Научная статья на тему '2015.02.014. НОГЕРА ФЕРНАНДЕС А. КОНСТИТУЦИЯ ИЛИ ОСНОВНОЙ ЗАКОН? РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПОРТУГАЛЬСКОЙ КОНСТИТУЦИИ 1976 Г. NOGUERA FERNÁNDEZ A. CONSTITUCIóN O LEY FUNDAMENTAL? ACERCA DE LA CONSTITUCIóN PORTUGUESA DE 1976 // ESTUDIOS CONSTITUCIONALES. - MADRID, 2013. - A. 11, N 2. - P. 615-638'

2015.02.014. НОГЕРА ФЕРНАНДЕС А. КОНСТИТУЦИЯ ИЛИ ОСНОВНОЙ ЗАКОН? РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПОРТУГАЛЬСКОЙ КОНСТИТУЦИИ 1976 Г. NOGUERA FERNÁNDEZ A. CONSTITUCIóN O LEY FUNDAMENTAL? ACERCA DE LA CONSTITUCIóN PORTUGUESA DE 1976 // ESTUDIOS CONSTITUCIONALES. - MADRID, 2013. - A. 11, N 2. - P. 615-638 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
120
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ ПОРТУГАЛИИ / СУВЕРЕНИТЕТ / УЧРЕДИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ЛЕГИТИМНОСТЬ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / ОСНОВНОЙ ЗАКОН / КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА / ПОРТУГАЛИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Андреева Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015.02.014. НОГЕРА ФЕРНАНДЕС А. КОНСТИТУЦИЯ ИЛИ ОСНОВНОЙ ЗАКОН? РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПОРТУГАЛЬСКОЙ КОНСТИТУЦИИ 1976 Г. NOGUERA FERNÁNDEZ A. CONSTITUCIóN O LEY FUNDAMENTAL? ACERCA DE LA CONSTITUCIóN PORTUGUESA DE 1976 // ESTUDIOS CONSTITUCIONALES. - MADRID, 2013. - A. 11, N 2. - P. 615-638»

рах, где это особенно важно: перед законом и судом, между женщиной и мужчиной, в отношении налогов на пропорциональной основе, в отношении оплаты труда, равных юридических, политических, экономических и социальных возможностей и др.

Еще одно право, которое необходимо включить в новый конституционный текст, - право населения на защиту в случае чрезвычайных ситуаций и соответствующую ему обязанность трех ветвей власти помогать лицам, которые индивидуально или коллективно сталкиваются с природными или гуманитарными катастрофами.

В статье затрагиваются также проблемы демократизации исполнительной власти в Мексике и повышения эффективности федеративного устройства государства.

Изложенные предложения по усовершенствованию конституционного регулирования общественных отношений в Мексике можно реализовать и посредством новой серии конституционных реформ. Но для модернизации мексиканского общества на принципах демократии необходима новая конституционная парадигма, воплощенная в новой краткой конституции, принятой на референдуме.

Г.Н. Андреева

2015.02.014. НОГЕРА ФЕРНАНДЕС А. КОНСТИТУЦИЯ ИЛИ ОСНОВНОЙ ЗАКОН? РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПОРТУГАЛЬСКОЙ КОНСТИТУЦИИ 1976 г.

NOGUERA FERNÁNDEZ A. Constitución o Ley Fundamental? Acerca de la Constitución Portuguesa de 1976 // Estudios Constitucionales. - Madrid, 2013. - A. 11, N 2. - P. 615-638.

Ключевые слова: Конституция Португалии; суверенитет; учредительная власть; легитимность; представительство; Основной закон; конституционная реформа; Португалия.

Профессор Университета Эстремадура (Испания) Альберт Ногера Фернандес анализирует порядок подготовки, принятия и изменения Конституции Португалии 1976 г. с позиции классических конституционно-правовых теорий учредительной власти, легитимности, легальности, демократии и народного суверенитета.

Чаще всего под конституцией понимается один или несколько законов, т.е. документов, в которых выражены правовые нормы.

Тогда возникает вопрос: что отличает конституцию от других законов? Опираясь на идеи аббата Сийеса, автор показывает тесную связь конституции и учредительной власти. При этом учредительная власть отличается по ряду критериев от учрежденных властей.

Во-первых, по времени, в котором эти власти действуют. Учрежденные власти существуют в обычной, нормальной, рутинной обстановке при наличии активного или пассивного консенсуса.

Во-вторых, по форме субъекта, от имени которого они действуют. Учрежденные власти в либеральной модели как минимум выступают от имени избирательного корпуса, который их избрал, при этом речь идет о народе или народе-государстве. Учредительная власть представляет народ-социум, выражающий протесты различной природы, это «народ-проблема».

В-третьих, данные власти различаются по выражаемой ими воле. Мандаты учредительной власти идентифицируются с позитивным правом, базируются на совокупности правил, содержащихся в тексте конституции. Воля учрежденных властей - это консервативная воля, отражающая status quo. Воля учредительной власти связана с «конституцией социума» и направлена на трансформацию сложившегося положения.

Для понимания особенностей Конституции Португалии 1976 г. важно также разграничить состояния легальности и легитимности. Учрежденные власти опираются на ранее установленные и действующие нормы права, т.е. в этом случае речь идет о легальности. Конституция, создаваемая учредительной властью, основывается не на ранее установленных нормах, а прямо или косвенно выражает народный суверенитет, т.е. в этом случае следует оценивать ее легитимность. Легитимный и демократический учредительный процесс должен включать следующие этапы:

1) установление системы политических свобод, обеспечивающих всем гражданам возможность участия в политическом процессе и выбор различных проектов будущего своей страны;

2) принятие избирательного законодательства, позволяющего свободно избрать Учредительную ассамблею;

3) формирование Учредительной ассамблеи и публичная разработка Конституции с учетом общественного мнения;

4) принятие конституции на референдуме. В результате включающего эти этапы процесса появляется действительно

«аутентичная конституция» (термин классика конституционного права Г. Еллинека).

Если оценивать Конституцию Португалии 1976 г. с этой точки зрения, то она не является аутентичной конституцией, в силу того что в португальском конституционном процессе были представлены не все необходимые для признания его демократическим элементы. Ее следует считать Основным законом, т.е. (по Л. Паладину1) актом, который содержит фундаментальные нормы правопорядка (о форме государства, о форме правления, нормы, определяющие порядок создания законов государства). Основные законы никогда не принимаются посредством референдумов. В статье проводится аналогия с Основным законом ФРГ, который из-за отсутствия прямого одобрения народом не мог считаться конституцией и поэтому был назван Основным законом.

В обоснование своей точки зрения автор подробно анализирует конституционный процесс в Португалии 1974-1976 гг. Он начался после 48 лет диктатуры Салазара в результате революции 25 апреля 1974 г., инициатором и главным действующим лицом которой стали Вооруженные силы. Согласно современной конституционной доктрине смысл участия вооруженных сил в конституционном процессе состоит в возвращении власти народу. Однако Закон 3/74 от 14 мая 1974 г. предоставил Конституционной ассамблее право не только «разработать», но и «принять» конституцию. Тот факт, что народ проголосовал за разработку конституции, избрав Конституционную ассамблею, не означает, что тем самым он согласился и с текстом той конституции, которую ей предстояло разработать.

По мнению автора, недемократическим был не только порядок принятия действующей Конституции Португалии 1976 г., но и последующие конституционные реформы, которые проводились без консультаций с гражданами, хотя эти реформы имели фундаментальный характер и существенно изменяли Конституцию в целом, начиная с первой реформы 1982 г., устранившей из всех статей (за исключением одной) упоминание о социализме и создавшей более четкую плюралистическую экономическую конституцию, включая реформы 1989, 1992, 1997, 2001, 2004, 2005 гг. (последняя -

1 РаЫт Ь. БтИо ^й^юпак. - РМоуа, 1991. - Р. 25.

по вопросам Европейского договора). Механизм изменения действующей Конституции Португалии таков, что народ лишен фундаментального права, сформулированного еще в ст. 28 Конституции Франции 1793 г.: «Народ всегда сохраняет за собой право пересмотра, преобразования и изменения своей конституции. Ни одно поколение не может подчинить своим законам поколения будущие».

Автор сравнивает романо-латинскую конституционную модель представительства с германо-англосаксонской моделью с точки зрения демократичности и особенностей взаимоотношений представляемых и представителей. В английской конституционной модели представительства, «родившейся в лесах Германии», идея представительства, взятая из частного права, понимается таким образом, что представитель выражает волю представляемого с высокой степенью свободы. Идея представительства в романо-латинской модели, к которой относится и Конституция Португалии, в большей мере ориентирована на идеи Ж.-Ж. Руссо, который полагал, что народный суверенитет не может быть ни передан, ни разделен. Поэтому в новых конституциях стран Латинской Америки идея представительства сформулирована таким образом, что суверенитет принадлежит народу, а парламент является только его представителем, действующим свободно, если не требуется одобрения народа. С этой точки зрения, делает вывод автор, португальская Конституция 1976 г., являющаяся исключительно продуктом деятельности парламента, - только основной закон, но не конституция.

Г.Н. Андреева

2015.02.015. САНТОЛИНИ Т. ПРИОРИТЕТНЫЙ ВОПРОС О КОНСТИТУЦИОННОСТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВА.

SANTOLINI T. La question prioritaire de constituonnalité au regard du droit comparé // Revue française de droit constitutionnel. - P., 2013. -N 93. - Р. 83-105.

Ключевые слова: Конституция Франции; приоритетный вопрос о конституционности законодательного акта; модели конституционного контроля за законами; процессуальные правила.

Статья доцента Южно-Тулонского университета и сотрудника Центра по изучению сравнительного права и политики им. Ж.-К. Эскар-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.