Научная статья на тему '2015.02.013. ПИНО МУНЬОС Х.Э. ДОСТОИНСТВА КОНСТИТУЦИИ. PINO MUÑOZ J.H. LAS VENTAJAS DE UNA CONSTITUCIόN // LETRAS JURIDICAS. - MéXICO, 2013. - N 28. - P. 187-200'

2015.02.013. ПИНО МУНЬОС Х.Э. ДОСТОИНСТВА КОНСТИТУЦИИ. PINO MUÑOZ J.H. LAS VENTAJAS DE UNA CONSTITUCIόN // LETRAS JURIDICAS. - MéXICO, 2013. - N 28. - P. 187-200 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ МЕКСИКИ / СУВЕРЕНИТЕТ / ДЕМОКРАТИЯ / РЕФЕРЕНДУМ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ НОРМЫ / УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В УПРАВЛЕНИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андреева Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015.02.013. ПИНО МУНЬОС Х.Э. ДОСТОИНСТВА КОНСТИТУЦИИ. PINO MUÑOZ J.H. LAS VENTAJAS DE UNA CONSTITUCIόN // LETRAS JURIDICAS. - MéXICO, 2013. - N 28. - P. 187-200»

2015.02.013. ПИНО МУНЬОС Х.Э. ДОСТОИНСТВА КОНСТИТУЦИИ.

PINO MUÑOZ J.H. Las ventajas de una Constitución // Letras jurídicas. -México, 2013. - N 28. - P. 187-200.

Ключевые слова: Конституция Мексики; суверенитет; демократия; референдум; конституционные нормы; участие граждан в управлении.

В статье сотрудника Центра исследования и преподавания гуманизма штата Морелос (Мексика) Х.Э. Пино Муньоса анализируются недостатки действующей Конституции Мексики, предлагаются ее изменения и обосновывается необходимость принятия новой Конституции.

По сведениям Палаты депутатов Национального конгресса Мексики в действующую Конституцию Мексики 1917 г. с декабря 1920 г. по октябрь 2013 г. было внесено 568 изменений. На реформировании конституционного акта десятилетиями отражались доминирование президентской власти, кризис народного представительства, влияние групп давления и другие факторы. В числе существенных недостатков данной Конституции автор отмечает наличие следов многочисленных реформ с различным идеологическим содержанием. Для обеспечения единообразия подходов в конституционном регулировании потребуются конституционные реформы.

Недостатком Конституции Мексики является и чрезмерная детализация отдельных статей (например, ст. 27 о праве собственности на землю и воды, природные ресурсы и связанные с ними права; ст. 41, регулирующая в том числе статус политических партий, их финансирование и ликвидацию, избирательные кампании, статус Федерального института по выборам и др.). Слишком детализированы и положения этой Конституции по вопросам образования, компетенции в сфере экономики и телекоммуникаций, появившиеся в результате конституционных реформ 2012-2013 гг.

Многие положения Конституции Мексики сформулированы слишком сложно и непонятны тем, кто не является юристом или политологом, хотя Конституцию должны знать и понимать все жители страны.

Граждане должны иметь четкое представление о правопорядке для того, чтобы реализовывать свои конституционные права и обязанности, участвовать в жизни государства и гражданского общества. В США, например, 85% населения организовано в различного рода ассоциации, в Мексике, наоборот, 85% населения не участвует в общественной жизни и не стремится к проявлениям общественной солидарности.

Автор полагает, что в изменении нуждаются положения, затрагивающие вопросы демократии, особенно гражданского контроля за государственным аппаратом. Необходимо обеспечить более адекватное представительство, не ограничивающееся принципом большинства, развивать прямые формы участия населения в управлении.

Нужны новые самостоятельные конституционные учреждения, в частности независимые от федеральных властей органы финансового контроля, которые помогут улучшить государственное управление, в том числе и в сфере борьбы с коррупцией.

В статье отмечается, что некоторые из уже закрепленных в Конституции Мексики прав человека и гражданина, такие как право на здоровье или так называемые социальные права, недостаточно гарантируются. В условиях высокого уровня бедности в Мексике требование о дополнительных эффективных конституционных гарантиях не только имеет юридическое значение, но и должно способствовать повышению уровня жизни. Вместе с тем требуется более четкая классификация прав и свобод в Конституции страны, особенно в отношении включенных в нее в последние годы, инкорпорация в нее новых прав, таких как право на достаточное питание надлежащего качества, на физическую, психическую и моральную целостность и др. Необходимо также включить положение о максимально широкой защите прав человека при интерпретации норм Конституции и международных договоров.

Вопросы равноправия в Конституции Мексики урегулированы нечетко. По мнению автора, их следует сосредоточить в двух нормах Конституции. В первой определить обязанность органов государства, относящуюся ко всем трем ветвям власти, обеспечивать равенство индивидов и социальных групп, равенство граждан разных штатов, между которыми существует сильная дифференциация. Вторая норма должна устанавливать равенство в тех сфе-

рах, где это особенно важно: перед законом и судом, между женщиной и мужчиной, в отношении налогов на пропорциональной основе, в отношении оплаты труда, равных юридических, политических, экономических и социальных возможностей и др.

Еще одно право, которое необходимо включить в новый конституционный текст, - право населения на защиту в случае чрезвычайных ситуаций и соответствующую ему обязанность трех ветвей власти помогать лицам, которые индивидуально или коллективно сталкиваются с природными или гуманитарными катастрофами.

В статье затрагиваются также проблемы демократизации исполнительной власти в Мексике и повышения эффективности федеративного устройства государства.

Изложенные предложения по усовершенствованию конституционного регулирования общественных отношений в Мексике можно реализовать и посредством новой серии конституционных реформ. Но для модернизации мексиканского общества на принципах демократии необходима новая конституционная парадигма, воплощенная в новой краткой конституции, принятой на референдуме.

Г.Н. Андреева

2015.02.014. НОГЕРА ФЕРНАНДЕС А. КОНСТИТУЦИЯ ИЛИ ОСНОВНОЙ ЗАКОН? РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПОРТУГАЛЬСКОЙ КОНСТИТУЦИИ 1976 г.

NOGUERA FERNÁNDEZ A. Constitución o Ley Fundamental? Acerca de la Constitución Portuguesa de 1976 // Estudios Constitucionales. - Madrid, 2013. - A. 11, N 2. - P. 615-638.

Ключевые слова: Конституция Португалии; суверенитет; учредительная власть; легитимность; представительство; Основной закон; конституционная реформа; Португалия.

Профессор Университета Эстремадура (Испания) Альберт Ногера Фернандес анализирует порядок подготовки, принятия и изменения Конституции Португалии 1976 г. с позиции классических конституционно-правовых теорий учредительной власти, легитимности, легальности, демократии и народного суверенитета.

Чаще всего под конституцией понимается один или несколько законов, т.е. документов, в которых выражены правовые нормы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.