Научная статья на тему '2015. 03. 013. Чаппе Д. , страйбел Т. , ким-фуонг-ву. Ситуационный подход к пониманию динамичных ситуаций. Chiappe D. , strybel T. , kim-phuong-vu. A situated approach to the understanding of dynamic situations // Journal of cognitive Engineering and decision making. - 2015. - vol. 9, n 1. - p. 33-43. - doi:10. 1177/1555343414559053. - mode of access: http://edm. Sagepub. Com/content/9/1/33/'

2015. 03. 013. Чаппе Д. , страйбел Т. , ким-фуонг-ву. Ситуационный подход к пониманию динамичных ситуаций. Chiappe D. , strybel T. , kim-phuong-vu. A situated approach to the understanding of dynamic situations // Journal of cognitive Engineering and decision making. - 2015. - vol. 9, n 1. - p. 33-43. - doi:10. 1177/1555343414559053. - mode of access: http://edm. Sagepub. Com/content/9/1/33/ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД / КОГНИТИВНЫЕ РЕСУРСЫ И МЕХАНИЗМЫ / ОСОЗНАНИЕ СИТУАЦИИ / РАБОЧАЯ ПАМЯТЬ / ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ / ИНТЕРНАЛИЗМ И ЭКСТЕРНАЛИЗМ В ОСОЗНАНИИ СИТУАЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Ализаде А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 03. 013. Чаппе Д. , страйбел Т. , ким-фуонг-ву. Ситуационный подход к пониманию динамичных ситуаций. Chiappe D. , strybel T. , kim-phuong-vu. A situated approach to the understanding of dynamic situations // Journal of cognitive Engineering and decision making. - 2015. - vol. 9, n 1. - p. 33-43. - doi:10. 1177/1555343414559053. - mode of access: http://edm. Sagepub. Com/content/9/1/33/»

Словом, сетевые системы работы больше застрахованы от когнитивных ошибок, чем «вертикальные». Более того, «вертикальные» системы не просто слабо застрахованы от когнитивных ошибок, но являются в принципе системами, не нуждающимися или нуждающимися минимально в когнитивном обеспечении. Именно поэтому критические области принятия решений, требующие от тех, кто принимает решения, повышенной когнитивной готовности, не могут организационно строиться как «вертикальные» системы, где принятие решений подготавливается при отсутствии взаимного контроля многих операторов.

Таким образом, исследование феномена когнитивной готовности, пишут авторы в заключение, объективно представляет гораздо более широкую исследовательскую задачу, чем задача анализа некоего частного предмета. Очевидно, что когнитивная готовность есть базовое условие и базовый инструмент человеческой жизнедеятельности вообще, и для оптимизации своей жизнедеятельности на разных уровнях и в разных областях человеку в чисто практических целях нужна наука о когнитивной готовности как знание возможностей собственных когнитивных ресурсов и того, как эти ресурсы наилучшим образом реализовать.

А.А. Али-заде

2015.03.013. ЧАППЕ Д., СТРАЙБЕЛ Т., КИМ-ФУОНГ-ВУ. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ДИНАМИЧНЫХ СИТУАЦИЙ.

CHIAPPE D., STRYBEL T., KIM-PHUONG-VU. A situated approach to the understanding of dynamic situations // Journal of cognitive engineering and decision making. - 2015. - Vol. 9, N 1. - P. 33-43. -DOI: 10.1177/1555343414559053. - Mode of access: http://edm.sagepub.com/content/9/1/33/

Ключевые слова: ситуационный подход; когнитивные ресурсы и механизмы; осознание ситуации; рабочая память; долговременная память; интернализм и экстернализм в осознании ситуации.

Осознание ситуации (ОС), пишут авторы из США, - это понимание оператором того, что происходит в динамичной операционной среде, когда оператор находится в условиях высокотехнологичного интерфейса. Теоретическая и практическая важность ОС

продолжает возрастать по мере того, как высокотехнологичные операционные системы, например управление воздушным трафиком, системы автопилотирования (unmanned aircraft systems) и т.п., становятся все более разветвленными и сложными. При этом никто из разработчиков понятия ОС не продвинулся в подобной разработке так далеко, как М. Эндсли (M. Endsley), которая в ряде своих значимых публикаций представила так называемую трехуровневую модель (three-level model) (ТУМ) и обоснованные измерители ОС (с. 33).

Польза разработок М. Эндсли в совершенствовании современного интерфейса и в обеспечении теоретико-методологических рамок для эмпирических исследований факторов, влияющих на ОС, несомненна. Однако ОС - сложный феномен, требующий своего изучения с разных позиций, охватывающий многие уровни анализа - от уровня индивидуального оператора до уровня социально-технической системы в целом. Поэтому авторами «в дополнение к ТУМ предлагается ситуационный подход (situated approach) к анализу ОС, моделирующий ситуационное использование людьми интерфейса для снижения нагрузки на свои когнитивные ресурсы» (с. 33).

Итак, отмечают авторы, искомый ситуационный подход к изучению ОС мыслится «расширением» трехуровневой модели ОС, включающей восприятие информации (уровень 1), понимание воспринимаемой информации (уровень 2) и прогнозирование будущих состояний системы (уровень 3). По М. Эндсли, «ОС представляет интернализованную ментальную модель текущего состояния операционной среды» (цит. по: с. 34). Подчеркивая, что «ОС существует только в голове индивидуального оператора», М. Эндсли при этом разделяет понятия «осознание ситуации» и «оценка ситуации» (цит. по: с. 34). Главным механизмом оценки ситуации она называет «рабочую память» (working memory) (РП), располагающую «кладовой» знания, которое, взаимодействуя с новой информацией, формирует новую ментальную картину меняющейся ситуации. Эта новая ментальная картина обусловливает прогнозирование того, что может произойти в будущем. В свою очередь, на прогнозировании оператор решает, какие действия он должен предпринять.

М. Эндсли дополняет инструмент РП инструментом структурированной долговременной памяти (long-term memory) (ДВП).

Структурными единицами ДВП являются: детальное знание функций и «матричных» (prototypical) состояний системы; направленное внимание; обеспечение постижения воспринимаемой информации и прогнозирования. Система совместного оперирования РП и ДВП определяется как «долговременная рабочая память» (long-term working memory) (ДВРП).

Исследования в когнитивной науке показывают, что люди скорее видят модель внешнего мира в нем же самом, чем пытаются создать его детальную ментальную модель. Данные изучения глазной динамики человека при выполнении им каких-либо задач позволяют сделать вывод о том, что движения человеческих глаз находятся в четкой координации с действиями, совершаемыми людьми. Человек всегда фокусируется только на той информации, которая ему нужна, чтобы выполнить текущее действие. Кроме того, люди часто просто не способны замечать многое из того, что происходит. Очень часто они не способны заметить более масштабные изменения, чем те, которые происходят при выполнении ими текущих действий. И подобная «слепота изменений» (change blindness) предполагает неспособность человека сохранять подробную ментальную картину происходящего или интегрировать последовательные ментальные картины.

Исследования показывают, что «слепота изменений» - нередкое состояние операторов, влекущее за собой неверное ОС, что грозит катастрофическими последствиями, когда операторы вынуждены принимать критические решения. Например, эффект «слепоты изменений» был выявлен у участников военно-морской игры, в обязанность которых входило осознание ситуации в отношении угроз кораблям со стороны авиации противника. Респонденты должны были считывать с мониторов соответствующую информацию, которая содержала более 20 тактических изменений, касающихся поведения самолетов, и только 30% попыток правильно осознать ситуацию оказались успешными, причем ненамного лучше новичков-респондентов выступили более опытные респонденты. Это исследование тем более показательно, что оно продемонстрировало значительный эффект «слепоты изменений» даже тогда, когда респонденты точно знали, какую именно информацию, причем тактическую информацию, им нужно отследить. Понятно, что в полевых условиях, где нужно отслеживать гораздо больше объектов с их непредсказуемым поведением, результаты были бы значи-

тельно хуже. То есть «можно с уверенностью полагать несостоятельной идею создания детальной ментальной картины воспринимаемого мира - в этой картине многое будет неизбежно упущено. Другое дело - вполне можно составить генеральный план ситуации в отношении того, какие объекты находятся в актуальной операционной среде и где именно они расположены» (с. 35).

В основе ситуационного подхода к ОС лежит идея, что операторы и технология, с которой они взаимодействуют, формируют нераздельную, целостную систему. Отслеживая динамичные ситуации, операторы не собирают всю уместную информацию в ментальную картину. Вообще они в наименьшей степени руководствуются чисто ментальными картинами, предпочитая увязывать последние с картинами актуальной реальности. Человек как когнитивное существо устроен так, что фиксирует только те «кусочки» воспринимаемой информации, которые открывают возможность получать новую информацию, подготавливающую принятие решения.

Проводя ситуационный подход, продолжают авторы, нужно иметь в виду ограниченность РП. Разумеется, долговременная память (ДВП) снижает предъявляемые к РП требования, а долговременная рабочая память (ДВРП) позволяет операторам быстро осваивать большие объемы информации и запоминать их на долгие периоды времени. Тем не менее РП не обладает самодостаточностью и всегда нуждается в помощи подсказок, которые дают операторам доступ к гораздо большему количеству данных, хранимых в ДВП. Требования к РП станут также возрастать при новой либо нестандартной ситуации, поскольку в таких случаях оператор, вероятно, не будет располагать нужными в ДВП ресурсами для освоения всей информации по текущей ситуации. Кроме того, РП испытывает повышенное напряжение, когда оператор дезориентирован неопределенностью и испытывает затруднения с оценкой прогноза поведения системы даже с помощью подсказок среды. Поэтому для операторов даже с тренированной рабочей памятью крайне важно постоянное взаимодействие с внешней средой.

«Согласно ситуационному подходу, ОС практикует "разгрузку" от средовой информации, находя такую информацию, когда она нужна. ОС может востребовать непрямое хранение информации, но хранение, скорее, ее общего "ярлыка", указывающего, откуда ее можно извлечь. То есть по механизму ОС, "вспоминается" не сама информация, а ее "местоположение"» (с. 36). Ситуационная

теория ОС рассматривает феномен активного зондирования операторами окружающей их среды для возможности постоянно отслеживать информационную динамику. Хороший пример - использование листов хода полета авиалайнера (flight progress strips), которые дают соответствующую ключевую информацию, сообщая о любых изменениях полетного плана воздушного судна (aircraft's flight plan). Ситуационный подход важен, поскольку он позволяет исследовать, как операторы используют операционную среду, чтобы уменьшить нагрузку на свои когнитивные ресурсы в условиях высокотехнологичного и весьма сложного в отношении анализа информации интерфейса.

С позиции ситуационного подхода к ОС информация может быть как «внутреннего» (в РП) хранения, так и поступающей в режиме реального времени от динамичной операционной среды. Причем не вся оперативная средовая информация формирует ОС, например когда она выводится на дисплеи систем высокого уровня автоматизации, что связано с определенными трудностями считывания такой информации и, как следствие, возможными провалами ОС.

Тем не менее ситуационный подход к ОС оптимален, пишут авторы в заключение. Он позволяет операторам пользоваться широкой системой инструментов и технологий при осуществлении своих задач. Ключевое достоинство ситуационного подхода заключается в том, что он дает возможность исследовать, как человек структурирует свое операционное пространство, оптимально распределяя нагрузку на свои когнитивные ресурсы. «Анализ формирования ОС с позиций ситуационного подхода показывает, что дисплеи высокотехнологичных автоматизированных систем должны быть сконструированы таким образом, чтобы операторы, работая с ними, ни на секунду не теряли контакт с актуальной внешней реальностью. Таким образом, несмотря на то что ситуационный подход основывается на «интерналистской» трехуровневой модели М. Эндсли, он добавляет важное «экстерналистское» измерение к когнитивному механизму формирования ОС. Суть ситуационного подхода: стремясь «интерналистски» (по М. Эндсли) осознать ситуацию, оператор непрерывно тестирует свой «интерналистский» путь «экстерналистским» контактом со средой выполнения рабочей задачи (с. 41).

А.А. Али-заде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.