Научная статья на тему '2015. 02. 064. Ломакина Т. Ю. , Коржуев А. В. , Сергеева М. Г. Структурные изменения в системе профессионального образования. - СПб. : Алетейя: ист. Кн. , 2014. - 166 с'

2015. 02. 064. Ломакина Т. Ю. , Коржуев А. В. , Сергеева М. Г. Структурные изменения в системе профессионального образования. - СПб. : Алетейя: ист. Кн. , 2014. - 166 с Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РФ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОЛЛЕДЖИ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / МЕЖВУЗОВСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 02. 064. Ломакина Т. Ю. , Коржуев А. В. , Сергеева М. Г. Структурные изменения в системе профессионального образования. - СПб. : Алетейя: ист. Кн. , 2014. - 166 с»

тем консолидации банковского сектора, использования эмиссионного ресурса (в частности 1РО или прямой продажи части акций стратегическому инвестору); повышением эффективности банковской деятельности по аккумулированию денежных средств населения и их трансформации в кредиты и инвестиции; конкурентоспособности субъектов ФВ. Необходимы, кроме того, укрепление рыночной дисциплины и принципов ответственного кредитования, развитие инфраструктуры рынка банковских услуг, прежде всего в регионах. Следует создавать оптимальные условия для формирования резервов под возможные потери по ссудам, а также специальные фонды на национальном и региональном уровнях для поддержания банковского сектора и предприятий в кризисных ситуациях.

М.А. Положихина

2015.02.064. ЛОМАКИНА Т.Ю., КОРЖУЕВ А.В., СЕРГЕЕВА М.Г. СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. - СПб.: Алетейя: Ист. кн., 2014. -166 с.

Ключевые слова: РФ; профессиональное образование; колледжи; высшие учебные заведения; межвузовские образования.

Процесс структурных преобразований в системе начального и среднего профессионального образования (ПО) России авторы подразделяют на несколько периодов. Первый период (с конца 1980-х годов по 2004 г.) начался с попыток отдельных учебных заведений (техникумов и ПТУ) «вписаться» в стихийные рыночные отношения за счет изменения статуса - преобразования в экспериментальные высшие профессиональные училища, профессиональные лицеи и колледжи. С конца 1990-х годов часть ПТУ в регионах трансформировалась в профессиональные лицеи и колледжи. К 2000 г. в стране функционировало более 960 колледжей (37% от общего количества начальных и средних учебных заведений ПО) (с. 45).

Начало второму периоду структурных преобразований системы ПО в России (2004-2007) положил массовый директивный перевод образовательных учреждений начального и среднего ПО с федерального на региональный уровень. В регионы были переданы 2536 образовательных учреждений (с. 77). Продолжение реструк-

туризации было связано с созданием укрупненных колледжей1, ресурсных центров и учебных комплексов.

Анализ региональных концепций и программ позволил авторам выделить четыре варианта реформирования региональной сети учреждений начального и среднего ПО:

1) перевод лучших учебных заведений в режим локального инновационного развития и создание базовых для территорий лицеев и колледжей (большинство регионов РФ);

2) формирование принципиально новой сети «интегратив-ных» образовательных учреждений - профессиональных и политехнических колледжей - на основе объединения (слияния) двух и более ПТУ, техникумов, профессиональных лицеев и технических колледжей (г. Москва);

3) кооперация учреждений начального и среднего ПО и создание ресурсных центров при сохранении развивающейся сети техникумов и колледжей (Самарская и Кемеровская области, Республика Чувашия и Татарстан);

4) сохранение параллельно развивающихся систем начального и среднего ПО, внутри которых осуществляется кооперация учебных заведений (г. Санкт-Петербург).

Проектирование новых типов учебных заведений ПО в регионах России проводилось на основе анализа и адаптации опыта экономически развитых стран. Колледжи, как основной тип учебных заведений высшего и среднего ПО, наиболее развиты в Великобритании, США и Франции. В колледжах этих стран реализуются образовательные программы различного уровня - от общего среднего до послевузовского образования. В каждой стране имеются свои особенности в развитии колледжей, обусловленные историческими и социально-экономическими условиями, национальными традициями.

В связи с подписанием Болонской конвенции основной тенденцией в странах Европы является интеграция систем ПО, что должно содействовать сближению уровней эффективности. Опре-

1 Укрупненный профессиональный колледж - учебное заведение, созданное по территориально-отраслевому принципу в системе непрерывного ПО региона, осуществляющее многопрофильную и многоуровневую подготовку профессиональных кадров, а также методические, ресурсные и другие учебные функции и имеющее контингент более 1000 студентов (с. 146).

делены также общие принципы структурной организации профессиональных образовательных систем. В их числе: ответственность государства за профессиональное обучение и особенно за доступ к нему; сочетание в профессиональной подготовке производственного обучения с занятиями в учебных заведениях; разработка национальных стандартов профессионального обучения; «взаимопроникновение» профессионального обучения и общего образования.

В России официально рассматривают преобразование систем начального и среднего ПО как проблему регионов только в двух аспектах: реструктуризация сети и реструктуризация образовательного учреждения. Вопрос о необходимости реструктуризации федерального и региональных уровней управления системой ПО публично даже не был поставлен. Однако в 1991-2004 гг. были разрушены как федеральные, так и региональные госкомитеты (отделы) управления системой начального ПО и ослаблено вертикальное управление отраслевыми министерствами системой среднего ПО. Проведение организационной и финансовой реструктуризации региональных сетей учреждений ПО, по мнению авторов, должно предваряться изменениями в федеральной и региональных системах управления ими.

Третий период структурных преобразований системы ПО в России (с 2007 г. по настоящее время) характеризуется активным включением в этот процесс учреждений высшего образования, а также оптимизацией сети учреждений ПО и переходом на их подушевое финансирование.

Данный период характеризуется следующими объективными условиями: снижением контингента учащихся в учреждениях ПО, а значит, и их числа в ближайшие годы вследствие особенностей демографической ситуации; подготовкой системы ПО к вхождению в Болонский процесс; преимущественной ориентацией выпускников школ на высшее образование. Кроме того, разрушение и стагнация реального сектора отечественной экономики обусловили снижение потребности в специалистах со средним специальным образованием. Статистические данные свидетельствуют также о снижении потребности в повышении квалификации, подготовке и переподготовке работников на государственных и негосударственных предприятиях (с. 85). Одновременно изменились требования работодателей: от узкопрофильной подготовки работников к расширению

возможностей их производственной деятельности и быстрой адаптации на рабочем месте. Увеличился спрос на специалистов с дополнительной квалификацией (знаниями в области компьютера, иностранного языка, дизайна, экологии, менеджмента и т.д.) и профессий широкого профиля (мастер отделочных работ, механик автомобильного транспорта и т.п.).

В связи с этим ожидается уменьшение общей учебной нагрузки преподавательского персонала и его численности, высвобождение части учебных площадей. Возникнут условия для сокращения платного обучения по программам профессионального образования (особенно за счет негосударственных учреждений). У большинства профессиональных колледжей хроническим станет недобор учащихся либо прием станет практически бесконкурсным. Имеющийся учебно-материальный потенциал окажется частично невостребованным (даже при освобождении от морального и физически устаревшего оборудования).

Складывающиеся условия определяют необходимость дальнейшего преобразования сети, в которой общее количество государственных учреждений среднего ПО будет адекватно потребностям и обеспечено контингентом обучающихся, а финансирование будет откорректировано в соответствии с реальными потребностями. Это позволит продолжить реструктуризацию сети колледжей, их структуры и инфраструктуры, в том числе за счет: укрупнения и создания многопрофильных, многоуровневых учреждений ПО; перехода на новую профессионально-квалификационную структуру подготовки специалистов; организации ресурсных образовательных центров; формирования системы образования взрослого населения; создания системы профессиональной и социальной реабилитации детей и молодежи с ограниченными возможностями и проблемной молодежи. Этот процесс будет сопровождаться формированием крупных государственных университетских комплексов, укрупненных региональных (губернских) профессиональных колледжей, межмуниципальных образовательных комплексов в малых городах и сельских районах на основе горизонтальной (содержательный компонент учебной деятельности) и организационной (совместные структуры управления) интеграции образовательных учреждений и социальных партнеров; укреплением и

ресурсной поддержкой уникальных, выдающихся и социально направленных учебных заведений.

Основным направлением реформ является диверсификация образовательных учреждений ПО по двум типам: 1) двухуровневые образовательные учреждения - колледжи, реализующие программы начального и среднего ПО; 2) многоуровневые образовательные учреждения, предлагающие широкий спектр профессиональных программ (в том числе высшего образования).

Одновременно меняется образовательное пространство высшей школы, что проявляется в усложнении внутривузовских организационных структур (их вариативности, многообразии, структурной иерархии). В традиционной схеме вертикали вуза (ректорат -факультеты и деканаты - кафедры и различные службы обеспечения деятельности вуза) появляются новые формы. Например, в структуре университетов организуются институты - объединения традиционных факультетов, родственных друг другу по профилю подготовки специалистов. Почти повсеместно усложняется структура служб управления и обеспечения различных сторон деятельности университетов. Появляются службы (отделы, управления и т. п.) менеджмента качества; отделы и лаборатории, осуществляющие координацию и внедрение информационных технологий в различные структуры вуза - от административно-управленческих до учебно-воспитательных; отделы, связанные с охраной интеллектуальной собственности и координацией научных исследований и их публикаций, другие юридическо-правовые службы; специальные отделы (иногда деканаты) по работе с иностранными студентами, обучающимися в РФ, и соответствующие отдельные факультеты; структуры, отвечающие за культурный досуг и отдых студентов, и многие другие.

Особо отмечается переструктурирование в связи с массовым переходом вузов на двухуровневую систему подготовки «бакалавриат - магистратура». Еще одним важным явлением представляется авторам возникновение и функционирование в вузах психологических служб.

В настоящее время в отечественной сфере образования развиваются процессы, характерные для учебных заведений за рубежом: размывание границ между учебными заведениями разных

уровней (высшего, среднего специального и начального ПО) и интеграция различных ступеней образования.

Как показывают результаты анкетирования родителей учащихся общеобразовательных школ, сегодня одним из основных критериев выбора школы является наличие договорных отношений с вузом (вузами) и обеспечение преемственности и непрерывности реализуемых образовательных программ. У вузов, в свою очередь, для решения маркетинговых задач возникла необходимость взаимодействовать со школами. В результате появились такие феномены, как «базовая (для вуза) школа», «класс, профилированный на вуз», «лицейский класс» и т.п. Практически в каждом вузе открыты центры довузовской подготовки, отвечающие за подготовку абитуриентов и развитие отношений со школами.

Школы, в свою очередь, инициировали деятельность в двух направлениях:

- развитие договорных отношений с вузами с целью обеспечения непрерывности и преемственности образовательных программ для выпускников;

- создание на собственной базе дошкольных гимназий, обеспечивающих преемственность с дошкольными учреждениями и их программами, подготовку детей к обучению в конкретной школе.

Выделяются следующие модели непрерывного образования, реализованные в России совместно школами, колледжами и вузами: «школа - вуз», «школа - колледж», «колледж - вуз», «школа -колледж - вуз». В рамках каждой модели возможно использование нескольких образовательных программ. Кроме того, интенсивно развиваются межвузовские организационные структуры: исследовательские университеты и комплексы, университетские округа. Это является отражением, с одной стороны, ускорившихся темпов прогресса науки и техники, а с другой - необходимости соответствия профессионального образования существующему социальному заказу.

Как подчеркивают авторы, в ближайшие годы реструктуризация системы ПО продолжится. При этом в данный процесс будут все больше вовлекаться учреждения общего и высшего образования, создавая тем самым реальную систему непрерывного образования в России.

Уже сейчас все четче обозначается тенденция к профильной дифференциации школьного образования. На практике она проявляется в форме углубленного изучения отдельных предметов (иногда начиная уже с 5-6 классов), что вступает в противоречие с психологическими закономерностями развития подростков. Многочисленные исследования показывают, что профессиональное самоопределение - жизненная задача юности, окончательное решение которой в подростковом возрасте, по меньшей мере, преждевременно. Выбирая один из компонентов образования для углубленного изучения, 14-15-летний подросток вынужден совершить кардинальный для своей жизни выбор в тот момент, когда для этого еще не созрели психологические предпосылки. Решение обозначенной проблемы авторы видят в совершенствовании психологической помощи подросткам и юношеству в профессиональном самоопределении.

М.А. Положихина

2015.02.065. БЕЗРУКОВА Н.Л. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧНОГО КРУИЗНОГО РЫНКА В РОССИИ. - М.: МАШБЮРО, 2014. - 168 с.

Ключевые слова: РФ; туристические услуги; речной транспорт; речные круизы.

В настоящее время российский рынок речных круизов находится на начальной стадии формирования, отмечает автор. Он занимает незначительную долю от объема мирового круизного рынка, но имеет значительный потенциал и все необходимые предпосылки для развития.

Теоретические и организационные основы речного круизного рынка не разработаны и относятся к малоизученным вопросам. Так, до сих пор в научной литературе не определены основные понятия речного круизного рынка, нет их однозначного толкования. В связи с этим автором сформулированы термины «круизное судно», «услуга речного круизного рынка», «речной круиз»; предложена классификация круизного рынка; определена структура комплексной услуги речного круизного рынка.

Кроме того, система управления речным круизным рынком в нашей стране неоднократно менялась. В настоящее время государ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.