, является миф об изначально агрессивной природе человека, которая может оказаться разрушительной для человеческого сосуществования. Автор считает необходимым пересматривать подобные заблуждения для сохранения здравого смысла в формулировании закона, который должен опираться лишь на логику с целью сохранения баланса для практического применения. Также необходимо вырабатывать меры административного характера, которые бы не только способствовали «технократическому проекту», ориентированному больше на сокрытие, чем на ограничение власти. Международное право отражает интересы разных организаций, и Фока-релли для развития международной юридической науки предлагает, в частности, анализ «мифологизации» международного права и изучение юридических традиций с помощью сравнительного анализа. Его книга представляет собой, таким образом, исследование международного права как социальной конструкции, основанной на мифической вере человечества в сосуществование независимых государств и международного сообщества, определяющего применяемые правовые источники и ценности, представленные в международных документах. Социальная действительность лежит в основе международного права, пишет Фокарелли,
хотя это утверждение не гарантировано социальной действительностью непосредственно, речь идет о ситуации сложившегося мифа.
В битве за отражение действительности в текстах закона участвует большое число заинтересованных лиц. Но кто кому доказывает правомерность того или иного положения? Основы международного права проверяются автором на соответствие исследованным социальным фактам. Автор делает выводы о человеческом поведении, определяемом не только опасениями, но и положительным отношением к действительности, свойственном человеку, являющемся залогом поддержания смысла его существования.
И.А. Лисицын-Светланов
2015.03.045. УИТКЕР БЕЛАСКЕС Х. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: АЛЬВАРЕС К. Л. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЕ ПРАВО. WITKER VELÁSQUEZ J. [Resensio] // Boletín Mexicano de derecho comparado. - Mexico, 2015. - A. 48, N 142. - P. 401-404. - Rec. ad op.: Álvarez C.L. Derecho de las telecomunicaciones. - México: UNAM, Fundación para la libertad de expresión-posgrado en derecho, 2013. - 494 P. - Mode of access: http://biblio.juridicas.unam.mx/revis ta/pdf/DerechoComparado/142/bib/bib13.pdf
Ключевые слова: Мексика; телекоммуникационное право; Международный телекоммуникационный союз; ООН; государственное регулирование; телекоммуникационные услуги.
Книга Клары Лус Альварес посвящена праву телекоммуникаций. В центре внимания автора - право Мексики; вместе с тем для сравнения привлекается право Евросоюза, США и других стран. Автор также рассматривает роль в регулировании отношений в сфере телекоммуникаций таких институтов, как Международный телекоммуникационный союз ООН, ВТО, Межамериканская телекоммуникационная комиссия.
Телекоммуникационное право имеет комплексный характер. Для его понимания требуется изучение ряда технических вопросов; оно тесно связано с экономикой, с институтами прав человека и охраны окружающей среды. Главы 1 и 2 работы посвящены техническим основам выделения различных средств связи и телекоммуникационных сетей, а также техническим особенностям их функ-