ТРУДОВОЕ ПРАВО
2015.02.033. ЖАВОРОНКОВ Р.Н. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. - М.: Фонд НИПИ, 2014. - 384 с.
Ключевые слова: социальное обеспечение инвалидов; пенсии; право инвалидов на труд; обеспечение занятости инвалидов; право на достойную жизнь.
В монографии рассматриваются модели правового регулирования труда и социального обеспечения инвалидов, их социальная защита. Характеризуется состояние российского законодательства с точки зрения обеспечения реализации права инвалидов на труд. Исследуются институты пенсий, иных социальных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социального обслуживания и льгот в контексте предоставления инвалидам достойного уровня социального обеспечения. Формулируются предложения по совершенствованию законодательства о труде и социальном обеспечении в целях реализации в России международных стандартов социальной защиты.
На основе анализа статистических материалов Пенсионного фонда РФ автор признает, что социально-экономическое положение большинства инвалидов нельзя назвать удовлетворительным. Оценивая уровень материального обеспечения инвалидов, необходимо принимать во внимание то, что они имеют две категории потребностей. Первая категория - общие потребности (в пище, жилище и т.п.), вторая - специфические потребности инвалида, вызванные совокупностью имеющихся у него функциональных нарушений. Установленный в России прожиточный минимум пенсионера не учитывает специфических потребностей инвалидов. Данное обстоятельство свидетельствует о неэффективности нацио-
нальной политики в отношении инвалидов и невыполнении положений международных правовых актов.
Конвенция о правах инвалидов 2006 г. является основным международным документом, ее цель - поощрение, защита и обеспечение полной реализации инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также поддержка присущего им достоинства. Исследуя положения Конвенции, автор отмечает, что их реализация представляет значительную трудность. Существует также разночтения в применении положений Всемирной программы действий в отношении инвалидов (1987) и Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993). Например, в Конвенции указывается, что инвалиды и члены их семей должны получать необходимую защиту и помощь, позволяющую семьям обеспечить инвалиду полную реализацию его прав. Следовательно, данная помощь не рассматривается как компенсация за осуществляемый членами семьи уход за инвалидом. Подобный подход, подчеркивает автор, нельзя назвать однозначно положительным. В свете такого подхода допустима выплата пособия по уходу в связи с тем, что, осуществляя уход, члены семьи содействуют в реализации права жить в местном сообществе и не быть изолированным или сегрегированным от него. Однако включение времени ухода за инвалидом в трудовой стаж, дающий право выхода на пенсию, представляется весьма проблематичным, поскольку получаемое пособие - это уже компенсация за потраченные усилия. Однако, ухаживая за инвалидом, члены семьи не могут в полном объеме реализовать свои возможности в трудовой, социальной, культурной или иной общественной деятельности. Поэтому вопрос о компенсации их труда является актуальным. В Конвенции не уделяется достаточного внимания вопросам предупреждения инвалидности и реабилитации. Причины проблем, связанных с применением Конвенции, обусловлены тем обстоятельством, что она разрабатывалась очень быстро и под воздействием беспрецедентного лобби организаций инвалидов, продвигающих программы, основанные исключительно на популяционно-центрической парадигме инвалидности. Для эффективного применения Конвенции на национальном уровне необходима ее интеграция на основе реализма и понимания сущности инвалидности и связанных с ней общественных отношений.
Реализация права инвалидов на труд и обеспечение их занятости невозможно без решения проблемы правового регулирования их профессиональной реабилитации. Профессиональная реабилитация инвалидов - это меры, направленные на восстановление их трудоспособности путем максимально возможного их включения в трудовую деятельность для достижения ими конкурентоспособности на рынке труда, материальной независимости, самообеспечения и интеграции в общество. Международные акты обязывают государства признавать право инвалидов на труд наравне с правом других граждан.
Далее рассматриваются проблемы трудоустройства инвалидов, защиты от дискриминации по признаку инвалидности в трудовых правоотношениях и установления для них льгот.
Н.В. Крысанова
2015.02.034. ЛУШНИКОВ А.М., ЛУШНИКОВА М.В. ОХРАНА ТРУДА И ТРУДОПРАВОВОЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР). - М.: Проспект, 2015. - 245 с.
Ключевые слова: охрана труда; международные нормы охраны труда; МОТ; техника безопасности; ответственность работодателей.
Основное внимание в книге уделяется исследованию международных стандартов охраны труда. В отличие от трудового внутригосударственного права, для которого характерна единая иерархия правовых источников, международному праву свойственна множественность параллельных иерархий, объединенных общими императивными универсальными нормами (общепризнанными международными принципами и нормами [стандартами] трудового права). В настоящее время правотворчество МОТ - не единственный источник международных стандартов труда и социального обеспечения. К международным источникам трудового права относятся акты МОТ, акты, принятые ООН, региональными и межрегиональными организациями государств, например Советом Европы, СНГ, Евразийским экономическим сообществом, а также двусторонние соглашения России с другими государствами. Особенность системы международных источников трудового права обусловлена социальным назначением отношений, социально-партнерским ха-