Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 1 (139).
Экономика. Вып. 17. С. 127-131.
А. Е. Тютюкова
эволюция транснационализации российского корпоративного сектора
Выявлены и проанализированы тенденции транснационализации российского корпоративного сектора. Исследовано влияние процесса глобализации на транснационализацию корпораций. Выдвинута и проверена гипотеза о воздействии глобализации на ускорение процесса транснационализации корпораций (ТНК).
Ключевые слова: зарубежная экспансия, страна-дебитор, страна-должник, транснациональная корпорация, финансово-промышленная группа.
В последнее время признается, что субъектами, обладающими наибольшим потенциалом в плане транснационализации деятельности и капитала, являются официальные и неофициальные финансово-промышленные группы (ФПГ).
Однако имеются существенные ограничения для создания на основе ФПГ транснациональных корпораций. Так, согласно определению ФПГ в ст. 2 Закона РФ «О финансовопромышленных группах» не допускается их образование путем полного слияния материальных и нематериальных активов юридических лиц — участников договора о создании ФПГ, когда они прекращают свое существование. Между тем, такой путь формирования ФПГ мог бы быть оптимальным для развития ТНК. Процедура регистрации ФПГ чрезмерно регламентирована. Кроме того, по закону банки не могут участвовать более чем в одной ФПГ.
Ст. 15 вышеупомянутого закона предоставляет банкам ряд льгот: инвестиционные кредиты, государственные гарантии, снижение норм обязательного резервирования на величину инвестиций в ФПГ и другие. Однако на практике снижение норм обязательного резервирования не проведено. Также запрещено участие в ФПГ холдинговых компаний, в структуре которых материальные активы составляют менее 50 %. Ограничение на владение входящей в группу кредитной организацией более чем 10 % акций предприятий — участников ФПГ не учитывает потребность промышленности в финансовых ресурсах. Запрет на перекрестное владение акциями также затрудняет важные для ТНК интеграционные процессы.
Понятие «транснациональные» для ФПГ отождествляется с понятием «межгосударственные» (МФПГ), хотя категория «транснациональная корпорация» гораздо шире понятия
«межгосударственная компания». А транснациональными целесообразно называть ФПГ, национальные по составу собственников, но международные по сфере деятельности. Излишне сложной является процедура присвоения ФПГ статуса межгосударственной (международной) лишь на основе межправительственного соглашения. Согласно п. 1 ст. 4 Закона РФ «О финансово-промышленных группах» зарегистрироваться как транснациональные ФПГ могут лишь объединения, уже имеющие статус финансово-промышленных групп. Это не позволяет изначально регистрировать объединения с зарубежным участием как транснациональные финансово-промышленные группы. В то же время созданию ТНК способствует то, что ФПГ могут существовать в различных формах: холдинга, концерна либо мягких ассоциативных структур (союза, ассоциации, стратегического альянса, консорциума).
В связи с недостатками нормативной базы многие крупнейшие российские корпорации не имеют статуса МФПГ (РАО «Газпром», ОАО НК «Лукойл», РАО «ЕЭС России», ОАО «Сургутнефтегаз» и др.), а вследствие отсутствия в 1990-х гг. активной государственной промышленной политики ведущую роль на российском рынке играют зарубежные ТНК.
На современном этапе российское правительство не располагает значительными ресурсами, необходимыми для содействия зарубежной экспансии национального корпоративного сектора. Несмотря на это, российские государственные структуры на сегодняшний момент обладают одним из наиболее важных ресурсов для поддержки транснационализации российских корпораций — требованиями по займам СССР к третьим странам. Согласно официальным оценкам, номинальная стоимость этих активов
составляет 131 млрд долл. США (из которых 94 млрд относятся к активам среднего и низкого качества). Формы и методы управления данными активами являются неэффективными в силу ограниченного подхода — преобладания интересов бюджета. Для вовлечения корпоративного сектора в процесс управления рассматриваемыми активами с целью повышения его эффективности необходимо принять решение о перераспределении большинства обязательств и, соответственно, последующих выгод в пользу российских корпораций. Главными предпосылками для этого являются:
—усиление роли официальных агентов западных правительств в финансировании кризисных стран для восстановления масштабного потока инвестиций со стороны частных инвесторов;
—невозможность осуществления и продолжения Россией практики СССР по масштабному финансированию третьих стран;
—бюджетные ограничения федерального правительства, влияющие на возможность предоставления кредитов третьим странам в денежной форме;
—низкая капитализация банковской системы России и специализированных экспортноимпортных институтов;
—структура российского экспорта (преобладание сырьевых товаров) и отсутствие необходимости крупного кредитования большинства внешнеторговых сделок со стороны государства в силу изначальной конкурентоспособности сырьевых ресурсов на мировых рынках;
—утрата многих внешнеторговых связей между Россией и большинством должников, отсутствие эффекта высвобождения ресурсов;
—резко снизившаяся конкурентоспособность российской промышленной продукции (машиностроение, электроника и др.) на международных рынках;
—появление компаний-лидеров (РАО «ЕЭС России», ОАО НК «Лукойл», РАО «Газпром», алюминиевые и металлургические корпоративные структуры и др.), ориентирующихся на экспансию в международном масштабе;
—недостаток ресурсов у правительства для финансирования экспорта машиностроительной продукции;
—либерализация инвестиционного законодательства в большинстве развивающихся стран, в т. ч. и в странах-дебиторах России;
—сравнительно невысокий приток инвестиций в большинство стран-должников России.
Представляется, что в подобных условиях разрабатываемая стратегия управления внешними активами России при достижении определенных положительных результатов может привести к эффекту мультипликатора на фоне согласованности усилий государственных структур и российского корпоративного сектора. А в результате действия мультипликатора доходов от деятельности российских ТНК за рубежом произойдет компенсация возможных потерь государства от передачи большей части активов в пользу корпоративного сектора.
Международная экспансия российскими корпорациями, представляющими наиболее перспективные отрасли, может осуществляться на рынки развитых стран или стран, находящихся под влиянием основных экономических объединений. Не обязательно полностью концентрироваться на компаниях, образованных исключительно российским капиталом. Необходимо поддерживать совместные действия российского и иностранного капитала, а также российские подразделения иностранных ТНК, если их деятельность соответствует приоритетам развития российской экономики. Вопрос о том, какие частные организации при поддержке государства готовы к транснационализации, следует связывать с проблемой разработки и воплощения реальной и соответствующей внешним условиям внешнеэкономической политики России, со структурой экономики страны-должника и имеющимися проблемами, а также с прогнозируемыми интересами ТНК развитых стран.
В первую очередь необходима консолидация ресурсов правительства и его агентов для устранения промежуточных звеньев и ликвидации неэффективных организаций, использующих государственные средства. Интересы национального бизнеса должны стать главными внешнеполитическими интересами страны, стремящейся к повышению уровня благосостояния. Изменение структуры российского экспорта путем увеличения доли продукции высокой степени обработки должно происходить по каналам отечественных ТНК или объединенных групп компаний, расположенных в различных странах; первоначально должен быть осуществлен экспорт прямых иностранных инвестиций.
Структура экономики большинства стран-должников, а также других развивающихся стран и стран СНГ — значимых внешнеторговых российских партнеров, существенно напоминает экономическую систему России. Зависимость большинства наиболее крупных должников России от состояния нефтяной отрасли, узость экспортного ассортимента, необходимость наращивания энергетических мощностей или увеличение доли сектора услуг в ВВП являются предпосылками для транснационализации части российских корпораций. В первую очередь, начать зарубежную экспансию способны нефтяные компании, РАО «Газпром», внешнеторговые объединения, специализирующиеся на поставках оборудования для энергетических отраслей, корпорации ВПК, сервисные компании (морские пароходства, строительные компании и др.).
Одним из основных препятствий для реализации стратегии экспансии российского капитала может стать противодействие со стороны иностранных ТНК, стремящихся завоевать новые рынки. При слабости российской банковской системы и неспособности российского правительства осуществлять официальное финансирование большинства зарубежных проектов, а также при отсутствии в России капитализированного фондового рынка (в отличие от США, Западной Европы и Японии) невозможно успешно противостоять международным ТНК, нацеленным на emerging markets (новые рынки), и возможному противодействию национальных правительств стран-должников.
Необходимым решением может стать переориентация части российских прямых инвестиций на рынки стран-должников России. Следует принять во внимание, что основными регионами для экспорта российских инвестиций могут стать страны СНГ и некоторые страны-участницы бывшего СЭВ, что совпадает с международной тенденцией к движению инвестиций из одних развивающихся стран на рынки других развивающихся стран в рамках региона. Тем не менее, без поддержки государства данный процесс будет слишком долговременным при возрастании издержек, а рынки стран-должников России будут занимать гораздо меньшую долю в инвестиционных бюджетах российский компаний.
Следует отметить, что преобладание частного сектора в экспорте капитала возникло практически сразу после распада СССР на фоне постоянно снижающихся объемов официального финансирования развивающихся стран (без учета кредитования стран СНГ) со стороны российского правительства. При этом наблюдалось доминирование нефинансовых компаний как основных экспортеров капитала. Доля открытого вывоза капитала из России для приобретения долгосрочных инвестиционных активов и компаний за рубежом в общем вывозе российского капитала постепенно повышается. Данный показатель ставит Россию в первую мировую двадцатку стран-экспортеров инвестиционного капитала. Лидерами являются компания «ЛУКойл», получившая контроль над рядом нефтеперерабатывающих заводов и активами по сбыту нефтепродуктов на Украине, в Чехии, Болгарии и Румынии; «Газпром», участвующий в строительстве газотранспортной и сбытовой инфраструктуры в странах Европы.
По сравнению с чрезвычайно высокой долей кредитования иностранных покупателей российских товаров и достаточно крупным инвестированием в недвижимость за рубежом (в основном, в развитых странах), что имело место на протяжении 1990-х гг., в последнее время начали увеличиваться прямые иностранные инвестиции, что отвечает международной практике инвестирования в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Основными после начала реализации стратегии международной экспансии являются объемы и формы получения дохода от зарубежных активов, разработка методов поддержки и стимулирования прямых иностранных инвестиций, вопросы о формах кооперации между государством и российскими частными экспортерами капитала. Положительный эффект может достигаться от объединенных усилий государственных структур и российского корпоративного сектора, направленных на получение и управление активами на территории стран-должников и распространение своего влияния на регион (Анголы и Ливии на африканском рынке, Кубы — на латиноамериканском, Вьетнама, Индии — на азиатском), а также участие в реализации крупных международных проектов («Голубой поток» — каспийские нефтепроводные проекты и др.).
Очевидно, процесс транснационализации должен охватывать не только крупные российские компании, но и средние. При отсутствии роста средних компаний и превращения их в крупные корпорации экономика не может быть признана эффективно развивающейся. Но первоначальная концентрация усилий правительства должна быть направлена на ведущие российские компании нефтегазового сектора (тем более, что по международным критериям большинство из них попадает в категорию средних ТНК), военнопромышленные концерны и ряд компаний других отраслей, которые в настоящее время имеют минимальное отставание в конкурентоспособности от западных.
С 1997 г. начинает формироваться практика прямого иностранного инвестирования в развивающиеся государства-должники России и другие страны (в основном, с транзитивной экономикой). Осуществляется попытка достичь нескольких целей на базе транснационализации российских корпоративных образований для получения источника стабильных поставок дефицитных товаров и снижения расходов, связанных с закупкой импортной продукции. В большинстве случаев с участием российских частных инвестиций в странах-должниках создаются малые и средние компании, которые не оказывают существенного влияния на экономику стран-реципиентов и не получают государственной поддержки, а кроме того, их деятельность не пересекается с проблемами управления, накопленными внешними активами на территории государства-должника. Следовательно, возникают существенные трудности, которые сказываются на зарубежной инвестиционной деятельности российских корпораций, в том числе и поддерживаемых государством. В действительности правительства стран-дебиторов опасаются, что активы, приобретенные российской стороной в результате конверсионных сделок, не будут использованы в проектах, не получат финансирования с российской стороны, а будут в течение короткого времени отчуждены в любой из форм в пользу других инвесторов.
Следует признать, что практически единственным возможным способом реализации стратегии экспансии отечественного капитала является активное сотрудничество государства
с крупными российскими корпорациями, принявшими на себя обязательства по осуществлению прямых инвестиций на территории ключевых стран после получения в управление и/или собственность активов, созданных в результате инвестиционных операций.
Необходимо сказать и об упущенных возможностях создания экономического плацдарма в Африке южнее Сахары на территории Анголы. Возможность объединенных действий («АЛРОСА», «Росвооружение», «Газпром» и «Зарубежнефть») по созданию экономического плацдарма свелась к трансформации большей части реструктуризированного долга Анголы перед Россией в получение контроля над алмазными месторождениями. «АЛРОСА» в условиях финансового дефицита самостоятельно осуществляет развитие данных проектов («Катока») и пытается начать новые в Намибии, а российские нефтегазовые компании также самостоятельно разрабатывают ряд не слишком крупных месторождений. При этом постоянно делаются попытки продажи долговых обязательств Анголы перед Россией при непосредственном участии руководителей российского правительства.
Тем не менее, позиция правительства должна свестись к поддержке и развитию форм сотрудничества с российскими корпорациями, созданию режима благоприятствования на территории стран, в которых российскими группами реализуются инвестиционные проекты; к роли получателя рентных доходов от используемых активов в части будущих поступлений от реализуемых зарубежных проектов и налоговых платежей от внутренних и внешних операций. Российские компании нуждаются в первоначальном импульсе со стороны государства, и поэтому российские официальные активы, выраженные в долговых требованиях к третьим странам, могут быть использованы для создания плацдарма транснационализации.
Далее охарактеризуем условия внешней экономической среды российского корпоративного сектора. Проведение в России экономических реформ совпало с ужесточением международной конкурентной борьбы, ухудшением позиций России в мировой экономической среде. Следует подчеркнуть, что отсутствие четкой внешнеэкономической политики и бессистемные попытки кооперации между государством
и частным сектором экономики (наряду с разрывом ранее существовавших связей в рамках СССР и СЭВ) может быть признано одним из важнейших факторов резкого снижения экономического уровня и социальных показателей в России.
В настоящий момент российские экономические субъекты проводят поиск новой модели отношений с мировым экономическим сообществом. Взаимодействие России с мировой экономической средой может быть эффективным лишь при преодолении следующих проблем:
—преобладание сырьевых товаров в структуре экспорта;
—концентрация внешнеэкономических связей на небольшой группе стран (в основном в Европе);
—низкий уровень инвестиций относительно ВВП;
—значительный нелегальный отток российского капитала за рубеж;
—отсутствие промышленной политики и внешнеэкономической стратегии;
—отсутствие у правительства ресурсов для осуществления самостоятельного или, в рамках международных программ, официального финансирования стран третьего мира и продвижения российских товаров и услуг на внешние рынки;
—снижение объемов прямого финансирования, направляемого в страны третьего мира, в частности в страны-дебиторы России;
—доминирование компаний топливно-энергетического сектора и связанных с ним секторов в российской экономической среде;
—высокая монополизация и ограниченное количество производителей экспортируемой продукции.
В качестве субъектов, стабилизирующих рынок, могут служить крупные транснациональные компании и банки, контролируемые национальным капиталом. В силу ряда причин иностранные ТНК не смогут сыграть роль инициатора экономического роста в России. Следовательно, необходимо стимулировать создание отечественных транснациональных корпораций с параллельной четко продуманной либерализацией режима допуска иностранных инвестиций в Россию.
Маловероятно, что российская экономика может опираться на экспорт рабочей силы
и получение значительных денежных ресурсов от экспорта данного фактора производства или масштабный экспорт наукоемких технологий. Важно сконцентрироваться на создании центров роста независимо от их отраслевой принадлежности. Одним из основных способов поддержки международной экспансии российских компаний может стать взаимодействие и совместное использование накопленных внешних финансовых активов России, унаследованных от СССР. Именно это и должно представлять собой цель управления внешними финансовыми активами страны.
Тем не менее нерациональные операции с российскими внешними активами, а также резкое снижение их стоимости, минимальные суммы доходов (подавляющая часть которых имеет товарную форму), поступающих от стран-дебиторов, являются предпосылками для выбора новых форм и методов взаимодействия с развивающимися странами.
Кроме того, усиливается тенденция к возвращению российского капитала в экономику стран СНГ и бывшего СЭВ посредством приобретения значительных активов. Правительство должно предложить ведущим национальным корпорациям возможность диверсификации рынков и получения в управление новых активов на территории стран-должников, а также впоследствии способствовать распространению активности российских компаний на территории региона, в который включается страна-дебитор.
Следует признать, что реализация данной концепции будет происходить в ужесточающихся конкурентных условиях внешней среды. Наряду с этим, у России могут возникнуть партнеры из ряда европейских стран, которые придерживаются в чем-то аналогичных взглядов (пытаясь максимально облегчить для себя проведение конверсионных операций в рамках Парижского клуба кредиторов) и некоторых ТНК, которые будут стремиться вступить в альянсы для реализации проектов на территории стран-должников России. Также можно предположить, что такие операции (с предоставлением гарантий последующего инвестирования) могут положительно восприниматься и самими странами-должниками, долговая нагрузка на которые в рамках данных операций будет снижаться.