Научная статья на тему 'Об инвестиционной стратегии финансово-промышленной группы'

Об инвестиционной стратегии финансово-промышленной группы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об инвестиционной стратегии финансово-промышленной группы»

ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ

ГРУППЫ

ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ГРУППЫ

Инвестиционная деятельность мировых транснациональных корпораций, осуществляемая на основе долгосрочной инвестиционной стратегии, приобрела глобальные масштабы, давно преодолев границы отдельных государств. Однако фундаментальные принципы формирования стратегии инвестирования ТНК, несмотря на стремительную эволюцию их бизнеса, остались такими же, какими они были озвучены несколько столетий назад: принцип1- «знайте, что первостепенное значение имеет свобода торговли и инвестирования. Необходимо следовать этому принципу, даже если на национальный рынок вторгаются иностранные конкуренты»; принцип2-«рассматривайте весь мир как подходящий рынок для сбыта вашей продукции. Географическая диверсификация рассредоточивает многочисленные риски»; принципЗ - «выбирайте долговременные цели для ваших иностранных операций. Международная сфера деятельности не оставляет места робкому капиталу»; принцип4 - «имейте в виду, что ваша производственная деятельность в стране пребывания должна быть подчинена интересам ее экономического развития, и будьте всегда готовы показать, что это и есть ваша цель»1.

Современные стратегические устремления менеджмента ТНК обусловлены необходимостью получения технологических преимуществ, основанных на использовании инновационного фак-

1 Phatak A.V. Managing Multinational Corporations - N.Y: Praeger Publishers, Inc, 1974. P. 54.

2 Industrial Research Institute's First Annual R&D Leaderboard // Research - Technology Management, V. 43, 2000, January -February, P. 25.

3 Bowonder B, Yadov S. R&D Spending Patterns of global Firms // Research - Technology Management, V. 42, 1999, November -December, P. 46.

А. В. ТЮРИНА, кандидат экономических наук

тора и обеспечения в конечном итоге их конкурентоспособности. Анализ инвестиционной деятельности мировых транснациональных корпораций позволяет выявить следующие основные тенденции:

1. Инвестиционный процесс ТНК отличается большой степенью инновационности, которая оказала существенное влияние на природу самих корпораций. Во-первых, инвестиции в НИОКР ведущих ТНК достигли огромных размеров. Так, в 1998 году 100 транснациональных корпораций США, возглавивших рейтинг инновационных инвесторов, осуществили расходы на НИОКР в сумме 98,91 млрд дол. США, превысив их на 10% в сравнении с 1997 годом, в том числе расходы на НИОКР General Motors составили 7,9 млрд дол. США, Lucent Technology Inc - 6,3 млрд дол. США, Ford Motor Со - 5,09 млрд дол. США2. Во-вторых, науч-но-исследовательские и опытно-конструкторские работы были чрезвычайно эффективны, так как расходы на НИОКР имели реальное интеллектуальное воплощение - патенты. Так, например, ТНК General Motors, лидировавшая в мировом рейтинге инновационного инвестирования в 1997 году, затратив в среднем 29,5 млн дол. США на один патент, получила 278 патентов, Motorola получила в 1997 году 1 192 патента при средних затратах на один патент - 2,3 млн дол. США, затраты корпорации IBM составили в среднем на патент 2,45 млн дол. США, что позволило ей получить в 1997 году 1 758 патентов3. ТНК проводят стратегию неуклонного наращивания своей промышленной интеллектуальной собственности. Если в 1992 году в коммерческом портфеле Canon имелось 1 198 патентов, то в 1998 году количество полученных корпораций патентов возросло до 2 044, IBM в 1992 году имела 839 патентов, а их количество в

1998 году возросло до 2 672; корпорация NEC увеличила количество патентов с 489 в 1992 году до 1 705 в 1998 году4. В-третьих, коммерциализация инноваций была очень высокой. Ежегодно корпоративный сектор США получает в виде роялти более 100 млрд дол. США, как результат инвестирования в НИОКР5. В целях завоевания большой доли на мировом рынке, где ведут маркетинговые войны ведущие транснациональные корпорации мира, General Motors поставила цель увеличить объем инновационной продукции в общем объеме продаж с 5% в 1990-е годы прошлого столетия до 50% в 2000 - 2004 годах6.

2. Корпоративные слияния и поглощения как инструменты инвестиционной стратегии ТНК способствуют быстрому переделу мирового рынка и изменению инвестиционного потенциала в промышленной и кредитной сферах. Ежегодный оборот мирового рынка слияний и поглощений достиг 3 трлн дол. США. Однако слияния и поглощения, как правило, в большинстве случаев не приносят стратегических выгод, а, наоборот, приводят к ряду негативных последствий, которые выявились в недавнем слиянии Hewlett - Packard u Compag общей стоимостью 23,8 млрд дол., America Online и Time Worner стоимостью 111 млрд дол.,. Daimler-Benz и Chrysler Corporation (36 млрд дол. США7. Вместе с тем слияния и поглощения в кредитной сфере способствовали оформлению банковских холдингов, лидирующих в настоящее время в мировом рейтинге, таких как Citigroup (США), BankAmerica Corp. (США), HSBC (Великобритания), Credit Agricole group (Франция).

3. Транснациональные корпорации объединяют свой интеллектуальный и инвестиционный потенциал с государственным и академическим секторами, создаются консорциумы, инвестиционные пулы в преддверии новой индустриальной революции. Например, в США получили широкое развитие инновационные центры (Centres for University Based Technological Innovation), которые создаются на базе университетов, осуществляю-

4 Там же. Р. 50.

5 Degnan S.A. Jhe Licensing Payoff from U.S. R&D // Research - Technology Management, V. 42, 1999, March - April, P. 22.

6 Howell Larry Innovation in the Automobile Industry: a new Ere // Chemical Innovation, 2000, November. P. 16.

7 Гендлин В. Самые дорогие брачные контракты // «Секрет фирмы», 2002, № 10, С. 25.

8 Dismukes G.P., Petkovic R.A. University Based Virtual Alliances Could Spur Technological Innovation // Rosearch - Technology management, v. 40, 1997, November - December, № 6. P. 10.

9 Senge P.M. and Carstedt G. Innovation Our way to the next Industrial Revolution // MIT Sloan Management Review, Winter 2001, P. 24.

щих большую часть базовых научных исследований, и функционируют в тесной взаимосвязи с корпоративным и государственным секторами8. Финансирование правительством, корпорациями и университетами в США НИОКР составило в 2000 году 264 млрд дол. США, в 2001 году - 277,5 млрд дол. США, что на 5% больше инвестиций предыдущего года. В целях реализации ключевых инновационных задач в настоящее время завершено создание международного консорциума, объединившего инвестиционные возможности Royal Dutch/Shell, Ford, Xerox, Harley - Davidson, Detroit - Edison, Visteon, Nike, Northeact Utilities и World Bank9.

Анализ инвестиционной деятельности финан-сово-промышленных групп в Российской Федерации, являющихся, на наш взгляд, переходным этапом на пути создания транснациональных корпораций, показал в большинстве случаев отсутствие глобальной стратегии ФПГ, основу которой должна составлять инвестиционная стратегия. Ее формирование и реализация могут осуществляться только при наличии центра управления инвестиционной деятельностью. Такой центр управления инвестиционными ресурсами финансово-промышленной группы, который, как правило, является и центром управления группы, может существовать в виде:

• холдинговой компании, сосредоточивающей в собственности акции дочерних обществ;

• единой централизованной компании в форме открытого или закрытого акционерного общества, или реже - ассоциации, созданной участниками путем полного или частичного объединения своих капиталов и осуществляющей управление посредством системы взаимодействия собрания акционеров, правления, аппарата управления и специальных комиссий.

• промышленной компании или кредитной организации, главным образом, коммерческого банка или банковского холдинга, что стало возможным в связи с законодательным оформлением в Российской Федерации понятия «банковский холдинг» на основе внесения изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (Федеральный закон от 19.06.2001 № 82-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». Анализ формирования и становления российских ФПГ показывает, что при существующих возможностях концентрация капитала только финансово-кредитный блок финансово-промышленной группы, основу которого составляют коммерчес-

кие банки в тесной взаимосвязи с централизованной компанией группы способен осуществлять следующие функции:

• разработка инвестиционной стратегии ФПГ;

• осуществление и координация инвестиционной политики финансово-промышленной группы;

• стратегическое руководство действиями финансовых и нефинансовых структур по привлечению капитала;

• трансформация капитала в стратегические инвестиции в интересах всех участников группы;

• выявление эффекта синергизма, связанного с возможностями как привлечения денежных средств, так и их использования;

• разработка мер, направленных на оптимизацию инвестиционного портфеля ФПГ, реализацию и стимулирование инвестиционной деятельности.

Инвестиционный потенциал коммерческого банка ФПГ может быть усилен посредством учреждения фонда инвестиционного содействия. Средства фонда могут формироваться за счет долевого участия членов финансово-промышленной группы, а также его деятельности по привлечению инвестиционных ресурсов путем осуществления операций с акциями и другими финансовыми инструментами, эмитируемыми участниками ФПГ. Инвестиционные возможности группы должны быть расширены за счет создания лизинговых, факторинговых, трастовых компаний, страховых, инвестиционных, пенсионных фондов и т.д. Так, например, в США, несмотря на мощь банковского капитала, в 1999 году был принят закон о реформировании финансового сектора, который упрощает процедуру слияния банков с инвестиционными и страховыми компаниями.

Финансовый кризис 1998 года выявил несостоятельность ориентации банковской системы Российской Федерации исключительно на высокодоходные операции с ГКО-ОФЗ, валютой, ее самоизоляцию от реального кредитования отраслей промышленности страны. По мнению автора, реструктуризация банков, включенных в состав финансово-промышленных групп, должна предусматривать:

• изменение функциональной и организационной структуры банков ФПГ (например, возможно создание на основе реструктуризуемых коммерческих банков финансово-про-мышленных групп банков развития, ориенти-

10 Коммерческие банки России: итоги I полугодия 1999 года // Финансы и кредит. 1999. № 12. С. 2; The Banker, 1999, July, P. 35.

рованных на долгосрочное кредитование инвестиционных и инновационных проектов и программ);

• улучшение качества активов банков;

• реструктуризацию пассивов;

• совершенствование управления финансовыми потоками;

• реструктуризацию балансов и внебалансовых требований и обязательств банков;

• изменение концепции инвестиционной деятельности.

Наиболее важными факторами, сдерживающими инвестиционную активность банков, являются:

• высокие темпы инфляции, в связи с чем кредитование производства является не выгодным для банков финансово-промышленных групп;

• низкая рентабельность промышленного производства, что увеличивает риски ссудных операций;

• отток капитала из страны, уменьшающий инвестиционные ресурсы;

• недостаточность капитализации банков-членов ФПГ (например, по состоянию на 1 января 1999 года собственные средства крупнейшего российского банка - Сбербанка России, входящего в финансово-промышленную группу «Союзагропром», насчитывал 1,3 млрд дол. США, в то время как капитал банковского холдинга Citigroup (США), являющегося членом ФПГ, - 41,9 млрд дол. США, то есть превысил размеры капитала Сбербанка в среднем в 40 раз10;

• неурегулированность прав собственности внутри финансово-промышленных групп;

• нерациональность структуры финансово-кредитного блока ФПГ;

• низкий уровень финансового менеджмента;

• отсутствие долговременной стратегии инвестиционной деятельности финансово-промышленной группы, связанной с финансированием высокотехнологичных инновационных проектов.

Инвестиционная стратегия финансово-про-мышленной группы должна предусматривать поэтапное наращивание инвестиционных ресурсов за счет первоочередной реализации краткосрочных и некапиталоемких проектов с постепенным переносом центра тяжести инвестиционного потенциала на наукоемкие и капиталоемкие проекты, имеющие стратегическое значение и максимальный экономический эффект. Для реализации такой стратегии все проекты следует дифференцировать по срокам осуществления и объединить

в три группы: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. При этом первичные финансовые ресурсы ФПГ инвестируются в некапиталоемкие, но высокодоходные сферы деятельности, а полученная прибыль становится источником финансирования долгосрочных программ.

Однако проведенный анализ показал, что в лучшем случае инвестиционная стратегия ФПГ предусматривает два этапа развития: на первом этапе осуществляется максимальное использование наличных мощностей для производства рентабельной ликвидной продукции, на втором - переход к реализации капиталоемких и долгосрочных проектов, обеспечивающих технологическое обновление производства и конкурентоспособность группы. При этом практическая подготовка потенциала ФПГ ко второму этапу в основном не осуществляется. Вместе с тем в ведущих корпорациях экономически развитых стран мира большое внимание уделяется технологической стратегии и программам развития инновационного продукта.

Разработка инвестиционной стратегии должна быть начата еще на стадии подготовки создания финансово-промышленной группы, инициаторы регистрации которой обязаны представить на государственную экспертизу в Министерство экономического развития и торгов Российской Федерации следующую документацию:

• инновационную, инвестиционную и реализационную программы деятельности на среднесрочный период;

• расчеты сводных показателей реализуемых проектов после трехлетнего функционирования ФПГ;

• прогнозы участия финансово-кредитных учреждений группы в формировании оборотных средств и финансировании инвестиционных проектов группы.

Как правило, заявляемая предприятиями группы потребность в инвестициях существенно превышает те реальные возможности по привлечению внешних ресурсов, которыми располагают центральная компания и банки ФПГ. Поэтому при оценке реализуемости финансовых заявок должно быть обращено внимание на:

• сложившийся в базовом периоде размер внешних и собственных инвестиций в промышленные проекты;

• заключенные кредитные соглашения и иные регламентирующие договоренности с внешним инвестором;

• возможности использования норм ускоренной амортизации по изделиям с резервами неудовлетворенного спроса;

• планируемые темпы роста объемов продаж и чистой прибыли;

• реальность полученных централизованных средств в рамках федеральных и региональных программ, в которых участвуют предприятия корпорации.

Высокое качество корпоративной инвестиционной программы обеспечивается на основе ее финансовой, научно-технической и коммерческой реализуемости, сбалансированности необходимых затрат и собственных возможностей, использования эффекта синергии. На стадии реального функционирования корпорации перспективная инвестиционная программа уточняется с учетом требований заказчиков и кредиторов вплоть до подготовки планов-графиков разработки и реализации производимых изделий, а также согласования с заинтересованными организациями графиков ежеквартального финансирования работ. Следует положительно оценить опыт тех ФПГ, которые на стадии формирования группы и в режиме ее реального функционирования разрабатывают прогнозы движения денежных средств и финансовых результатов деятельности, составляют проектный баланс и осуществляют расчет показателей эффективности.

По мнению автора, инвестиционная стратегия, являясь частью финансовой стратегии, составляет основу для реализации финансово-промышленной группой технологии стратегического развития, промышленной стратегии, стратегий бизнеса, маркетинга, развития продукта, НИОКР, информационных технологий, которые будут определять глобальную стратегию ФПГ. Модель формирования инвестиционной стратегии финансово-промышленной группы представлена на рисунке.

Составными частями инвестиционной стратегии являются цель, задачи и условия ее реализации; источники и формы финансирования; инструменты и методы реализации, а также результаты осуществления инвестиционной стратегии ФПГ.

Основной цели формирования и реализации инвестиционной стратегии - повышению привлекательности бизнеса для акционеров и инвесторов - подчинены следующие задача: объединение и увеличение капитала; увеличение прибыли, рыночной стоимости активов, а также доли на рынке сбыта; трансформация капитала в стратегические инвестиции.

Условия реализации инвестиционной стратегии предусматривают обеспечение правового регулирования инвестиционной деятельности, проведение эффективной денежно-кредитной, нало-

Финансовая стратегия

Инвестиционная стратегия

Финансово-кредитный блок

Стратегия НИОКР

Стратегия информационных технологий

Цель и задачи

инвестиционной

стратегии

Условия реализации инвестиционной стратегии

Источники и формы финансирования

Инструменты

инвестиционной

стратегии

Методы реализации инвестиционной стратегии

Методы оценки эффективности инвестиционной стратегии

Повышение привлекательности бизнеса для собственников и инвесторов, концентрация, объединение и увеличение капитала, увеличение прибыли и рыночной стоимости активов, увеличение доли на рынке, трансформация капитала в стратегические инвестиции

Обеспечение правового регулирования инвестиционной деятельности, эффективная денежно-кредитная, налоговая, таможенная, амортизационная политика, невысокий уровень инфляции, рентабельность производства, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и конкурентоспособность ФПГ

Прибыль, амортизационные фонды членов ФПГ, дополнительная эмиссия и увеличение стоимости акций, эмиссия облигаций, банковские ссуды, средства федерального и региональных бюджетов, создание лизинговых, факторинговых, ипотечных компаний в составе ФПГ, создание инновационных фондов, инвестиционных, страховых, пенсионных компаний

Инвестиционные программы и проекты; инновационное проектирование; образование альянсов, заключение соглашений; проведение слияний и поглощений и реструктуризации предприятий-участников; диверсификация деятельности ФПГ

Стратегическое планирование, экспертиза финансовых рынков, финансовое моделирование, прогнозирование, координация, организация, контроллинг, инжиниринг, финансовый анализ

Анализ финансовых результатов деятельности ФПГ, анализ платежеспособности и финансовой устойчивости ФПГ, анализ кредитоспособности и ликвидности консолидированного баланса ФПГ, анализ оборачиваемости оборотных активов, оценка финансового состояния каждого участника ФПГ

Рис. Модель инвестиционной стратегии финансово-промышленной группы

говой, таможенной, амортизационной политики, невысокий уровень инфляции, рентабельность производства, благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру и конкурентоспособность ФПГ.

Цель и задачи инвестиционной стратегии ФПГ обусловливают источники и формы финансирования ее деятельности. Внутренние источники финансирования не обеспечивают в настоя-

щее время инвестиционных потребностей для эффективного роста финансово-промышленных групп. Так, за 2000 год предприятиями и организациями нефинансовой сферы деятельности 44 ФПГ было получено прибыли 25,1 млрд руб., объем ссуд, выданных участникам группы банками-членами финансово-промышленных групп, составил 2,4 млрд руб. Для реализации экономи-

чески значимых проектов и программ необходимо более широко использовать привлечение средств всех уровней бюджета, денежных накоплений населения, коммерческое и банковское кредитование. Лизинг, ипотека, факторинг в настоящее время являются наиболее перспективными формами финансирования бизнеса, поэтому создание и включение в состав финансово-промышленной группы лизинговых, ипотечных, факторинговых компаний в значительной мере может увеличить инвестиционные возможности ФПГ.

К инструментам инвестиционной стратегии автор относит инвестиционные проекты и программы, инновационное проектирование; образование альянсов, заключение соглашений; проведение слияний, поглощений в интересах развития группы, реструктуризации предприятий-участников ФПГ; диверсификацию деятельности финансово-промышленной группы.

Проектное финансирование, как представляется, должно стать приоритетной активной операцией банков группы. При этом анализ и консультирование инвестиционных проектов ФПГ, их финансирование, контроль за реализацией проектов должны осуществляться банками на всех стадиях, а именно: предынвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной. На предынвестиционной стадии банки должны принимать участие в подготовке технико-экономического обоснования, проведении маркетинговых исследований, выборе поставщиков сырья и оборудования, проведении переговоров с потенциальными инвесторами и участниками проекта, осуществлении эмиссии акций и других ценных бумаг. Коммерческая оценка инвестиционного проекта (финансовая и экономическая) является заключительной стадией предынвестиционных исследований, на которой обобщается полученная информация, являющаяся ключевым звеном при принятии инвестором решения об участии в проекте. Результатом проведенной работы должен стать бизнес-план инвестиционного проекта. На стадии инвестирования банки осуществляют основное финансирование проекта (строительство, закупка оборудования, приобретение сырья и материалов). Роль банка на третьей, эксплуатационной стадии, будет в большой мере определена расчетом периода поступления денежных доходов, продолжительности срока жизни проекта и периода использования инвестиций.

К методам реализации инвестиционной стратегии автор относит: стратегическое планирование, финансовое моделирование, контроллинг, экспертизу финансовых рынков, прогнозирование, организацию, координацию, инжиниринг, финансовый анализ, - предполагающие:

• определение долгосрочных целей по объемам продаж, рентабельности и инвестициям;

• учет стратегии конкуренции в рамках финансового планирования;

• систематический анализ на уровне дочерних компаний структуры баланса, финансовых потоков, потребности в финансировании, биржевого курса акций, рентабельности предприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стратегическое планирование, осуществляемое ФПГ, должно обеспечивать рациональное финансирование краткосрочных, высокодоходных проектов, способных быстро восполнить оборотные средства, с учетом инфляции и долгосрочных проектов, которые в перспективе принесут высокие доходы. При этом, как представляется, стратегический план должен предусматривать целенаправленное стремление ФПГ осуществлять инновационное инвестирование. Стратегический план также должен включать определение показателей:

• минимальной величины прибыли и уровня дохода на вложенный в проект капитал;

• объема максимально допустимых инвестиций;

• предпочтительного срока реализации проектов;

• объемов ресурсов, направляемых в краткосрочные и долгосрочные проекты;

• степени риска, считающейся оправданной;

• масштабов проектов, соответствующих организационным и финансовым возможностям ФПГ.

Так как инновационное инвестирование становится приоритетным направлением развития мировых транснациональных корпораций, обеспечивающим конкурентоспособность ТНК и экспансию на международные рынки, необходимо создание внутри ФПГ инфраструктуры, обеспечивающей процесс разработки, продвижения и реализации инновационных проектов. На начальном этапе организации инновационной деятельности финансово-промышленные группы могут использовать стратегию заимствования инноваций. Эти материалы вполне могут быть реализованы посредством создания в структуре официальных ФПГ лизинговых компаний, которые, во-первых, создадут источник дополнительных инвестиционных средств, во-вторых, трансформируют денежные средства в промышленные инвестиции, приоритетные для финансово-промышленной группы, в-третьих, на начальной стадии развития обеспечат заимствование инноваций и доступ к ним предприятий ФПГ, в-четвертых, усилят контроль за использованием инвестиционных средств, в-пятых, будут содействовать быстрому обновлению производственных мощностей

предприятий группы, увеличению ассортимента продукции, объема продаж, повышению рентабельности производства, увеличению прибыли, генерируемой предприятиями финансово-промышленной группы.

В дальнейшем для ФПГ возможен постепенный переход к стратегии наращивания инновационного финансирования, характерной для корпоративных структур экономически развитых стран мира. На этом этапе необходимо создание финансово-промышленной группой собственных организационных структур НИОКР: малых фирм, отделов НИОКР, НИИ, патентных организаций, -а также активное использование разработок на-учно-исследовательских институтов, университетов, предприятий оборонной промышленности на основе договорных отношений. Финансирование инноваций, основанных на технологиях ВПК, становится одним из важных направлений инвестиционной деятельности транснациональных корпораций экономически развитых стран мира. Так, США, Япония, Германия, Великобритания широко используют политику «двойных технологий», которая заключается в финансировании корпоративным сектором технологий, предлагаемых военно-промышленным комплексом, в целях взаимообогащения гражданской и оборонной промышленности.

Что касается финансово-промышленных групп России, в настоящее время в структуре организаций и предприятий, формирующих ФПГ, доля научных и проектных организаций крайне незначительна и составляет лишь 2%. Заметный удельный вес научно-исследовательские и проектные организации имеют в ФПГ «Специальное транспортное машиностроение», МФГЦГ «Формаш», ТФПГ «Оптроника», ФПГ «Авангард».

Инвестиционный потенциал внедрения инноваций могут обеспечить банки развития, создаваемые в составе финансово-промышленной группы, гибкая структура которых может способствовать достижению поставленных задач. Сама деятельность этой категории банков должна быть в достаточной мере инновационной, направленной на развитие сферы информационных банковских технологий, банковского менеджмента, проектного финансирования, инжиниринговых услуг. На банки развития может быть возложена организация работы по управлению инвестиционными и инновационными проектами и программами ФПГ, осуществление контроля за эффективным движением финансовых потоков на всех стадиях пред-проектного и проектного финансирования; прогнозирование и оценка финансовых возможностей партнеров и общей потребности в ресурсах,

будущую прибыль после запуска проекта на полную производственную мощность; выявление и рассредоточение рисков между участниками.

Результаты инвестиционной стратегии определяются путем оценки эффективности деятельности ФПГ. Хотя единых подходов к ее оценке в настоящее время не выработано, представляется целесообразным разделение понятий общей эффективности функционирования группы и показателей внутренней эффективности для отдельных блоков ФПГ и отдельных участников финан-сово-промышленной группы. Показатели эффективности деятельности ФПГ рассчитываются на основе:

• рыночной стоимости активов корпорации;

• объема продаж;

• величины оборота в определенный период

времени;

• валовой, налогооблагаемой, чистой прибыли

финансово-промышленной группы.

Показатели эффективности отдельных блоков

ФПГ (финансово-кредитного, производственно-технического, научно-исследовательского, коммерческого и т.д.) рассчитываются путем суммирования показателей по категориям участников, осуществляющих качественно однородную деятельность. Показатели, отражающие финансовые результаты деятельности центральной компании и отдельных участников группы, определяются по каждому участнику ФПГ.

Финансовый анализ деятельности ФПГ должен предусматривать использование метода коэффициентного анализа: расчет показателей ликвидности (коэффициента покрытия, коэффициента текущей, срочной ликвидности, коэффициента ликвидности при мобилизации денежных средств); показателей финансовой устойчивости (соотношения заемных и собственных средств, коэффициента обеспеченности собственными средствами, коэффициента маневренности собственных оборотных средств); показателей эффективности использования ресурсов (рентабельности чистых активов, рентабельности капитала, рентабельности продаж; показателей деловой активности (коэффициент оборачиваемости оборотных средств, коэффициент оборачиваемости капитала, коэффициент оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности) и т.д.

Таковы структурные элементы представленной модели инвестиционной стратегии финансово-промышленной группы. Развитие элементов модели будет свидетельствовать о повышении эффективности инвестиционной стратегии, ее нацеленности на реализацию конкретных задач корпоративного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.