Научная статья на тему '2015.02.035. ГАФФАР Ж.-Л. РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ И ДЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ: ФРАНЦУЗСКАЯ ИСТОРИЯ. GAFFARD J.-L. RESTRUCTURATIONS ET DéSINDUSTRIALISATION: UNE HISTOIRE FRANçAISE // LES NOTES OFCE. - P., 2014. - N 43. - 9 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://SPIRE.SCIENCESPO.FR/HDL:/2441/IN04K5CS98HPQF7M4G251AHSC/ RESOURCES/NOTE43.PDF'

2015.02.035. ГАФФАР Ж.-Л. РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ И ДЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ: ФРАНЦУЗСКАЯ ИСТОРИЯ. GAFFARD J.-L. RESTRUCTURATIONS ET DéSINDUSTRIALISATION: UNE HISTOIRE FRANçAISE // LES NOTES OFCE. - P., 2014. - N 43. - 9 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://SPIRE.SCIENCESPO.FR/HDL:/2441/IN04K5CS98HPQF7M4G251AHSC/ RESOURCES/NOTE43.PDF Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ДЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ / ИНВЕСТИЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015.02.035. ГАФФАР Ж.-Л. РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ И ДЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ: ФРАНЦУЗСКАЯ ИСТОРИЯ. GAFFARD J.-L. RESTRUCTURATIONS ET DéSINDUSTRIALISATION: UNE HISTOIRE FRANçAISE // LES NOTES OFCE. - P., 2014. - N 43. - 9 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://SPIRE.SCIENCESPO.FR/HDL:/2441/IN04K5CS98HPQF7M4G251AHSC/ RESOURCES/NOTE43.PDF»

введение налога на операции, препятствующего быстрой перепродаже активов (аналогичного налогу Тобина); пересмотр всей действующей в США структуры налогообложения в направлении снижения завышенного налога на доходы корпораций и повышения заниженного налога на доходы физических лиц. Однако, по мнению автора, поддержка этих мер маловероятна со стороны как Республиканской, так и Демократической партий.

И.Г. Минервин

2015.02.035. ГАФФАР Ж.-Л. РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ И ДЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ: ФРАНЦУЗСКАЯ ИСТОРИЯ. GAFFARD J.-L. Restructurations et désindustrialisation: Une histoire française // Les notes OFCE. - P., 2014. - N 43. - 9 p. - Mode of access: http://spire.stienœspo.fr/hdl:/2441/in04k5cs98hpqf7m4g251ahsc/ resources/note43.pdf

Ключевые слова: реструктуризация промышленности; деиндустриализация; финансовые рынки; инвестиции.

Ж.-Л. Гаффар, директор департамента исследований в области инноваций и конкуренции Французского центра по экономической конъюнктуре (Observatoire français des conjonctures économiques, OFCE), обосновывает тезис, согласно которому причина деиндустриализации состоит в том, что в условиях доминирования финансовых рынков институциональная и организационная среда предприятия становится неблагоприятной для инноваций и роста. Он подчеркивает значение таких форм организации производства в промышленности, которые позволяют контролировать ограниченные финансовые и человеческие ресурсы в период привлечения инвестиций и получения рыночной информации, обеспечивающей надежность и эффективность инновационного процесса (с. 1).

В качестве примера автор рассматривает историю развития французской компании «Alstom» и британской GEC. В начале 1990-х годов обе компании входили в крупные диверсифицированные промышленные группы, специализирующиеся в области электро- и энергомашиностроения, транспортного машиностроения, телекоммуникаций («Alstom») и электромашиностроения и электроники (GEC). В середине 1990-х годов руководство обеих компаний отказалось от некоторых традиционных видов деятельности

в пользу телекоммуникаций. Финансовые рынки поддерживали эту стратегию в период отраслевой экспансии до 2000 г., после чего в результате падения стоимости акций компаний их финансовое положение резко ухудшилось, им грозило закрытие. «АЫош» спасло в 2004 г. только вмешательство государства. Большая часть активов GEC была продана, и компания ушла с рынка.

В обоих случаях отказ компаний от диверсификации определялся требованиями показывать рентабельность на финансовых рынках, основными инвесторами на которых являются трастовые фонды, заботящиеся о наиболее прибыльном вложении привлеченных средств. Трастовые фонды ориентируются на диверсификацию рисков и поэтому предпочитают инвестировать не в одно, а в несколько диверсифицированных предприятий. Они не занимаются мониторингом функционирования предприятий и борются с рисками своими методами (с помощью хеджирования). В то же время банки стали уделять гораздо больше внимания рыночным операциям в ущерб традиционной деятельности по оценке состояния и прямому контролю работы предприятий-заемщиков, акционерами которых они часто являются.

Взаимные обязательства различных агентов, участвующих в деятельности предприятия, являются основой его функционирования, которое определяется не только интересами акционеров. Эти обязательства позволяют, в частности, выбирать стратегии, предусматривающие долгосрочные инвестиции в новые сферы деятельности, и преодолевать риски, связанные с необратимостью инвестиционных решений и неполнотой рыночной информации. Значение взаимных обязательств обусловлено тем, что информация, определяющая поведение предприятия, формируется благодаря существующей системе отношений с партнерами, которая обеспечивает инвестиции в соответствии с будущей конфигурацией рынков.

В условиях доминирования на финансовом рынке трастовых фондов расширились их возможности для недружественных действий (взятие под контроль, слияния и поглощения и т.д.), ограничивающих власть менеджеров предприятий и реальный уровень ответственности акционеров, что осложнило ситуацию с выполнением контрактных обязательств предприятия по отношению к партнерам. Средне- и долгосрочные обязательства уступают место стремлению к сиюминутному контролю деятельности менеджеров, кото-

рые в конечном итоге отдают предпочтение финансовым стратегиям слияний и поглощений. Кроме того, высокая задолженность и уменьшение размера собственного капитала, усиливающие финансовую уязвимость предприятия, снижают надежность его обязательств по отношению к партнерам. При этом происхождение долга имеет даже большее значение, чем его размер, поскольку в отличие от местных банков международные банки или фондовые рынки практически не несут никакой ответственности перед заемщиком.

Усиление значимости инвестиционных банков (в ущерб коммерческим банкам) ведет к сокращению продолжительности их отношений с клиентами, снижению требований к размеру собственного капитала предприятий, что способствует росту задолженности последних и увеличению межбанковских заимствований. В результате финансовая система становится более хрупкой, а обязательства банков по отношению к предприятиям - более ограниченными. Таким образом, прослеживается связь между способами финансирования и индустриализацией, понимаемой в общем случае как результат доступа к достаточным ресурсам в течение достаточно длительного времени. Установление контроля, слияния и поглощения, если они приводят к ограничению срока обязательств инвесторов, наносят ущерб долгосрочным инвестициям и инновациям.

Автор связывает инновационность производственных операций с их блоковым (модульным) построением, которое способствует, по его мнению, дезинтеграции предприятий. Поскольку эффективность связана с организацией производства, обеспечивающей синхронизацию различных производственных операций и максимизацию использования физического и человеческого капитала, производительности и прибыльности, такая организация вполне совместима с распределением операций между независимыми предприятиями. Следовательно, распространение блоковых структур (модульности), иногда приписываемое развитию информационных и коммуникационных технологий, а также сопровождающие этот процесс слияния и поглощения и переориентация компетенций могут обеспечить лучшее использование производственных ресурсов и способствовать появлению новых возможностей роста. Эффективные финансовые рынки формируют производственную систему, находящуюся в процессе постоянной реструктуризации. Однако, признает автор, речь идет об идеальной ситуации, предпо-

лагающей возможность реорганизации (перемещения) активов и обратимость инвестиционных решений.

На практике сосуществуют две конкретные ситуации: старта-пы осуществляют радикальные инновации, а зрелые предприятия -улучшающие инновации. Первые нуждаются в относительно небольших инвестициях, которые легче поддаются постоянным реорганизациям и пользуются поддержкой венчурных компаний, предоставляющих им капитал и технические компетенции. Вторые осуществляют крупные инвестиции и нуждаются в долгосрочном участии вкладчиков. Но в обоих случаях для эффективности инноваций необходимы финансовые обязательства.

Дефицит инвестиций разрушает мощности и компетенции всех типов предприятий. В частности, требование немедленной рентабельности со стороны акционеров технологических конгломератов при краткосрочном характере отношений с банками приводит к разрушению системы организации производства и компетенций, являющихся основой инноваций. Если предприятие сохраняет форму технологического конгломерата и не диверсифицирует свою деятельность, то это не означает отсутствие у него мобильности. Просто предприятие нацелено на развитие, опирающееся на имеющиеся у него компетенции. В любом случае предприятие может освоить новую сферу деятельности, только обладая близкими к ней компетенциями. Однако решающими факторами результативности работы предприятия в средне- и долгосрочном плане остаются его размер и разнообразие освоенных технологий.

В настоящее время сложившиеся во Франции промышленная и финансовая модели институционально не согласованы: финансовая сфера не обеспечивает промышленность крупными и долгосрочными инвестициями. Чтобы переломить ситуацию, необходимо создать благоприятные институциональные условия для увеличения горизонта финансирования и продолжительности отношений финансовых агентов с предприятиями, в частности, реорганизовать банковскую систему, субподрядные отношения и отношения между менеджментом и наемными работниками. Эти меры позволят укрепить рыночные отношения, основанные на долгосрочных контрактных обязательствах. В противном случае деиндустриализация, сопровождаемая потерей компетенций и структурным дефицитом торгового баланса, продолжится. Альтернативой

или, скорее, дополнительным вариантом является адаптация американской модели стартапов, т.е. освоение способов управления и механизмов финансирования, обеспечивающих развитие малых предприятий.

И.Ю. Жилина

2015.02.036. СЕСПИДЕС Ф. СБЫТ КАК ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО СТРАТЕГИИ.

CESPEDES F. Putting sales at the center of strategy // Harvard business rev. - Boston, 2014. - Vol. 92, N 10. - Mode of access: http://hbr. org/2014/10/putting-sales-at-the-center-of-strategy/ar/1

Ключевые слова: стратегический менеджмент; организация сбыта; координация функций управления.

Автор (Гарвардская школа бизнеса) отмечает, что многие компании принимают к исполнению новую стратегию, не заботясь о том, как она будет реально осуществляться на практике людьми, непосредственно обслуживающими потребителей. Как показывают исследования, только небольшая часть стратегических планов компаний (менее 10%) оказываются эффективными; при этом финансовые результаты, заложенные в план, оправдываются в среднем лишь на 50-60%. Одна из причин состоит в том, что разработчики стратегии изолированы от потребителей, имеют искаженные представления об отношениях с ними и зачастую незнакомы с тем, как стратегия реализуется в повседневной жизни на местах.

Компании США в совокупности тратят около 900 млрд долл. ежегодно на осуществление функций сбыта, что в три раза больше их расходов на потребительскую рекламу, в 20 раз - расходов на онлайн-информацию и в 100 раз - расходов на СМИ. Предсказания о том, что использование Интернета приведет к оттоку средств из системы сбыта, не оправдались. Хотя в некоторых отраслях численность сбытового персонала сократилась, его общая численность в экономике осталась неизменной.

Организационные подразделения сбыта должны быть участниками разработки стратегии. Для согласования действий между системами стратегического планирования и сбыта предлагаются следующие меры.

Информирование о стратегии. Слабая коммуникация часто является основной причиной низкой эффективности. Между тем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.